Методическое пособие «Тесты по подготовке к ОГЭ по русскому языку»
учебно-методическое пособие по русскому языку (9 класс) на тему

Ахметова Алфия Миннемехаматтакиевна

     Задания, предлагаемые в данном учебном пособии, направлены на проверку сформированности всех видов компетенций. Пособие позволяет эффективно организовать как фронтальную работу в классе, так и самостоятельную – дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_sbornik_s_retsenziey.docx441.78 КБ

Предварительный просмотр:

Рецензент:

доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой филологии Бирского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет» Карамова А.А.

Автор-составитель:

Ахметова Альфия Миннемехаматтакиевна

учитель русского языка и литературы  первой квалификационной категории

ГБОУ «Актанышская кадетская школа-интернат имени Героя Советского Союза Хасана Заманова»

Сборник тестов

 для подготовки к ОГЭ по русскому языку

2016 год

 

                                                               

        

        

Содержание

I.Введение………………………………………………………………………3

II.Инструкция ……………………………………………………………….....4

III. Тренировочные варианты по русскому языку

Вариант1……………………………………………………..………………....5

Вариант 2……………………………………………………………………….7

Вариант 3……………………………………………………………………....12

Вариант 4………………………………………………………………………16

Вариант 5…………..………………………………………………………......19

Тексты изложений….…………………………………………….................... 24        

Ответы….……………………………………………........................................29

Введение

       Итоговая аттестация – первая по-настоящему серьезная

проверка эффективности учебной деятельности ученика под руководством учителя.

      Жизнь давно доказала, что успешность человека определяется не объемом знаний, а умением их применять. Этим обусловлен переход от традиционной формы экзамена к новой форме, основной задачей которого является обеспечение подготовки выпускников к следующей ступени образования. Опыт показывает, что для успешной сдачи экзамена по русскому языку в новой форме мало научиться грамотно писать, необходимо понять саму специфику экзамена. Объектом контроля итоговой аттестации в новой форме являются не отдельные знания, умения и навыки, а их комплекс, составляющий ту или иную компетенцию.

     Задания, предлагаемые в данном учебном пособии, направлены на проверку сформированности всех видов компетенций. Пособие позволяет эффективно организовать как фронтальную работу в классе, так и самостоятельную – дома, осуществлять дифференцированный и индивидуальный подходы.

     Назначение пособия - дать читателям информацию о структуре и содержании КИМ по русскому языку, степени трудности заданий, а также предоставить возможность отработать на тестовых заданиях навыки их выполнения. 

Инструкция по выполнению работы

Экзаменационная работа состоит из трёх частей, включающих в себя 15 заданий. На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 55 минут (235 минут).

Часть 1 включает в себя одно задание и представляет собой небольшую письменную работу по прослушанному тексту (сжатое изложение).Исходный текст для сжатого изложения прослушивается 2 раза. Это задание выполняется на отдельном листе.

Часть 2 состоит из 13 заданий (2–14). Задания части 2 выполняются на основе прочитанного текста. Ответы к заданиям 2–14 записываются в виде слова (словосочетания),числа, последовательности цифр в поле ответа в тексте работы. В случае записи неверного ответа на задания части 2 зачеркните его и запишите рядом новый.

Задание части 3 выполняется на основе того же текста, который Вычитали, работая над заданиями части 2.Приступая к части 3 работы, выберите одно из трёх предложенных заданий (15.1, 15.2 или 15.3) и дайте письменный развёрнутый аргументированный ответ. Это задание выполняется на отдельном листе.

На экзамене разрешено пользоваться орфографическим словарём. При выполнении заданий можно пользоваться черновиком. Записи в черновике не учитываются при оценивании работы. Баллы, полученные Вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и набрать наибольшее количество баллов.

 

 Вариант 1

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

 

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что  Вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения-не менее70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.  

                                                      Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Все, кто был в зале, рассмеялись, и у меня от этого стало легче на душе. (2) А Борис Сергеевич поехал дальше. (3)Он снова три раза ударил по клавишам, а на четвертый Мишка аккуратно выкинул левую руку в сторону и ни с того ни с сего запел сначала:
(4)Папа у Васи силен в математике,
   Учится папа за Васю весь год.
(5)Я сразу понял, что он сбился! (6)Но раз такое дело, я решил допеть до конца, а там видно будет. (7) Взял и допел:
(8)Где это видано, где это слыхано, -
Папа решает, а Вася сдает?!
(9)Слава богу, в зале было тихо - все, видно, тоже поняли, что Мишка сбился, и подумали: "Бывает, пусть дальше поет".(10)А музыка в это время бежала все дальше и дальше. (11)Но Мишка был какой-то зеленоватый.(12)И когда музыка дошла до места, он снова вымахнул левую руку и, как пластинка, которую "заело", завел в третий раз:
(13)Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год...
(14)Мне ужасно захотелось стукнуть его по затылку чем-нибудь тяжелым, и я заорал со злостью:
(15)Где это видано, где это слыхано, -
Папа решает, а Вася сдает?!
(16)Мишка, ты, видно, совсем рехнулся! (17)Ты что в третий раз одно и то же затягиваешь? (18) Давай про девчонок!(19)А Мишка так нахально:
(20)- Без тебя знаю! –

(21)И вежливо говорит Борису Сергеевичу:

