Лингвистическое сочинение 15.1. ОГЭ 2019
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) по теме

Мирошниченко  Августа Дмитриевна

                  Для выполнения третьей части ОГЭ по русскому языку выпускнику необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развернутый и аргументированный ответ. В данном пособии приводятся материалы для подготовки к написанию сочинения (задания 15.1). Первая тема сочинения-рассуждения предполагает раскрыть смысл высказывания о языке, аргументируя свои мысли двумя примерами из прочитанного текста.

 Дидактические материалы представляют собой таблицы к каждому  отдельному тексту. Сами тексты и задания 15.1 взяты из «Открытого банка заданий ОГЭ» ФИПИ http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-o... В первой колонке приведена сама формулировка экзаменационного задания. Во второй теоретический материал  по данному лингвистическому явлению. С этой целью использованы следующие словари:                                                                                                                                                              

     1. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов.– Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. (В  работе словарь указан только именем автора).                                                                                                                                                                                                                                       

  2.  Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Dic... (В работе указан только именем автора).                                                                                                                                                     

3. Розенталь Д. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. – М.: Просвещение, 1999. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/Dic...    

  4. Литературоведческий словарь Интернет-ресурса TextoLogia.ru                                                           http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedches...                                                                                                                   

 5. Азимов Э.Г. Щукин А.Н. «Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: издательство ИКАР,2009.                                                                                                                                                                                                                                                  

В третьей колонке таблицы приведены примеры – аргументы из предложенного текста. В процессе подготовки к экзамену можно использовать как весь материал, связывая  высказывание о языке с теорией и переходя  к аргументу; так и только теоретические сведения, а аргументы приводить свои.                                                                                                                                                                                                    

Работу с данными материалами можно запланировать и при составлении КТП 5-9 классов: как итоговую или промежуточную работу на уроках повторения и систематизации знаний по соответствующим темам или на уроках актуализации знаний, полученных в прошлом учебном году.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Текст №1

(1)По дому плавали запахи и крики. (2)Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3)Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4)Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга. (6)Корольков лежал у себя в комнате на диване и думал о том, что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда – с дочерью. (7)Она командует, унижая её. (8)И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок. (9)Корольков знал по себе: от него тоже можно чего-то добиться только лестью. (10)Лесть как бы приподнимала его возможности, и он стремился поднять себя до этого нового и приятного ему предела.

(11)Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретрухи».

– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?

– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…

– (19)Что значит «ляпнет»?

– (20)Ну, не ляпнет. (21)Произнесёт тост за мир во всём мире. (22)Или начнёт обращать на меня внимание… (23)Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…

– (24)Довольно-таки противно тебя слушать, – объявил Корольков. – (25)Ты говоришь, как законченная эгоистка.

– (26)Но ведь мой день рождения. (27)Мне же шестнадцать лет. (28)Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?

(29)Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (30)Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в оздоровительном детском лагере. (31)А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни. (32)И не амбулаторно, как говорят врачи, – пришёл, ушёл. (33)А стационарно. (34)Каждый день. (35)Чтобы не пропустить возможных осложнений. (36)А осложнения, как он понимал, неизбежны.

(37)Позвонили в дверь. (38)Оксану как ветром сдуло вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос – тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (39)С ней было всё в порядке. (40)Впереди праздник, и жизнь – как праздник.

(По В. Токаревой)*

 

Токарева Виктория Самойловна (род. в 1937 г.)  современный российский прозаик и сценарист.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Дж. Свифта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



Предварительный просмотр:

Мирошниченко А.Д.

МБОУ ГОРОДА МУРМАНСКА СОШ №1

Лингвистическое сочинение 15.1

ОГЭ 2019 г.

