Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 8 класса
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс) на тему

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 8 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

КИМы по русскому языку для 8 класса

Контрольный диктант №1.

Однажды нам в подарок принесли березку, выкопанную с корнем4. Мы посадили ее в ящик с землей и поставили в комнате у окна. Скоро ветки березки поднялись, и вся она повеселела.

В саду поселилась осень. Горели пурпуром клены, порозовел кустарник и кое-где на березках появились желтые пряди. Но у нашего деревца мы не замечали никаких признаков увядания4.

Ночью пришел первый заморозок. Я проснулся рано, оделся и вышел в сад. Разгорался рассвет, синева на востоке сменилась багровой мглой. Березы за одну ночь пожелтели до самых верхушек, и листья осыпались с них частым печальным дождем.

В комнате при бледном свете зари я увидел, что и наша березка стала лимонной. Комнатная теплота не спасла ее.

Через день она облетела вся, как будто не хотела отставать от своих подруг.

Последняя память о лете исчезла.

(По К. Паустовскому)

Грамматическое задание.

1. Обозначьте графически изученные орфограммы в 1-м абзаце (I вариант), во 2-м абзаце (II вариант).

2. Разберите по составу слова: выкопанную, поставили, заморозок (I вариант); порозовел, лимонный, никаких (II вариант).

3. Сделайте синтаксический разбор подчеркнутого предложения (I, II варианты).

Контрольный диктант №2 по теме «Словосочетание. Простое предложение»

Осень-пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.

Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.

Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)

(По О.Туберовской)

Грамматическое задание

  1. Выпишите по одному словосочетанию на каждый вид подчинительной связи.
  2. Выполните синтаксический разбор одного словосочетания.

Тест  № 1. Главные члены предложения

Вариант 1

А1.  В каком предложении подлежащее выражено именем существительным?

 1) Мы с приятелем вдвоём очень весело живём.

2) По аллее шла нарядная девочка с пуделем.

3) Жили-были старик со старухой.

 4) Иногда кошка с собакой живут дружно.

А2.  Укажите предложение, в котором есть простое несогласованное сказуемое.

1) Вечером мы будем смотреть футбол по телевизору

2) Ты бы поговорил со мной.

 3) А щука выскользнула из рук и бултых в воду!

 4) На реке нескончаемо сновали лодки и катера.

А3.  Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Я намерен был уехать сегодня же.

 2) Мы продолжили изучать тему.

3) Любишь ты поспорить!

 4) В детстве он хотел стать пожарным.

А4.  В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

1) Ты (..) настоящий друг.

 2) Три (..) число магическое.

3) С другом и горе (..) не беда.

4) Ласковое слово (..) что солнышко в ненастье.

В1.  Укажите тип сказуемого в данном предложении.

Здание Лицея в Царском Селе под Петербургом является частью большого ансамбля.

С1.  Опишите известный вам памятник архитектуры.

Тест №1. Главные члены предложения

Вариант 2

А1.  В каком предложении подлежащее выражено неделимым словосочетанием?

1) Самолёт с пассажирами на борту поднялся в воздух.

 2) Матроскин с Шариком часто ссорился.

3) Поведение вошедшего привлекло всеобщее внимание.

4) После школы мы с друзьями ходим на тренировку.

А2.  Укажите предложение, в котором есть простое несогласованное сказуемое.

 1) Вдруг кто-то тихонько стук в окно.

2) Да будет свет!

 3) Ты будешь со мной меняться местами?

4) Немного отъехав, машина остановилась.

А3.  Укажите предложение с составным именным сказуемым.

1) Над рекой начинал подниматься туман.

2) Отблеск луны на реке казался дрожащим светлым мостиком.

3) Я рад был помочь вам.

4) Он ещё будет учить меня!

А4.  В каком предложении на месте пропуска ставится тире?

 1) Моё правило (..) говорить правду.

 2) Она (..) девушка с характером.

3) Солнце (..) словно огненный шар.

4) Зима (..) не лето.

В1.  Укажите тип сказуемого в данном предложении.

Памятник А. С. Пушкину на Пушкинской площади в Москве продолжает собирать вокруг себя множество людей.

С1.  Опишите известный вам памятник деятелю культуры.

 Контрольный диктант №3 по теме «Главные члены предложения»

СКАЗОЧНЫЕ ОБЛАКА

Сегодня весь день плыли по небу необычные облака, подгоняемые ветром. Эти облака — живые существа. Они то забирались ввысь, то опускались, почти касаясь крыш, то превращались в причудливые фантазии. Над цирком они приняли форму бегемота, играющего с мячом, над школой стали раскрытой книгой, а над рекой приобрели светло-голубой оттенок.

