конспект урока "НЕ с существительными"
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс) на тему

конспект урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. НЕ с существенными

Цели урока.

1. Повторить и закрепить правописание Н и НН в наречиях на — о и -е

2. Научиться распознавать, когда НЕ приставка, частица, часть корня.

Задачи урока.

Обучающие:

формирование лингвистической и языковой компетенций (знать правило о правописании н и нн в наречиях; уметь при помощи алгоритма применять данное правило на практике; закрепить орфограмму "Н и НН в наречиях");

Развивающие:

развитие коммуникативных умений (формулировать вопрос и давать ответ на грамматическую тему; осуществлять речевое взаимодействие); уметь работать в паре.

Воспитательные:

формирование ключевых компетенций учащихся.

Здоровьесберегающие: профилактика сколиозов, близорукости, снятие напряжения с пальцев рук.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, перфокарты, сигнальные карточки.

                                                 Ход урока

1. Организационный момент (этап мотивации), сообщение темы

Формируемые УУД

Личностные: действие смыслообразования, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные: анализ объектов с выделением их признаков, постановка и формирование проблемы.

Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно.

  1. Актуализация.

УУД   Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать объект с выделением существенных признаков, умение сравнивать и устанавливать аналогии, умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.

Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли, умение общаться, включающее умения слушать собеседника и строить своё поведение с учётом позиции других людей.

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно, саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.

Учитель Ребята, работая на уроке, вы сами себя оцените в конце урока. Оценка будет соответствовать определенному наречию.

Первое задание — синтаксическая пятиминутка.

Синтаксическая пятиминутка (один ученик у доски)

Ученик остановился в нерешительности у кабинета зубного врача.

- Найдите имена существительные и определите их склонение и падеж.

- Найдите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему? (Нерешительности)

- Как вы думаете, какая  тема нашего урока?

( правописание НЕ с именами существительными)

- Значит, что мы будем сегодня делать на уроке?

-Закреплять правописание НЕ с существительными

Презентация. Слайд 1 (Цели урока)

- Да, мы должны с вами повторить и закрепить правописание НЕ с существительными и научиться распознавать, когда НЕ приставка, когда частица, часть корня.

- Ребята, а какое слово из предложения относится к нашей теме?

Сегодня в гости к нам пришли жители страны Орфографии, грамотеи, они хотят нам что-то рассказать, давайте послушаем их.

 Сценка.

1-й ученик

Познакомьтесь, это НЕ! Хитра, умна, ловка вполне.

Тут может быть она частицей (держат фразу НЕ ДРУГ, А ВРАГ)

А там - в приставку превратиться (НЕДРУГ),

А может к слову прицепиться и навсегда с ним породниться! (НЕРЯХА, НЕУЧ, НЕВЕЖА)

2-й ученик

Знай! НЕ всегда частица, если от существительного противопоставлением отделится (НЕ ПРАВДА, А ЛОЖЬ)

НЕ - приставка, если слово синонимом заменим одно на другое (НЕПРАВДА=ЛОЖЬ)

3-й ученик

НЕ входит в корень, если слово без неё не имеет смысла никакого, т.е. без НЕ не употребляется! (НЕНАСТЬЕ)

4-й ученик

Запомни навсегда, дружок, чтоб без ошибок написать, ты должен правило об употреблении НЕ с существительными знать!

 - Ребята, так как может писаться НЕ с существительными?

 - Сегодня, ребята, мы будем отрабатывать данную орфограмму.

3. Закрепление темы : правописание НЕ с существительными

УУД  Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи.

Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, объективно оценивать себя и других, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность.

Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование

Учитель Посмотрите на следующий слайд и выполните задание.

Презентация. Слайд  2

 - Выпишите сначала словосочетания, где НЕ – приставка, затем те, где НЕ – часть корня.

      Голубые (не)забудки, приятная (не)ожиданность, (не)простительная ошибка, глупая (не)брежность, явная (не)справедливость, слепая (не)нависть, рассказывать (не)былицы,  явная (не)лепость, выразить (не)доумение, опасный (не)приятель, причина (не)успеваемости, таинственный (не)знакомец, ждать с (не)терпением, пережить (не)удачу, чувствовать (не)уверенность, постоянное (не)довольство.

Взаимопроверка

Учитель.

 Работаем  по группам. 

 Послушайте четверостишие.

Пересекая океан, плыл к нам корабль из дальних стран,
Но страшный шторм его настиг,
И затонул он в тот же миг,
Но пассажиров капитан спас всех, конечно, спасся сам.

  • На этом корабле к нам плыли две команды слов с НЕ, теперь они все перепутались, и мы должны с вами помочь им разобраться по группам.

 Презентация Слайд 3

Ненависть к врагу, неполадки в работе, мелкие невзгоды, большое несчастье, грубый невежа, сказал неправду, продолжительное ненастье, маленькая неточность, невнимание к ошибкам.

Учитель.  1-й вариант: выпишите слова, где НЕ часть корня, а 2-й – где НЕ приставка.

Физкультминутка.

Части речи изучаем, (ходьба на месте)
Много знаний получаем, (повороты туловища в стороны)
Морфологии наука - занимательная штука! (приседания)
Должен каждый в мире знать, (взмахи руками)
Как части речи различать, (наклоны в стороны)
И за это на уроках лишь “пятёрки” получать!

  Учитель.  Давайте поиграем! Игра “Третий лишний”.