Мирошниченко Августа Дмитриевна

     


                  Для выполнения третьей части ОГЭ по русскому языку выпускнику необходимо выбрать одно из трёх предложенных заданий и дать письменный развернутый и аргументированный ответ. В данном пособии приводятся материалы для подготовки к написанию сочинения (задания 15.1). Первая тема сочинения-рассуждения предполагает раскрыть смысл высказывания о языке, аргументируя свои мысли двумя примерами из прочитанного текста. Дидактические материалы представляют собой таблицы к каждому  отдельному тексту. Сами тексты и задания 15.1 взяты из «Открытого банка заданий ОГЭ» ФИПИ http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-oge.     В первой колонке приведена сама формулировка экзаменационного задания. Во второй теоретический материал  по данному лингвистическому явлению. С этой целью использованы следующие словари:                                                                                                                                                                   1. Жеребило Т.В. Словарь лингвистических терминов.– Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. (В  работе словарь указан только именем автора).                                                                                                                                                                                                                                         2.  Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/index.php (В работе указан только именем автора).                                                                                                                                                      3. Розенталь Д. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати. – М.: Просвещение, 1999. https://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Linguist/DicTermin/index.php                                                                                                                                           4. Литературоведческий словарь Интернет-ресурса TextoLogia.ru                                                           http://www.textologia.ru/slovari/literaturovedcheskie-terminy/epitet/?q=458&n=263                                                                                                                    5. Азимов Э.Г. Щукин А.Н. «Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). – М.: издательство ИКАР,2009.                                                                                                                                                                                                                                                  В третьей колонке таблицы приведены примеры – аргументы из предложенного текста. В процессе подготовки к экзамену можно использовать как весь материал, связывая  высказывание о языке с теорией и переходя  к аргументу; так и только теоретические сведения, а аргументы приводить свои.                                                                                                                                                                                                    Работу с данными материалами можно запланировать и при составлении КТП 5-9 классов: как итоговую или промежуточную работу на уроках повторения и систематизации знаний по соответствующим темам или на уроках актуализации знаний, полученных в прошлом учебном году по теме.


Оглавление

15.1 текст №1        2

15.1 текст № 2        3

15.1 текст № 3        4

15.1 текст№ 4        5

15.1 текст № 5        6

15.1 текст № 6        7

15.1 текст №7        8

15.1 текст №8        9

15.1 текст №9        10

15.1 текст № 10        11

15.1 текст № 11        12

15.1 текст № 12        13

15.1 текст № 13        14

15.1 текст № 14        15

15.1 текст № 15        16

15.1 текст № 16        17

15.1 текст №17        18

15.1 текст № 18        18

15.1 текст № 19        19

15.1 текст № 20        19

15.1 текст №1

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». 

Культура речи. 2. Нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений. Нормативность речи включает в себя также такие ее качества, как точность, ясность, чистота. Критерий точности речи — ее соответствие мыслям говорящего или пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания. Критерий ясности речи — ее доходчивость и доступность для тех, кому она адресована. Критерий чистоты речи — ее незасоренность внелитературными элементами (диалектными словами, просторечной лексикой, узкопрофессиональными выражениями), уместность использования в ней определенных языковых средств в конкретной ситуации речевого общения, соблюдение “чувства соразмерности и сообразности” (Пушкин). В широком смысле слова культурной является речь, которой присущи не только названные выше качества, но также богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, художественная выразительность, логическая стройность. (Розенталь «Словарь лингвистических терминов»)

– (12)Пап, ну скажи ей, – громко пожаловалась Оксана. – (13)Чего она мне нервы мотает?

– (14)Как ты разговариваешь с матерью? – одёрнул Корольков.

– (15)Ну, пап. (16)Ну, чего она сядет с нами? (17)Я всё время буду в напряжёнке. (18)Она вечно что-нибудь ляпнет, и всем неудобно…

(5)Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и не намерена сидеть на кухне, как прислуга.


15.1 текст № 2

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как запасные игроки” …выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру” знаменательные слова».

Местоимение. Часть речи, включающая слова, которые в отличие от слов знаменательных не обозначают предметов, их признаков, количества или порядка по счету, а лишь указывают на них.  (Розенталь Д.Э.)