(22)- Пожалуйста, Борис Сергеевич, дальше!
(23)Борис Сергеевич заиграл, а Мишка вдруг осмелел, опять выставил свою левую руку и на четвертом ударе заголосил как ни в чем не бывало:
(24)Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год...
(25)Тут все в зале прямо завизжали от смеха, и я увидел в толпе, какое несчастное лицо у Андрюшки, и еще увидел, что Люся, вся красная и растрепанная, пробивается к нам сквозь толпу. (26) А Мишка стоит с открытым ртом, как будто сам на себя удивляется. (27) Ну, а я, пока суд да дело, докрикиваю:
(28)Где это видано, где это слыхано, -
Папа решает, а Вася сдает?!
(29)Тут уж началось что-то ужасное. (30) Все хохотали как зарезанные, а Мишка из зеленого стал фиолетовым. (31) Наша Люся схватила его за руку и утащила к себе. (32) Она кричала:
(33)- Дениска, пой один! (34)Не подводи!.. (35) Музыка!
(36)А я стоял у рояля и решил не подвести. (37)Я почувствовал, что мне стало все равно, и, когда дошла музыка,  почему-то вдруг тоже выкинул в сторону левую руку и совершенно неожиданно завопил:
(38)Папа у Васи силен в математике,
Учится папа за Васю весь год...
(39)Я даже плохо помню, что было дальше. (40)Было похоже на землетрясение. (41)Я думал, что вот сейчас провалюсь совсем под землю, а вокруг все просто падали от смеха - и няни, и учителя, все, все...
(42)Я даже удивляюсь, что я не умер от этой проклятой песни.
(43)Я наверно бы умер, если бы в это время не зазвонил звонок...
(44)Не буду я больше сатириком!    

                                                                          (По В.Ю. Драгунскому)

Ви́ктор  Ю́зефович  Драгу́нский ( 1913 -1972) — русский советский писатель.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово(словосочетание),которые следует записать в поле ответа в тексте работы.


2.В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему герой рассказа не хочет быть сатириком ?»

 

1) Потому что ему  страшно выступать перед публикой.

2) Потому что «тут уж началось что-то ужасное».

3) Потому что «все в зале прямо завизжали от смеха».

4) Потому что « папа у Васи силен в математике».

3.  В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?

     1)  (40)Было похоже на землетрясение.

2) (26) А Мишка стоит с открытым ртом, как будто сам на себя удивляется.

3) (30) Все хохотали как зарезанные, а Мишка из зеленого стал фиолетовым.

4) (1)Все, кто был в зале, рассмеялись, и у меня от этого стало легче на душе.

 

4.  Из предложений 9—14 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от качества последующего согласного.

5.  Из предложений 13-16 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В наречиях на -о(е), пишется столько Н, сколько есть в прилагательных, от которых  они образованы. ужасно

6. . Замените разговорное слово «рехнулся» в предложении 16 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7. Замените словосочетание «заорал со злостью» (предложение 14), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью примыкание. Напишите получившееся словосочетание.

8.  Выпишите грамматическую основу предложения 29.

9. Среди предложений 25—29 найдите предложение с обособленным определением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

Слава богу, (1)в зале было тихо - все,(2) видно, (3)тоже поняли,(4) что Мишка сбился, (5)и подумали: " Бывает,(6) пусть дальше поет". 

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 10. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Я почувствовал,(1) что мне стало все равно, (2)и,(3) когда дошла музыка,(4)  почему-то вдруг тоже выкинул в сторону левую руку и совершенно неожиданно завопил :

Папа у Васи силен в математике,(5)
Учится папа за Васю весь год...

13. Среди предложений 37—41 найдите сложное предложение с неоднородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 39—44 найдите сложное предложение с союзной подчинительной и  сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.

15. Используя прочитанный текст, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

 

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного  С. И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый „характер” ». Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами С. И. Львовой.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Не буду я больше сатириком! ».

Приведите в сочинении 2 аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

 

15.3 Как Вы понимаете значение словосочетания ОПРАВДАТЬ ДОВЕРИЕ?

Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что значит оправдать доверие?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Вариант 2

                                                          Часть 1

  Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

 

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что  Вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения-не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.                                    

                                                           Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)Время идет, но ничего не налаживается, наоборот, мне кажется, что Гуль уходит от меня все дальше и дальше.

(2)Иногда мне хочется заорать на нее и начать трясти за плечи, чтобы разбудить. (3)Но я понимаю, что это не поможет.

(4)И вот еще дурацкое дело: мне бы следовало горевать двадцать четыре часа в сутки, а я сейчас думаю о маме только рано утром и поздно вечером, когда остаюсь совсем один. (5) Хотел заняться английским: у меня с собой крошечный томик рассказов О. Генри — не вышло. (6)Читаю его — и ничего не понимаю. (7)Словно враз забыл весь английский язык.

(8)Я, наверное, какой-то душевно тупой. (9)Я даже не плакал ни разу после того, как приехали тогда и сказали про маму. (10)Гуль вон как горюет, а я ничего. (11)На мне это никак не отразилось.

(12)Здесь — как  в тюрьме.(13) Нет, конечно, тут решеток нет и стены расписаны весело: винни-пухами, смешариками.

