Проект о жаргонизме
проект по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему

Использовать во внеклассной работе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_o_zhargonizme.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

           

        «Особенности изучения жаргонизмов в 6-9 классах»

         

                                                             Выполнила : Шеховцова Тамара Николаевна

                                                                                    учитель русского языка

                                                                                ГБОУ ООШ с. Михайло-Овсянка

                                                                     Пестравский район Самарская область

                                               

      Современный жаргон — это проблема поколений, с которой борются уже много лет и даже веков. Это проблема, которая, как мне кажется, никогда не решится. Но если все пускать на самотек, не бороться с молодежным жаргоном, то литературного русского языка просто не будет, он исчерпается среди молодежной речи. Борясь с современным жаргоном, мы поддерживаем баланс речи в мире.

       В связи с этим можно обозначить цель моей педагогической деятельности: выявление причины активного употребления жаргонизмов в речи учащихся среднего звена, источники их проникновения в лексикон современного школьника; выявление лексического значения употребляемых жаргонизмов.

        Я ставлю перед собой следующие задачи: определить понятие «жаргон»; собрать необходимый материал; проследить историю изучения жаргонной лексики в лингвистике; разобраться в появлении жаргона; понять, что влияет на молодежный жаргон.              

  В 21 веке в современной России остро встал вопрос воспитания подрастающего поколения страны. Прежде всего это обусловлено тем, что современная молодежь характеризуется низким уровнем гражданской ответственности, снижением интереса к историческому прошлому своей страны, а это значит , что проблемы патриотического воспитания должны быть в России первостепенными. Все эти факторы породили негативные изменения в русском языке. Очень ярко по этому поводу выразился известный русский академик Д.С.Лихачев : « Общая деградация нас как нации сказалась на языке, прежде всего. Если бесстыдство быта переходит в язык, то бесстыдство языка создает ту среду, в которой бесстыдство уже привычное дело… Важнейший способ узнать человека – прислушаться к тому, как он говорит. Язык человека – это его мировоззрение и его поведение, как говорит, так, следовательно, и думает.» Разве с этим можно спорить ? Поэтому культура речи современного человека, и прежде всего молодежи и школьников , вызывает беспокойство  со стороны правительства России, это волнует общественные организации, ученых.

     Огромный поток ненормированной лексики, жаргонизмов , вливающихся в язык подрастающего поколения, ведет к необратимым последствиям в языке, теряющем свою яркость, выразительность, самобытность.

  Современным  состоянием русской речи, тем, что с нею происходит, озабочены многие: в первую очередь учителя-словесники и писатели, имеющие дело со словом профессионально, а также политики, общественные деятели, ученые, журналисты... И, конечно же, лингвисты.  
  В современном мире речевая культура испытывает сильный натиск иностранных слов и жаргона. Особенно это заметно в речи школьников. Они определяют жаргон как «свой» язык. Сегодня жаргон школьников – это объективная реальность. Учителя и родители перестали понимать детей. Поэтому в наши дни проблема молодёжного жаргона актуальна как никогда. Данной проблемой занимались многие лингвисты. Большинство из них считают увлечение жаргонными словами «детской болезнью», временным явлением, другие считают, что существует опасная тенденция жаргонизировать литературный язык. Так почему же школьники употребляют жаргонные слова в своей речи? Проходит ли это явление с возрастом? И вообще, откуда взялись жаргонизмы?

       В последнее время много говорят и пишут о жаргонизации русской речи. Что же такое жаргон с точки зрения лингвистики?

         Жаргон (фр. ) - 1) социальная (профессиональная) разновидность речи, характеризующаяся лексическими и словообразовательными особенностями, а также специфической фразеологией; 2) искаженная, неправильная речь.

     История жаргона насчитывает тысячелетия. Из толкового словаря Владимира Даля известно, что жаргон возник из языка старых русских торговцев (бродячих коробейников-офеней), уходящих из своих деревень на заработки. Отсюда и другое название жаргона – феня (ботать по фене).

