Главные вкладки

    Внеклассное мероприятие для 7 классов "КВН любителей русского языка"
    методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

    Васина Анна Владимировна

    Внеклассное мероприятие для 7 классов "КВН любителей русского языка"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kvn_russkiy_yazyk_7.doc347.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Лицей №7 им. Д. П. Уланова

    ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

    ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 7 КЛАССА

    КВН ЛЮБИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА

                                                                       

                                                                                         

                                                                                       

                                                                                              Подготовила учитель

                                                                                 русского языка и литературы

                                                                               Копылова Анна Владимировна

    2016г.

    КВН любителей русского языка

    Цель: закрепление материала, изученного в 1-7 классах (наречие, синтаксис, метафора, пунктуация, фразеология, аббревиатура, эпитет, орфография, морфология, орфоэпия).

    Задачи:

    Образовательная:

    1. Закрепление и обобщение изученного.

    Воспитательная:

    1. уважение к русскому языку;

    Развивающие: 

    1. развитие находчивости;
    2. развитие сообразительности;
    3. интерес к предмету;
    4. внимание;
    5. развитие устной речи;

    План проведения:

    1. Вступление. Слово учителя (объяснение правил КВНа по русскому языку);
    2. Основная часть. 

    Конкурсы:

    Приветствие

    Разминка

    Домашнее задание

    Конкурс капитанов

    Задания на сообразительность

    1. Заключение. Подведение итогов (подсчет баллов), комментирование отметок за урок.

    Подготовительный этап:

    1. Сообщение учащимся темы внеклассного мероприятия (КВН);
    2. Ознакомление учащихся с планом мероприятия;
    3. Ознакомление с домашним заданием к мероприятию (составление тавтограммы, повторение изученного).
    4. Проверка качества подготовки домашнего задания, помощь в подготовке.

    Ход мероприятия:

    1. Слово учителя.

     Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас будет необычный урок - урок КВН!

     Представление жюри, система оценок: оценивается не только факт выполнение самого конкурса, но и ответы на дополнительные вопросы, так что просим вас быть активней – это может принести баллы вашей команде (+ балл за каждый быстрый и правильный ответ), а, значит, и победу в нашей товарищеской встречи любителей русского языка, но на дополнительные вопросы следует отвечать, строго подняв руку, а не кричать с места (такие ответы не будут засчитаны).

     О конкурсе, задачах, целях.

     КВН - что это? (аббревиатура);

    А что такое аббревиатура (с точки зрения русского языка).

     Аббревиатура - (итал. abbreviaturrа от лат. краткий). В старинных рукописях и книгах сокращённое написание слова или группы слов. В современных изданиях любое сокращённое слово или словосочетание.

    1. Придумайте название команды. Одно условие: название должно так или иначе быть связано с русским языком. К примеру, производное от названия термина русского языка (можно и аббревиатуру, но расшифруйте её), выберите капитана.  

    Конкурс № 1: ПРИВЕТСТВИЕ (за этот конкурс каждая команда получает по одному стартовому баллу). Команды представляют капитанов. Капитаны объявляют название команды и объясняют, почему именно оно именно такое.

    Конкурс № 2: РАЗМИНКА.

    И первое задание – разгадать ребусы.

    Кстати, а вы знаете, что такое ребусы?

    • Ребус (лат.) – это загадка, в которой разгадываемые слова даны в виде рисунков в сочетании с буквами и некоторыми другими знаками.

    C:\Documents and Settings\Людмила\Мои документы\Мои рисунки\MP Navigator\2007_12_10\IMG_0002.jpg

    Переходим к следующему заданию.

                Ребята, знаете ли вы, что такое фразеология?

    • Фразеология – это раздел науки о языке, изучающий устойчивые словосочетания.

    Что такое фразеологизм? (ФЕ)

    Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, сложившееся в течение времени, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий

    Перед вами фразеологизмы. Раскройте их значение (каждой команде по 10):

    1. Брать себя в руки          11. С иголочки

    2. Руки опустить               12. Ломать голову

    3. Битком набито              13. Как свои пять пальцев

    4. Дело в шляпе                14, Ни рыба ни мясо

    5.  Море по колено            15. Ждать у моря погоды

    6. Волчий аппетит             16. Как сыр в масле кататься

    7. Приходить в голову        17. Заговаривать зубы

    8. Медвежья услуга           18. Быть себе на уме

    9. Как снег на голову         19. Заварить кашу

    10. Каши не сваришь        20. Бить ключом

    Примерный вариант толкования фразеологизмов.

    • Брать себя в руки — собраться, сделать над собой усилие и привести себя в порядок,
    • Заварить кашу — начать сложное неприятное дело.
    • Ломать голову — долго думать над чем-то сложным и трудным.

    Ребята, что такое орфоэпия?

    • Орфоэпия– это совокупность правил литературного произношения звуков, звукосочетаний в словах.

    Употребите слова с доски в контексте (орфоэпия - произношение): придумать предложение с данными словами.

