Урок русского языка в 7 классе по теме "Деепричастия в речи"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Буланова Анна Вячеславовна

Конкурсный урок, представленный на городском этапе "Учитель года" (Пед.дебют), разработан по системе развивающего обучения Эльконина-Давыдова. Может быть реализован в рамках любого УМК как заключительный урок по теме"Деепричастие". 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

по теме «Деепричастия в речи»

Класс: 7 А

Тип урока: урок постановки учебной задачи.

Оборудование: презентация, раздаточный материал (карточки для групповой и индивидуальной работы, алгоритм работы, инструкции, маркеры, листы)

Цель:

Формирование у учащихся  умения правильно употреблять деепричастный оборот в устной и письменной речи.

Задачи:

  • создание алгоритма построения предложения с деепричастным оборотом;
  • отработка умений применять алгоритм;
  • развитие умения коммуницировать в группах.

План урока:

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний:

   а) создание ситуации успеха (нахождение в тексте предложения с деепричастным оборотом, развитие умения отличать такие предложения от предложений с причастным оборотом);

   б) ситуация разрыва (создание проблемного вопроса).

3. Создание алгоритма правильного употребления дееприч.оборота в речи:

   а) работа в группах;

   б) представление результатов;

   в) обсуждение проектов.

4. Практическая деятельность учащихся:

   а) редактирование текста (индивидуальная работа);

   б) обсуждение полученных результатов.

5. Рефлексия.

6. Расширение словарного запаса, обогащение речи (работа с фразеологизмами, имеющими в составе дееприч. оборот)

7. Подведение итогов.

   а) выявление роли деепричастий и оборотов в речи.

8. Этап оценивания.

9. Домашнее задание.

Ход урока.

Этапы урока

Содержание работы учителя

Форма организации деятельности учащихся.

1. Оргмомент

2. Актуализация знаний:

а) создание ситуации успеха

б) ситуация разрыва

3. Создание алгоритма:

а) работа в группах;

б)представление результатов;

в) обсуждение проектов.

4. Практическая

деятельность учащихся:

а)редактирование текста (индивидуальная работа);

б) обсуждение полученных результатов.

5. Рефлексия.

6. Расширение словарного запаса (работа с фразеологизмами)

7. Подведение итогов.

а) выявление роли деепричастий и оборотов в речи.

8. Этап оценивания.

9. Задавание домашнего задания.

Приветствие. 

Здравствуйте, ребята. Присаживайтесь. Меня зовут Анна Вячеславовна. Я учитель гимназии №10 и сегодня урок у вас буду вести я.

Откройте тетради. Запишите число, «классная работа», тему урока.

Посмотрите внимательно на отрывок из рассказа Ю.П. Казакова «Тедди». Прочитайте.

Это был глухой  лес, тянувшийся на десятки верст вдоль реки. Жизнь кипела в нем, не омраченная пришествием человека. Белки, взлетавшие на верхушки деревьев, роняли тяжелые шишки. Лоси, наставив уши, беззвучно передвигались на другое место. Рыси, дремлющие в чащобах, иногда приоткрывали свои желтые глаза.  Редко-редко раздавался в этом лесу выстрел.

Выпишите предложение, которое осложнено иначе, чем все остальные?  

Кто готов?

Кто хочет прочитать свое предложение?

Объясните свой выбор.

Кто выписал это же предложение? Поднимите руку.

Кто выписал другое предложение? Почему?

Легко вам было выполнить это задание? ,

А теперь я предлагаю Вам посмотреть продолжение текста.

Ненавистный запах человека, взбегая на ближний бугор, слышался только волкам. (правильно: Только волки, взбегая на ближний бугор, слышали ненавистный запах человека).

Сравните это предложении с выписанным вами ранее. Чем они похожи по своему строению?

Смущает ли вас что-либо в этом предложении? Что именно? Сможете ли вы сразу перестроить предложение так, чтобы оно звучало правильно?

Хотите поработать с этим предложением? Поработаем в группах, развернитесь, пожалуйста, образуя группы по 4 человека. Возьмите, пожалуйста, файл №1. Там вы найдете предложение для редактирования и порядок работы.

