Рабочая программа. Русский язык. 8 класс.УМК Т.А.Ладыженская
рабочая программа по русскому языку (8 класс)
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса средней школы построена в соответствии с:
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.;
- Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
• Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
• Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20);
- Основной образовательной программой ООО МАОУ «СОШ №25»
- Учебным планом МАОУ «СОШ №25»;
- Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ №25»;
- Программой воспитания и социализации учащихся МАОУ «СОШ № 25».
Рабочая программа ориентирована на учебник «Русский язык. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2017.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Достижению целей программы обучения подчинены следующие задачи:
- развивать и совершенствовать способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
- углублять и расширять знания о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
- усвоить грамматические, синтаксические, пунктуационные нормы в словосочетании и простом предложении, употреблять правильно языковые конструкции изучаемых единиц;
- совершенствовать навыки создания вторичных текстов (изложений разных видов, планы, конспекты);
- совершенствовать умения создавать сочинения разных типов, жанров и стилей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 150.63 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Комитет по образованию города Улан-Удэ
МАОУ «СОШ №25» г. Улан-Удэ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Русский язык. Базовый уровень»
для обучающихся 8 класса
Улан-Удэ,
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа по русскому языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС ООО, ФОП ООО, Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г № 637-р), федеральной рабочей программы воспитания, с учётом распределённых по классам проверяемых требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения русского языка, место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания и определению планируемых результатов.
Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе на уровне основного общего образования.
Планируемые результаты освоения программы по русскому языку включают личностные, метапредметные результаты за весь период обучения на уровне основного общего образования, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения.
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса средней школы построена в соответствии с:
Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273 ФЗ;
- Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373). С изменениями и дополнениями от: 26 ноября 2010 г., 22 сентября 2011 г., 18 декабря 2012 г., 29 декабря 2014 г., 18 мая, 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
- Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 11 декабря 2020 г.;
- Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413). С изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г., 24 сентября, 11 декабря 2020 г.;
- Примерной программой основного общего образования по русскому языку с учетом авторской программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений (5-9 классы), авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский
• Примерной основной образовательной программой основного общего образования (одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 08.04.2015 N 1/15) (ред. от 04.02.2020);
• Примерной программой воспитания, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию. (Протокол от 02.06.2020 № 2/20);
- Основной образовательной программой ООО МАОУ «СОШ №25»
- Учебным планом МАОУ «СОШ №25»;
- Положением о рабочей программе МАОУ «СОШ №25»;
- Программой воспитания и социализации учащихся МАОУ «СОШ № 25».
Рабочая программа ориентирована на учебник «Русский язык. 8 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений/ М.Т. Баранов и др. – М.: Просвещение, 2017.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Достижению целей программы обучения подчинены следующие задачи:
- развивать и совершенствовать способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации.
- углублять и расширять знания о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения
- усвоить грамматические, синтаксические, пунктуационные нормы в словосочетании и простом предложении, употреблять правильно языковые конструкции изучаемых единиц;
- совершенствовать навыки создания вторичных текстов (изложений разных видов, планы, конспекты);
- совершенствовать умения создавать сочинения разных типов, жанров и стилей.
Воспитательные задачи:
Патриотического воспитания:
- осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
- ценностное отношение к достижениям своей Родины - России, к науке, искусству, спорту, технологиям, боевым подвигам и трудовым достижениям народа;
- уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране.
Духовно-нравственного воспитания:
- ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора;
- готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков;
- активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства.
Эстетического воспитания:
- восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;
- понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества;
- стремление к самовыражению в разных видах искусства.
Ценности научного познания:
- ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой;
- овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира;
- овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.
Общая характеристика предмета
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 8 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Место предмета в учебном плане
Учебный план МАОУ «СОШ №25» предусматривает обязательное изучение русского языка в 8 классе –102 часа.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие метапредметные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Наиболее приемлемыми для учащихся 8 класса являются следующие приемы и методы работы на уроке:
- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; продолжение текста; составление тезисов; редактирование текста;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка доклада, написание творческих работ, сочинения-рассуждения и т.д.);
- сравнение текстов;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- коммуникативные и игровые ситуации.
- составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися;
- различные виды диктантов;
-различные виды разбора (фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); - оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя и т.д.;
-анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
-работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Технологии, используемые в обучении
Развивающего обучения, личностно-ориентированного обучения, коллективного взаимообучения, обучения в сотрудничестве, информационно-коммуникационные, технологии интенсивного обучения правописанию, технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, здоровьесбережения.
Форма организации образовательного процесса – классно-урочная
Формы и виды контроля
Текущий контроль осуществляется в форме устного, фронтального опроса, словарных, графических, предупредительных, творческих, объяснительных, выборочных, распределительных, свободных диктантов, проверочных работ, комплексного анализа текстов. Рубежный и итоговый контроль осуществляется в форме контрольных диктантов, изложений всех видов, сочинений различных типов, тестов в формате ЕГЭ.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах «Регулятивные универсальные учебные действия», «Коммуникативные универсальные учебные действия», «Познавательные универсальные учебные действия» программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Формирование метапредметных результатов обеспечивается за счёт основных компонентов образовательного процесса — учебных предметов.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
• способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
• способность к сотрудничеству и коммуникации;
• способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
• способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
• способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Оценка достижения метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации.
2.Планируемые результаты изучения курса
Личностные:
1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметные:
1) владение всеми видами речевой деятельности:
• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);
• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;
• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;
• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации
• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:
• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости;
• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;
• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);
• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;
• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;
2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
3) коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
Предметные:
1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
2) понимание места русского языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.
3.СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Название раздела, темы | Количество часов | |||
Всего | р/р | к/р | проект | |
Функции русского языка в современном мире | 1 | |||
Повторение пройденного в V-VII классах | 8 | 2 | 1 | |
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ | 5 | 1 | ||
Простое предложение | 3 | 1 | ||
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ | ||||
Главные члены предложения | 7 | 2 | 1 | |
Второстепенные члены предложения | 9 | 2 | ||
Односоставные предложения | 11 | 2 | 1 | |
Однородные члены предложения | 15 | 3 | 1 | |
Обособленные члены предложения | 19 | 2 | 1 | |
Слова, грамматически не связанные с членами предложения | 14 | 4 | 1 | |
Прямая и косвенная речь | 7 | 1 | 1 | |
Повторение и систематизация материала, изученного в 8 классе | 4 | 2 | 1 | 1 |
Итого | 102 | 21 | 8 | 2 |
Функции русского языка в современном мире (1)
Повторение изученного в 5-7 классах (6 ч + 2 ч)
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (5)
- Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
- Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое предложение (2 ч + 1 ч)
I. Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
II. Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
- Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
ДВУСОСТАВНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Главные члены предложения (6 ч + 2 ч)
1.Повторени пройденного о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
- Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Второстепенные члены предложения (6 ч + 2 ч)
I. Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
П. Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
III. Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Односоставные предложения (9 ч + 2 ч)
I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
IV. Рассказ на свободную тему
Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения (11 ч + 3ч)
I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
Вариативность постановки знаков препинания.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
III. Рассуждение на основе литературного произведения(в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (17 ч + 2 ч)
I. Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
III.Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (10 + 2)
I. Повторение изученного об обращении.
Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
- Публичное выступление на общественно значимую тему.
Прямая и косвенная речь (6 ч + 1 ч)
I. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (4ч)
Повторение изученного, систематизация материала по изученным темам курса 8 класса.