    • тОрты                                                                
    • баловАть                                                          
    • мАстерскИ (предпочтительнее на И)
    • мИзЕрный (предпочтительнее на Е)
    • звонИть
    • фОльгА
    • Угадайте существительное по шутливой характеристике.

      1). Не цветы, а вянут; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. Это... (Уши)

          2) Ее толкут, носят решетом, в нее прячут концы нечестные люди. Что это? (Вода).

          3) Он в голове у несерьезного человека, его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него 6росают деньги и слова. Это... (Ветер)

          4) Его вешают, приходя в уныние; всюду суют, вмешиваясь не в свое дело; им клюют; его задирают; на нем ставят зарубки; Что это? (Hoc)

          5) Его проглатывают, за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказываться. Что это?

    (Язык)

          6) Его иногда приходится держать, не занимая при этом руки; за ним можно лезть в карман. Что это? (Слово)

    • Напишите десять существительных из трех букв с «Ы» в середине.

    (Дым, сыр, пыл, быт, тыл, тын...)

    • Конкурс   «О чем идет речь?»

    Двое остановились у забора, за которым виднелись какие-то кусты. Один спрашивает:

    • Это черная?
    • Нет, это красная!
    • А почему она белая?
    • Потому что зеленая!

    (смородина)

    Конкурс № 3: ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. (Развитие речи).

    1. На дом вам было задано написать рассказ на одну букву. Как называются такие виды рассказов?

    Такой рассказ называется тавтограмма.

    Желающие читают по очереди. Лучшие рассказчики получают баллы для команды. Читают по очереди.

    Как вы думаете, для чего нужны такие виды работ?

    2.     Также вы дома повторяли изученный материал. Это вам поможет при ответе на следующие вопросы:

    Что такое фонетика? (раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи).

    Для чего нужно изучать фонетику?...

     - В каких междометиях надо переставить звуки, чтобы они перестали жаловаться? (ах-ох)

     - В каком слове достаточно заменить один звук, чтобы животное с длинными ушами превратилось в хищную птицу? (орел – осел)

    Что такое словосочетание?

    Словосочетание - одна из единиц синтаксиса. Словосочетание представляет собой сочетание двух или нескольких слов, связанных друг с другом по смыслу и грамматически, где есть зависимое и главное слово.(н.: родная страна).

     Конкурс № 4: КОНКУРС КАПИТАНОВ. Синтаксис, пунктуация, морфология.

    Что такое…

    Синтаксис — раздел науки о языке, который изучает строй связной речи. Синтаксическими единицами является: словосочетание, предложение, текст.

    Пунктуация - система знаков препинания и раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме.

           Расставить запятые, объяснить:

    Только на востоке, там, откуда сейчас выплывало в огненном зареве солнце, еще толпятся, бледнея и тая, предрассветные сумерки.

     Составьте слова, соответствующие схемам:

    а)

    б)

    в)

    Что такое морфемы?

    Морфема – это наименьшая, далее неделимая часть слова, обладающая значением.

    Какие морфемы вы можете назвать?  

    Пока капитаны выполняют задание, команды играют дальше:

    задания на сообразительность.  

    • Объясняйте значение наличия «металла» в людях в данных метафорах. Что такое метафора?

    (Метафора – это троп, то есть некий образ, основанный на употреблении слов в переносном значении)

    Стальная воля

    Железные мускулы

    Золотое сердце

    Свинцовые слезы

    Серебряный голос

     Бронзовая кожа

    Медный лоб

    Луженая глотка

    • Проверка ответов капитанов.
    • Конкурс  «В редакции».  Объясните загадочные знаки.

    Рассказывают, что французский писатель В. Гюго в день выхода в свет своей новой книги, желая узнать, как идет распродажа, послал записку своему издателю, в которой стоял только «?».

          Издатель ответил остроумно и коротко: «!».

    • Выполните корректуру предложений, правильно перестроив их:
    • Дедушка присел на пенёк, собиравший грибы.
    • Пастушок увидел наш костер, заночевавший в горах.
    • Подгоняемая лодка волнами неслась по реке.
    • Самолет сел на аэродром, вылетевший из Москвы
    • Подъезжая к станции, у меня слетела шляпа.
    • Вернувшись домой, пошел дождь.
    • Подъезжая к дому, залаяли собаки.
    • Графиня ехала в карете с приподнятым, сложенным в гармошку задом.
    • Передайте значение фразеологического оборота с помощью жестов (или предметов). Команда называет фразеологизм.

    Карточки с заданиями

    Для команды № 1        Для команды № 2

    Сидеть сложа руки        Лезть на стенку

    Чесать язык        Совать нос не в свои дела

    В одно ухо вошло, в другое вышло        Солдат стоял на часах

    • Конкурс- сленг.  Думаю, что все помнят сценку из тележурнала «Ералаш», когда «интеллигентный мужчина в шляпе», герой Спартака Мишулина известного, советского артиста, восхищаясь «литературной» речью подростка, в которой из-за обилия сленговых практически ничего не понял переделывает стихотворение «Чуден Днепр при тихой погоде…» таким образом «Клевый Днепр при классной погоде…»

    Задание:

    (перевести стихотворение на русский литературный язык, по возможности, назвать автора)

    Мороз и солнце - день чудесный,      

    Еще ты дремлешь, друг прелестный.