(14)Лукоморьем… (15)Занавески светленькие, кормят нормально. (16) Только очень скучно. (17) И народу совсем мало. (18)Недавно привезли пацана с вокзала, бегуна. (19)Нормальный пацан такой, одет чистенько. (20) Говорит, что уже пятый раз убегает из дома, путешествовать его тянет. (21)Пацана этого тут день всего подержали, а потом за ним мать и отец приехали. (22)Мать плачет, отец молчит. (23) Не понимаю, чего ему не хватает: у него и папа, и мама, и дом.

(24)У нас с Гуль остался только дом. (25)Но я там не был уже месяц.

(26)Мне сказали, что нас переведут в детдом, когда будут места. (27) Пока, дескать, мест нет, к осени появятся, и тогда уже мы будем детдомовские. (28)А в детдоме — я узнавал тут у девчонок — посвободнее. (29)Отсюда одного за ворота не выпускают, а там можно будет в школу ходить, и я смогу ездить домой иногда. (30)Мне сказали, что дом опечатан, но я найду способ пробраться внутрь. (31) Можно, например, окно разбить.

(32)И еще я, как дурак, скучаю по Кире. (33) Мне кажется, что я ее, ну, люблю, что ли. (34)Однажды я даже уговорил секретаршу, и она разрешила позвонить по директорскому телефону: на моем сотовом деньги давно кончились. (35)Трубку взяла Кирина мама и голосом, очень похожим на Кирин, сказала, что Кируся в Англии, в языковом лагере. (36)До середины августа. (37)Что ей передать? (38) А  что я ей передам? (39) Передал привет и отсоединился.

                                                                                           (По Д.Сабитовой)

Дина Рафисовна Сабитова(род. 24 мая 1969) – российская детская писательница, прозаик.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово(словосочетание),которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

           2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования              ответа на вопрос: « Почему рассказчику скорее хотелось в детдом»?

      1) Занавески светленькие, кормят нормально.

      2) Отсюда одного за ворота не выпускают, а там можно будет в школу ходить, и я смогу      ездить домой иногда.

      3)  Время идет, но ничего не налаживается, наоборот, мне кажется, что Гуль уходит от меня все дальше и дальше.

     4)   Трубку взяла Кирина мама и голосом, очень похожим на Кирин, сказала, что Кируся    в Англии, в языковом лагере.

    3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является сравнение.

1) Пока, дескать, мест нет, к осени появятся, и тогда уже мы будем детдомовские.

 2) Хотел заняться английским: у меня с собой крошечный томик рассказов О. Генри — не вышло.

3)  Здесь — как  в тюрьме.

4) И вот еще дурацкое дело: мне бы следовало горевать двадцать четыре часа в сутки, а я сейчас думаю о маме только рано утром и поздно вечером, когда остаюсь совсем один.

 

4. Из предложений 8-12 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «приближение».

5. Из предложений 13-19 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется  одно н». 

6. Замените просторечное слово ПАЦАН в предложении 19 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание  по директорскому телефону (предложение 34), построенное на основе СОГЛАСОВАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 39.

9. Среди предложений 32-36 найдите предложение с обособленным распространённым определением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове. 

Я, (1)наверное,(2) какой-то душевно тупой. Я даже не плакал ни разу после того, (3)как приехали тогда и сказали про маму. Гуль вон как горюет, (4)а я ничего.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 4. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже  предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между  частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

Мне сказали, (1)что дом опечатан,(2) но я найду способ пробраться внутрь.  Можно, (3)например,(4) окно разбить. И еще я,(5) как дурак,(6) скучаю по Кире

13. Среди предложений 23-29 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 26-31 найдите сложное предложение с сочинительной и бессоюзной связью. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания  современного лингвиста Н.С. Валгиной:  «При  помощи  тире передаётся     высокая     эмоциональная     нагрузка,     психологическая напряжённость».  Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Большого справочника русской грамматики.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 23: «Не понимаю, чего ему не хватает: у него и папа, и мама, и дом».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ДОМ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое дом?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

    Вариант 3

                                                         

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

 

Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что  Вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения-не менее70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.                                    