МЕСТОИМЕНИЕ. 1) Предметно-личные местоименные слова (местоименные существительные): я, мы, ты, вы и др, Они указывают на предметность. 2) Часть речи, которая указывает на предметы, признаки предметов, на количество предметов, на признаки признаков и действий, но не называет их. Местоимения являются заменителями имен сущ., прил., числ. и наречий в тексте. (Жеребило Т.В.)

(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно, приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре – захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков – составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета.


15.1 текст № 3

Задание К1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста

Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

АБЗАЦ 2. Отрезок  письменного  или  печатного  текста от одной красной строки до другой, обычно заключающий в себе сверхфразовое единство или его часть. А. является средством логико-композиционного членения текста, поэтому при работе с текстом на использование А. следует обращать особое внимание. (Азимов Э.Г., Щукин А.Н.)

АБЗАЦ.. 3. Компонент текста, представляющий собой логически завершенный отрывок текста, связанный при помощи языковых скреп с предыдущим или последующим абзацем. В научной и деловой речи абзацы представляют собой последовательный ряд логически связанных между собой отрывков. В художественной речи – своя, особая логика изложения, поэтому выделение абзаца здесь зачастую может быть непредсказуемым, обусловленным «подводным течением» произведения.

(Жеребило Т.В.)

(1)Я не любила эту куклу.

(2)Её рост и внешние достоинства сравнивали с моими. (3)Взрослые наивно полагали, что доставляют мне удовольствие, когда с дежурно-умилительными интонациями восхищались мною.

(17)Но вдруг, когда мне исполнилось шесть лет, появилась огромная кукла с круглым лицом и русским, хотя и необычным для игрушки, именем Лариса. (18)Отец привёз куклу из Японии, где был в командировке. 
(19)Я должна была бы обрадоваться заморской игрушке.

(20)Но она была выше меня ростом, и я, болезненно на это отреагировав, сразу же её невзлюбила.


15.1 текст№ 4

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя В.А. Солоухина: «Эпитеты  одежда слов».

Эпитет – это художественно-образное определение, подчеркивающее наиболее существенный в данном контексте признак предмета или явления; применяется для того, чтобы вызвать у читателя зримый образ человека, вещи, природы и т.п. (Текстология.ру)

(75)Гоша, оцепеневший от ужаса Гоша, прижавшийся к стене с перекошенным лицом, тихий, застенчивый и боязливый Гоша вдруг отталкивает Верочку и – плашмя, животом – падает на ракету.

 (5)Загадочное существо тринадцати лет, невероятная красавица с улыбкою до ушей, с золотыми глазами, с тонюсенькой талией. (6)Верочка.


15.1 текст № 5

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений».

монолог форма речи, обращенной говорящим к самому себе, не рассчитанной на словесную реакцию другого лица. Монологическая речь, в отличие от диалогической, характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью. (Розенталь Д.Э.)

МОНОЛОГ в риторике: речь одного лица, образующая единое высказывание; выделяются следующие виды монологической речи: а) описание – изображение состояния предмета посредством перечисления его частей, свойств, признаков, видов, объединяющее позиции участников общения; б) повествование – изображение предмета речи в изменении, как последовательности переживаемых событий или действий, разделяющее позиции участников общения; в) рассуждение – обоснование представления говорящего о предмете посредством доводов, с которыми получатель высказывания соглашается, присоединяясь тем самым к представлению говорящего.

(Жеребило Т.В.)

Тема высказывания: (2)Самое интересное здесь – двор. (4)Ребята играли почти каждый день, особенно летом

(5)И я постепенно перезнакомился с ними, и все мы относились друг к другу по-хорошему.

(6)Потом меня стали назначать судьёй в волейбольных встречах. (7)Судить никто не любил, все хотели играть, а я – всегда пожалуйста: как не помочь друзьям?.. (8)А бывало, что на широком крыльце соседнего деревянного дома мы играли в шахматы и лото.