Люди ходили какие-то радостные, подняв глаза к небу, и улыбались. Сам собою в городе объявился праздник. Все вышли на улицу, а в школах отменили занятия.

«Такие облака — это сказка», — говорили люди друг другу и боялись пропустить что-нибудь интересное, потому что все чувствовали: такое бывает только раз в жизни.

«Мама, разве море вверху, там плывет кораблик?» — спрашивал удивленный чудом мальчик.

Весь город, попавший в сказку, стал добрым. Неожиданные облака словно волшебники. Они помогли людям увидеть прекрасное. Ведь любоваться облаками — это понимать мечту.

А ночью, когда все ушли спать, облака опустились и окутали город теплым, таинственным, серебряным туманом, приносящим сказочные сны.

Грамматическое задание.

1. Выделите сказуемые и определите их типы: в первом абзаце I вариант; во втором абзаце — II вариант.

2. Объясните постановку тире между главными членами предложения, графически обозначьте повышение тона и паузу.

Тест 2. Дополнения. Определения. Приложения

Вариант 1

А1.  В каком предложении есть прямое дополнение?

1) Налей мне чаю, пожалуйста!

 2) Бабушка всегда беспокоится обо мне.

3) Вера в победу помогла команде.

4) Ночь незаметно ползла над лесом.

А2.  В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?

1) Я начал заниматься по-настоящему только недавно.

2) Вы перестанете разговаривать на уроке?!

3) Мушкетёры всегда готовы помочь другу.

4) Капитан приказал поднять якорь.

А3.  Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?

1) дверь на балкон

2) ткань в полоску

3) окно в сад

4) перчатки из кожи

А4.  Какое приложение пишется через дефис?

1) (тренер) Сёмин

2) (балет) «Жизель»

3) (студент) математик

4) (умница) дочка

В1.  Выпишите из данного предложения приложение.

В преданиях рассказывается о Ермаке как о казаке-герое.

С1.  Напишите, чем Ермак Тимофеевич прославил своё имя.

Тест 2. Дополнения. Определения. Приложения

Вариант 2

А1.  В каком предложении есть прямое дополнение?

1) По дереву лодки неугомонно стучал дождь.

 2) Я так и не нашёл нужной тетради в своём столе.

 3) Вокруг домика росли раскидистые липы.

4) Русские издавна славятся своим гостеприимством.

А2.  В каком предложении есть глагол, выступающий в роли дополнения?

1) Мы намерены представить вам новых исполнителей.

 2) Я должен найти ключ к этой тайне!

 3) Проводник попросил провожающих покинуть вагон.

 4) Лыжники продолжали упорно тренироваться.

А3.  Какое из несогласованных определений нельзя заменить синонимичным согласованным?

 1) свитер из шерсти

 2) пиджак в клетку

 3) ученик первого класса

4) платье цвета беж

А4.  Какое приложение пишется через дефис?

 1) (товарищ) полковник

 2) (река) Ока

 3) (храбрецы) воины

 4) (девушка) медсестра

В1.  Выпишите из данного предложения приложение.

В басне «Обоз» Крылов коснулся стратегии и тактики Кутузова.

С1.  Напишите, что вам известно о личности М. И. Кутузова.

Тест 3. Обстоятельства

Вариант 1

А1.  В каком предложении есть обстоятельство условия?

 1) Все весело рассмеялись.

2) При желании всё можно сделать.

3) Дело чрезвычайно срочное.

 4) Несмотря на оттепель, соревнования по биатлону не отменили.

А2.  В каком предложении есть обстоятельство цели?

 1) Ты едешь в Оренбург служить под его начальством.

 2) Через минуту попадья вышла ко мне в сени.

 3) Я горько заплакал и громко произнёс имя моей любимой.

 4) Маша была необыкновенно хороша в этот миг.

А3.  В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?

 1) Густой туман, точно вата лежал по всему лесу.

 2) Для него работа как каторга.

 3) Самолюбивый человек засыхает словно одинокое дерево.

 4) Он вскочил, как ужаленный.

А4.  В каком предложении надо поставить только одну запятую?

 1) За что же не боясь греха Кукушка хвалит Петуха?

 2) Ко мне подпрыгивая подбежал маленький мальчик

 3) Охотник немного согревшись уснул.

 4) Не обращая внимания на летавших возле нас пчёл мы подошли к пасечнику.

В1.  Найдите в данном предложении обстоятельство. Укажите его вид.

Савельич поглядел на меня с глубокой горестью и пошёл за моим долгом.

С1.  Напишите, что вы думаете об отношении Савельича к Петруше Гринёву.

Тест 3. Обстоятельства

Вариант 2

А1.  В каком предложении есть обстоятельство цели?

 1) Вокруг не было ни души.