                                                    Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

  (1)_"Дорогая мама! - ломким, размашистым почерком, торопливо писал политрук. (2)- Спасибо вам за письмо, оно меня очень обрадовало. (3)Напрасно вы жалеете, что Клава ушла на фронт. (4)Она поступила правильно, так, как велела ей совесть. (5)И уж совсем напрасно вы советуете мне беречь себя. (6)Что это означает на деле? (7)Что я, коммунист, политрук роты, должен быть в минуты опасности сзади? (8)Конечно, я не лезу без надобности куда попало, мне не хочется умирать, так же, как любому человеку. (9)Но если это надо, я обязан быть впереди.
      (10)Вы не представляете, дорогая мама, всю глубину того огромного и страшного зла, против которого мы воюем. (11)Счастье ваше, что вам не довелось увидеть того, что видели мы в освобожденных нами селах и деревнях. (12)Сожженные дома, горы человеческих трупов, виселицы, издевательства над людьми, пытки и расстрелы - вот что несут нашей земле гитлеровские фашисты. (13)Мы должны, мы обязаны, мама, победить это черное зло, иначе они поработят весь мир.
      (14)Мы, советские бойцы, сражаемся сейчас за будущее людей, за правду и чистую совесть мира.(14) С этой уверенностью, с этой мыслью не страшно умирать, и, если я умру, не плачьте и не жалейте обо мне. (15)Знайте одно: что ваш сын, так же, как тысячи других, не щадящих себя, отдал свою жизнь за правое дело.
     (16) Сейчас мы отступаем, но я верю, дорогая моя мама, что это ненадолго. (17)Мы победим. (18)Мы обязательно победим. (19)Сегодня нашей роте предстоит нелегкая работа: мы должны прикрыть отход товарищей, и я уверен..."
      (20)На этом письмо обрывалось.(21) Мария прилегла на нары, укрылась шинелью, в изнеможении вытянула усталые ноги, но уснуть не могла. (22)На полу, у ее ног, мирно посапывали собаки, слабо мигала тусклая коптилка.(23) Перед глазами Марии стояли судьбы двух погребенных ею людей: мальчишки-немца Вернера Брахта и молоденького политрука Славы. (24)Она по-матерински жалела обоих. (25)Короткая их жизнь была зло и нелепо оборвана войной, а они оба могли жить и жить.
      (26)Смотри ты, как все на свете устроено, - думала Мария. (27)- Две женщины родили двух мальчиков. (28)Были эти мальчики, как все другие дети: душой чистые, ничем плохим не тронутые. (29)Дети как дети. (30) Одного из них недобрые люди стали учить всяким пакостям, стали втемяшивать в голову, что он рожден, чтобы стать господином, что ему все можно - убивать, грабить, и хоть он, может, противился этому, его силком погнали на войну и заставили творить все, чего хотелось проклятым его начальникам и таким же проклятым и злющим товарищам.

                                                                                          (По В.Закруткину)

Вита́лий Алекса́ндрович Закру́ткин (19081984— русский советский писатель и литературовед.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово(словосочетание),которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2. В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему политруку Славе не страшно умирать»?

1) Вы не представляете, дорогая мама, всю глубину того огромного и страшного зла, против которого мы воюем.

2) Но если это надо, я обязан быть впереди.

3)  Мы, советские бойцы, сражаемся сейчас за будущее людей, за правду и чистую совесть мира.

4)   Мы обязательно победим.

3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 13:Мы должны, мы обязаны, мама, победить это черное зло, иначе они поработят является весь мир.
1)оксюморон

2)метафора

3)сравнение

4)фразеологизм

4. Из предложений 8-19 выпишите слово, правописание приставки в котором определяется её значением «неполнота действия».

5. Из предложений 22-25 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется  одно н». 

6. Замените просторечное слово ПАКОСТЯМ в предложении 30 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание  ТОРОПЛИВО  ПИСАЛ (предложение1), построенное на основе ПРИМЫКАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 1.

9. Среди предложений 11-14 найдите предложение с обособленным согласованным приложением. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 Что я, (1)коммунист,(2) политрук роты,(3) должен быть в минуты опасности сзади? Конечно,(4) я не лезу без надобности куда попало,(5) мне не хочется умирать, (6)так же, (7)как любому человеку. Но если это надо,(8) я обязан быть впереди.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 14. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже  предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между  частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.

 Одного из них недобрые люди стали учить всяким пакостям,(1) стали втемяшивать в голову, (2)что он рожден,(3) чтобы стать господином, (4)что ему все можно - убивать,(5) грабить,(6) и хоть он, (7)может, (9)противился этому, (10)его силком погнали на войну и заставили творить все,(11) чего хотелось проклятым его начальникам и таким же проклятым и злющим товарищам.

13. Среди предложений 8-12 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 15-20 найдите сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается».

 Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Большого справочника русской грамматики.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 13: «Мы должны, мы обязаны, мама, победить это черное зло, иначе они поработят весь мир.».

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СОВЕСТЬ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое совесть?»взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

     Вариант 4

Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

 

               Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что  Вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения-не менее 70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.                                    

                                                           Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.

(1)И верно, как папа сказал, так и получилось. (2)Каждое утро Серёжа сыпал в кормушки разные крошки, зёрна, а воробьи даже близко к ней не подлетали. (3)Они садились поодаль, на большой тополь, и сидели на нём.

(4)Серёжа был очень огорчён. (5)Он и правда думал, что, как насыплет корм, воробьи мигом слетятся к окну.

—(6) Ничего, — утешал его папа. — (7)Вот увидят, что их никто не обижает, и перестанут бояться. (8)Ты только около окна не торчи.

(9)Все советы отца Серёжа выполнял в точности. (10)А вскоре стал замечать, что с каждым днём птицы становились всё смелей и смелей. (11)Теперь они уже садились на ближние ветки тополя, а потом вовсе расхрабрились и начали слетаться на столик.

(12)А как осторожно они это делали! (13)Пролетят мимо раз, другой, увидят, что опасности нет, кусочек хлеба схватят и скорей с ним в укромное местечко отлетят. (14)Склюют там потихоньку, чтобы никто не отнял, и опять к кормушке летят.

(15)Пока была осень, Серёжа кормил воробьёв хлебом, но, когда наступила зима, он стал давать им ещё зерно. (16)Потому что хлеб быстро замерзал, воробьи не успевали его склевать и оставались голодные.