(23)Ребятам это, конечно, нравилось, но я всё равно был среди них чужим. <…>.

(25)Я сделал последнего и – сам не знаю почему – нарисовал вечернее небо, оранжевое солнце на горизонте и дорогу, по которой идут рядом двое мальчишек.

 (27)Хотелось, чтобы появился друг. (28)Не случайный, не на час, когда забегает поиграть в шахматы или послушать Пола Маккартни, а настоящий...

(29)Я пустил голубка с балкона, и ветер схватил и унёс его за тополя. (30)И я подумал: вот найдёт кто-нибудь, догадается, придёт ко мне...

15.1 текст № 6

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста

 Н.С. Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».

7. При подлежащем, выраженном местоимением это, тире ставится или не ставится в зависимости от логического выделения подлежащего и наличия или отсутствия паузы после него.

 (Розенталь Д.Э.)

Интонационное тире

1.Тире ставится для указания места распадения простого предложения на словесные группы, чтобы уточнить или подчеркнуть смысловые отношения между членами предложения.

 Ср.: а) Ходить—долго не мог; б) Ходить долго—не мог. Такое тире называется

интонационным, оно может отделять любую часть предложения, например: Я вас спрашиваю: рабочим — нужно платить?
(Чехов); По полюсу гордо шагает, меняет движение рек, высокие горы сдвигает — советский простой человек! (Лебедев-Кумач).

2. Интонационный характер имеет также тире, которое ставится между членами предложения для выражения неожиданности, например: И щуку бросили — в реку (Крылов). (Розенталь Д. Справочник по правописанию и литературной правке для работников печати)

(3)Я помнила, но, когда пожилой дядька в камзоле с пышными рукавами, с большим бархатным животом, колыхавшимся над тоненькими ножками, грозно, как классный руководитель, вопросил: «Скажи, Лаура, который год тебе?» – и грузная тётенька гавкнула в ответ: «Осьмнадцать лет!», – ужасное смятение и стыд смяли меня, и все мои старания полюбить театр были окончательно перечёркнуты.

 (24)Кино для тех, кто любит сны и чудеса. (25)Театр не скрывает, что всё, что вы видите, – притворство. (26)Кино притворяется, что всё, что вы видите, – правда. (27)Театр – для взрослых; кино – для детей.

15.1 текст №7

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».

ИЗЪЯСНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Разновидность нерасчлененных сложноподчиненных предложений, структура которых определяется сочетаемостью следующих контактных слов: 1)  глагольных форм  (говорит,  спрашивает,  думает,  слышит,  уверяет, просит  и т.п.);2) существительных (мысль, слух, уверение, просьба, известие и пр.);

 3) предикативов (известно, понятно, приятно; уверен, рад, удивлен и пр.). Термин изъяснительные обозначает семантическую сферу, определяемую как контакт человека с окружающим миром людей, вещей, событий и пр.: речь, мысль, чувство, волеизъявление, восприятие, оценка, отношение.

ПРИДАТОЧНЫЕ ПРИЧИННЫЕ. Предикативные придаточные части в составе расчлененных сложноподчиненных предложений, соединяющиеся с главной частью посредством союзов потому (оттого) что, так как (то), ибо. Придаточная часть оформляет значение:

1) причины; основания; 3) мотива;

4) следствия.

(Жеребило Т.В.)

(1)Толя осени не любил. (2)Не любил за то, что опадали листья и «реже солнышко блистало», а больше всего за то, что осенью часто шли дожди и мама не пускала его на улицу.

– (38)Не волнуйся! (39)Не волнуйся, мамочка... (40)Всё хорошо! (41)Но крикнуть он не мог, потому что на уроке кричать не полагается.

15.1 текст №8   (аналогично заданию к тексту №1)

Задание15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста

 С.И. Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая) ».

