Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Котикова Инна Николаевна

Конспект урока по русскому языку во 2 классе "Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке" (ОС "Школа 2100")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_otkrytyy_urok.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Котикова Инна Николаевна

учитель начальных классов

МБОУ «Лицей  №1»

Республика Мордовия

р.п.Чамзинка


Технологическая карта урока:

Урок русского языка, Школа 2100,  Тип урока: урок усвоения новых знаний

Тема урока: Уменьшительно – ласкательные формы мужских и женских имен в русском языке

Цель урока: Наблюдение над образованием и значением женских и мужских имён.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучении:  

1. Создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. Развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3. Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов:  

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение;

2. Формировать умение  принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3. Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5. Развивать учебно-языковые и речевые умения, учить моделировать и правильно использовать в повседневной жизни речевые конструкции.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов:

1. Актуализировать знания об уменьшительно – ласкательных суффиксах.

2. Расширить представление о роли уменьшительно – ласкательных суффиксов в нашей речи.

3.Обратить внимание на значимость уменьшительно – ласкательного суффикса при образовании ласкательных форм женских и мужских имен.

4. Развитие умений образовывать различные формы мужских и женских имён и правильно использовать их в речи;

5. Осознавать значимость использования разных форм личных имён для успешного общения в разных сферах и отражения в них культурных традиций.

6. Продолжить работу по формированию предметных действий, направленных на развитие речевой культуры.


Оборудование:

  1. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина Русский язык, учебник, ч. 2, БАЛАСС, 2013
  2. Е.В. Бунеева, Н. А. Исаева Русский язык, Методические рекомендации для учителя, БАЛАСС, 2013
  3. Проектор, ПК
  4. Презентация

Ход урока:

№ этапа

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

Оргмомент.

Языковая разминка. Словарная работа.

Целеполагание

Наблюдение над образованием и значением женских и мужских имен.

Проговаривание нового знания

Развитие учебно-языковых и речевых умений.

Итог урока.

Рефлексия

Домашнее задание

Определяет готовность учащихся к работе.

– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Слайд 1.

Организует игру в рифмы.

Я прочитаю первые две строчки четверостишия, а Вы, используя словарные слова (на стр. 43 – 45 в учебнике, внизу страницы), придумаете две другие строчки так, что бы сохранился смысл и слова рифмовались.

На базаре я сегодня был,

Что купил, то в корзину и сложил…..

                                                         Слайд 2.

Запишите предложение:

Хороши розочки на клумбе у Розочки.      Слайд 3.

- Какие слова одинаково произносятся?

- А как они пишутся? Почему?

- Разберите имя девочки по составу.

- Какая часть слова придаёт слову уменьшительно – ласкательное значение?

- Какие ещё уменьшительно – ласкательные суффиксы вы знаете?

Прочитайте статью из «Словаря русских личных имён»                                                            Слайд 4.

Роза, ж. (лат. по названию цветка роза)

Роз/а                  Роз/к/а                 Роз/очк/а

                          Роз/ул/я                Роз/ул/ечк/а

                         Роз/ул/еньк/а

                         Роз/оньк/а

Что Вы узнали об имени Роза?

При помощи каких суффиксов образовались ласкательные формы имени?

- Какие ещё суффиксы образуют ласкательные формы имени?

Послушайте русскую народную потешку «Лес». (Слайд № 10)

Богатырь стоит богат,

Угощает всех ребят

Ванюшку – земляникой,

Танюшку – костяникой,

Машеньку – орешком,

Петю – сыроежкой,

Катеньку – малинкой,

Васю – хворостинкой.

– Назовите имена детей с уменьшительно-ласкательным значением.

– С помощью каких суффиксов образовались уменьшительно-ласкательные формы имен?

Давайте сформулируем тему и  цель урока. Чему мы будем сегодня учиться?

- Что нужно знать и уметь, чтобы научиться образовывать ласкательные формы имени.

Составим план.

Задачи:

  1. Определить уменьшительно – ласкательные суффиксы.
  2. Потренироваться в образовании ласкательных форм имен.
  3. Выяснить, все ли уменьшительно – ласкательные суффиксы образуют ласкательную форму имен.