 2) Впопыхах я оставил билет дома.

 3) Ломоносов отправился в Москву учиться.

 4) Вскоре прозвенел звонок.

А2.  В каком предложении есть обстоятельство причины?

 1) В нашу гавань заходили корабли.

 2) Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул.

 3) Внизу, как муравьи, сновали люди.

 4) На закате солнце кажется огромным красным шаром.

А3.  В каком предложении знаки препинания расставлены правильно?

 1) Часы ползли медленно как улитка.

 2) Глаза кошки, как два зелёных огонька.

 3) Пруд был, как зеркало.

 4) Мальчишки бежали как угорелые.

А4.  В каком предложении надо поставить только одну запятую?

 1) Глубоко в ущелье как стальной клинок сверкала узкая река.

 2) Старая берёза с трудом вбирая соки земли росла у калитки.

 3) Проиграв первый гейм теннисист всё же выиграл партию.

 4) Сделав большой круг я ни с чем вернулся обратно не найдя своих товарищей.

В1.  Укажите, чем в данном предложении выражено обстоятельство.

Я жил недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

С1.  Напишите, как вы понимаете выражение «жил недорослем». Прокомментируйте фразу Петра Гринёва, героя «Капитанской дочки» (задание В1).

Контрольный диктант №4

БОРОДИНСКОЕ ПОЛЕ

Здесь земля чудесно украсила себя зелеными холмами, долинами, реками, лиственными рощами.

Глаз не устает любоваться, и сердце радостно наполняется чувством восторга у человека, поднявшегося на высокий курган у села Бородино.

Отсюда открывается взору живописная окрестность Бородинского поля, и живой язык природы много говорит русскому сердцу. Но не только поэтическая красота здешних холмов, долин, рощ волнует нас.

Бородино — поле русской славы, священное место нашей Родины.

Над полем сейчас стоит невозмутимая тишина, но здесь дважды прогремела история. Стоит на минуту закрыть глаза, и ты увидишь зрелище боя, услышишь стоны земли, содрогающейся от артиллерийских снарядов.

В Бородинском сражении наполеоновской армии была нанесена смертельная рана, от которой она уже не смогла оправиться.

В 1941 году Бородинское поле было очищено от гитлеровских захватчиков советскими воинами-героями.

Грамматическое задание.

1. Подчеркните в предложениях грамматические основы с простым глагольным и составным именным сказуемым (по два на каждый вид).

2. Сделайте синтаксический разбор простого предложения, обозначьте части речи (по выбору учащихся).

3. Укажите в тексте диктанта прямые и косвенные дополнения (по одному-два на каждый вид).

Тест 4. Односоставные предложения с главным членом — сказуемым

Вариант 1

А1.  Какое предложение является односоставным?

 1) Тиха украинская ночь.

 2) На душе светло.

 3) Дорожки не расчищены.

 4) Он издалека.

А2.  Какое предложение является неопределённо-личным?

 1) Люблю тебя, Петра творенье.

 2) Нельзя было думать и об Оренбурге, претерпевающем все бедствия осады.

 3) Построили редут.

 4) Сказку легко выделить среди других произведений устного народного творчества.

А3.  В каком предложении глагол-сказуемое имеет значение обобщённого лица?

 1) Гусь свинье не товарищ.

 2) Открой дверь.

 3) На чужой роток не накинешь платок.

 4) Извините, меня ждут.

А4.  Какое предложение является безличным?

 1) После драки кулаками не машут.

 2) За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

 3) Не хочу ходить нарядная без сердечного дружка.

 4) За ними надо смотреть в оба.

В1.  В односоставном предложении, входящем в состав сложного, укажите способ выражения сказуемого.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

С1.  Напишите, как вы понимаете смысл этой пословицы.

Тест 4. Односоставные предложения с главным членом — сказуемым

Вариант 2

А1.  Какое предложение является односоставным?

 1) Земля в цвету.

 2) Мне некуда больше спешить.

 3) Убрано поле пшеницы.

 4) Хороши вечера на Оби.

А2.  Какое предложение является неопределённо-личным?

 1) Мне направо.

 2) Ей жить бы хотелось иначе, носить драгоценный наряд.

 3) Вилку держим в левой руке, нож — в правой.

 4) Хлеб едят, отламывая от него небольшие кусочки.

А3.  В каком предложении глагол-сказуемое имеет значение обобщённого лица?

 1) Соловья баснями не кормят.

 2) В садах жгут прошлогоднюю листву.

 3) Позвони мне завтра.

 4) В гостях хорошо, а дома лучше.

А4.  Какое предложение является безличным?

 1) На тебя заглядеться не диво.

 2) Хочешь, я тебя к горам увезу.