4.УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Название раздела, блока, темы | Количество часов | Элементы содержания, понятия, термины | Результаты освоения предмета | ||||||
всего | рр | кр | личностные | метапредметные | предметные | |||||
коммуникативные | регулятивные | познавательные | ||||||||
1 | Функции русского языка в современном мире | 1 | Язык и речь, формы языка и формы речи, язык и мышление | Формирование знания о взаимосвязи русского языка с культурой и историей России и мира, формирование сознания того, что владение РЯ – важнейший показатель культуры человека | Слушать и слышать, полно и точно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, искать и выделять необходимую информацию | Объяснять языковые явления и процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования структуры, содержания и значения слова, предложения, текста | Научиться понимать высказывания на лингвистическую тему и составлять по ней рассуждение | ||
2 | Повторение изученного в 5 - 7 классах | 8 | 2 | 1 | Знаки завершения, разделения и выделения. Пунктуация в сложном предложении, слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи; проектирование выполнения домашнего задания; анализ художественного текста, составление рассуждения на лингвистическую тему, самостоятельное диагностирование по вопросам учебника с последующей взаимопроверкой, комментированное выставление оценок | Формирование «стартовой» мотивации к изучению нового материала, навыков работы по алгоритму при консультативной помощи учителя | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность, проявлять речевые действия: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний чувств, мыслей, побуждений или иных составляющих внутреннего мира; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с орфоэпическими нормами РЯ | Применять методы информационного поиска; осознавать себя как движущую силу своего научения, способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию, к преодолению препятстви; формировать ситуацию саморегуляции эмоционального состояния. | Объяснять языковые явления и процессы в ходе проектирования структуры и содержания текста-рассуждения, выполнения лингвистических задач, контрольных заданий и в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах. | Научиться применять алгоритм проведения пунктуационного разбора, конструирования сложных предложений; применять правила правописания Н-НН, НЕ с разными частями речи. |
3 | Синтаксис. Пунктуация. Культура речи | 5 | 1 | Групповая работа по вариантам, анализ текста с взаимопроверкой, конструирование текста с опорой на словарь (раздел «Сокровища языка»), проектирование выполнения домашнего задания. Основные единицы синтаксиса: словосочетание, предложение, текст. Согласование, управление, примыкание. | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности, к обучению в группе, к самодиагностике; формирование интереса к исследовательской деятельности по алгоритму выполнения задачи. | Формировать навыки речевых действий: использовать адекватные языковые средства для отображения в форме устных и письменных высказываний; добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами РЯ. | Осознавать себя как движущую силу своего научения, формировать ситуацию саморегуляции эмоционального состояния; операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничать в совместном решении задач; проектировать траектории развития через включение в новые виды самодиагностики. | Научиться определять основные единицы синтаксиса, находить признаки текста; характеризовать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса; определять вид связи в словосочетании; проводить самодиагностику результатов изучения темы. | ||
4 | Простое предложение | 3 | 1 | Предикативная основа, порядок слов и инверсия, интонация. | Представлять конкретное содержание и сообщать его в устной и письменной форме; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами языка; использовать адекватные языковые средства. | Применять методы информационного поиска; проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества | Объяснять языковые явления и процессы в ходе исследования предложений, в том числе с помощью интонации, а также в ходе конструирования текста-описания публицистического стиля. | Научиться определять главные члены предложения по их грамматическим признакам; использовать схемы как способы наблюдения за языковым явлением; составлять текст-описание публицистического стиля. | ||
5 | Двусоставные предложения. Главные члены предложения | 8 | 2 | 1 | Подлежащее, сказуемое, простое глагольное, составное глагольное, составное именное сказуемое | Формирование устойчивой мотивации к самостоятельному и коллективному исследованию и конструированию предложений, к обучению в группе, к самодиагностике | Научиться определять подлежащее и сказуемое по их признакам, применять алгоритм определения вида сказуемого; проводить самодиагностику результатов изучения темы. | |||