Презентация. Слайд 4

На экран выведены слова:

(Не)поседа, (не)взгоды, (не)внимательность, (не)правда, а ложь; (не)друг, а враг; полное (не)вежество

- Ребята, какие слова  здесь лишние, почему?

Учитедь. А теперь следующее задание.

Презентация Слайд 5

Небылица, негодование, неожиданность, немощь, невод, недоверие, несчастье.

- Замените слова с не синонимами без не, подобрав их из слов для справок.

Слова для справок: рыболовная сеть, горе, сюрприз, болезнь, возмущение, подозрительность, вымысел.

Учитель.

- Давайте подберём однокоренные слова к слову ВЫМЫСЕЛ.

- Какие слова называются однокоренными?

- С одним из  однокоренных слов составьте предложение.

 Пальчиковая гимнастика.

Вышли пальцы погулять,
Мяч футбольный погонять,
В бурной речке поплескаться,
И на пляже поваляться!

Учитель. Ребята,  послушайте загадки и запишите отгадки

1. Грязные руки,
Помята рубаха,
Волосы всклочены,
Кто Я?
(Неряха)

2. Синяя шляпа, короткие штанишки,
Не люблю читать я никакие книжки,
Ничего не знаю, не хочу учиться,
Нравится гулять мне, нравится лениться.
(Незнайка)

3. Дождь шумит, стучит в окно, и на улице темно,
Воет ветер , тучи гонит, на деревьях ветки клонит.
Осень, слякоти пора, гонит лето со двора,
И в такое время года наступает…
(Непогода)

4. В зелёном поле я расту,
Голубым цветком цвету,
Небо синее как будто,
Прозываюсь …
(Незабудка)

Проверка,  учащиеся объясняют правописание слов.

Учитель Работа с сигнальными карточками: если существительное пишется слитно, поднимаете красную карточку, раздельно — зеленую.

    Неволя; небылицы; не вход, а выход;  не брат, а сестра; вовсе не брат; неправда; он не орел; невнимательность, это не овощ, несчастье, невежда, не друг,  а враг.

Работа с перфокартами.

1.(Не)везение преследовало меня.

2. (Не)везение, а труд и настойчивость  приведут к успехам в знаниях.

3. Это была явная (не)правда.

4. (Не)правду, а явную ложь почувствовал  он в его ответе.

                             Гимнастика для глаз

Учитель Выполните небольшой тест

Презентация  Слайд 6

А1 Имя существительное пишется с НЕ раздельно

  1. (Не)видимкою луна  освещает снег летучий. 2) Передо мной был (не)враг, а друг. 3) (Не)известности уже не было. 4) Мы остановились в (не)доумении.

Презентация Слайд  7

А2    Не  пишется   слитно

1) Вовремя письмо (не)отправили. 2) Не всё (не)настье, проглянет и красное солнышко. 3) Кто рано  сеет, тот семян (не) теряет. 4) Мне сегодня (не)здоровится.

Презентация Слайд   8

А3  Имя существительное пишется с НЕ слитно

  1. Это (не)правда, а откровенная ложь. 2) (Не)правду я не потерплю. 3) Это надо считать (не)удачей, а случайностью. 4) (Не)терпение, а раздражительность мешает разговору

Презентация Слайд 9

    А4   Имя существительное пишется с НЕ раздельно

  1. Удивила (не)зависимость и резкость. 2) Появилась (не)решительность и какая-то застенчивость. 3) С (не)ряхой мало кто общается. 4) (Не)счастье, а горе постигло нас.

  Учитель. Проверьте свои ответы

  Презентация    Слайд 10 (ответы теста)

А1 — 2         А2 — 2,4          А3 — 2    А4 — 4

  1. Запись домашнего задания:

УУД  Познавательные: умение подводить под понятие, применять новые знания на практике.

 Коммуникативные: объективно оценивать себя.

  Регулятивные: умение работать по алгоритму, с памятками, правилами,  овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного.

Учитель   

Презентация Слайд 11   Параграф №43,      орф.32.         На выбор: Упр. 243 или  составить предложения (5-7 предложений), используя существительные с НЕ с различным написанием

  1. Рефлексия, оценки.

УУД  Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения

Учитель.

- О чём сегодня мы говорили на уроке?

  • Как НЕ пишется с существительными, когда она приставка, частица, часть корня.
  • Сегодня на уроке вы очень хорошо работали
  • А теперь оцените свою работу на уроке, используя один из треугольников

(красный - «5», зеленый - «4», желтый - «3»)

Презентация Слайд 12

Спасибо за урок! Всего вам наилучшего!          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Имя существительное как часть речи"

Конспект урока-путешествия "Имя существительное как часть речи"  5 классе по учебнику Львовой. Используется интерактивная доска, раздаточный материал (карта путешествия), цветик-семицветик, индив...

Конспект урока "Имена существительные собственные и нарицательные"

Конспект урока для 5 класса специальных (коррекционных) школ VIII вида, учебник под. редакцией А.К.Аксеновой, Н.Г. Галунчиковой. Тип урока - изучение нового материала....

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Несклоняемые существительные"

урок с требованиями ФГОС. Был проведён на конкурсе "Учитель Года-2014" г.о. Тольятти...

Конспект урока «ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ» 7 класс

Обобщить   знания   учащихся об имени существительном:  определение   имен существительных,     род     имен  существите...

План-конспект урока "Имя существительное" 5 класс

В плане даны разнообразные формы работы на уроке....

Конспект урока "Имя существительное"

Конспект открытого урока по русскому языку....