 3) На сердитых воду возят.

 4) Не жди меня скоро.

В1.  Укажите способ выражения сказуемого в данном предложении.

Легко чужими руками жар загребать.

С1.  Напишите, как вы понимаете смысл этой пословицы.

Контрольный диктант № 5

Старое русло Оки. Его называют Прорвой. Берега здесь сплошь покрыты ольхой, шиповником, ежевикой. Нигде не видел я таких репейников, колючек, огромных грибов-дождевиков.

Густые заросли трав подходят к самой воде упругой стеной, и с лодки часто нельзя высадиться на берег.

Я люблю эти глухие места и каждую осень провожу здесь несколько недель. Устанавливаю палатку. В ней тепло и сухо. Вечером при свете фонаря я даже читаю, но недолго2. На Прорве слишком много помех. То за кустом крикнет какая-то птица, то ударяет хвостом пудовая рыба, то оглушительно выстрелит в костре ивовый прут. Начинает разгораться2 зарево, и мрачная луна всходит над просторами вечерней земли.

Осенняя ночь тянется медленно, ей нет конца. К рассвету лицо обжигает легкий морозец. На востоке наливается тихим светом заря.

Воздух густ и прохладен. Пахнет травянистой свежестью и осокой.

(По К. Паустовскому)

Грамматическое задание.

1. Найдите в тексте 2—3 односоставных предложения (в том числе и те, которые являются частями сложного), обозначьте в них грамматические основы, определите тип этих предложений.

2. Разберите по составу выделенные слова.

Тест 5. Однородные члены предложения

Вариант 1

А1.  Какое утверждение ошибочно?

 1) Однородными могут быть любые члены предложения.

 2) ОЧ могут иметь при себе зависимые слова.

 3) Однородные члены всегда выражаются одной частью речи.

 4) В предложении может быть больше одного ряда ОЧ.

А2.  Какой союз является разделительным?

 1) ни… ни

 2) зато

 3) как… так и

 4) то… то

А3.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) За дверью послышался не то смех, не то плач.

 2) Последнее время приходилось работать и день и ночь.

 3) Овощи не только вкусны, но и полезны.

 4) Говорил он бойко, однако, бестолково.

А4.  В каком предложении нужно поставить одну запятую?

 1) Медведи — животные большие сильные да и ловкие.

 2) Цветы могут быть как однолетними так и многолетними.

 3) Пушкин собирал народные песни и сказки в Одессе и в Кишинёве и в Псковской губернии.

 4) Стоял тихий сентябрьский денёк.

А5.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Теплоход останавливался в крупных волжских городах — Ярославле, Самаре, Саратове, Волгограде.

 2) Все породы смолистых деревьев, как-то: ель, сосна, пихта — называют красным лесом.

 3) На крышах, на деревьях, на скамейках — везде была изморозь.

 4) На болотах и солончаках не растёт ни хлопок, ни пшеница.

В1.  Напишите, к какой группе относится союз в предложении.

Хуже всего ждать да догонять.

С1.  Напишите небольшое рассуждение, взяв за основу пословицу из задания В1.

Тест 5. Однородные члены предложения

Вариант 2

А1.  Какое утверждение ошибочно?

 1) Сочинительная связь, соединяющая однородные члены, выражается союзами или только интонационно.

 2) Повторяющиеся слова являются однородными членами.

 3) Однородные члены могут быть распространёнными.

 4) Определения-эпитеты обычно бывают однородными.

А2.  Какой союз является противительным?

 1) либо

 2) не то… не то

 3) не только… но и

 4) однако

А3.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Колокольчик звонко плачет и хохочет, и визжит.

 2) Не слышно ни стука, ни шороха.

 3) Мой компьютер старенький, зато надёжный.

 4) Разговор шёл то по-русски, то по-английски.

А4.  В каком предложении нужно поставить одну запятую?

 1) На стол постелена красивая льняная скатерть.

 2) Что ты встал ни свет ни заря?

 3) Человек с трудом переносит как мороз так и жару.

 4) Радостно было на небе и на земле и в сердце человека.

А5.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Крупнейшие реки Западной Сибири, а именно: Обь, Енисей, Лена — впадают в Северный Ледовитый океан.

 2) Отовсюду веяло запахом весны: от влажной земли и от набухающих почек, и от невидимой за садами реки.

 3) За туманом не видно ни поля, ни леса.

 4) В степи, за рекой, по дорогам — везде было пусто.

В1.  Напишите, к какой группе относится союз в предложении.

Мал золотник, да дорог.

С1.  Напишите небольшое рассуждение, взяв за основу пословицу из задания В1.

Контрольный диктант № 6

Случалось ли вам видеть, как растет березка?