Культура речи. 2. Нормативность речи, ее соответствие требованиям, предъявляемым к языку в данном языковом коллективе в определенный исторический период, соблюдение норм произношения, ударения, словоупотребления, формообразования, построения словосочетаний и предложений. Нормативность речи включает в себя также такие ее качества, как точность, ясность, чистота. Критерий точности речи — ее соответствие мыслям говорящего или пишущего, правильный отбор языковых средств для адекватного выражения содержания высказывания. Критерий ясности речи — ее доходчивость и доступность для тех, кому она адресована. Критерий чистоты речи — ее незасоренность внелитературными элементами (диалектными словами, просторечной лексикой, узкопрофессиональными выражениями), уместность использования в ней определенных языковых средств в конкретной ситуации речевого общения, соблюдение “чувства соразмерности и сообразности” (Пушкин). 

(Розенталь Д.Э.)

 (29)А она вернула мою папку с рисунками. (30)Как говорят, «заберите ваши игрушки».

– (31)И что же дальше? – спросила я дочь.

– (32)Ну и мерси, дорогая Люси, – в рифму пошутила Оленька.

15.1 текст №9

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».

ПОВТОР. 1) Дополнительное синтаксическое средство. Например, в русском языке повтор всегда вносит экспрессивные оттенки, акцентирует тот или иной смысл: А он все думал и думал… В данном примере повтор подчеркивает длительность, интенсивность действия. 2) П. используется в различных функциональных стилях.. В художественной речи делает высказывание наиболее выразительным, эмоциональным: Мне счастье не по силам одному... Но почему молчишь ты? Почему? (Ренат Харис). Повторяться могут в художественной речи части слов, например, приставки: Хрустя, вошли в стихи мои снега. Но, добежав до выдутого лога, рассыпалась неверная строка, растаяла, как зимняя дорога. (Ренат Харис). В публицистической речи повторы выражают страстность, призывность, экспрессивность. В разговорной речи  это средство усиления экспрессии, выразительности высказывания: Понимаешь, ну, понимаешь, именно так надо сделать. Повторы усиливают выразительность речи, ее богатство. (Жеребило Т.В.)

(1)В это утро Динка проснулась с тревогой на душе и, как только открыла глаза, вспомнила про Андрея, вспомнила, что сегодня, разумеется, приедет он, Хохолок.

(2)Надо было хорошенько обдумать, как сказать ему, что она, Динка, повзрослела и никогда больше не сядет на раму его велосипеда, не поедет с ним кататься. (3)Ни в лес, ни в поле, ни по длинной тропке среди моря колосьев ржи. (4)Ничего этого больше не будет! (5)Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.

15.1 текст № 10

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями»

  1. Последовательность, одновременность событий. [ ],[ ].
  2. Одна часть осложнена  [ ];[ ].
  3. [  ]:[ причина].   [  ]: [пояснение].

 [  ]:[дополнение, изъяснение].

  1. [ ] – [ ]. Противопоставление. Быстрая смена событий.
  2. [ время, условие] – [  ].
  3. [  ] – [вывод, следствие].

(5)Дамы располагались в удобных мягких креслах; мужчины, образовав группки, беседовали друг с другом.

(33)Она мягко коснулась пальцами клавиш – нежно зазвучало вступление.

(39)К нам гости – тут я со своим «Соловьём»!

15.1 текст № 11

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь  важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума».

ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ. Любой носитель того или иного языка, охарактеризованный на основе анализа произведенных им текстов с точки зрения использования средств данного языка для отражения окружающей  действительности (картины мира). Структура  Я. л.  складывается  из трех уровней:

1) вербально-семантического, дающего  представление  о  владении

Я. л.  системой  языка; 2) когнитивного

(понятия,  идеи,  представления,  складывающиеся в картину мира);

 3) прагматического (включает цели, мотивы, интересы, оценки,  проявляющиеся  в  речевой  деятельности).  Из  традиционных  обозначений  термину  Я. л.  близок  термин  «язык писателя» 

 (Азимов Э.Г.)

