Совершенный и несовершенный вид глагола
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Задачи:

1. Дать понятия совершенный и несовершенный вид глагола, - формировать представление о совершенном и несовершенном виде глаголов, научить определять вид глаголов;

2. Развивать умения обучающихся:

- самостоятельно определять учебные задачи урока,  свои знания – незнания по изучаемой теме;

- сравнивать, анализировать, задавать вопросы;

- уметь распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость

3.- Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение, внимательность, активность при работе на уроке.

- воспитывать любовь и уважение к многообразию русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Применяемая технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо

Формы работы учащихся:  индивидуальная работа, групповая  работа, обучающая игра,  приемы: «мозгового штурма».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_ur_sov_i_nesov_vid_5_kl.docx38.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка  в 5 классе.

Тема урока : Совершенный и несовершенный вид глагола

Учитель Лангольф Оксана Григорьевна.

УМК: Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений:  Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Тростенцова Л.А. и др. 2007.

Цель урока: углубить и расширить знания учащихся по теме «Глагол», сформировать знания о совершенном и несовершенном виде глагола.

Задачи:

1. Дать понятия совершенный и несовершенный вид глагола, - формировать представление о совершенном и несовершенном виде глаголов, научить определять вид глаголов;

2. Развивать умения обучающихся:

- самостоятельно определять учебные задачи урока,  свои знания – незнания по изучаемой теме;

- сравнивать, анализировать, задавать вопросы;

уметь распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида

- развивать орфографическую и пунктуационную зоркость

3.- Воспитывать желание переосмысления собственных знаний по изучаемой теме и их практическое применение, внимательность, активность при работе на уроке.

воспитывать любовь и уважение к многообразию русского языка.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Применяемая технология: Развитие критического мышления через чтение и письмо

Формы работы учащихся:  индивидуальная работа, групповая  работа, обучающая игра,  приемы: «мозгового штурма». 

Оборудование:

- раздаточный материал

Универсальные учебные действия (УУД):

Личностные :социально и нравственно обусловленные внутренние качества человека( ценности, убеждения).

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности, ищут средства ее осущест вления.

Познавательные: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения предметной учебной задачи в несколько шагов.

Коммуникативные:смысловое чтение, при необходимости отстаивают свою точку зрения, подтверждают аргументы фактами.

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I.                   Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)                    

 Громко прозвучал звонок, –

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

 

- Добрый день, ребята! 

 Я рада видеть ваш хороший настрой на наш сегодняшний урок.

Удачи!

Мотивация.

- Во время нашего урока  вы должны быть дружными, активными, внимательными. А в конце урока вы сами оцените свою работу.

Приветствуют друг друга, учителя, гостей, дарят улыбки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоопределение, смыслообразование(Л)

Целеполагание (П)

Планирование учебного сотрудничества (К)

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

 

- Прежде, чем отправиться в путешествие за новыми знаниями, давайте соберем рюкзак знаний.

Продолжите предложение:

Глагол – часть речи, которая обозначает . . . . (действие)

На какие вопросы отвечает глагол?

В предложении глагол чаще всего бывает…(сказуемым)

Какие орфограммы вы знаете?

Я знаю, что глагол . . ., . . ., . . ., . . .

Молодцы!

Отвечают на вопросы.

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание (П)

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения (Р)

Выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

 

 

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися, что такое ЛЗ слова и алгоритм его определения

 

На Запишите предложение12 апреля – Всемирный день космонавтики. Объясните постановку тире в предложении. Какой части речи нет в предложении?

.

Отвечают на вопросы.

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Один ученик читает стихотворение вслух.)

 

 

 

 

Объясняют пунтограммы

 

Открытие нового знания.

Некоторые глаголы решили с вами поиграть (фонетическая зарядка).

а) Всемирный
Запишите букву, которая обозначает согласный, звонкий, парный, твердый звук в слове Всемирный.( В)
б)

Запишите букву, которая обозначает ударную, гласную.( И)
в) День. Запишите букву, которая обозначает согласный, парный, звонкий, мягкий звук. ( 
Д)

  • Какой слово у вас получилось? (Вид).

– Как вы понимаете значение этого слова?
Слово вид – многозначное, одно из значений внешность, видимый облик, состояние.
Вывод. Вид человека, предмета, из окна, но и у глагола есть свой вид.

  • О чем же пойдет речь на уроке?
  • Какова же тема урока? Вид глагола.

Я хочу вам сказать, что глаголы бывают  совершенного и несовершенного вида.
– А как вы понимаете значение слов совершенный и несовершенный?

Слово совершенный – многозначное, в грамматике выражает целостность и законченность действия. А следовательно, несовершенный – это действие незаконченное, незавершенное. 

Это и будет темой нашего урока. Сформулируйте ее.

 Запишем тему урока.

Чему мы будем учиться на нашем уроке?

Сформулируйте цели урока, опираясь на запись на доске.

1. Повторить, на какие (вопросы) отвечают  глаголы.

2. Учиться различать (виды глаголов) по вопросам и по значению.

3. Правильно использовать ( глаголы несовершенного и совершенного вида) в речи.

 

 

 

 

Записывают буквы, читают полученное слово.

 

 

 

 

 

Один ученик объясняет

 

 

 

Называют тему урока ( Вид глагола )

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

Формулируют тему урока. Записывают её в тетрадь. (Вид глагола. Совершенный и несовершенный вид глагола).

Формулируют цели урока, опираясь на запись на доске.

 

 

 

Физминутка. Минутка отдыха.

Я прочитаю глаголы.оканчивающиеся на –тся,

 -ться. Если в глаголе нужно писать мягкий знак,то хлопаем в ладоши.

Готовиться у полету, упорно тренироваться, состязаются в выносливрсти, ежедневно закаляются, заботятся о здоровьи, любят трудиться.