6 | Второстепенные члены предложения | 7 | 2 | Определения (согласованные и несогласованные), приложения (согласованные и несогласованные, распространенные и нераспространенные), дополнения (прямые и косвенные), обстоятельства; уточняющие члены | Формирование интереса к аналитической деятельности, навыков самоанализа и самоконтроля; интеграции индивидуальной и коллективной деятельности. | Добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность); использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний чувств, мыслей, побуждений или иных составляющих внутреннего мира; формировать адекватные языковые средства для отображения в форме высказываний с целью планирования, контроля и самооценки. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач; осознавать себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий. | Объяснять языковые явления и процессы в ходе исследования предложений, при работе с алгоритмом, в ходе обобщения материала, исследования структуры предложения, в т.ч. с приложением, а также в ходе выполнения творческого задания. | Научиться определять второстепенные члены предложения по их грамматическим признакам; производить синтаксический разбор двусоставного предложения; составлять текст характеристики человека. | |
7 | Односоставные предложения | 11 | 2 | 1 | Определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно- личные, безличные, назывные, неполные | Формирование интереса к аналитической деятельности, навыков самоанализа и самоконтроля; организации деятельности в группе. | Объяснять языковые явления и процессы в ходе исследования состава предложений, самодиагностики, составления инструкций | Научиться применять алгоритм определения односоставных предложений, составлять текст-рассуждение, производить синтаксический разбор односоставного предложения. | ||
8 | Простое осложненное предложение. Однородные члены предложения | 15 | 3 | 1 проект | Однородные и неоднородные члены предложения, обобщающее слово при однородных членах. Речевой замысел, интонация, пунктуация. | Объяснять языковые явления и процессы в ходе определения предложений с однородными членами, конструирования, написания сжатого изложения и сочинения, редактирования текста, а также в ходе проектирования индивидуального маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах. | Научиться устанавливать условия однородности членов предложения, однородности-неоднородности определений; применять способы сжатия текста; производить работу над ошибками, составлять текст-описание, расставлять знаки препинания в предложениях с однородными членами, выполнять пунктуационный разбор предложения с однородными членами, применять технологию самокоррекции при проектировании маршрута восполнения проблемных зон в изученных темах. | |||
9 | Обособленные члены предложения | 19 | 2 | 1 | Обособление, речевой замысел, интонация; определяемое слово, контактное и дистантное положение, препозиция, постпозиция, уточнение; выделительная интонация и выделительные знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разбор предложений с обособленными членами | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, к проявлению креативных способностей, исследованию, к коллективной деятельности, к работе по индивидуальному плану, навыкам проектной деятельности. | Использовать адекватные языковые средства общения, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами РЯ. | Формировать ситуацию саморегуляции, сотрудничать в совместном решении задач; осознавать себя как движущую силу своего научения, к преодолению препятствий. | Объяснять языковые явления и процессы в ходе определения предложений с обособленными членами, в ходе составления лингвистического рассуждения, в т.ч. на дискуссионную тему; в ходе решения лингвистических задач, исследования предложений с уточняющими членами, обращениями в вводными конструкциями; составления опорного справочного материала, в ходе самодиагностики, контрольной работы, конструирования текста лингвистического рассуждения и описания. | Научиться определять обособленные члены предложения по их грамматическим признакам; применять правила обособления; составлять текст-рассуждение на дискуссионную тему; применять применять и реализовывать маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. |
10 | Слова, грамматически не связанные с членами предложения | 14 | 4 | 1 | Обращение, звательная интонация, распространенные обращения, вводные и вставные конструкции, междометия, выделительные знаки препинания; синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, грамматически не связанными с членами предложения. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, самостоятельной и коллективной аналитической и творческой деятельности, к обучению в группе, к самодиагностике. Формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) | Использовать адекватные языковые средства общения, определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, обмениваться знаниями для принятия эффективных совместных решений; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами РЯ. | Проектировать маршрут преодоления затруднений в обучении через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; осознавать себя как движущую силу своего научения. | Научиться определять обращения, в т.ч. распространенные; применять правило выделения обращения на письме. Научиться определять вводные и вставные конструкции, выделять на письме; различать их по значению. Научиться проектировать и реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