Качается под окном тонкий прутик, шелестит резными клейкими листочками, к солнышку тянется, на ветру подпрыгивает, до старших норовит дотянуться. Обжигают его горячие солнечные лучи. Шелушится слабенькая, тоненькая кожица. Топольки-ровесники уж поднялись, окрепли, до телефонных проводов вот-вот дотянутся. А прутик резвится, подпрыгивает да шелестит листочками.

Идут годы. Падают дожди, греет солнце, зимы сменяются веснами. А глаз ваш замечать не хочет, что прутик вытянулся, окреп. Появились у подростка свои повадки, своя стать. Он к вам и в окошко заглядывает, и в грозу мокрыми листьями по стеклу, зазвеневшему ночью, хлестнет. Не видите вы, не замечаете ничего: ни стройности, ни красоты, ни гордости деревца.

Но вот в тихое, ясное утро выходите вы на крыльцо и смотрите изумленно. А где же прутик-то? Стоит на его месте молодая березка и будто сияние излучает. (135 слов)

(Н. Почивалин)

Грамматическое задание.

1. Найдите предложение с обобщающим словом при однородных членах предложения, начертите схему.

2. Сделайте синтаксический разбор простого предложения с однородными членами (по выбору учащихся).

Тест 6. Обособленные члены предложения

Вариант 1

А1.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Взволнованная, она не могла найти слов.

 2) Его, известного эрудита нелегко было сбить с толку.

 3) Комната, светлая и чистая, выходила окнами в сад.

 4) Орёл, с увесистой ношей в когтях, с трудом оторвался от земли.

А2.  В каком предложении нет обособления? (Знаки препинания не расставлены.)

 1) Сегодня Ася в скромном платье была особенно хороша.

 2) Утром туман окутал ещё не проснувшийся город.

 3) Им гагарам недоступно наслажденье битвой жизни.

 4) Блестело море всё в ярком свете.

А3.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Забрались мы в глухие места полные дичи.

 2) Причина, заставившая его так внезапно уехать, осталась неизвестной.

 3) Речь в передаче шла о Ричарде Гире, известном актёре.

 4) Монголов, прирождённых всадников, учат сидеть на лошади чуть ли не с пелёнок.

А4.  В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

 1) Состав согласно указанию диспетчера был подан на первый путь.

 2) Ему как хорошему шахматисту удалось легко победить.

 3) Отвечайте сидя.

 4) Смеясь и шутя мы побежали к реке.

В1.  Напишите, какой член данного предложения обособлен.

В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню.

С1.  Напишите, как вы считаете, почему Маша Миронова поспешила вернуться в деревню, не оставшись в Петербурге.

Тест 6. Обособленные члены предложения

Вариант 2

А1.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Хорошая хозяйка, она держала дом в идеальном порядке.

 2) Ему, в тяжёлых доспехах, трудно было поворачиваться.

 3) В комнату вошла Анна, сестра Веры.

 4) Удивлённый отказом Баев продолжал приходить в дом.

А2.  В каком предложении нет обособления? (Знаки препинания не расставлены.)

 1) А я-то наивный поверил тебе!

 2) Над нами возвышались горы скалистые неприступные.

 3) Кое-где в лесу оставалась не оттаявшая от снега земля.

 4) Осторожные звери тигры редко обнаруживают себя.

А3.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Лил дождь косой, крупный, бьющий в лицо.

 2) Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку.

 3) В одном месте горная речка пробила скалистый берег, встававший отвесной каменной стеной.

 4) В фильме «Карнавал» главную роль исполняет Ирина Муравьёва, актриса театра и кино.

А4.  В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

 1) В. И. Даль известен как выдающийся лексикограф.

 2) Пароход обгоняет плоты заплёскивая их водой.

 3) Нежданов несмотря на привязанность друзей сознавал себя одиноким.

 4) Не рекомендуется читать лёжа.

В1.  Напишите, какой член данного предложения обособлен.

Лицо её, полное и румяное, выражало спокойствие.

С1.  Напишите, как характеризует Екатерину II её портрет, созданный Пушкиным в «Капитанской дочке» (задание В1).

Контрольный диктант № 7

СОСЕДИ

Сей Дубровский, отставной поручик гвардии, был ему ближайшим соседом и владел семьюдесятью душами. Троекуров, надменный в сношениях с людьми самого высшего звания, уважал Дубровского, несмотря на его смиренное состояние. Некогда были они товарищами по службе, и Троекуров знал по опыту нетерпеливость и решительность его характера.