Задание. Сохранив деепричастный оборот, исправить недочеты в предложении.  По результатам работы попробуйте составить алгоритм, как правильно употребить в предложении ДО? Результаты зафиксируйте на формате А-3.

На выполнение работы вам дается  7 минут. Приступайте. Удачи!

Посмотрите внимательно на получившиеся результаты. Какие вопросы у вас есть к другим группам? Что общего в алгоритмах?

А вот такой порядок хочу представить вам я (мой алгоритм показываю на слайде, комментирую).

А теперь пользуясь алгоритмом, поработаем с продолжением нашего текста (на слайде продолжение «Тедди…»).

У каждого из вас на парте есть файл №2. Достаньте материалы. Перед вами алгоритм правильного построения предложения с ДО и текст, отрывок из рассказа. Отредактируйте его, исправляя речевые ошибки.

Кто справился с заданием? Прочти, что получилось. Следующее….

А теперь обратите внимание на оригинал. Проследите, всё ли верно исправили? Какие  недочеты не заметили?

Что нового о ДО вы узнали сегодня на уроке? Чему научились?  

Поднимите карточки те, кто научился пользоваться алгоритмом и составлять правильно предложения с ДО.

Какую работу выполняют в речи деепричастия и ДО?

А что еще украшает нашу речь? Какие единицы вы знаете?

Посмотрите на доску, разгадайте рисунки.

Запишите ответы к каждому рисунку. Что их объединяет?

Как еще можно употребить деепричастия в речи? С какой целью?

Ребята, как вы считаете работу кого можно выделить на уроке? Я согласна с вами, он действительно хорошо поработал на уроке, правильно построил предложение с ДО, не ошибался при устных ответах.

А задание будет таковым, я знаю, что вам предстоит написание сочинения по картине. Так вот, повторить правила употребления деепричастий, чтобы работая над материалом сочинения, правильно использовать деепричастные обороты.    

-Здравствуйте

(садятся).

Индивидуально.

Читает один ученик.

Выписывают в тетрадь все.

«Лоси, наставив уши…»

-Потому что оно осложнено ДО.

-Да (знают признаки).

-В них есть дееприч.оборот.

-Да. Это предложение составлено неверно. Надо…

-Да\нет.

Групповая работа.

Работают в группах.

(листы, маркеры, файл 1)

Составили. Результаты вывесили на доску.

Задают вопросы, обсуждают особенности составления алгоритма.

Достают материалы, приступают к индивидуальной работе. 

Несколько учеников зачитывают исправленные предложения по одному.

- Помогают разнообразить речь, сказать более кратно и точно.

-Фразеологизмы.

- Они состоят из деепричастий и ДО.

В составе фразеологизма.

С их помощью можно сказать более кратко, более ёмко, образно и точно.

 



Предварительный просмотр:

Как составить алгоритм

1. Внимательно прочитайте предложение.

 

2. Определите, что необходимо исправить.

3. Продумайте порядок действий.

4. Запишите последовательность действий.



Предварительный просмотр:

Ненавистный запах человека, взбегая на ближний бугор, слышался только волкам.

Ненавистный запах человека, взбегая на ближний бугор, слышался только волкам.

Ненавистный запах человека, взбегая на ближний бугор, слышался только волкам.

Ненавистный запах человека, взбегая на ближний бугор, слышался только волкам.

Ненавистный запах человека, взбегая на ближний бугор, слышался только волкам.

Ненавистный запах человека, взбегая на ближний бугор, слышался только волкам.

Ненавистный запах человека, взбегая на ближний бугор, слышался только волкам.

Ненавистный запах человека, взбегая на ближний бугор, слышался только волкам.

Ненавистный запах человека, взбегая на ближний бугор, слышался только волкам.

Ненавистный запах человека, взбегая на ближний бугор, слышался только волкам.



Предварительный просмотр:

Бурый медведь Тэдди работал в цирке. Однажды служитель принес ему еду, но чем-то отвлекся и ушел, забыв запереть клетку. Картошка и овсянка, не обращая внимания на открытую дверцу, жадно поедалась медведем. Посуда, съев обед и облизываясь, подталкивалась Тедди к дверце. И тут он заметил, что она не закрыта. Он сильно удивился. Высунул голову наружу, понюхал воздух и спрыгнул на землю. Увидев закричавших людей, ему стало страшно. Перемахнув через плетень, помчался полем к далекому лесу, пробежал огородом медведь.

