Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения.

Задачи:

предметные: продолжать формировать умение различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные); правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; составлять и читать схемы сложных предложений, составлять предложения по указанным схемам.

метапредметные: способствовать овладению навыком принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

личностные: развивать мотивы учебной деятельности;  навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon otkrytyy_urok_6_klass_sp.zip1.69 МБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык.

Класс: 6.

Раздел: «Повторение изученного в 5 классе».

Тема урока: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении. Синтаксический разбор предложений».

Цель урока: развитие теоретического мышления и практических навыков обучающихся, формирование интеллектуальной культуры личности на основе осознания языка как основного средства человеческого общения.

Задачи:

предметные: продолжать формировать умение различать простые и сложные предложения, виды сложных предложений (союзные и бессоюзные); правильно ставить знаки препинания между частями сложного предложения; составлять и читать схемы сложных предложений, составлять предложения по указанным схемам.

метапредметные: способствовать овладению навыком принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; формированию умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия.

личностные: развивать мотивы учебной деятельности;  навыки конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Продолжительность урока: 40 минут.

Методы обучения:

- по источнику знаний: словесный, наглядный;

- по уровню познавательной активности: частично-поисковый;

- по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический, сравнительный.

Тип урока: повторение.

Межпредметные связи: литература.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация к уроку,  карточки с теоретическим материалом по теме урока.

Ход урока

1. Организационный момент (1 мин.)

Задача: подготовка обучающихся к работе на уроке.

Создает эмоциональный настрой на работу

- Давайте улыбнемся друг другу. Вижу, настроение у вас радостное, деловое. Тогда за работу! Запишем сегодняшнее число, классная работа, оставьте одну строку для записи темы урока.

2. Мотивация учебной деятельности (6 мин.)

Задача: обеспечение мотивации и принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности, актуализация опорных знаний и умений.

- Перед вами группа слов. Распределите их  на группы. Сколько групп слов у нас получится? По какому принципу делили слова на группы? Сформулируйте правило правописания данных слов (2,3 слайды).

Ёж, певуч, товарищ, печь, вещь, рожь, помощь, грач, туш, стеречь, мяч, тушь, карандаш, могуч («Правописание Ь знака на конце слова после шипящих у различных частей речи»).

Ребята, послушайте загадку, ответ на неё найдите среди этих слов:

В белом поле по дороге скачет конь мой одноногий,
И на много-много лет оставляет он свой след.
 (4 слайд)

Определите грамматическую основу предложения.

Какое это предложение?

Исходя из вышесказанного, сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Что мы знаем о сложном предложении?

- В прошлом году мы знакомились с видами простых и сложных предложений, сравнивали их по различным критериям (по интонации, по цели высказывания, по наличию второстепенных членов, по составу грамматической основы, по количеству грамматических основ), учились строить схемы предложений. Давайте обратимся к учебнику: с. 28 «Материал для самостоятельных наблюдений».

Что бы вы хотели узнать по этой теме еще, чем расширить свои знания? Сформулируйте учебные задачи (повторить изученное о сложном предложении, упражняться в умениях распознавать сложные предложения, отличать их от простых предложений, правильно расставлять знаки препинания в простых и сложных предложениях).

3. Учебно-познавательная деятельность (28 мин.)

Задача: обеспечение восприятия, осмысления, запоминания, повторения  материала. Выявление качества и уровня знаний обучающихся по теме урока, обеспечение их коррекции.

- Сегодня мы отправляемся в страну загадок и повторим  виды сложных предложений.

Раздает учащимся карточки с заданием для повторения учебного материала: каждому ряду материал по одному из видов сложного предложения.

По небесам оравою бегут мешки дырявые, и бывает иногда из мешков течет вода (туча).

Чтобы были мы здоровы, даст нам молока…(корова).

На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост, чудо-мастер смастерил мост высокий без перил (радуга).

Работая в группах, анализируют материал по одному из видов сложных предложений.

