Мастер- класс по теме : " Жаргонизмы - это необходимость или беда?"
план-конспект по русскому языку по теме

Мастер - класс был представлен на районном конкурсе " Учитель года - 2012"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер- класс

                                                                   Ход занятия.

(слайд 1)

Мотивация.

(Сцена из Ералаша « Ну почему мы так говорим» ) (слайд 2, видео)

Вопросы:  (к группам)

-Какие чувства вызвала у вас эта сцена?

- Какой момент создает юмор? Почему смешно?

- Как бы вы  назвали такие слова? ( сленг или жаргон)

Словарная работа.

- Для того, чтобы четко представить, что такое жаргон, давайте выясним смысл этого слова.

(слайд 3)

 Жаргон - (французское jargon, предположительно от галло-романского gargone — болтовня), социальный диалект; отличается от общеразговорного языка специфической лексикой и экспрессивностью оборотов.

 - А вы употребляете такие слова? (социологический опрос)

- Для чего вы их употребляете в своей речи?

- Могли ли вы обойтись без них?

Проблема.

- Как вы считаете жаргонизмы - это беда или необходимость? (слайд 4)

( свободный микрофон, неоднозначность ответа)

- Ну что ж опрос показал, что мнения разделились. Одни говорят жаргонизмам нет, другие допускают их употребление.

Целеполагание:

- сегодня на занятии мы постараемся разобраться,  засоряет нашу речь  жаргон или, наоборот, помогает в общении.

-выявить группы наиболее употребляемых жаргонных слов в речи,

- причины их употребления,

- выяснить отношение к жаргонной лексике.

Групповая работа.

Предлагаю сейчас вашей группе, изучив необходимый материал, рассказать об истории возникновения жаргонизмов, 2-я группа выяснит, на какие группы можно разделить жаргонизмы, вы –определите, что же влияет на развитие жаргона.

( слайд 5)

  1. История возникновения.
  2. Виды жаргона……………………
  3. Что влияет на развитие жаргона.

 ( отчет групп)

(подведение итога)

Таким образом, мы выделили самое главное, что понадобиться нам для дальнейшей работы. Хочу сразу оговориться, что такой вид жаргона, как арго сегодня не будет предметом нашего разговора.

Практическая часть.

О бедный мой язык родной,! ( слайд 6)

 О прелесть русской речи чистой!

 Кто не глумился над тобой-

Шпана, чиновники, лингвисты. (Е. Весник)

- Предлагаю  проанализировать язык программистов, школьников,  язык  СМИ.

-  Прошу предоставить отчет, следуя алгоритму ответа.

Отчет групп.

Алгоритм ответа: ( слайд 7)

  1. Источник информации
  2. Примеры жаргонных слов
  3. Ваше  отношение к данным жаргонизмам

      4.   Для чего употребляются

       5.  Оправдано ли их использование

Выводы:

- Итак, какой вывод, вы можете сделать. Жаргон – это беда или необходимость? ( слайд 8)

-  А  моя позиция, как учителя русского языка и литературы,  как бы банально это не звучало, такова: основой речи любого человека должен быть всё-таки литературный русский язык!   ( слайд 9)                                               

 

 Речь школьников

«Испуганный и взъерошенный Димка выскочил из класса. Его окружили, засыпая вопросами:

- Тебя отпустили? Ты завалил? Что там? Рассказывай.

Он облегчённо вздохнул и сказал: «замётано!» Но ребята не унимались.

- Что делает Сам?

- Режет всех подряд…

- А Русалка?

-        Топит.

- Ну, а этот, их ассистент?

- Этот? Засыпает!

- А как же ты?

- Я немного секу, но и то чуть не схлопотал пару.

- А Васька?

 Плавает на шпоре.

……………………………………………………………………………………………………………..

- Привет!

- Привет!

- Все? Отстрелялся?

- Сдул. А Васька, блин, пролетел мимо, ему не удалось содрать. Лепил, блин, такую чепуху.

- А я тоже не могу врубиться в эту биологию. Было бы клево получить «4». Она говорит: иди, блин, отвечать, а у меня, прикинь, глаза на лоб.

- Ну, похиляли. Кранты.

«Очерки бурсы» Н.Помяловский.

«– Господа, это подло, наконец!

– Что такое?

– Кто взял горбушку?

– С кашей? – отвечали ему насмешливо.

– Стибрили?

– Сбондили?

– Сляпсили?

– Сперли?

– Лафа, брат».

………………………………………………………………………………………………………….

 – Контрошку сделала?