Бурый медведь Тэдди работал в цирке. Однажды служитель принес ему еду, но чем-то отвлекся и ушел, забыв запереть клетку. Картошка и овсянка, не обращая внимания на открытую дверцу, жадно поедалась медведем. Посуда, съев обед и облизываясь, подталкивалась Тедди к дверце. И тут он заметил, что она не закрыта. Он сильно удивился. Высунул голову наружу, понюхал воздух и спрыгнул на землю. Увидев закричавших людей, ему стало страшно. Перемахнув через плетень, помчался полем к далекому лесу, пробежал огородом медведь.

Бурый медведь Тэдди работал в цирке. Однажды служитель принес ему еду, но чем-то отвлекся и ушел, забыв запереть клетку. Картошка и овсянка, не обращая внимания на открытую дверцу, жадно поедалась медведем. Посуда, съев обед и облизываясь, подталкивалась Тедди к дверце. И тут он заметил, что она не закрыта. Он сильно удивился. Высунул голову наружу, понюхал воздух и спрыгнул на землю. Увидев закричавших людей, ему стало страшно. Перемахнув через плетень, помчался полем к далекому лесу, пробежал огородом медведь.



Предварительный просмотр:

Алгоритм действия

1.   Найти грамматическую основу.

2.   Поставить подлежащее перед деепричастным оборотом.

                     Подходит по смыслу?

                      Да                      Нет

                 Правильно

3.   Найти в предложении то слово, которое должно выполнять основное действие, названное сказуемым, и добавочное действие, названное деепричастием.

4.   Поставить его перед деепричастным оборотом.

                     Подходит по смыслу?    

                      Да

               Правильно


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Употребление деепричастий и деепричастных оборотов

Слайд 2

Это был глухой лес, тянувшийся на десятки верст вдоль реки. Жизнь кипела в нем, не омраченная пришествием человека. Белки, взлетавшие на верхушки деревьев, роняли тяжелые шишки. Лоси, наставив уши, беззвучно передвигались на другое место. Рыси, дремлющие в чащобах, иногда приоткрывали свои желтые глаза. Редко-редко раздавался в этом лесу выстрел.

Слайд 3

Ненавистный запах человека, взбегая на ближний бугор, слышался только волкам.

Слайд 4

Только волки, взбегая на ближний бугор, слышали ненавистный запах человека.

Слайд 5

Как составить алгоритм 1. Внимательно прочитай предложение. 2. Определи, что необходимо сделать. 3. Продумай порядок действий. 4. Запиши последовательность действий.

Слайд 6

Только волки, взбегая на ближний бугор, слышали ненавистный запах человека.

Слайд 7

Алгоритм действия 1. Найти грамматическую основу. 2. Поставить подлежащее перед деепричастным оборотом. Подходит по смыслу?   Да Нет Правильно 3. Найти в предложении то слово, которое должно выполнять основное действие, названное сказуемым, и добавочное действие, названное деепричастием. 4. Поставить его перед деепричастным оборотом. Подходит по смыслу?  Да Правильно

Слайд 8

Бурый медведь Тэдди работал в цирке. Однажды служитель принес ему еду, но чем-то отвлекся и ушел, забыв запереть клетку. Не обращая внимания на открытую дверцу, медведь жадно поедал картошку и овсянку. Съев обед и облизываясь, Тедди стал подталкивать посуду к дверце. И тут он заметил, что она не закрыта. Он сильно удивился. Высунул голову наружу, понюхал воздух и спрыгнул на землю. Он страшно испугался, увидев закричавших людей. Медведь, перемахнув через плетень, пробежал огородом и помчался полем к далекому лесу.

Слайд 13

Добивайтесь своих целей! Дерзайте, несмотря ни на что!



Предварительный просмотр:

Самоанализ

Тип урока:

Цель:

Формирование у учащихся  умения правильно употреблять деепричастный оборот в устной и письменной речи.

Задачи:

создание алгоритма построения предложения с деепричастным оборотом; отработка умений применять алгоритм;                                                            развитие умения коммуницировать в группах.