    Так что же такое жаргонизмы? Жаргонизмы обозначают предметы и явления, уже имеющие соответствующие слова в общелитературном языке. Образуются они искусственно, с целью языкового обособления. Всем им без исключения присуща яркая, экспрессивно-эмоциональная окраска. Всем им без исключения присуща стилистическая выразительность. Поэтому они быстро схватываются носителями языка и проникают в разговорную речь, не связанную со строгими литературными нормами словоупотребления.

    Как отмечает Л. П. Крысин, «В последние десятилетия русский литературный язык испытывает сильнейшее влияние жаргонной и просторечной языковой среды, и не последнюю роль в этом влиянии играют миграционные процессы: перемешивание разных слоев населения, отток сельских жителей из города, усложнение социального состава горожан, интенсификация общения между представителями разных групп и т. п.»


      Что же происходит с нашим языком? Какие приобретения и потери можно в нем наблюдать за последние полтора-два десятилетия?

  Конечно, номинативное ядро нашего языка в целом осталось прежним, но лексических новаций появилось немало. Это, во-первых, жаргонизация литературного словаря  и, во-вторых, усиление процесса заимствования иноязычных слов.

     Выделяются социальный жаргон (социолект, социальный диалект), профессиональный, молодежный (сенг), воровской (арго), и интержаргон.

  Социальный жаргон — разновидность речи, которая используется людьми определенной социальной группы.  По наблюдениям Л.П.Крысина, жаргонизация — свойство речи «представителей  технической интеллигенции молодого и среднего возраста в ситуациях фамильярного или эмоционального речевого общения: в разговорах с друзьями, с сослуживцами в неофициальной обстановке, в речевых актах инвективы, предъявления претензий, обиды и т.п.»

        Е.А.Земская пишет об употреблении слова «тусовка» А.И. Солженицыным в телевизионном выступлении: писатель заявил, что он не участвует «во всяких писательских и иных тусовках», использовав жаргон, чтобы отделить себя от «тусовочников».  Зачастую употребление жаргона в речи интеллигенции смягчается фразами: «как сейчас говорят», «как принято говорить».

        Профессиональный жаргон — это речь, свойственная людям определенной профессии: редуцироваться — уйти (пример Г.Я.Солганика, взятый из речи филологов); нагайдарить — наворовать (пример В.С. Елистратова; слово образовано от имени собственного Е. Гайдара, бывшего премьер-министра); борда — клавиатура на компьютере; мышь, муся — приспособление для работы на компьютере; мыльница — фотоаппарат, шапка — заголовок статьи.

    Молодежный жаргон — речь, характерная для молодежи: препод — преподаватель; пара -занятие; абитура — абитуриенты; черепа, шнурки, пэренсы — родители; шузы — обувь; капуста, грины — деньги, доллары.  Молодёжная культура-это свой, ни на что не похожий мир. Он отличается от взрослого эмоциональностью, порой даже резкой и грубой, манерой выражать мысли, чувства, неким словесным абсурдом, который могут употреблять только молодые люди, смелые и решительные, настроенные против всего мира и создавшие свой неповторимый мир. В молодёжной среде жаргон бытовал издавна (жаргон семинаристов, гимназистов). Поколения молодых сменяются через пять- семь лет, а с ними меняется и жаргон. Новый или старый, жаргон остаётся с молодёжью как условие непременной игры, как островок естественности и свободы в мире взрослых.
    В молодёжном жаргоне, как в зеркале, отражается процесс изменений в обществе, в том числе влияние субкультуры преступного мира на молодое поколение. Много слов в молодёжный жаргон переходит из арго (условные выражения слова, применяемые какой-либо обособленной или профессиональной группой, кружком).
Это можно объяснить относительной устойчивостью арго, базирующей на традициях преступной среды, и быстрой сменой лексики молодёжного жаргона, часто зависящей от влияния моды. Исследования свидетельствуют о том, что носителями молодёжного жаргона сейчас являются лица от 6 - 7 (со времени начала учёбы в школы) до 35 лет (возрастная граница представителей неформального объединения хиппи), т. е. учащиеся, рабочая молодёжь, молодая интеллигенция, солдаты и матросы срочной службы, а также неформальные молодёжные группировки.
   Жаргоны молодёжи различаются и по своей экспрессии: одни из них очень грубы, агрессивны, в других преобладает юмор.