11 | Чужая речь | 7 | 1 | 1 | Понятие о чужой речи: прямая речь, слова автора, косвенная речь, несобственно-прямая речь, внутренний монолог. Монолог, диалог, полилог. Цитирование, эпиграф, пунктуация в предложениях с чужой речью. | Формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, к проявлению креативных способностей, коллективной творческой деятельности на основе выполнения алгоритма выполнения задачи | Использовать адекватные языковые средства для отображения в форме высказываний с целью планирования, контроля и самооценки, формировать навыки работы в группе; владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами РЯ. Формировать навыки работы в группе, включая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы. | Объяснять языковые явления и процессы в ходе составления и применения алгоритма выполнения учебного задания, анализа предложений с прямой речью, в ходе составления рассказа. | Научиться определять чужую речь в предложениях с прямой речью; составлять диалог, рассказ с применением цитирования. Научиться реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
12 | Повторение и систематизация изученного в 8 классе | 4 | 2 | 2 проект | Синтаксис и морфология, культура речи, орфография и пунктуация в простом предложении. | Формирование устойчивой мотивации к самосовершенствованию, изучению и закреплению нового, формирование способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности) | Проектировать траектории развития через включение в новые виды деятельности и формы сотрудничества; осознавать себя как движущую силу своего научения, способность к преодолению препятствий. | Объяснять языковые явления и процессы в ходе составления и применения алгоритма выполнения учебного задания, в ходе комплексного анализа текста, решения лингвистических задач. | Научиться применять полученные знания по синтаксису и морфологии в практической деятельности, уметь расставлять знаки препинания в простых предложениях разной степени осложненности; применять знания о культуре речи на практике; научиться реализовывать индивидуальный маршрут восполнения проблемных зон в изученных темах. | |
ИТОГО | 102 | 21 | 9 |
Приложение 1
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Русский язык, 8 класс
№ | Дата | Тема | Количество часов | Дата проведения |
1 | Функции языка в современном мире. Современный русский язык как развивающаяся система. | 1 | ||
Повторение изученного в 5-7 классах(7+6р/р) | ||||
2-6 | Комплексное повторение | 5 | ||
7 | Текст как речевое произведение. Микротема текста. | 1рр | ||
8 | Заголовок и его роль в тексте. Связь между предложениями в тексте. | 1рр | ||
9 | Общие виды и правила общения. Подготовленная и спонтанная речь. Литературная и нелитературная речь. | 1рр, П | ||
10 | К/д с грамматическим заданием | 1кр | ||
11 | Анализ к/д | 1 | ||
12-13 | Подробное изложение публицистического характера с творческим заданием «Что значит быть воспитанным человеком?» | 2 рр | ||
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи (74+19 р/р) | ||||
14 | Словосочетание как единица синтаксиса. Виды словосочетаний. | 1 | ||
15 | Синтаксические связи слов в словосочетаниях. Синтаксический разбор словосочетаний. | 1 | ||
16 | Предложение как средство выражения мысли и как минимальное речевое высказывание. Строение предложения. Интонационные и грамматические признаки предложения. Грамматическое значение предложения. Порядок слов. Логическое ударение | 1 | ||
17 | Изложение с элементами сочинения-рассуждения о милосердии (Е.Лайкова) | 1 рр | ||
Двусоставные предложения. Главные члены предложения (6+2р/р) | ||||
18 | Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Морфологические способы выражения подлежащего | 1 | ||
19 | Грамматическая основа простого двусоставного предложения. Сказуемое. Простое глагольное сказуемое | 1 | ||
20-21 | Изложение «Прощание с Пушкиным» | 2 ррП | ||
22 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | ||
23 | Составное именное сказуемое. | 1 | ||
24 | Тире между подлежащим и сказуемым. | 1 | ||
25 | Контрольная работа и комплексный анализ текста | 1кр | ||
Второстепенные члены предложения (6+2р/р) | ||||
26 | Роль второстепенных членов в предложении. Дополнение. | 1 | ||
27 | Определение. | 1 | ||
28 | Приложение. Знаки препинания при нем. | 1П | ||
29 | Обстоятельство. | 1 | ||
30 | Систематизация и обобщение изученного по теме «Второстепенные члены предложения». Синтаксический разбор двусоставного предложения. | 1 | ||
31-32 | Изложение с элементами сочинения «На родине Ломоносова» | 2 рр | ||
Односоставные предложения (10+2р/р) | ||||
33 | Основные группы односоставных предложений. | 1 | ||
34 | Назывные предложения. | 1 | ||
35 | Определенно-личные предложения. | 1 | ||
36 | Неопределенно-личные предложения. | 1 | ||
37 | Обобщенно-личные предложения. Инструкция. | 1 ррП | ||
38-39 | Безличные предложения. | 2 | ||
40 | Контрольная работа «Виды односоставных предложений» | 1 кр | ||
41 | Неполные предложения. | 1 | ||
42 | Рассказ на свободную тему «Роль книги в жизни человека» с опорой на вспомогательные материалы | 1рр | ||
43 | Обобщение и систематизация материала по односоставным и неполным предложениям. Синтаксический разбор односоставного предложения. | 1П | ||
44 | Контрольная работа по теме «Простое предложение» | 1кр | ||