Обстоятельства разлучили их надолго. Дубровский с расстроенным состоянием принужден был выйти в отставку и поселиться в остальной своей деревне. Кирила Петрович, узнав о том, предлагал ему свое покровительство, но Дубровский благодарил его и остался беден и независим. Спустя несколько лет Троекуров, отставной генерал-аншеф, приехал в свое поместье; они свиделись и обрадовались друг другу. С тех пор они каждый день бывали вместе, и Кирила Петрович, отроду не удостаивавший никого своим посещением, заезжал запросто в домишко своего старого товарища. Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково, они сходствовали отчасти и в характерах, и в наклонностях. (139 слов)

(А. Пушкин)

Грамматическое задание.

1. В тексте диктанта графически обозначить обособленные члены предложения.

2. Сделать синтаксический разбор предложения с обособленными членами (по выбору учащихся).

Тест 7.  тест по темам «Односоставные предложения» и «Осложнённые предложения»

Вариант 1

А1.  Какое предложение является безличным?

 1) Комната в доме городничего.

 2) Мне обещали купить компьютер.

 3) За чем пойдёшь, то и найдёшь.

 4) Мне в эту ночь не спалось.

А2.  В состав какого предложения входит неполное предложение?

 1) Брожу у моря, жду погоды.

 2) Сок стоит двадцать рублей, а мороженое — пятнадцать.

 3) По телевизору показывают новый фильм.

 4) Слышишь, побеги, расспроси…

А3.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Вдали не то туман, не то дым.

 2) Бывают люди крайне нерешительные, ни рыба ни мясо.

 3) В человеке всё должно быть прекрасно — и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

 4) Даже дома, в кругу семьи, нельзя быть неаккуратным.

А4.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) В кабинете стоял огромный книжный шкаф.

 2) Ты шутишь или говоришь серьёзно?

 3) Полевые цветы: ромашки, колокольчики, васильки были собраны в один букет.

 4) Все классы, за исключением младших, учились и в морозы.

А5.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Пушкин, вспоминая друзей-лицеистов, славил дружеский союз.

 2) «Пиковая дама» — философско-психологическая повесть написанная Пушкиным в 1833 году.

 3) Оставленный без присмотра, щенок сгрыз мамины туфли.

 4) Первым Хлестакову пришёл представляться Ляпкин-Тяпкин, судья.

А6.  В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

 1) Д. С. Лихачёв известен как исследователь древнерусской литературы публицист и общественный деятель.

 2) Я видел горные хребты причудливые как мечты.

 3) Как в забытьи каком стоишь и слышишь свежий запах сада и тёплый запах талых крыш.

 4) Сергея как опытного альпиниста назначили руководителем группы.

Прочитайте фрагмент стихотворения Н. А. Заболоцкого «Уступи мне, скворец, уголок» и выполните задания В1—В4 и С1.  

(1)А весна хороша, хороша!

(2)Охватило всю душу сиренями.

(3)Поднимай же скворешню, душа,

Над твоими садами весенними.

(4)Поселись на высоком шесте,

Полыхая по небу восторгами,

Прилепись паутинкой к звезде

Вместе с птичьими скороговорками.

В1.  Напишите номер предложения (номера предложений), в котором (в которых) есть однородные члены.

В2.  Напишите, к какой группе односоставных предложений относится предложение (2).

В3.  Напишите, к какой группе односоставных предложений относится предложение (3).

В4.  Напишите, какой член предложения обособлен в предложении (4).

С1.  Напишите, с помощью каких приёмов поэт создаёт картину пробуждения природы и души человека.

Тест 7.  тест по темам «Односоставные предложения» и «Осложнённые предложения»

Вариант 2

А1.  Какое предложение является безличным?

 1) Мне и доныне хочется грызть жаркой рябины горькую кисть.

 2) Хочу всё знать.

 3) В Москве открыли новую линию метро.

 4) Маленькая комната в гостинице.

А2.  В состав какого предложения входит неполное предложение?

 1) Вот увидишь, скоро обо мне заговорят.

 2) Сегодня пять уроков, а завтра шесть.

 3) С кем поведёшься, от того и наберёшься.

 4) К вечеру резко похолодало.

А3.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Грачей пролётные стада кричат и весело, и важно.

 2) Концерт был ни то ни сё.

 3) Язык венгров или мадьяр относится к финноугорской группе.

 4) Везде: на столе, на подоконнике, на телевизоре — лежал толстый слой пыли.

А4.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Северная столица или Петербург привлекает множество туристов.

 2) Для будущей специальности важно знать как физику, так и химию.

 3) За время каникул я успел побывать в нескольких местах: в музее, в театре, в кино.

 4) Он не пришёл, кудрявый наш певец.

А5.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) А ветер, мягкий и сырой, глаза тихонько закрывает.

 2) Между ними, посреди комнаты, стоял самовар, шумя и испуская клубами пар.