    Школьный жаргон можно отнести к молодёжному жаргону. В нём выделяется лексическая группа, которая является «ядром» школьного жаргона – входящие в неё слова присутствуют в речи большинства школьников без каких-либо (например, территориальных) ограничений. Например, названия учебных предметов: матеша – математика; физ-ра – физкультура; русиш – русский язык; инглиш – английский язык; инфо – информатика, названия оценок: твикс, двояк – 2, тройбан, трендель – 3, пятак – 5, названия видов учебной деятельности: контроша – котрольная работа, домашка – домашняя работа.

 Вот еще  примеры жаргонизмов,   попытаемся определить, какие социальные группы могли их использовать.
1. Жлоб(жадный человек), шпала(высокий человек), стипуха(стипендия), корочка(диплом), хвост(несданный зачет или билет), классный (хороший), клёвый(хороший) – студенты,

2. Зырить(смотреть), вякать(говорить), заколебать(надоесть), офонареть(обнаглеть, быть не в себе), патлы(волосы), базарить(говорить) – эти жаргоны знают почти все;
3. Училка, стучать, вызубрить – школьники;

     Воровской жаргон  (арго) — речь «низов общества» - воров, бомжей, нищих, мошенников, картежных шулеров; клифт — пиджак; вытряхнуть — раздеть; камера хранения — тюрьма; ингаляция — сигареты; индюшка — индийский чай; зоопарк — беспорядок; зик — часы; зима — нож; трефло — карты, треф. Интержаргон — слова, принадлежащие одновременно нескольким разновидностям жаргонной речи: слово беспредел, принадлежащее изначально к воровскому жаргону, вошло как средство оценки в язык СМИ;  «тусовка» сейчас может быть «светская, научная, околонаучная, богемная, молодежная, театральная», что говорит о расширении значения этого слова и переходе его в интержаргон. Интересно происхождение этого слова: вероятнее всего, оно возникло в среде людей, играющих в карты (тусовать, тасовать — мешать, разбивать, рассовывать по всей колодекарты). Употребление  слова в этом значении замечено уже в письмах А.С.Пушкина: «А я тасуюсь с друзьями». Не только молодёжные журналы, но и всем известные, существующие десятилетиями печатные органы используют жаргонизмы в заголовках. Цель – сделать заголовок ярким, запоминающимся («Наши дети на игле, власти – в доле»). Авторы статей используют жаргонизмы как экспрессивные средства, как средства выразительности . Проблема, поставленная в заголовке, не только важна для большинства читателей, она представлена так, как будто подана со слов человека, взволнованного ею настолько, что уже не выбирает выражений. Таким образом СМИ стараются привлечь внимание читателей. ..

     Жаргонная лексика — результат переосмысления значения слов: метафорического и метонимического переноса (давить на маску — спать, бритый кактус — лысый человек, аляска — куртка с капюшоном, отморозок — человек, лишенный моральных принципов, морковка — главное здаие МГУ, балеринка — курица отечественного производства, параномазии (муроприятие, хрущоба), освоения варваризмов и иноязычных морфем (либо селявы, либо селявас, аскнуть — спросить, спичет — говорит, траблы — неприятности, лавнулся — понравился). Пародийный жаргонный текст  «Слова о полку Игореве» выглядит так: «Ярославна эрли монингом спичет под Путивлем-тауном...». Переводчики использовали раблезианскую травестийную традицию и «переодели» текст в жаргонную «одежду»...Жаргон пополняется и за счет эвфемизмов: Царское Село — квартал новых жомов номенклатурных работников, цветок в пыли — солдат, занятый подметанием помещения, плаца; ходить на ушах — безобразничать; три поросенка — пивной бар;. При образовании жаргона главную роль играет стремление к языковой игре.

