Презентация "Роль жаргонизмов в жизни человека"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Пономарева Анжелика Владимировна

Дополнитеоный материал к уроку "Жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова" в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zhargonizmy-opyt_slovarika.doc34.5 КБ
Office presentation icon rol_zhargonizmov_v_zhizni_cheloveka.ppt1.42 МБ

Предварительный просмотр:

ЖАРГОНИЗМЫ В МОЛОДЕЖНОЙ РЕЧИ

Опыт словарика

I. Имена существительные

а) Слова, называющие людей:

Кореш, братан – друг, приятель.
Чувак – парень.
Кент – модный парень.
Марёха – девчонка.
Стрелочник – тот, на кого сваливают свою вину другие.
Дранка – девушка легкого поведения.
Синяк – алкоголик.
Чебурашка – человек с большими ушами.
Нарик – наркоман.

б) Оскорбительные наименования человека:

Редиска, козел, бивень, овца, кошелка, олень, жаба, клюшка, бубен, крендель, лось, свинья, баклан, дятел, ушлепок.

Из этого же ряда:

Зашуганец – забитый человек.
Лох – человек, которого легко обмануть.
Жмот – жадина.
Ротан – обжора.
Стукач – доносчик.
Трепло, трепач – болтун, врун.
Тормоз – плохо понимающий человек или человек с замедленной реакцией.
Кладовка – доносчик.

в) Пренебрежительные именования младших:

Салага, шелупонь, мелюзга.

г) Слова, называющие части тела:

Ласты – ноги.
Локаторы – уши.
Зенки – глаза.
Пасть, хавка – рот.

д) Существительные, которые трудно объединить в какую-либо группу:

Прикол – шутка.
Угар, коры – веселье.
Рамс – ссора, конфликт.
Стрела – драка.
Треп – болтовня, вранье.
Базар – разговор, болтовня.
Фигня – ерунда.
Гон – вранье.
Погоняло, кликуха – кличка.
Хавчик – еда.
Косяк, косячок – нечто, портящее вид; (в жаргоне наркоманов другое значение).
Облом – неожиданно плохой результат.
Чирик – десять рублей.
Вакса – водка.
Сэм – самогон.
Копыта – туфли на высокой платформе.
Филки, бабки, капуста – деньги.
Шмон – обыск.
Глюк – галлюцинация.
Отпад – нечто выдающееся.
Децил – мало, немножко.
Кропаль – еще меньше.

II. Глаголы и глагольные формы

Второй по многочисленности в школьном жаргоне является группа глаголов. Следует иметь в виду, что иногда глагольное слово существует только в той форме, в какой его используют носители языка (жаргона), а в исходной форме имеет совсем другое значение. Например, в список включена словоформа не катит, форма инфинитива не отразит точного значения этого слова в жаргоне.

Балдеть – веселиться.
Вали – уходи.
Влипнуть– попасться.
Встрял – попал в неприятное положение.
Двигай, дергай – иди отсюда.
Достать – надоесть.
Дрейфить – трусить.
Дюзнуть – украсть.
Закосячить – испортить.
Запарить – сильно надоесть.
Кинуть – обмануть, подставить.
Лохануться – опростоволоситься.
Не катит – не подойдет.
Не словимся – не встретимся.
Обломиться – получить неудачный, неожиданный результат.
Оборзеть – обнаглеть.
Отвянь – отстань.
Отрываться – развлекаться, минуя все условности.
Офигеть – удивиться.
Офонареть – обнаглеть; сильно удивиться, быть в шоке.
Плющит (то же, что тараканит) – нездоровится.
Побриться – то же, что обломиться.
Подорваться – подскочить.
Пригорать, угорать – веселиться, радоваться.
Прикинь – представь себе.
Приколоться – подшутить, посмеяться.
Смойся – уйди.
Стучать – доносить.
Тараканит – см. плющит.
Таращиться – получать удовольствие. 
Торчать – быть в полном восторге.
Точить – кушать, есть.
Тыркаться – болтаться без дела.
Уткнись – замолчи.
Хипповать – модничать.
Шифроваться – скрывать что-либо. 

III. Слова, близкие к наречию

Прикольно, классно, класс, клево, потрясно, ништяк, улет, круто, угарно – выражение высокой степени качества, высокой оценки чего-либо.
Зашибись – лучше некуда.
Стрем, стремно – плохо.
Мраки – тяжело, ужасно.
По-любому – точно, обязательно.