1. Работа с учебником с.44

  1. Упр. 268 –

Как родители обычно называют своих малышей? Образуйте уменьшительно – ласкательную форму имён и запиши. Выдели суффиксы.

  1. – ок -, - ёк –

Игорь, Лена, Нина.

  1. – очк -, -ечк- - еньк-

Валя, Петя, Дина.

– Сделайте вывод:   с помощью каких суффиксов образуется уменьшительно – ласкательные формы имён детей.

Таблицу на доску повесить.

А если эти имена (Наденька, Диночка, Валечка и др) употребляют по отношению ко взрослым людям, какое значение будет иметь суффиксы – очк -, -ечк- - еньк-.

В своей речи мы часто употребляем сокращённые имена, когда общаемся.

Прочитайте сокращенные имена:             Слайд 5.

Светик –

Вадик –

Толик –

А как они звучат полностью?

Запишите одно имя по образцу:

   

Светик – Светлана

Как вы думаете, когда уместно употреблять в речи сокращенные имена, а когда полные?

Какие уменьшительно – ласкательные суффиксы вы запомнили?

2.Обратимся к упр. 270 Какое задание нам предстоит выполнить?

Выполняем самостоятельно. Проверка коллективная.

– Какую форму имён образует суффикс -ик-? (Уменьшительно-ласкательную или сокращённую.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Проблемный вопрос.

– На прошлом уроке мы говорили, что с помощью суффикса -к- образуются существительные с уменьшительно-ласкательным значением. Например, рыба рыбка, рука ручка и т.д.

– А какое значение имеют имена людей с суффиксом -к-?

Маша, Вера, Саша?  

– Это уменьшительно-ласкательная форма имён?

– А какое же значение вносит в имена суффикс -к- ?

Решить нашу задачу нам поможет упр. 271, стр. 45

- Какое изменение произошло в русском языке?

Какое же оттенок имеют имена существительные с суффиксом – к  в настоящее время?

Понаблюдайте за своей речью. Как ты обычно называешь по именам своих друзей, родственников? Нравится ли им такое обращение?

- Какой же вывод об употреблении в речи форм мужских и женских имён с суффиксом – к – вы можете сделать?

Ребята, в русском языке есть такие сокращенные мужские и женские имена, которые звучат одинаково (Саша, Женя), которые можно различить  по полному имени Александр (а), Евгений (я). А как нам понять по сокращенному имени – мальчик это или девочка? (Составить предложение: Саша пришёл, Саша – хорошая хозяйка.)

Н стр. 46 вашего учебника рассмотрите схему образования сокращенных имен от имени Александр(а). Расскажите, как образовались эти имена. 

- Что нового, интересного вы узнали из этой схемы?

Запись предложений под диктовку с заданием: вместо полных имён написать сокращенные.

Эти предложения из произведений Н. Носова.

Растопили плиту, (Михаил) насыпал в кастрюлю крупы.

(Константин) пролез под стулом и встретился с (Александром) нос к носу. Мы с мамой и (Владимиром) были в гостях у тёти (Ольги) в Москве.

– Прочитайте слова, которые вы написали с большой буквы. Почему?

– Почему в своих произведениях Н. Носов употребляет сокращённые имена, а не полные?

Елена), (Наталья), (Анна) и Алла –

С буквы заглавной я написала.

Правило это запомнить готова –

С буквы заглавной пишется слово,

Когда человека оно называет.

С маленькой буквы тех слов не бывает.

(Владимир), (Алексей), (Сергей) и (Михаил) –

С буквы заглавной всегда мы напишем.

Садитесь поудобнее,

Ведь к концу подходит наш урок.

Чтобы нам его закончить,

Надо подвести итог.

Какую цель на уроке мы поставили?

Учитель организует наблюдение по поставленным задачам, чтобы выяснить, все ли задачи решены?

С помощью каких суффиксов образуются уменьшительно – ласкательные и ласкательные формы имён?

 Сокращенные формы имён?