 3) Пешеходы стали мелькать чаще, начали попадаться и дамы, красиво одетые.

 4) Возле консерватории, в небольшом садике стоит памятник П. И. Чайковскому.

А6.  В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.)

 1) Алмаз как самый твёрдый минерал находит применение не только в ювелирном деле но и в промышленности.

 2) Компьютер для неё служил только как печатная машинка.

 3) Порой в ущелии шакал кричал и плакал как дитя.

 4) Ежедневно в стране выпускают и продают миллионы экземпляров газет и журналов.

Прочитайте фрагмент стихотворения А. И. Фатьянова «Соловьи» и выполните задания В1—В4 и С1.  

(1)Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат,

Пусть солдаты немного поспят…

(2)Ведь завтра снова будет бой.

(3)Уж так назначено судьбой,

Чтоб нам уйти, не долюбив,

От наших жён, от наших нив.

(4)Но с каждым шагом в том бою

Нам ближе дом в родном краю.

В1.  Напишите номер предложения (номера предложений), в котором (в которых) есть однородные члены.

В2.  Напишите, к какой группе односоставных предложений относится первая часть сложного предложения (1).

В3.  Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения (3).

В4.  Напишите, какой член предложения обособлен в предложении (3).

С1.  Напишите, что сближает это стихотворение (песню) с народной песней.

Тест 8. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

Вариант 1

А1.  В каком предложении существительное может быть и подлежащим, и обращением? (Знаки препинания не расставлены.)

 1) Юра у тебя есть запасная ручка?

 2) Я уже здоров доктор.

 3) Почему берёзка наклонилась?

 4) Мне бабушка гулять не хочется.

А2.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Отъезжающие, займите места в вагонах!

 2) Чего тебе надобно, старче?

 3) Мёрзни, мёрзни, волчий хвост!

 4) Друг мой, друг далекий вспомни обо мне!

А3.  В каком предложении, знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Итак, я лежал под кустиком в стороне и поглядывал на мальчиков.

 2) Горный воздух, без всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека.

 3) Ну, скушай же ещё тарелочку, мой милый!

 4) Поломка, к счастью, оказалась незначительной.

А4.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Поздненько, однако ж, пришёл он домой.

 2) Да как же тебя не бранить, скажи пожалуйста?!

 3) Кажется, ваша история там наделала много шуму.

 4) Задание, заметьте, должно быть выполнено в срок.

В1.  Из данного фрагмента поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» выпишите вводное слово (вводные слова).

Что ж ещё?.. И всё, пожалуй.

Словом, книга про бойца

Без начала, без конца.

С1.  Напишите, как вы думаете, почему А. Т. Твардовский назвал свою поэму «книгой без начала, без конца».

Тест 8. Предложения с обращениями, вводными словами и междометиями

Вариант 2

А1.  В каком предложении существительное может быть и подлежащим, и обращением? (Знаки препинания не расставлены.)

 1) Братцы пошли купаться.

 2) Вася голубчик куда же ты спрятался?

 3) Что стоишь качаясь тонкая рябина?

 4) Вы господа ошиблись.

А2.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Отколе, умная, бредёшь ты, голова?

 2) Валерий Михайлович, повторите, пожалуйста, вопрос.

 3) Спой, светик, не стыдись!

 4) Сыпь ты черёмуха, снегом!

А3.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Как нарочно, дожди и холод продолжались весь май.

 2) Мой приход — я это мог заметить — сначала несколько смутил гостей Николая Ивановича.

 3) Эх, Петербург! Что за жизнь право!

 4) Незнакомец, однако, не торопился с ответом.

А4.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) А прошлое, кажется, сном.

 2) Был уже конец марта, однако снег ещё не начал таять.

 3) Навстречу нам шла шхуна, должно быть, в Тамань.

 4) Нет, благодарю покорно, не хочу.

В1.  Из данного фрагмента поэмы А. Т. Твардовского «Василий Тёркин» выпишите обращение.

С первых дней годины горькой,

В тяжкий час земли родной,

Не шутя, Василий Тёркин,

Подружились мы с тобой.

С1.  Напишите, как вы думаете, как А. Т. Твардовский относится к своему герою.

Тест 9. Прямая и косвенная речь. Цитаты

Вариант 1

А1.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Фотограф пошутил: «Внимание, сейчас вылетит птичка!»

 2) «Мы решили, — продолжал заседатель — с вашего дозволения остаться здесь ночевать».

3) «Лесть и трусость — самые большие пороки», — громко промолвила Ася.

 4) «Вот это приключение! — воскликнул Том. — Об этом я и мечтал».

А2.  В каком предложении знаки препинания при прямой речи можно опустить?