Однородные члены предложения: 11+3р/р | ||||
45 | Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, и пунктуация при них. | 1 | ||
46 | Публицистический стиль речи: особенности содержания, композиционные части, языковые средства. | 1 ррП | ||
47-48 | Однородные и неоднородные определения. | 2 | ||
49-50 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. | 2 | ||
51-52 | Обобщающие слова при однородных членах предложения и знаки препинания при них. | 2 | ||
53 | Синтаксический разбор предложения с однородными членами. | 1 | ||
54 | Сочинение-рассуждение дискуссионного характера на основе исходного текста | 1 ррП | ||
55 | Повторение по теме «Однородные члены предложения». | 1 | ||
56 | Стилистические функции однородных членов. Употребление однородных членов в речи. Редактирование предложений с однородными членами. Законы построения предложений с однородными членами. | 1П | ||
57 | Контрольное изложение «Могила Пушкина» | 1рр | ||
58 | К/д «Март» | 1кр | ||
Обособленные члены предложения (16+3р/р) | ||||
59 | Понятие об обособлении. | 1 | ||
60-62 | Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них. | 3 | ||
63-64 | Сочинение на дискуссионную тему «Как я понимаю совет поэта: «Не позволяй душе лениться!» | 2рр | ||
65-66 | Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них. | 2 | ||
67 | Самостоятельная работа по теме «Обособленные определения и приложения» | 1рр | ||
68-69 | Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них. | 2 | ||
70 | Обособление сравнительных оборотов | 1 | ||
71 | Обособленные дополнения | 1 | ||
72 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 кр | ||
73-74 | Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при них. | 2 | ||
75-76 | Характеристика человека как вид текста: строение и языковые особенности. | 2 ррП | ||
77 | Диктант «Глазами художника» или к/р по теме «Обособленные члены предложения» | 1кр | ||
Слова, грамматически не связанные с членами предложения (10+2р/р) | ||||
78 | Назначение обращения. Распространенные обращения. Выделительные знаки препинания при обращении. | 1 | ||
79-80 | Употребление обращений. | 2 | ||
81 | Сочинение на морально-этическую тему | 1ррП | ||
82 | Вводные конструкции. Группы вводных слов и вводных сочетаний слов по значению. | 1 | ||
83 | Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1 | ||
84 | Вставные слова, словосочетания и предложения. | 1 | ||
85 | Устное публичное выступление | 1ррП | ||
86 | Междометия в предложении. | 1 | ||
87 | Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения. | 1 | ||
88 | Повторение материала по теме «Слова, грамматически не связанные с членами предложения». | 1 | ||
89 | К/д «Комиссар из 42-й палаты» | 1кр | ||
90-91 | Контрольное сочинение на лингвистическую тему: «Зачем нужны слова, грамматически не связанные с членами предложения?» | 2рр | ||
Чужая речь (5+2р/р) | ||||
92 | Понятие о чужой речи. Прямая и косвенная речь. Знаки препинания. | 1 | ||
93 | Замена прямой речи косвенной. | 1 | ||
94 | Сравнительная характеристика двух знакомых лиц. Особенности строения данного текста. | 1ррП | ||
95 | Цитата. | 1 | ||
96 | Диалог | 1 | ||
97 | Использование в речи изученных синтаксических конструкций (прямая и косвенная речь, диалог, цитирование) Повторение материала по теме «Чужая речь». | 1ррП | ||
98 | Контрольная работа | 1кр | ||
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (4) | ||||
99 | Словосочетание и предложение. | 1 | ||
100 | Простое предложение. Способы выражения главных членов. | 1 | ||
101 | Однородные члены. Вводные и вставные конструкции. | 1 | ||
102 | Предложения с обособленными членами. | 1 |
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ
I. Учебно-методический комплект
- Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Дейкина А.Д., Александрова О.М. Русский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2012.
- Обучение русскому языку в 8 классе: Методические рекомендации к учебнику для 8 класса общеобразовательных учреждений / Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А., Шеховцова И.А. – М.: Просвещение, 2007.
- Егорова Н.В. Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс (к учебникам Л.А.Тростенцовой, Т.А. Ладыженской). – М : ВАКО, 2009
- Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителей. – М.:Просвещение,2009
- Тростенцова Л.А. , Ладыженская Т.А. Русский язык 8 класс - М.: Просвещение, 2009
- Тесты. Русский язык 8 класс. Варианты и ответы централизованного (итогового) тестирования. – М : ООО «РУСТЕСТ», 2006
При выборе системы обучения и учебно-методического комплекса по предмету для реализации рабочей программы учитывалось
- соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;
- соотнесённость с содержанием государственной итоговой аттестации;
-завершённость учебной линии;
II. Литература для учителя
- Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект – М.: Просвещение, 2002.
- Программа для общеобразовательных учреждений по русскому языку авторов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского. – М.: Просвещение, 2008
- Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс. – М.: Просвещение, 2009
- Богданова Г.А. Сборник диктантов по русскому языку. 5–9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.