Образ автора – концентрированное воплощение сути произведения, объединяющее всю систему речевых структур персонажей в их соотношении с повествователем, рассказчиком или рассказчиками и через них являющееся идейно-стилистическим средоточием, фокусом целого.

Это также один из способов реализации авторской позиции в эпическом или лироэпическом произведении; персонифицированный повествователь, наделённый рядом индивидуальных признаков, но не тождественный личности писателя. (Текстология)

(2)Ужасно быть поздним ребёнком! (3)Я стал драгоценным подарком, как чашка, которая, нарядная и чистая, стоит за стеклом, но из которой никогда не пьют чай.

(24)Трудно разве ответить на тройку? (25)Или запомнить содержание книги? (26)Кретин я, что ли, какой? (27)И почему надо особенно радоваться, что я «на целых две головы» ниже Костика?

(38)Вот вам и всё! (39)Они очень рады. (40)А я?..


15.1 текст № 12

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г. Милославского: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью маленьких” слов, слов, которые принято считать служебными,  частиц и союзов».

частицы (частичные слова). Разряд служебных слов, придающих дополнительные смысловые или эмоциональные оттенки предложениям и отдельным словам. По значению выделяются:

1) частицы, выражающие различные смысловые оттенки слов в речи; среди них:

а) частицы неопределенные. Кое-, -либо, -нибудь, -то (первая выступает в функции приставки, остальные являются суффиксами-постфиксами);

б) частицы ограничительные (выделительно-ограничительные). Единственно, исключительно, лишь, почти, только, хотя бы и др.

в) частицы указательные. Вон, вот, это.

г) частицы усилительные. Даже, же, и, уж и др.

д) частицы уточнительные. Именно, как раз, подлинно, приблизительно, ровно, точь-в-точь и др.

2) частицы, вносящие в речь модальные и модально-волевые оттенки; среди них:

а) частицы вопросительные. Ли, разве, неужели, ужели

б) частицы модально-волевые. Бы, дай, давай, ну, пускай, пусть и др.

в) частицы отрицательные. Не, ни, нет;

г) частицы собственно модальные Авось, вряд ли, едва ли, пожалуй, чай и др.

д) частицы сравнительные. Будто, как будто, как бы, словно и др. 

е) частицы утвердительные. Да, так и др.;

ж) частицы, обозначающие субъективную передачу чужой речи. Де, дескать, мол и др.

3) частицы, вносящие в речь эмоционально-экспрессивные оттенки:

частицы восклицательные. Ведь, как, ну и, что за и др. (Розенталь Д.Э.)

союз. Служебные слова, используемые для связи между собой однородных членов предложения, частей сложного предложения и самостоятельных предложений. Классификация. <…>

 (Розенталь Д.Э.)

(2)Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!

(31)Да, мы могли бы удивить мир, но пока не знали чем.

15.1 текст № 13

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога и философа

А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения  как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».

РАССУЖДЕНИЕ. 1) Тип текста, основанный на построении умозаключений. Употребите- лен в различных стилях. 2) Тип текста, отражающий мир в причинно-следственных связях. Словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли. (Жеребило Т.В.)

(6)Я учился очень средне. (7)Мама говорила, что если я так продолжу, то стану грузчиком. (8)Выражение же лица отца в это время было таким, что я догадывался: он сомневается, что мама говорит правду.

(9)Короче, профессия грузчика как перспективная мною никогда не рассматривалась.

(16)Медицинский мне всегда нравился. (17)Во-первых, там преподавал мой любимый дядя. (18)Во-вторых, там учился мой троюродный брат, который мне тоже нравился. (19)Но как-то пугала так называемая анатомичка. (20)Я понимал: даже просто войти в здание, где она находится, я не смогу.


15.1 текст № 14

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».