(17)Серёжа очень жалел воробьёв, особенно когда начинались сильные морозы. (18)Бедняги сидели взъерошенные, неподвижные, подобрав под себя замёрзшие лапки, и терпеливо ожидали угощения. (19)Зато как радовались они Серёже!(20) Стоило ему подойти к окну, как они, громко чирикая, слетались со всех сторон и спешили скорей позавтракать.(21) В морозные дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернатых друзей. (22) Ведь сытой птице и холод переносить легче.                    

                                                                                  (По В.Чаплиной )

Вера Васильевна Чаплина (1908- 1994) — детская писательница-анималист.

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово(словосочетание),которые следует записать в поле ответа в тексте работы.

2.В каком предложении содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: « Почему в морозные дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернатых друзей»?

          1) Склюют там потихоньку, чтобы никто не отнял, и опять к кормушке летят.

          2)Ведь сытой птице и холод переносить легче.

          3)  Все советы отца Серёжа выполнял в точности

          4) Зато как радовались они Серёже!

3. Укажите, какое средство речевой выразительности используется в предложении 21: В морозные дни Серёжа по нескольку раз кормил своих пернатых друзей. 
1)литота

2)метафора

3)сравнение

4)фразеологизм

4. Из предложений 7-11 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от последующей согласной корня.

5. Из предложений 4-10 выпишите слово, правописание Н (НН) в котором подчиняется правилу: «В кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется  одно н». 

6. Замените разговорное слово МИГОМ в предложении 5 стилистически нейтральным синонимом. Напишите это слово.

7. Замените словосочетание  ТЕРПЕЛИВО ОЖИДАЛИ (предложение18), построенное на основе ПРИМЫКАНИЯ, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

8. Выпишите грамматическую основу предложения 19

9. Среди предложений 15-19 найдите предложение, осложненное  деепричастным оборотом. Напишите номер этого предложения.

10. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном слове.

 И верно,(1) как папа сказал, (2)так и получилось. Каждое утро Серёжа сыпал в кормушки разные крошки,(3) зёрна, (4)а воробьи даже близко к ней не подлетали. Они садились поодаль, (5)на большой тополь, (6)и сидели на нём.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой.

12. В приведённых ниже  предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) между  частями сложного предложения, связанными подчинительной связью. 

Бедняги сидели взъерошенные,(1) неподвижные,(2) подобрав под себя замёрзшие лапки,(3) и терпеливо ожидали угощения. Зато как радовались они Серёже! Пролетят мимо раз,(4) другой, (5)увидят, (6)что опасности нет,(7) кусочек хлеба схватят и скорей с ним в укромное местечко отлетят.

13. Среди предложений 2-7 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным  подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 11-16 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

Используя прочитанный текст из части 2, выполните на отдельном листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания  К. Паустовского: " Знаки препинания «существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе легкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами из Большого справочника русской грамматики.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 19: «Зато как радовались они Серёже!»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

15.3. Как Вы понимаете значение слова ЗАБОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое забота?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера – аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример – аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулем баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

                                                          Вариант 5

                                                          Часть 1

Прослушайте текст и выполните задание 1 на отдельном листе.

Сначала напишите номер задания, а затем – текст сжатого изложения.

 

  Прослушайте текст и напишите сжатое изложение. Учтите, что  Вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом. Объем изложения-не менее70 слов. Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.                                    

                                                                                                                          Часть 2

Прочитайте текст и выполните задания 2 – 14.


(1)Когда я ел божественно пахнущий ломоть, грыз хрустящую корку, тонул в белопенном мякише, чувствуя щеками его живое тепло, я не понимал, какой поступок совершил. (2)И только потом, когда томление сытости стало склеивать мне веки, я удивился, почему это после ухода Егора ни мама, ни бабушка не сказали мне ни слова. (3)Мама сидела забившись в угол старенького диванчика, а бабушка гремела посудой. (4)- Это же надо - взрослому человеку... - наконец проронила бабушка, забирая у меня тарелку с куском, который я не смог одолеть. – (5)Стыд какой! (6)- Как стыдно! –(7) Мама поднялась и стала ходить по комнате, ломая пальцы. (8)- Он в степи под градом и холодом, под молниями и суховеями, круглый год один, среди овец...

(9)- У него своих детишек голодных пятеро, а он тебе первому...(10) Я плохая бабушка!(11) Я не умею тебя воспитать! – (12)Это была самая страшная фраза.

    (13)Через час такой пытки я уже рыдал, понимая весь ужас совершенного мною поступка.

(14)- Что же мне теперь делать? - закричал я, захлебываясь слезами.

(15)- Сам набедил - сам и поправляй.

(16)- Да как же я у него прощения попрошу, если он уехал?

(17)- А что ты думал, когда обижал? (18)Ты же нас всех, нас всех - и дедушку, и папу, и нас с мамой - на всю жизнь опозорил...

(19)- Он недалеко живет! - обронила мама. (20)- За оврагом, у кладбища.

(21)- Так ведь темно уже! - кричал я, леденея от мысли, что придется идти оврагом, где и днем-то страшно.(22) - Меня бугай забодает!

(23)Бугай в сарае спит давно.

(24)- Меня волки съедят!

(25)- Пусть! - отрезала бабушка. (26)- Пусть у меня лучше не будет внука, чем такой внук - свинья неблагодарная!