После обсуждения поочередно выходят трое обучающихся и формулируют свои наблюдения по теме урока, используя материал карточки (предложение-загадка демонстрируется на экране; 5, 6, 7 слайды). Остальные обучающиеся проверяют свои знания и дописывают оставшиеся два предложения в тетрадь.

Проводит работу по составлению алгоритма «Виды сложных предложений» (8 слайд).

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять.   (Дети выполняют прыжки на месте.)
Будем строить и играть. (
Встают на носочки и тянутся руками вверх)
Дом большой, высокий строим. Окна ставим, крышу кроем. (
Показывают руками окно, крышу - смыкают руки над головой)
Вот какой красивый дом! (Указательным жестом вытягивают руки вперед).
Будет жить в нем старый гном. (Приседают)

- Молодцы! А теперь мы поработаем с новыми загадками. На экране даны предложения-загадки. Задание: отгадать загадки, записать предложения, расставить знаки препинания, соотнести эти предложения со схемами (9-10 слайд).

1. Висит за окошком кулек ледяной,
Он полон капели и пахнет весной. (Сосулька)

2. Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке. (Гвоздь).

3. Пройдет он первым без стыда в любую дверь упрямо,
И первым в дом его всегда пропустит даже дама. (Ключ)

4. На крыше нашей гном сидит,
И небо каждый день коптит. (Труба.)

4. Контроль и оценка результатов деятельности. Рефлексия (5 мин.)

Задача: научить оценивать себя, анализировать собственную деятельность на уроке. Выяснить степень усвоения заданного материала на дом; определить типичные недостатки в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженные недочёты.

- Расскажите, что еще узнали, чему научились на уроке?

- Какое задание для вас было самым трудным?

- Что не получилось? Что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?

Учитель выставляет оценки за урок.

Рефлексия.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал новое

Скучно

Отдыхал

Понял учебный материал

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Домашнее задание.

Придумать свою загадку в форме сложного предложения, сделать синтаксический разбор (все); упр. 51 (группа), упр. 53 (группа).

Отгадайте загадку. Определите: простое перед вами предложение или сложное, докажите свою точку зрения. Подчеркните грамматическую(ие) основу(ы). Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку. Составьте схему предложения.

По небесам оравою бегут мешки дырявые и бывает иногда из мешков течет вода.

Отгадайте загадку. Определите: простое перед вами предложение или сложное, докажите свою точку зрения. Подчеркните грамматическую(ие) основу(ы). Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку. Составьте схему предложения.

Чтобы были мы здоровы даст нам молока...

Отгадайте загадку. Определите: простое перед вами предложение или сложное, докажите свою точку зрения. Подчеркните грамматическую(ие) основу(ы). Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку. Составьте схему предложения.

На минуту в землю врос разноцветный чудо-мост  чудо-мастер смастерил мост высокий без перил.

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял

Урок

Я на уроке

Итог

Интересно

Работал

Узнал что-то новое

Скучно

Отдыхал

Все понял

Безразлично

Помогал другим

Ничего не понял


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

Данный материал представляет собой конспект урока с использованием биографических сведений об Александре Грине...

Синтаксический разбор предложения

Данная презентация создана мной для каждого урока русского языка, на котором есть синтаксический разбор предложения, частичный или полный. Он помогает быстро найти ошибку в порядке разбора и дает возм...

Планы синтаксического разбора предложений (простого и сложного)

В данном документе представлены планы синтаксического разбора простого и сложного предложений.  Этот теоретический материал могут использовать как учителя, так и ученики 5-11 классов....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе на тему: «Сложное предложение. Запятые в сложном предложении».

Учебник: Русский язык.6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Ч. 1/М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч.  ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2013....

Проверочная работа по русскому языку по темам: морфемный и словообразовательный разбор, морфологический разбор глагола, синтаксический разбор предложения

Данную поверочную работу можно использовать в 6 классе после прохождения разделов: "Прилагательное" и "Глагол". А также при подготовке к ВПР....