     Функции жаргона таковы:

  1. усиление экспрессии и образности высказывания: глобус, тыква, арбуз, кочан — голова; тупидзе — глупец; трындануть — позвонить по телефону; труха — чушь, ерунда; муроприятие — мероприятие  «для галочки», скучное; клёво, грамотно — хорошо, правильно; троллейбус — человек в очках; стукач — доносчик;
  2. групповая идентификация — эту роль играет молодежный, профессиональный, социальный жаргон. Из речи офеней (уличных торговцев с лотка) пришли слова хруст (рубль), петрить (понимать), бухальник (стакан), из речи военных  - дембель, дед, дедовщина; из речи музыкантов - рыба; от переводчиков — шептало; из языка компьютерщиков — клава (клавиатура), ламер, чайник (новичок).
  3. Конспиративная функция — средство скрыть содержание разговора. Так появился воровской жаргон: скамейка — лошадь, перо — нож, мочить — убивать и пр.

  Жаргон образуется путем использовования средств «экспрессивного словообразования»; чаще всего это суффиксы -ак, -ик, -ач, -арь, -ага, и др.: дубак (холод), видак (видеомагнитофон), медляк (медленная музыка), голяк (отсутствие чего-либо); строгач (строгий выговор), сухач (сухое вино), косач (кожаная куртка), фирмач (руководитель фирмы),; кепарь ( кепка), бухарь (пьяница),; телега (телогрейка), путяга (ПТУ) — [В.С.Елистратов. Словарь русского арго. - М., 2000г].

      Второй способ — это переосмысление узуального,  привычного, понятного всем значения   слова:  камуфляж - косметика; порт — портвейн; популярно — с применением физической силы, не гони — не болтай попусту, поржняк — пустая болтовня.

       Третий способ — использование иноязычных морфем: попса — поп-музыка, креза — от анг. Crazy – сумасшедший, фазенда — дача, фанат — болельщик.

      Очевидно, наибольшее нарекание лингвистов, ратующих за чистоту русской речи, вызывает использование жаргона как средства повышения экспрессии высказывания. Ученые правы: легко ли прочитать такую, например, строку: «Действительно, кому понравятся такие нечеловеческие батоны?» - или такую фразу из дневника  редактора: «..иметь 10 друзей — это круто, 100 — зашибись а уж пятьсот тыщ — это ваще нереал!» [Молоток, №6, 2004].

       Когда-то А.П.Сумароков, поэт 18 века, писал: «Кто пишет, должен мысль очистить наперед» Он спорил с М.В.Ломоносовым и указывал в статье «К неосмысленным стихотворцам»: «...пропади такое великолепие, в котором нет ясности». То же можно сказать и о жаргоне. Речь, особенно публичная, должна быть ясна и проста. Излишняя эмоциональность мешает воспринимать  и тексты массовой коммуникации: если материал интересен, он «дойдет» до сердца читателя, многое скажет его уму! Строка, перегруженная жаргонизмами, вызывает неприятие, отторжение... а единично употребленные жаргонизмы могут сделать речь более яркой! Вот почему главное — соизмерять, гармонизировать содержание и форму статьи: правильно подбирать стилистические средства, руководствуясь критерием «вкуса». И тогда не придется вслед за Н.М.Карамзиным повторять: «...недостает таланта и вкуса в артистах нашей словесности», нашей журналистики!           
   