- Какие формы сокращённых имён нежелательно употреблять в речи? Почему?

Предлагает оценить результат своей работы на уроке. Всё ли получилось? Есть ли у кого – либо вопросы по уроку.

Упр. 3, с. 56.

Ученики, работая, в парах сочиняют продолжение.

Вариант:

Огурцы, помидоры, лимон,

Апельсины, малину, батон.

Зачитывают составленные предложения, Обозначают орфограмму.

Розочки

Написание различное, потому что Розочка – имя собственное, пишется с заглавной буквы

розочки, Розочки

Изучают статью

Из латинского языка, по названию цветка

- ул, - очк, - ечк, -еньк, - оньк.

Ванюшка, Танюшка, Машенька, Катенька

-юшк, -еньк

Учиться образовывать ласкательные формы имени с помощью суффиксов.

Знать уменьшительно-ласкательные суффиксы

Цель и задачи фиксируются на доске.

Выполняется у  доски

Запись: Игорёк, Ленок, Нинок.

Валечка, Олечка, Оленька,  Сонечка, Наденька, Петенька, Диночка, Леночка, Ниночка.

Вывод: с помощью суффиксов -ок-, -ек-, -очк-, -ечк-, -еньк- образуются уменьшительно-ласкательные формы имён детей.

Только ласкательное значение

Работаем устно.

Светлана

Вадим

Анатолий

Записывают на выбор

Ответы детей

Образовать имена с помощью суффикса -ик

(Марик, Павлик, Стасик, Владик, Шурик.)

Сокращённую

Внимание на экран

– Машка, – Верка, - Сашка 

Нет.

Знакомятся с текстом упражнения. Выполняется устно

Оттенок пренебрежения

Ученики рассказывают по схемам, как образовались сокращённые имена от имени Александр.

Растопили плиту, Мишка насыпал в кастрюлю крупы. Костик пролез под стулом и встретился с Сашкой (Шуриком) нос к носу. Мы с мамой и Вовкой были в гостях у тёти Оли в Москве. 

Мишка, Костик, Сашка, Вовка, Оля, Москва

(Елена), (Наталья), (Анна) и Алла –

С буквы заглавной я написала.

Правило это запомнить готова –

С буквы заглавной пишется слово,

Когда человека оно называет.

С маленькой буквы тех слов не бывает.

(Владимир), (Алексей), (Сергей) и (Михаил) –

С буквы заглавной всегда мы напишем.

Проверка на слайде 7.

Учиться образовывать ласкательные формы имени с помощью суффиксов.

-ок-, -ек-, -очк-, -ечк-, -еньк-, -юшк-

  -ик-, -к-

     С суффиксом  - к –, потому что он имеет оттенок пренебрежения.

Регулятивные:

-нацеливание учащихся на успешную деятельность.

Личностные:

-проявлять желание проявлять новое. - готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

Коммуникативные:

- формирование  умения слушать и слышать.

Регулятивные:

 - постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно;

Познавательные:

- постановка и решение проблемы;

- представлять информацию в виде схемы.

-на основе анализа объектов делать выводы.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов;

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности);

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска

Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Проблемы и авторская позиция в тексте, или Поговорим о возможностях русского языка"

Урок для учащихся 11 класса по подготовке к сдаче экзамена в формате ЕГЭ....

Конспект урока литературы в 9 классе на тему "Евгений Онегин"-первый реалистический роман в русской литературе.История создания.

Конспект урока литературы в 9 классе.Его можно использовать при изучении произведения А.С.Пушкина "Евгений Онегин" на первых уроках....

Конспект урока "Односоставные предложения с главным членом в форме подлежащего. Назывные предложения, их роль в языке".

Тип урока-  урок изучения и первичного открытия нового материала (урок постановки и решения познавательных задач.Цель: способствовать формированию учащимися способов предметно-исследовательской д...

Конспект урока на тему: « В гостях у царицы Грамматики. Итоговое занятие по имени существительному.»

Закрепление знаний об имени существительном, дифференциация живых и неживых предметом (определение падежных окончаний существительных), закрепление представление о падеже, роде, склонении существитель...