Урок русского языка в 9-м классе на тему « Сложносочиненные предложения с придаточными изъяснительными»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цели, данной разработки: научиться определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену;правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными;составлять схемы предложений с указанными придаточными.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkiy_yazyk.docx | 20.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9-м классе на тему « Сложносочиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Цели урока:
1) определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену;
2) правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными;
3) составлять схемы предложений с указанными придаточными.
ХОД УРОКА
- Орг. момент.
- Словарный диктант.
Комментарий, пассивный, чрезвычайный, режиссер, обыграть, популярный, призадуматься, оптимист, интенсивный, гостиная, принципиальный, коллективный, эшелон, аккомпанемент, инициатор, идеологический, гигантский, эффективный, исподлобья, серебряный, мировоззрение.
Задание: найти слова с двумя приставками, сделать их словообразовательный разбор и разбор по составу. ( Призадуматься, исподлобья.)
- Проверка домашнего задания:
- Упражнения 114 и 116: схемы предложений ( по 3 в каждом упражнении) выполняется на доске; устно разбираются в классе задания.
- Вопросы на повторение теории:
- На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?
-К каким членам главного предложения относятся придаточные изъяснительные?
-Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.
-Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных?
-Что такое косвенная речь?
-С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? (Что, как, будто)
-Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (Косвенные побуждения)
-Как строится косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.)
-Обязательны ли указательные слова в главном предложении?
4. Закрепление темы «СПП с придаточными изъяснительными».
1) Работа с учебником.
Выполним упражнения 118 (комментированное письмо)
Графический диктант с самопроверкой.
Учитель читает предложения, ученики записывают только их схемы, вопросы к придаточным предложениям и определяют их вид. После диктанта записываем на доске правильные ответы.
- И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет.(Р.Тагор).
[…того… ] , ( котором…). Какого? Определительное.
2. Кто сам на себя много берет, тот и от других вправе ждать многого.
(Л.Фейхтвангер).
(Кто…), [тот… ] Какой? Кто именно? Местоименно-определительное.
3. Художник видит то, чего не видят остальные.
[…то… ] , (чего…). Что именно? Местоименно-определительное.
4.За все, что человек берет, он платит собой.(М.Горький).
[ …все, (что…), …] Что именно? Местоименно-определительное.
5. Пел он старинную русскую песню, слушать которую без волнения было невозможно.
[ ], (…которую…). Какую? Определительное.
6.Ясно было, кто стрелял.
[ ], (кто…). Что? Изъяснительное.
7.Будешь знать, как с ружьем баловать!
[ ] , (как…). Что? Изъяснительное.
5.Словарная работа.
Выписать в рабочий словарь слова в рамках: мозаика, результат, эффект, оптимист, пессимист. Уточнить значения слов . Составить с этими словами сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.
6. Работа с текстом.
Определить стилистическую принадлежность текста упражнения 119. Выполнить задания упражнения.
7. Выводы по уроку. Рефлексия
8. Домашнее задание.
Упражнение 120 (прокомментировать)