Жаргонизмы, как паразитическое наслоение на языке, не могут быть включены в основной лексический состав русского языка. Лев Толстой предупреждал: «Мы знаем, что с заряженными ружьями надо обращаться осторожно, а не хотим знать того, что так же осторожно надо обращаться и со словом. Слово может не только убить, но и сделать зло хуже смерти»
  Если мы хотим сохранить наш добрый, великий русский язык, никоим образом нельзя считать жаргонизмы (арго) средством обогащения нашего словаря, как это делают некоторые писатели и журналисты. Конечно, в настоящее время одними запретами достичь результата нельзя, нужно обдуманное лингвистическое просвещение. Однако совершенно необходима и определённая, научно обоснованная лингвистическая цензура средств массовой информации. Это позволит остановить существующий сейчас языковой беспредел и оградить наш язык от лексического мусора, а его носителям поможет сохранить подобающие современные человеку этнические нормы и эстетический вкус. Как и употребление диалектизмов и профессионализмов, использование арготических слов должно быть строго ограничено и стилистически оправдано.

                       

                       

       Проведённый литературный обзор показал, что жаргонизмы, которые активно используют современные люди, в том числе и школьники, – своего рода протест против окружающей действительности. Язык ярче, сильнее, чем одежда, причёска, образ жизни, отражает внутреннее состояние школьников. Так молодые люди хотят выделиться из толпы. Главной чертой молодёжного жаргона является  эмоциональность, оценочность, но всё-таки следует помнить, что жаргон – это обеднённый, грубый заменитель настоящего языка. Жаргонизмы непонятны непосвящённым людям, это часто вызывает недоразумения. Основными факторами, влияющими на появление новых жаргонизмов в речи учащихся, являются развитие сотовой телефонной связи, компьютерных технологий, современной музыки.                                   

           Работая над темой «Особенности изучения жаргонизмов  в 6 -9 классах», приходим  к выводу, что однозначно относиться к этому явлению нельзя, запрещать употреблять жаргонизмы бессмысленно, но и невозможно не видеть опасной тенденции жаргонизации литературного языка. Поэтому школьникам, по моему мнению, необходимо правильно выбирать языковые средства, подходящие конкретной ситуации общения, учитывать при этом кому предназначена речь, для чего необходимо не только знать нормы литературного языка, но и анализировать живую речь.

                           

                                   

                                             Список литературы.

1. Научно - популярный и учебно - методический журнал «Русский язык в школе и дома» - Л.П.Крысин  «О лексике русского языка  наших дней». Москва.  №1 , 2002г.

2..Научно - популярный журнал «Русский язык и литература для школьников». Ирина Александрова «Жаргон в русской речи». Москва. №4 , 2004г.                                          

3. И.А. Стенин – «Словарь молодёжного жаргона». Воронеж. 2004г.

4. Интернет - ресурсы.

5. К.С. Горбачевич – «Особенности молодёжного жаргона». //РЯШ.2001г.

6.. А.С. Запесоцкий – «Эта непонятная молодёжь». Москва. 1998г.

7.В.И.Даль «Толковый словарь живого великорусского языка». Государственное издательство иностранных и национальных словарей. Москва. 1956г.

                     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 11 классе (проектно-исследовательская деятельность учащихся). Тема:"Жаргоны и жаргонизмы".

На  уроке русского языка учащиеся исследовали такое явление нашей жизни, как жаргонизмы, подготовили проекты: истоки жаргонизмов, слова-сорняки, воровской жаргон, школьный сленг....

исследовательская работа "Молодежные жаргонизмы, сленги"

Работа кружка "Юный филолог", где проведена исследовательская работа по истории жаргонизмов и аналитическая работа употребления сленгов в молодежной среде....

Мастер- класс по теме : " Жаргонизмы - это необходимость или беда?"

Мастер - класс был представлен на районном конкурсе " Учитель года - 2012"...

Презентация к мастер - классу по теме " Жаргонизмы - это необходимость или беда?"

Презентация служит сопровождением к мастер-классу...

урок словесности для 10 класса "Жаргоны и жаргонизмы"

групповая исследовательская работа...

Урок "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова"

Помещена разработка урока по теме "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова"...

Презентация "Роль жаргонизмов в жизни человека"

Дополнитеоный материал к уроку "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова" в 6 классе...