 – Ничё не сделала! А ты?

 – Ничё не сделал, глобус не работает.

 – Блин, не гони! На следующей перемене две тетради стыришь да спишешь.

 – Из-за тебя меня чуть не загребли: выхожу из кабинета, а на встречу училка.

 – И чё?

 – Наорала, чё ещё-то?

СМИ

 "Свобода РТР – защищать Чубайса. Свобода ОРТ – мочить Чубайса". (заголовок, «АиФ», 2009г.)

……………………………………………………………………………………………………….. ……….

  «Наши дети на игле, власти – в доле». (заголовок, «Комсомольская правда», 2009г.)

…………………………………………………………………………………………………..

« Не видать  Америке нас как своих ушей! Мы все равно выкинем нежданчик  какой- нибудь!» ( М. Задорнов, « АиФ», 2011г.)

…………………………………………………………………………………………………..

 …Погоня продолжалось 15 минут со стрельбой по колесам. Но преступники оторвались . («Комсомольская правда», 2008).

……………………………………………………………………………………………………

"Меня заказали"- слова В. Селезнёва («Комсомольская правда»),

……………………………………………………………………………………………………

"Шухер, мэр! Грядёт отставка" - заголовок статьи в нижегородской газете "Дело".

…………………………………………………………………………………………………….

«Президент и депутаты скинулись для малоимущих» ( заголовок , «Местное время», 2003г.)

…………………………………………………………………………………………………….

Е. Райков (депутат Госдумы): "Господин Березовский теперь не отмажется." («Свобода слова»,2003г.)

……………………………………………………………………………………………………..

И. Хакамада (депутат Госдумы): «А вот эти распальцовки ни к чему» («Свобода слова», 2008г.)

……………………………………………………………………………………………………...

Речь компьютерщиков.


 Да Бог с тобой, парень! Неуж то ты так и не понял? Нет смысла ехать в другую страну для того, чтобы сидеть там в четырех стенах над пыльной клавой. Это можно делать и тут.

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

 "На моем компе эта прога летает!"

……………………………………………………………………………………………………

Из переписки двух программистов

Даров, Квакер!

– Даров, Думер!

– Ну че, дрова на видюху апгрейдил?

– Нет еще. Блины бадовые попались. Бутовый вирь нашелся. Сначала Егора выдал, потом синий экран смерти. Потом и жесть с сидюком сдохли. Пришлось доктора звать.

– А у мя карлсон полетел. Красный глаз сдох! Братан-ламер, мастдай блин дал, с думерами вчера весь вечер сидели. Ламеры гнилые!

– Так ты вчера думал?

– Да. Вдобавок ко всему паутина глючит. В ленягу гамать нереально. Кста, у тебя, вроде, была бутявка с Мелкософтом?

– Был. Но он мне самому нужет. Кста, забыл сказать. Я вчера в контакте был, с сапером познакомился. Дал мне битый сайт.

– Ааа… Я его в аське добавил. Спамер. На таких мы зарабатываем. Забанить бы их всех.

– Ладно. Я с доктором должен встретиться, приговор узнать.

– Ок. Удачи.

        

                                                     

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к мастер - классу по теме " Жаргонизмы - это необходимость или беда?"

Презентация служит сопровождением к мастер-классу...

Мастер-класс по теме Построение графиков функций с помощью Мастера диаграмм

Тема: Построение графиков функций с помощью Мастера ДиаграммЦель: Формирование навыков построения графиков с помощью Мастера диаграмм, расширение представления о возможностях электронной таблицы...

Мастер - класс по теме: "Прведение урока в восьмом классе по теме: "Агрегатные состояния вещества" в дистанционной форме. а

Аннотация.Данный урок разработан с целью:1 Научить учащихся самостоятельной работе на уроке с мультимедийными материалами;2 уметь работать анализировать теоретический материал; 3  само...

Конспект открытого урока-презентации в 10 классе на тему «Жаргонизмы в речи школьников».

Конспект урока сопровождается презентаций, которая представляет исследовательскую работу ученицы....

мастер-класс по теме"Мотивация-необходимое условие овладения ирностранным языком".

Мастер-класс по теме "Мотивация-необходимое условие при обучении иностранному языку". Презентация предлагает материал учителям английского языка для выступления на педсоветах или при защите материала ...

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт)  в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...

Мастер- класс по теме "Проверка качества продуктов питания, необходимых для приготовления блинов"

Мастер - класс был показан на муниципальном конкурсе "Тайны успеха - 2023"...