1. Оргмомент.

2. Актуализация знаний:

   а) создание ситуации успеха (нахождение в тексте предложения с деепричастным оборотом, развитие умения отличать такие предложения от предложений с причастным оборотом);

   б) ситуация разрыва (создание проблемного вопроса).

3. Создание алгоритма правильного употребления дееприч.оборота в речи:

   а) работа в группах;

   б) представление результатов;

   в) обсуждение проектов.

4. Практическая деятельность учащихся:

   а) редактирование текста (индивидуальная работа);

   б) обсуждение полученных результатов.

5. Рефлексия.

6. Расширение словарного запаса, обогащение речи (работа с фразеологизмами, имеющими в составе дееприч. оборот)

7. Подведение итогов.

   а) выявление роли деепричастий и оборотов в речи.

8. Этап оценивания.

9. Домашнее задание.

       Данный урок обеспечивал на всех этапах формирование следующих УУД:

личностных  УУД:

  • Формирование навыков организации и  своей деятельности в составе группы на основе знания этических норм

 коммуникативных УУД:

  • умение произвольно и выразительно строить свою контекстную речь с учетом цели коммуникации;
  • аргументировать свою позицию в сотрудничестве с партнерами при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • оказывать в сотрудничестве взаимную помощь.

регулятивных УУД:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения;
  • адекватно оценивать результаты своей работы
  • способность к волевому усилию при решении учебной задачи.

♦ познавательных УУД:

  • решение учебных задач с использованием инструментов ИКТ и источников информации;
  • извлечение необходимой информации из разных источников;
  • свободное восприятие и понимание текста (определение темы, основной мысли, средств выразительности).

Урок связан с предыдущими уроками, работает на последующие.

Данный урок построен по технологии развивающего обучения в системе Эльконина-Давыдова.

Тип: урок постановки учебной задачи.

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является последним в изучении материала.

Учебная задача: применение алгоритма употребление деепричастного оборота – одна из самых сложных тем в системе уроков по данной теме и один из самых сложных моментов в 7 классе.

  В соответсвии с инд. возраст особенностями уч-ся. Я подобрала текст интересный для них, дающий возможность   создания проблемной ситуации с опорой на предшествующие знания уч-ся проверить и включить воображение.

В целях активизации уч. деят-ти была организована работа в группах, где просмотрелись способы коммуникации уч-ся. Такие метапредметные умения, как обобщение систематизация материала. абстрагирование, алгоритмизация.

На уроке сочеталась групповая и самостоятельная работа, фронтальная и индивидуальная. Осуществлялась познавательная коммуникативная регулятивная деятельность уч-ся. Задания носили творческий характер, имели практическую направленность т.к. формировались умения правильного включения в предложения ДО.

Рефлексия показала, что материал усвоен всеми.

Комментирование этапов урока. Какая группа больше работала.

Я считаю, что проведенный урок реализовал поставленные задачи.  Структура урока выдержана. Формы урока адекватны целям и задачам, предложенные задачи использованы целесообразно, содержание урока соответствует содержанию стандарта,  учебника и  программы. Приемы обучения соответствуют цели. Все предложенные задания имели практическую направленность.  

        Уровень самостоятельности уч-ся на этапах урока достаточен. УУД формировались на каждом этапе урока.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка.5 класс.Существительное как часть речи.Форма проведения:заседание Учёного совета.

Интерес к русскому языку и литературе у моих учащихся сочетается с прочными знаниями и сформированными навыками.Мои уроки отличаются глубоким содержанием и разнообразием форм организации учебной деяте...

Презентация к уроку русского языка 10 класс."Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8."

Презентация  по теме:" "Тропы и фигуры речи. Практикум по подготовке к ЕГЭ.Задание В 8." 10 класс. Презентация состоит из 12 слайдов, включающих как теоретический материал по теме урока, так...

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Урок русского языка 7 класс "Причастие как часть речи"

Данная разработка поможет учителю в организации  первого урока по теме "Причастие". Урок русского языка для 7 класса по теме "Причастие какчасть речи" полностью соотвествует с...

урок русского языка 7 класс « Союз как часть речи»

Тип урока : открытие новых знаний...