(27)- Он ведь хлеб!(28) Он ведь хлеб тебе привез... - прошептала мама.

  (29) На улице было действительно совсем темно.(30) (31)Все привычное и незаметное днем переменилось, выросло и затаило угрозу: и плетни вдруг поднялись, как зубчатые стены, и беленые стены хат при луне вдруг засветились мертвенно и хищно.

(32)...Спотыкаясь и поскуливая, я вышел к оврагу, где огромным чернильным пятном лежала темень. (33)Я пытался зажмуриться, но глаза от страха не закрывались, а норовили выскочить из орбит.(34) Рыдая, я опустился на дорогу, где под остывшим слоем пыли еще таилось дневное тепло.(35) Домой повернуть было невозможно.(36) "Ты нас всех опозорил!" - звенело в голове…(37)- И пусть! - шептал я. (38)- Пусть меня сейчас волк съест и не будет у них меня! (39)- Я пытался представить, как все по мне плачут. (40)Из темноты вдруг высунулась огромная собачья голова, ткнулась холодным мокрым носом в мой голый, втянутый от страха живот, пофырчала мне в ухо и скрылась. (41)Как во сне, я поднялся, перешел черный овраг и, стараясь не смотреть в сторону кладбища, вышел к Егорову куреню.

(42)- Дядя Егор! - закричал я, стараясь удержать нервную икоту. – (43)Это я! (44)- И, совсем сомлев от страха и стыда, почему-то совершенно замерзая, хотя ночь была жаркая, ткнулся во влажную холщовую рубаху овчара и, заикаясь, просипел: (45)- Дядя Егор! (46)Прости меня!

(47)За всю свою жизнь я не испытал большего раскаяния, чем в тот момент.

(48)- Божечка мой! - причитал Егор. (49)- Да закоченел весь! (50)Милушка моя!

 (51)Потом он мыл меня, потом мы шли домой, все той же бесконечной ночью.                                      (По Б.Алмазову)

Алмазов Борис Александрович(род. 1944)— советский и российский бард и писатель.
  

Ответами к заданиям 2-14 являются число, последовательность цифр или слово(словосочетание),которые следует записать в поле ответа в тексте работы.


2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему рассказчик не повернул обратно домой?».

1) Автор-рассказчик боялся, что его будут бить бабушка и мать.

2) Автору-рассказчику было стыдно.

3)На улице было темно, и он не мог найти дорогу обратно.

4)Автор-рассказчик надеялся,  что Егор угостит его хлебом.

3 Укажите ,какое средство речевой выразительности используется в предложении «Спотыкаясь и поскуливая, я вышел к оврагу, где огромным чернильным пятном лежала темень».

     1.​оксюморон

     2.​ сравнение

     3.​ литота

     4.​фразеологизм 

   4.Из предложений 2-8 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от глухости-звонкости последующего согласного.

5.Укажите слово с чередующейся гласной в корне. Напишите номер, соответствующий этому слову.

1 забирая(предл.4)

2)зубчатые(предл.31)

3)забодает(предл.22)

4)темень(предл.32)

6. Замените разговорное слово «норовили» в предложении 33 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

7.Замените словосочетание ТОМЛЕНИЕ СЫТОСТИ, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование.

 8. Выпишите грамматическую основу предложения 29.

9. Среди предложений 12-17 найдите предложение с обособленным распространённым приложением. Напишите номер  этого предложения.

10. Среди предложений 6-10 найдите  предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастием. Напишите номер этого предложения.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 20. Ответ запишите цифрой

12. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при обособленном(-ых) обстоятельстве(-ах).

Из темноты вдруг высунулась огромная собачья голова, (1)ткнулась холодным мокрым носом в мой голый, (2)втянутый от страха живот, (3)пофырчала мне в ухо и скрылась. Как во сне, (4)я поднялся,(5) перешел черный овраг и, (6)стараясь не смотреть в сторону кладбища, (7)вышел к Егорову куреню.

13. Среди предложений 2-8 найдите сложноподчинённое предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

14. Среди предложений 44-51 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.

Часть 3

15.1 Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания немецкого языковеда Г. фон Габеленца: «Языком человек не только выражает что-либо, но им выражает также самого себя» Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.  

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работ в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.2 Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы  понимаете смысл фрагмента текста: «Еще в гимназии учитель «русской словесности» старик Шульгин любил повторять нам, что «культура – это память». …»

Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов.

15.3 Как вы понимаете значение слова прощение? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Нужно ли уметь прощать?», взяв в качестве тезиса данное вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй- из вашего жизненного опыта.

Объем сочинения должен составлять не менее 70 слов

                 

              Тексты для написания сжатого изложения взяты

из пособия для подготовки к ГИА

под ред. Н.А.Сениной и из открытого банка заданий ФИПИ

ТЕКСТ№ 1 к варианту1

Неуверенность в себе - проблема древняя, однако она привлекла внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно - в середине XX века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей - вплоть до серьёзных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах.
       А проблемы психологические? Ведь неуверенность в себе может послужить почвой постоянной зависимости от чужого мнения. Представим себе, как неудобно чувствует себя зависимый: чужие оценки кажутся ему гораздо более важными и значимыми, чем собственные; каждый свой поступок он видит прежде всего глазами окружающих. А главное, ему хочется одобрения ото всех, начиная с близких и заканчивая пассажирами в трамвае. Такой человек становится нерешительным и не может правильно оценить жизненные ситуации.
      Как же преодолеть неуверенность в себе? Одни учёные ищут ответ на этот вопрос, основываясь на физиологических процессах, другие опираются на психологию. Ясно одно: преодолеть неуверенность в себе можно лишь в случае, если человек способен правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты.

