Урок русского языка в 9-м классе на тему « Сложносочиненные предложения с придаточными изъяснительными»
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Цели, данной разработки: научиться определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену;правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными;составлять схемы предложений с указанными придаточными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkiy_yazyk.docx20.46 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9-м классе на тему « Сложносочиненные предложения с придаточными изъяснительными»

Цели урока:

1) определять место придаточных изъяснительных в сложноподчиненном предложении, средства их связи с главным; производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену;

 2) правильно расставлять знаки препинания в сложноподчиненных предложениях с придаточными изъяснительными;

 3) составлять схемы предложений с указанными придаточными.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент.
  2. Словарный диктант.

Комментарий, пассивный, чрезвычайный, режиссер, обыграть, популярный, призадуматься, оптимист, интенсивный, гостиная, принципиальный, коллективный, эшелон, аккомпанемент, инициатор, идеологический, гигантский,  эффективный, исподлобья, серебряный, мировоззрение.

Задание: найти слова с двумя приставками, сделать их словообразовательный  разбор и разбор по составу. ( Призадуматься, исподлобья.)

  1. Проверка домашнего задания:
  1. Упражнения 114 и 116: схемы предложений ( по 3 в каждом упражнении) выполняется на доске; устно разбираются в классе задания.
  2. Вопросы на повторение теории:

- На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?

-К каким членам главного предложения относятся придаточные изъяснительные?

-Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.

-Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных?

-Что такое косвенная речь?

-С помощью каких союзов выражаются косвенные  сообщения? (Что, как, будто)

-Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (Косвенные побуждения)

-Как строится косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.)

-Обязательны ли указательные слова в главном предложении?

4. Закрепление темы «СПП с придаточными изъяснительными».

1) Работа с учебником.

Выполним упражнения 118 (комментированное письмо)

Графический диктант с самопроверкой.

Учитель читает предложения, ученики записывают только их схемы, вопросы к придаточным предложениям и определяют их вид. После диктанта записываем на доске правильные ответы.

  1. И стебелек травы достоин того великого мира, в котором он растет.(Р.Тагор).

[…того… ] , ( котором…). Какого? Определительное.

      2.  Кто сам на себя много берет, тот и от других вправе ждать многого.

(Л.Фейхтвангер).

(Кто…),  [тот… ]   Какой? Кто именно? Местоименно-определительное.

     3.  Художник видит то, чего не видят остальные.

            […то… ] , (чего…). Что именно? Местоименно-определительное.

     4.За все, что человек берет, он платит собой.(М.Горький).

[ …все, (что…), …]      Что именно? Местоименно-определительное.

     5.  Пел он старинную русскую песню, слушать которую без волнения было            невозможно.

    [   ], (…которую…). Какую? Определительное.

    6.Ясно было, кто стрелял.

             [   ], (кто…). Что? Изъяснительное.

  7.Будешь знать, как с ружьем баловать!

             [   ] , (как…). Что? Изъяснительное.

5.Словарная работа.

Выписать в рабочий словарь слова в рамках: мозаика, результат, эффект, оптимист, пессимист. Уточнить значения слов . Составить с этими словами сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными.

6. Работа с текстом.

Определить стилистическую принадлежность текста упражнения 119. Выполнить задания упражнения.

7. Выводы по уроку. Рефлексия  

8. Домашнее задание. 

Упражнение 120 (прокомментировать)