Знаки выделяющие. Служат для обозначения границ синтаксической конструкции, которая вводится в предложите для дополнения, пояснения его членов или всего предложения в целом, для интонационно-смыслового выделения какой-либо части предложения, а также границ конструкции, содержащей название лица или предмета, к которому обращена речь, или выражающей субъективное отношение пишущего к своему высказыванию, или оформляющей чужое высказывание. Две запятые (как единый парный злак), два тире (то же самое), скобки, кавычки.

Знаки отделяющие. Служат для разграничения независимых предложений, их частей (главного и придаточного предложения, предикативных частей бессоюзного сложного и сложносочиненного предложения, состава подлежащего и состава сказуемого), однородных синтаксических элементов (однородных членов предложения, соподчиненных придаточных предложений), а также для указания на тип предложения по цели высказывания, на эмоциональный характер предложения, на перерыв речи. Точка, вопросительный знак, восклицательный знак, запятая, точка с запятой, двоеточие, тире, многоточие. (Розенталь Д.Э.)

(8)Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом. (9)Она была изображена во весь рост и так, как будто торопилась куда-то, накинув свой лёгкий шарф.

(19)Портрет Катри, её живые, горящие глаза, притихший двойник портрета, Иоська, и сам несчастный, уединившийся здесь после смерти жены скрипач – всё это внушало ей ужас.

15.1 текст № 15 (идентично заданию к тексту №2)

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста

 А.А. Реформатского: «Местоимение  удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании».

МЕСТОИМЕНИЕ. 1) Предметно-личные местоименные слова (местоименные существительные): я, мы, ты, вы и др, Они указывают на предметность. 2) Часть речи, которая указывает на предметы признаки предметов, на количество предметов, на признаки признаков и действий, но не называет их. Местоимения являются заменителями имен сущ., прил., числ. и наречий в тексте. (Жеребило Т.В.)

(1) В первый год моей жизни, в день какого-то праздника, по старому поверью, родители мои устроили гадание: они разложили крест, детскую саблю, рюмку и книжку. (2) К чему первому притронусь, то и предопределит мою судьбу.

(19) Будущая офицерская жизнь представлялась мне тогда в ореоле сплошного веселья и лихости, а не в бремени трудов и забот, как это бывает в действительности.


15.1 текст № 16 (идентично заданию к тексту №14)

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского  советского писателя

 К.Г. Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания  это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться».

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. Графические знаки, нужные для того, чтобы расчленить текст на предложения, передать на письме особенности строения предложений и их интонацию, создать условия для единообразного понимания строения и смысла текста пишущим и читающим. Знаки препинания, используемые в письменной речи на русском языке, включают: 1) знаки конца предложения: точка, вопросительный знак, восклицательный знак; 2) знаки разделения частей предложения: запятая, тире, двоеточие, точка с запятой;

3) «двойные» знаки препинания, выделяемые отдельные слова или части предложения: скобки, кавычки; запятая и тире, используемые как парные знаки; если выделяемая конструкция стоит в начале или в конце предложения, то употребляется одна запятая или тире;

4) многоточие как особый смысловой знак, который ставится в конце предложения для указания на особую значимость сказанного или в середине для передачи сбивчивой, затрудненной или взволнованной речи; 5) употребление вопросительного и восклицательного знаков вместе оформляет риторический вопрос, усиленное утверждение или отрицание с эмоциональной окраской; 6) соединение разных значений может достигаться сочетанием запятой и тире как единым знаком. (Жеребило Т.В.)

(1)Для меня музыка – это всё. (2)Я люблю джаз, как дядя Женя. (3)Что дядя Женя творил на концерте в Доме культуры! (4)Он свистел, кричал, аплодировал! (5)А музыкант всё дул напропалую в свой саксофон!..

– (25)Ты не подходишь, – сказали мне. – (26)Слуха нет. (27)Кит чуть не умер от радости, когда я вышел.

   (28)«Ну?!! (29)Джаз? (30)Да?!!» – всем своим видом говорил он, и хвост его отбивал ритм по тротуару. (31)Дома я позвонил дяде Жене.