Абзац

Микротема

1

Неуверенность в себе - проблема древняя, но актуальная в XX веке, так как способна стать причиной массы неприятностей.

2

Неуверенность в себе – причина психологических проблем, т.к. может послужить почвой зависимости от чужого мнения, когда человек не может правильно использовать жизненные ситуации.

3

Неуверенность в себе – неспособность правильно ставить цели, соотносить их с внешними обстоятельствами и позитивно оценивать свои результаты).

ТЕКСТ№ 2 к варианту 2

Слово «мама» – особое слово. Оно рождается вместе с нами, сопровождает нас в годы взросления и зрелости. Его лепечет дитя в колыбели. С любовью произносит юноша и глубокий старец. В языке любого народа есть это слово. И на всех языках оно звучит нежно и ласково.

Место матери в нашей жизни особое, исключительное. Мы всегда несем ей свою радость и боль и находим понимание. Материнская любовь окрыляет, придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных жизненных обстоятельствах мы всегда вспоминаем маму. И нужна нам в этот миг только она. Человек зовёт мать и верит, что она, где бы не была, слышит его, сострадает и спешит на помощь. Слово «мама» становится равнозначным слову «жизнь».

Сколько художников, композиторов, поэтов создали замечательные произведения о маме! «Берегите матерей!» – провозгласил в своей поэме известный поэт Расул Гамзатов. К сожалению, мы слишком поздно понимаем, что забыли сказать много хороших и добрых слов своей маме. Чтобы этого не произошло, нужно дарить им радость каждый день и час. Ведь благодарные дети – лучший подарок для них.

Абзац

Микротема

1

Слово «мама» с нами всегда. В языке любого народа оно звучит ласково.

2

Материнская любовь придает силы, вдохновляет на подвиг. В сложных обстоятельствах всегда вспоминаем маму.

3

Сколько замечательных произведений создано о маме. Благодарные дети – лучший подарок для них.

ТЕКСТ №3 к варианту 3

          Идет время, но не меркнут в человеческой памяти годы войны, величие нашей победы над немецким фашизмом. Трудно переоценить ее значение в истории, ныне уже видно, что на ее фундаменте возведено все настоящее, а быть может, и будущее человечества. И теперь, когда снова зыбким стал мир на земле, мы вспоминаем уроки, преподанные людям войной, и утверждаемся в уверенности нашей правоты — правоты дела мира. И миллионы молодых, да и постарше людей – мужчин, парней, женщин – приняли смерть, ясно сознавая, что, как бы ни была дорога для них жизнь, судьба Родины и человечества несравненно дороже.

          Великая Отечественная война советского народа против немецкого фашизма — целая эпоха в истории нашей страны, блестящая страница ее героического прошлого. Одной из многих замечательных черт минувшей войны была народность её характера, когда за общее дело – на фронте, в промышленности и сельском хозяйстве, в партизанском тылу – боролись все, от мала до велика. Война забрала бесчисленное множество человеческих жизней, разрушила сотни посёлков и городов. И сейчас невидимые следы войны ещё остаются в сердцах и душах людей.

          Тогда нам всё это казалось по-разному, но теперь видится всё яснее: наши жертвы были не напрасны, каждая капля крови, пролитой на поле боя, так или иначе приближала нашу победу. Миллионы человеческих жизней – красноречивое тому свидетельство. Может быть, именно поэтому на нашей стороне оказалась победа, значение которой непреходящее для человечества.    (По В.Быкову) 213 слов

Абзац

Микротема

1

Значение Великой Отечественной войны для истории трудно переоценить, потому что всё настоящее и будущее стоит на её фундаменте. Вспоминая уроки войны, мы утверждаемся в своей правоте дела мира.

2

Народность Великой Отечественной войны – одна из многих её замечательных черт. Следы войны и сейчас ещё остаются в душах людей.

3

Наши жертвы были не напрасны, потому что они приближали победу, значение которой непреходяще для человечества.

ТЕКСТ №4  к варианту 4

          Я вспоминал сотни ответов мальчишек на вопрос: каким человеком тебе хочется стать? - Сильным, храбрым, мужественным, умным, находчивым, бесстрашным… И никто не сказал – добрым. Почему доброта не ставится в один ряд с такими доблестями, как мужество и храбрость? Почему мальчишки даже стесняются своей доброты? Ведь без доброты - подлинной теплоты сердца, которую один человек отдаёт другому, - невозможна душевная красота человека.

          Опыт подтверждает, что добрые чувства должны уходить своими корнями в детство, а человечность, доброта, ласка, доброжелательность рождаются в труде, заботах, волнениях о красоте окружающего мира. Добрые чувства, эмоциональная культура – это средоточие человечности. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу – школу воспитания добрых чувств.