- Контрольно-измерительные материалы. Русский язык: 8 класс / Сост. Н.В.Егорова. – М.: ВАКО, 2010.
- Нури О.А. Поурочные разработки по русскому языку: 8 класс: к учебнику Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2009.
- Стандарт основного общего образования по русскому языку. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/fkgs/08.doc
- Примерные программы основного общего образования. Русский язык для образовательных учреждений с русским языком обучения. URL: http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok/obs/prog/02-1-o.doc
Литература для учителя (дополнительная)
1.Астахова Г.М., Малюшкин А.Б. Тематические зачеты по русскому языку. 8 класс. – М.: Просвещение, 2003
- Богданова Г.А. Уроки русского языка в 8 классе. – М.: Просвещение, 2006
- Блинов Г.И. Методика изучения пунктуационных правил. – М.: Просвещение, 1972
- Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации. 8 – 11 классы. – М.: Просвещение, 2000
- Владимирская Г.Н. Уроки русского языка в 8 классе: Книга для учителя. – М.: Творческий Центр, 2004
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2006
- Малюшкин А.Б., Айрапетова А.Г. Диктанты по русскому языку с дополнительными заданиями. 8 класс. – М.: Просвещение, 2002
- Малюшкин А.Б. Учебные таблицы по русскому языку. 5 – 11 классы. –М.: Просвещение, 2003
- Николина Н.А., Мишина К.И., Федорова В.А. Обучение русскому языку в 8 классе. – М.: Просвещение, 2003
- Сиденко Н.В. Русский язык. 8 класс: Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003
- Тростенцова Л.А., Запорожец А.И. Русский язык. Поурочные разработки. 8 класс. – М.: Просвещение, 2009
- Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок. Ч.2
- Шанский Н.М., Боброва Т.А. Снова в мире слова. – М.: Просвещение, 2001
- Егорова Н.В. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКА, 2005
- Костяева, Чуриков. Сборник диктантов для 8-9 классов
- Л.Л.Маркова, Г.А.Судоплатова. Диктант как один из приемов работы над текстом при подготовке к ЕГЭ (учебное пособие) – Улан-Удэ, изд. БГУ, 2011
Литература для учащихся
- Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. М.: Просвещение,1995
- Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Знаки препинания. Ч. 1,2. – М.: Просвещение, 1998
- Малюшкин А.Б Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс. – М.,2004
- Милославский И.Г. Зачем нужна грамматика. – М.: Просвещение, 1988
- Милославский И.Г. Как разобрать и собрать слово. – М.: Просвещение, 1993
- Фролова Т.Я. Мы пишем без ошибок. Ч.2
- Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание / гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Просвещение, 1999
Мультимедийные пособия:
- «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
- Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2010 (Подготовка к выпускным и вступительным экзаменам)
- Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
- Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
- Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
- Грамотей. Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка
- Обучающая программа (орфографический тренажер) для школьников 10 лет и абитуриентов. Возраст: 5-11 классы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа русский язык 9 класс. Программа Ладыженской Т.А.
Рабочая программа по русскому языку, 2 часа в неделю. Календарно - тематическое планирование....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-516590-1536257195.jpg)
Рабочая программа "Русский язык как государственный (индивидуальные и групповые занятия с учащимися с неродным русским языком), адаптированная к коррекционно-развивающему обучению в 1-4 классах"
В школы Российской Федерации поступает большое количество детей из семей переселенцев ближнего и дальнего зарубежья.Для данных детей русский язык не является родным и, если они не обучались по российс...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/21/picture-394095-1413901046.jpg)
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский.
Рабочая программа Русский язык 5-9 класс Программа М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский....
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/26/picture-696643-1445890336.jpg)
Рабочая программа русский язык 5 класс Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой, издательство «Просвещение», 2012.
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбч...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/04/picture-810889-1633353536.jpg)
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс
рабочая программа русский язык 11 класс, рабочая программа литература 11 класс...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/17/picture-711082-1447778250.jpg)
рабочая программа русский язык программа Гольцовой,11 класс
Рабочая программа по русскому языку по программе Гольцовой...
Рабочая программа Русский язык. ФГОС.10 класс к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык 10-11 классы», под редакцией Гольцовой Н.Г., Шамшина И.В
Рабочая программа для 10 класса(базовый уровень, 34 часа) составлена с учетом ФГОС СОО, содержит развернутое КТП с указанием видов деятельности...