IV. Имена прилагательные

Стремный – плохой, нехороший, некрасивый.
Крутой, классный, клевый – высокая степень качества чего-либо.
Бухой – пьяный.
Беспонтовый – нехороший.
Мастёвый – унизительное, оскорбляющее о человеке.
Дельный – предприимчивый.

Можно предположить, что малочисленность группы прилагательных объясняется тем, что каждое словечко жаргона уже несет в себе экспрессию, содержит оценку, поэтому в дополнительных «определителях» носители сленга не нуждаются.

V. Единственный случай использования слова, 
по форме напоминающего числительное:

Кавырнадцать – много, неограниченное количество чего-либо.

VI. Фразеологизмы, бытующие в школьном сленге:

Фильтруй базар – следи за речью.
Залепи уши воском – не слушай.
Завали пасть (или застегни копыта, фонтан забетонируй) – замолчи.
Шевели помидорами (или булками, костылями, колготками) – иди быстрее.
По фене ботать – говорить на блатном жаргоне.
В натуре – по правде, в самом деле.
Я че, лысый? – я не хуже других.
Флаг в руки, барабан на шею – одобрение действия.
Не прогоняй мульку – не обманывай.
Синий хлам, убитый в сопли – очень пьяный.
Без базара – не подлежит сомнению.
Туши свет – полный кошмар.
Масть прет – удача.
Топчи поляну, биться будем – призыв к драке.
Лыбу давить – ухмыляться.
(
У каждого) в голове свои тараканы – (у каждого) собственное мнение.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Все люди говорят ЭТО... "Роль жаргонизмов в жизни человека" Подготовила: учитель русского языка и литературы "ООШ села Сплавнуха" Пономарева А.В.

Слайд 2

Основополагающий вопрос:

Слайд 3

Слова бывают разные – то дельные, то праздные. То честные, правдивые, то льстивые, фальшивые. Есть чистые, алмазные, а есть бесстыдно-грязные. Одни помогут выпрямить, другие – душу вытравить. Есть речь огнем горящая, есть тлением смердящая. Слова – высокой доблести, и – самой низкой подлости… В.Полторацкий Как вы думаете, почему мы начали урок с этого стихотворения? Ученики высказывают свои версии.

Слайд 4

Проблемные вопросы Что такое жаргонизмы? Можно ли, общаясь на жаргоне, понять друг друга? Почему мы используем жаргонизмы в речи, и что нужно делать, чтобы их избежать? Нужно ли исправлять собеседника, если он использовал жаргонизм? Почему так часто мы употребляем ненормативную лексику, жаргонизмы в своей речи?

Слайд 5

Жаргонные словечки характеризуют говорящего. Жаргонная лексика засоряет и огрубляет нашу речь. Жаргонизмы делают нашу речь богаче и выразительнее. Жаргонизмы необходимы, чтобы общаться на «своем» языке и отличаться от взрослых. Если все будут общаться на литературном языке, то будет скучно. Жаргонную лексику учащиеся используют не только в общении между собой, но и с взрослыми. Гипотезы

Слайд 6

Опросить детей и взрослых в школе. Понаблюдать ситуацию речевого общения между детьми и взрослыми, между одноклассниками. Составить мини-словарь по толкованию жаргонизмов. Найти высказывания представителей культуры и науки об использовании жаргонов в речи. Сделать вывод о целесообразности использования жаргонизмов. Чтобы доказать ЭТО, мы решили...

Слайд 7

Основу нашей лексики составляют общеупотребительные слова. Наши дедушки и бабушки, живущие в деревне, используют диалекты. Наши мамы и папы на работе употребляют профессиональ-ные слова. И все мы вместе иногда употребляем жаргоны. Мы опросили и узнали, что...