          Учить чувствовать – это самое трудное, что есть в воспитании. Школа сердечности, чуткости, отзывчивости, участливости – это дружба, товарищество, братство. Ребёнок чувствует тончайшие переживания другого человека тогда, когда он делает что-нибудь для счастья, радости, душевного спокойствия людей. Подлинная любовь рождается только в сердце, пережившем заботы о судьбе другого человека. (По В.Сухомлинскому) 182 слова.

Абзац

Микротема

1

Мальчишки хотят стать сильными, храбрыми, мужественными. Почему доброта не ставится в этот ряд? Без доброты невозможна душевная красота.

2

Добрые чувства уходят корнями в детство и рождаются в труде и заботах об окружающем мире; их можно воспитать только в детстве, потому что они утверждаются одновременно с познанием родной речи.

3

Самое трудное в воспитании – учить чувствовать. Школа сердечности – это дружба, товарищество, братство. Подлинная любовь рождается в сердце ребёнка, заботящемся о судьбе другого человека.

ТЕКСТ№ 5 к варианту 5

Жизнь человека удивительна и... непредсказуема. В ней всегда найдётся место радости и печали, пониманию и обидам, похвале и критике, верности и предательству. Человеку нередко приходится претерпевать оскорбления и унижения. Но стоит ли держать зло на людей, обидевших нас? Всем нам, конечно же, сгоряча кажется, что просто необходимо отомстить нашим обидчикам. Но чего мы в результате этого добьёмся? Обострения противоречий - только и всего. НЕПРОЩЕНИЕ может стать причиной более серьёзных противоречий: обмана, оскорбления, унижения, предательства или даже преступления. Агрессия, злоба не дают сосредоточиться на чем-то более важном.

Каждая обида - это своеобразное испытание человека на прочность. Если человек сумеет простить, значит, он смог выдержать это нелёгкое испытание и показать своё моральное превосходство. Как жаль, что это мы понимаем не сразу, а лишь спустя некоторое время, когда уже становится гораздо труднее исправить свои ошибки.

Все мы на определённом этапе своей жизни можем причинить боль кому-либо, но все мы ждём прощения, понимания, доброго отношения от других. Так давайте же избавимся от собственных обид и примем этот непростой закон: ПРОЩАТЬ. Прощение необходимо для того, чтобы в будущем не болеть и не чувствовать себя никчемным, лишним, ненужным. Ведь именно научившись прощать, мы сумеем решить многие наши проблемы, получим возможность наслаждаться любовью родных и близких, любить самим, дарить радость. Одним словом, научившись прощать, мы сумеем достойно прожить нашу жизнь.

(По Т. Бикташеву)

Абзац

Микротема

1

Жизнь человека удивительна. НЕПРОЩЕНИЕ может стать причиной более серьёзных противоречий.

2

Если человек сумеет простить, то  он смог показать своё моральное превосходство.

3

Все мы на определённом этапе своей жизни можем причинить боль кому-либо. Научившись прощать, мы сумеем достойно прожить нашу жизнь.

Ответы к вариантам 1-5

№ вар.

Зад.

1

2

3

4

5

2

1

2

3

2

2

3

4

3

2

2

2

4

сбился

приехали

прикрыть

слетаться

склеивать

5

ужасно

расписаны

оборвана

огорчен

1

6

умом тронулся

мальчик

мерзостям,гадостям

быстро

хотели,старались

7

заорал злостно

по телефону директора

писал с торопливостью

ожидали с терпением

сытое томление

8

Я стоял, решил не подвести

Я люблю

писал политрук

радовались они

было темно

9

2,5 < или > 5,2

3,5 < или > 5,3

1,4 < или > 4,1

1,8 < или > 8,1

1,7 < или > 7,1

10

1,2,3,6 < или >  любая другая последовательность этих цифр

1,2 < или >  2,1

4

1

1

11

1

4

1

2

7

12

1,3 < или > 3,1

2

2,3,4,11 < или >  любая другая последовательность этих цифр

6

4,6,7 < или >  любая другая последовательность этих цифр

13

37

26

11

5

2

14

41

27

16

16

51

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие "Тесты по русскому языку. 9 класс"

Тесты по русскому языку для 9 классов составлены на основе  программы для 5-9 кл.: Ладыженской Т. А., Баранова М. Т. И др. «Русский язык». 5-9 кл. – М., «Просвещение», 2008. Программа реали...

Методическая система учителя русского языка и литературы.«Формирование основных компетентностей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе »

Виды, способы и методы формирования компетентостей учащихся при подготовке к ЕГЭ по русскому языку и литературе и их результаты ....

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

Методическая разработка по русскому языку: «Использование лингвостилистического анализа текстов разных стилей в процессе подготовки к экзамену по русскому языку»

Культурно-ориентированное обучение – актуальная установка сегодняшней лингводидактики. Включение языкового сознания ребенка в контекст культуры осуществляется посредством тексто-ориентированного препо...

Подготовка к ВПР по русскому языку в 5 классе. Материал для выступления на педсовете, методическом объединении учителей русского языка и литературы

В статье даётся определение, назначение и цели ВПР. Обращается внимание на разные методические пособия, которые помогают обучающимся в подготовке к выполнению ВПР. Даётся подробный анализ всех заданий...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ Тема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» (работа над тестовой частью)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку»(работа над тестовой частью)...