    Дубняк, а светит! День-то клевый!

    Еще ты дрыхнешь, друг чумовый!

    Дан отрывок стихотворение. Необходимо перевести его в «сленговую»  форму.

    1.       Сижу за решеткой в темнице сырой.

    Вскормленный в неволе орел молодой,

    Мой грустный товарищ, махая крылом,

    Кровавую пищу клюёт под окном.

    (А. С. Пушкин «Узник»)

    1.        Буря мглою небо кроет,

     Вихри снежные крутя;

     То, как зверь она завоет,

     То заплачет, как дитя.

            (А. С. Пушкин «Зимний вечер»)

    • Кто быстрее догадается, как можно назвать дни недели не используя ни их названия, ни числительные? Подсказка: с помощью наречий.(Позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра…)
    • Отгадайте загадки. Подсказкой вам будет то, что ответы связаны с русским языком.

    1 команда

    ♦ Черные, кривые, от рождения немые, станут в ряд — сразу заговорят.  (Буквы)

    ♦        Какие два местоимения мешают автотранспорту? — мы)

    ♦  Что принадлежит только тебе, а используется чаще другими? (Имя)

    • Точка с хвостиком. (Запятая)
    •  Что находится в начале книги? (Буква «к»)

    2 команда

    • Ложь с намеком. (Сказка)
    • Какую часть слова можно в земле найти? (Корень)

    ♦   Как можно склонять голову, не опуская ее вниз? (Изменять слово голова по падежам)

    ♦   Кто говорит на всех языках? (Эхо)

    ♦   Что в России всегда на первом месте, а во Франции на втором? (Буква «р»).

    • Кроссворд (обобщение теоретических понятий урока):   
    1. Раздел науки о языке, изучающий слово, как часть речи (Морфология).
    2. Как называется система правил правописания слов и раздел науки о языке, который определяет единообразные способы передачи на письме слов. (орфография)
    3. Совокупность правил литературного произношения звуков, звукосочетаний в словах. (Орфоэпия)
    4. Очень красочное, яркое определение чего-либо, обычно выраженное прилагательным. Эпитет
    5. Раздел науки о языке, в котором изучаются звуки речи. Фонетика
    6. Любое максимально сокращённое слово или словосочетание. Аббревиатура
    7. Раздел науки о языке, изучающий устойчивые словосочетания. Фразеология 
    8. Система знаков препинания и раздел языкознания, изучающий знаки препинания и правила их употребления на письме. Пунктуация 
    9. Троп, основанный на употреблении слов в переносном значении. Метафора
    10. Раздел науки о языке, который изучает строй связной речи. Синтаксис
    • Закончите пословицу.

    1 команда

    1. Лучше синица в руке... (...чем журавль в небе)
    2. Маленькое дело лучше... (...большого безделья)
    3. Семь раз отмерь... (...один — отрежь)
    4. Один в поле... (...не воин)
    5. Как аукнется... (...так и откликнется)
    6. Терпенье и труд... (...все перетрут)
    7. Друзья познаются... (...в беде)

    1. команда
    1. С миру по нитке — ... (...голому рубашка)
    2. Поспешишь—... (...людей насмешишь)
    3. Без труда... (...не выловишь рыбку из пруда) (...нет плода)
    4. Всякий кулик... (...свое болото хвалит)
    5. Старый друг... (...лучше новых двух)
    6. На чужой каравай... (...рта не разевай)
    7. Береги платье снову... (...а честь смолоду)

    Подведение итогов (определение победителя).


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие (брейн-ринг) по русскому языку для 5-6 классов.

    Внеклассное мероприятие по русскому языку в форме игры "Брейн-ринг" сделает досуг учащихся 5-6 классов не только занимательным, но и познавательным....

    внеклассное мероприятие, посвященное предметной неделе русского языка и литературы брейн -ринг "Что? Где? Когда?"

    Брейн-ринг «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» (7-11 кл)Участники: по двое уч-ся из каждого классаВопросы задают родители, учителя, школьники. На обдумывание дается 1 минута.1 раунд1.Назовите автора данного афори...

    Внеклассное мероприятие в ходе Недели русского языка и литературы

    Мероприятие рассчитано на учащихся 5-7 классов. Содержит интересные материалы из истории русского языка. Проводится в игровой форме с привлечение сценок и стихотворений о русском языке....

    КОЛЛЕКТИВНЫЙ ПРОЕКТ «В МИРЕ БЫЛО ЯБЛОКО…» Внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы

    Мероприятие разработано учителем русского языка Терёхиной В. Н. в рамках краевого конкурса «Учитель года Приморского края -2010»Место в учебно-воспитательном процессеВнеклассное мероприяти...

    "Нескучная осень" (внеклассное мероприятие в рамках Недели русского языка и литературы)

                   Портрет осени – красавицыУ каждого в жизни своя осень: у одних – это лёгкая, разноцветная, великолепная золотая осень, у других – до...