 1) «Только бы меня не спросили!» — подумал Андрей.

 2) Я попросил учителя: «Повторите, пожалуйста, вопрос».

 3) «Солнце на закате садится в тучи — жди непогоды», — говорит народная примета.

 4) «Знаешь, — сказала мама, — я думаю, не всё ещё потеряно».

А3.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) О графине сказано, что она «не имела злой души».

 2) Достоевскому принадлежит знаменитая фраза: «Все мы вышли из гоголевской «Шинели».

 3) «Высший смысл» остался для Алёхина недоступным.

 4) Нас спросили, хотим ли мы поехать на экскурсию?

А4.  В каком примере не нарушены речевые нормы?

 1) Он сказал то, что не придёт сегодня.

 2) Учитель похвалил меня и сказал, что ты молодец.

 3) Мне сказали то, что меня очень удивило.

 4) Тёркин говорил товарищам-бойцам, что я не гордый.

В1.  Из данного предложения выпишите вводное слово.

Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?»

С1.  Напишите о значении в речи вводных слов.

Тест 9. Прямая и косвенная речь. Цитаты

Вариант 2

А1.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Она тихо произнесла: «Можете ли вы простить меня?»

 2) И сказал ему царь Иван Васильевич: «Да об чём тебе молодцу кручиниться?»

 3) «Скажите, пожалуйста, который час?» — спросил прохожий.

 4) «А что же главный герой? — подумает читатель. — Хотелось бы узнать, что с ним случится дальше».

А2.  В каком предложении знаки препинания при прямой речи можно опустить?

 1) Пословица гласит: «Нет дыма без огня».

 2) «Внимание!» — вдруг прозвучал голос из динамика.

 3) «Огня! — кричат. — Огня».

 4) Цой сказал: «Знаете что? Пойдёмте ко мне обедать».

А3.  В каком предложении знаки препинания расставлены неправильно?

 1) Долго они так скакали, и Алёша от них не отставал.

 2) «Показание некоторых историков, — писал Пушкин, — утверждающих, что ни один дворянин не был замешан в пугачёвском бунте, совершенно несправедливо».

 3) Я спрашивал себя, к чему может повести наша любовь, если у нас не хватит сил бороться с нею.

 4) Прохожий спросил знаю ли я дорогу к пристани.

А4.  В каком предложении не нарушены речевые нормы?

 1) Мне сказали то, что я должен оформить документы.

 2) Незнакомец сказал, что я Дубровский.

 3) Блок, обращаясь к России, пишет, что тебя жалеть я не умею.

 4) Он произнёс то, чего никто не ожидал.

В1.  Из данного предложения выпишите обращение.

Он проводил меня до кибитки и сказал с низким поклоном: «Спасибо, ваше благородие! Век вас не забуду».

С1.  Напишите о значении в речи обращений.

Контрольный диктант № 8. Темы: «Односоставные предложения», «Однородные члены предложения», «Обособленные члены предложения» 

Бывало, встанешь рано утром… Бежишь к реке, на ходу быстро раздеваешься и с размаху бухаешься в студёную, розовую от зари, ещё подёрнутую лёгким паром, гладкую, как зеркало, водяную поверхность к великому ужасу целого утиного семейства, которое с тревожным кряканьем и писком поспешно расплывается в разные стороны из прибрежного тростника. Выкупаешься и, дрожа от холода, с чувством здоровья и свежести во всём теле спешишь к чаю, накрытому в густо заросшем палисаднике, в тени сиреневых кустов, образующих над столом душистую зелёную беседку. На столе вокруг блестящего самовара расставлены: молочник с густыми жёлтыми сливками, большой ломоть свежего деревенского хлеба, кусок тёплого, только что вырезанного сотового мёда на листе лопуха, тарелка крупной малины.

(109 слов)

(А. И. Куприн) 

Примечание.  Следует сказать ученикам о двоеточии в последнем предложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку 6 класс.

Предлагаемый материал поможет сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части. охватывает все разделы курса русского языка, является эффективным средство...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 7 класс.

Предлагаемые материалы поомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средст...

Дидактические материалы. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 8 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 9 класс.

Предлагаемые материалыпомогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффектным средством ...

Дидактический материал. Контрольно-измерительные материалы по русскому языку.10 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового материала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Дидактический материал, Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 11 класс.

Предлагаемые материалы помогут сэкономить время и силы ученика и учителя в подборе языкового маиериала для практической части, охватывают все разделы курса русского языка, являются эффективным средств...

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку. 5 класс

Контрольно-измерительные материалы по русскому языку для 5 класса ориентированы на учащихся, которые занимаются по УМК по русскому языку под ред. М.М.Разумовской, но могут быть использованы для ...