Слайд 8

жаргонизмы (арготизмы) Слова, употребляемые в речи определенных социальных групп (школьники, студенты), профессиональных групп (летчики, моряки, водители), занятий (музыка, компьютер) происхождение жаргона ИНОЯЗЫЧ. хана кайф фейс ПРОСТОРЕЧ. балбес тюфяк балаболить ДИАЛЕКТ. ремки фуфло слямзить УГОЛОВ. шамать фраер перо (нож) ПЕРЕНОС. машина – колеса голова – крыша УСТАР. фиг халява черпак, дух, слон, дед хакер, винды, зависать, чайник скатывать, училка, пара, физра СЛЕНГ - молодежный язык

Слайд 9

Были выявлены следующие тематические группы жаргонизмов: Наименование людей по качеству их характера: овца, козел, лох, тормоз, шестерка, ботаник, дятел, дебил. Наименование людей по родству : предки, пахан, мутер, маманя, браток, братан, сеструха, папаня, папаша. Пища и процесс ее поглощения: хавать, хавчик. Бытовая техника: комп, мобила, телик, ящик, видак. Наименование людей по профессии: мент, бомжара, водила, училка. Деньги: бабло, капуста, зелень. Состояние, оценка: клёво, классно, супер, ништяк.

Слайд 10

Училка – учительница. Домашка – домашняя работа. Кумпол, тыква – голова. Оттянуться, оторваться – отдохнуть. Тащиться – восхищаться. Потрещать – поговорить. Тормоз – отсталый. Не гони – не обманывай. Балдёж – удовольствие. Слинять – сбежать. Шмотки, тряпки – вещи, одежда Мы составили словарик... школьного жаргона

Слайд 11

Мыло – электронная почта. Болванка – пустой компакт-диск. Винда полетел а – перестала работать программа . Аська тормозит – плохо работает программа общения в компьютерной сети. Винт – жесткий диск. Комп – компьютер. Клава – клавиатура. и компьютерный словарик

Слайд 12

«Употребление жаргонной лексики засоряет и огрубляет разговорную речь», - полагает языковед Л.И. Скворцов. Авторитетное мнение:

Слайд 13

Жаргоны в своей речи используют многие люди (школьники, студенты, профессионалы и т.д.). Не всегда употребление жаргонных словечек отрицательно характеризует человека и свидетельствует о его низкой культуре. НО… Чтобы вас понял каждый человек, жаргоны в своей речи лучше не использовать. Итак, мы поняли, что...

Слайд 14

Узнали, откуда происходят жаргонизмы; уяснили причины, по которым жаргонные выражения используются в подростковой и молодёжной среде; поняли, что они засоряют речь, снижают культуру речи; пришли к выводу, что речь культурного, образованного, интеллигентного человека должна быть красивой, образной, богатой, свободной от жаргонизмов, брани.

Слайд 15

Домашнее задание Задается на выбор: повторить теоретический материал по теме; написать эссе «Жаргоны в нашей речи».

Слайд 16

Жаргоны Грубые Пренебрежительные Огрубляют речь Засоряют речь Способствуют привыканию Увлечение жаргонизмами не проходит бесследно Нельзя использовать в речи!

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературы в 10 классе « Лирика Ф.И. Тютчева. Романтическое понимание сущности жизни человека и жизни природы в творчестве Ф.И. Тютчева»

Урок посвящен прекрасному русскому поэту второй половины 19 века - Фёдору Ивановичу Тютчеву, его  лирике.Кто-то должен разбираться  в  сумятице  повседневной  жизни.Но кто-то ...

Янушкявичене Ольга Леонидовна, доктор педагогических наук. «Что есть человек, что Ты помнишь его», или главная задача каждого возрастного периода жизни человека

Психологи, рассматривая возрастные особенности человека, обычно выделяют какую-то основную характеристику возрастного этапа.В статье введено понятие главной задачи духовного воспитания для каждого воз...

ОТКРЫТЫЙ УРОК элективного курса «Стиль жизни – здоровье». Занятие по теме: «Мораль и нравственность в жизни человека»

В текущем учебном году после прохождения курсов повышения квалификации на кафедре НИПКПиПРО г. Новосибирска, я взялась за апробацию программы «Стиль жизни – здоровье», авторы: И.В. Габер, М.П. Радченк...

ОТКРЫТЫЙ УРОК в 5 Б классе Тема: «Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. Одежда «говорит о человеке». Западная Европа 17 век (эпоха барокко).»

Познакомить учащихся с понятием и языком декоративного искусства разных стран. На примере Западной Европы  XVII в..Формирование духовно-нравственного развития; сформировать понимания роли декорат...

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек, общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Декоративное искусство в современном мире»

Сертификат участника«Эффективные формы и методы обучения: современное состояние, проблемы, перспективы. Доклад «Декор-человек,  общество, время. Декоративно-прикладное искусство в жиз...