– (32)У меня нет слуха, – говорю. – (33)Я не подхожу.

– (34)Слух – ничто, – сказал дядя Женя с презрением. – (35)Подумаешь, ты не можешь повторить чужую мелодию. (36)Ты поёшь, как никто никогда до тебя не пел. (37)Это и есть джаз! (38)Джаз не музыка; джаз – это состояние души.

15.1 текст №17

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки». 

КОНТЕКСТ 1) Лексический контекст – словесное окружение, лексическая позиция слова. Контекст выявляет то или иное значение многозначного слова; 2) бытовой контекст - ситуация, которая определяет, в каком значении употреблено слово 3) речевое окружение, композиционно-речевая система, предполагающая единство плана содержания и плана выражения.

– (4)Чего рассказывать? – ответил Лёнька. – (5)Разве про старушек в нашей деревне. (6)Старушки эти – дочери знаменитейшего художника Пожалостина. (7)Академик он был, а вышел из наших пастушат, из сопливых. (8)Его гравюры висят в музеях в Париже, Лондоне и у нас в Рязани.

15.1 текст № 18

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.А. Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».

речь. 1. Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. 2. Разновидность (обычно стилистическая) общения при помощи языка, характеризующаяся отбором тех или иных лексических и грамматических средств в зависимости от условий и целей коммуникации. (Д.Э. Розенталь)

(3)Бабушка решила, что у внука замечательный слух и что «с таким абсолютным слухом абсолютно необходимо учиться музыке».

– (19)Смотри, надо беречь руки! (20)Вся твоя судьба – в твоих руках! (21)Вернее сказать, в твоих пальцах.

15.1 текст № 19

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста

А.М. Пешковского: «У каждой части 
речи свои достоинства»
.

Определения и особенности частей речи.

(10)Разочарование, восторг, изумление – все эти чувства сменяли друг друга, не оставляя места неопределённости. (11)Отсутствие однообразия и было Машиным образом

(13)Во всём, кроме женственности и красоты: тут первой считалась Ляля.

(14)Красивые женщины даже во сне не забывают, что они красивы. (15)Красавицы привыкают к жертвенному поклонению и уже не могут без него обходиться.

15.1 текст № 20

Задание 15.1

Определение лингвистического явления.

Примеры из текста

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В.Г. Ветвицкого: «Имя существительное  это как бы дирижёр грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты  зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».

согласование. Вид подчинительной связи, при котором зависимое слово уподобляется в выражении грамматических значений господствующему слову

(3)В неблагополучных семьях родители, уехав из дому, вообще не присылают писем, в благополучных пишут примерно раз или два в неделю – мы с бабушкой получали письма каждый день.

(11)Это было отличительной бабушкиной чертой: по её тону часто нельзя было определить, шутит она или говорит всерьёз, хвалит или высмеивает. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...

Лингвистическое сочинение

ГИА претерпел в этом году некоторые изменения: исключено из часть С2 сочинение на нравственно-этическую тему. Дети лишены права выбора и должны готовиться к написанию лингвистического сочинения. Как и...

Лингвистические сочинения по русскому языку (ГИА, часть С2)

ГИА претерпел в этом году некоторые изменения: исключено из часть С2 сочинение на нравственно-этическую тему. Дети лишены права выбора и должны готовиться к написанию лингвистического сочинения. Как и...

Лингвистическое сочинение ОГЭ – 2015

Данная презентация была представлена на педагогическом совете в МБОУ СОШ№8 с.Левокумка Минераловодского района Ставропольского края по теме "Лингвистическое сочинение ОГЭ – 2015"....

Лингвистическое сочинение

В материале представлены образцы сочинений на лингвистическую тему (раздел "Пунктуация")...

Подготовка к ОГЕ, лингвистическое сочинение

Подготовка к ОГЕ, лингвистическое сочинение, как писать?...

Подготовка к лингвистическому сочинению. 15.1

Подготовка к лингвистическому сочинению. 15.1...