 

 

Определяют глаголы, хлопают в ладошки.

 

1V. Работа с текстом.

 -Продолжаем путешенствие по стране знаний.

12 апреля 1961 года впервые в мировой истории человека отправили покорять космос. На корабле «Восток-1» , который взлетел с космодрома «Байконур»,  Юрий Гагарин облетел орбиту Земли и через 108 минут приземлился.

     Родился будущий герой в 1934 году в крестьянской семье. После школы парень собирается стать литейщиком, но страсть к небу преследует его.  Гагарин посещает Саратовский аэроклуб, который хоть немного приближает его к исполнению мечты. В  ряды космонавтов Гагарин попадает случайно. В момент отбора будущих космонавтов среди  желающих не оказалось подходящих кандидатур. Отбор проводился за два года до полета и требования к кандидатам были очень строгими. Мужчины должны быть молоды, совершенно здоровы, иметь рост не выше 170 сантиметров и вес не более 72 килограмм.

   Почему первым космонавтом стал Юрий Гагарин? Решающее слово в пользу  этого человека сказал главный конструктор Сергей Павлович Королев. Гагарин умел очень быстро, быстрее всех, принимать важные решения. 

1.-К какому стилю можно отнести данный текст?

-Определите тип речи.

2. – Какие  из глаголов обозначает законченность действия?(отправили,взлетел,облетел,приземлился, родился,не оказалось, проводился,были,стал, умел)

- Незаконченность?(собирается,преследует,прибли

жает,посещает,попадает)

- Укажите в тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.

- Какие вопросы к ним задаются?

4. Вывод. Глаголы собирается,преследует,прибли

жает,посещает,попадает

  обозначают действие, которое совершается, еще не законченное, еще не совершенное, длительное действие. Такие глаголы отвечают на вопрос что делать? Глаголы отправили,взлетел,облетел,приземлился, родился,не оказалось, проводился,были,стал, умел)

 решить обозначает действие завершенное, совершенное.Какме  глаголы отвечают на вопрос что сделать?( отправили,взлетел,облетел,приземлился, родился,не оказалось, стал)

Работают с текстом.

 

 

 

 

 

Дети читают текст и отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

Под глаголами подписывается: совершенный вид - несовершенный вид.

 

 

.

 

 

 

Делают вывод.

 

Поиск и выделение информации; синтез как составление целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П)

Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К)

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

 

Закрепление.

Выпишите глаголы из предложения

О Гагарине после  его полета заговорили в газетах, запели  певцы.

    Подберите к этим глаголам слова без приставок, определите вид глаголов.( говорили, пели)

-Какие глаголы употреблены с приставкой? (те, которые обозначают законченность) – Заговорили, запели Сделайте вывод.

Вывод: Глаголы различаются по смыслу, морфемами и по вопросам.

-Мы выделили вопросы - Что делать? Что сделать?

Глаголы, которые отвечают на вопрос – что делать?- глаголы несовершенного вида.

Глаголы, отвечающие на вопрос – что сделать? – это глаголы совершенного вида.

- Надпишем над глаголами вид: совершенный вид – несовершенный вид.

В определении вида глагола поможет такой прием: если вопрос начинается с буквы с (что сделать? что сделает?) – глагол совершенного вида.

Назовите глаголы совершенного и несовершенного вида.

Задание 1.

Работа с таблицей.

Вид

Неопред. форма глагола

Настоящее время

Прошедшее

время

Будущее

время

Несовершенный

(что делать?)говорить

(что делаю?)говорю

(что делал?)говорили

(что буду делать?) будут  говорить

Совершенный

(что сделать?)

заговорить

_

(что сделал?)

заговорил

(что сделаю?)

гаговорю

- На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида, а на какие – совершенного вида?

- В форме каких времен могут стоять глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?

 Чтение параграфа 112 на с. 254

3 Упр 647

4. Контроль ЗУН (тест).

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) поговорить, приезжать, знаю

.Б) скажет, продолжить, дадут

В) сказали, сдают, покататься

Г) разыскал, кончаем, продадут

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) ухожу, даю, бросаю

Б) испугался, шел, прибежал

.В) ждал, едем, мочь

Г) прилетел, рассказывает, жмурится.

3. Какая пара глаголов не является видовой парой?

А) сесть - садиться

Б) делить - разделить

В) класть - положить

.Г) идти - ходить.

 

 

 

Выполняют задания учителя

 

 

 

 

 

Списывают слова, указывая вид глаголов.

 

 

Делают вывод:Глаголы различаются по смыслу, морфемами и по вопросам.

-Мы выделили вопросы - Что делать? Что сделать?

Глаголы, которые отвечают на вопрос – что делать?- глаголы несовершенного вида.

Глаголы, отвечающие на вопрос – что сделать? – это глаголы совершенного вида.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся читают текст упражнения 647 и выполняют задание.

 

Образуют видовые пары.

  

Выполняют задания теста.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование(П)

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений (К)

Оценивание усваемого содержания (Л)

Контроль, коррекция, оценка(Р)

V.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа : осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 

Рефлексия .

      - Какую задачу ставили?

      - Удалось её решить?

      - Что вы узнали на уроке?

-Поставьте себе оценку за урок - Оцените свою работу на уроке. Работу класса

Саморефлексия.

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

      

- Как определить вид глагола?

- Какое действие обозначают глаголы совершенного вида?

- На что указывают глаголы несовершенного вида?

- Где можно применить новые знания?

- Оцените свою работу на уроке. Работу класса

. Домашнее задание.

 Прочитать §112, выполнить упр.645  или 646

Отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

Анализируют работу на уроке через самооценку

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают домашнее задание

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)

Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)

 

 

http://data2.proshkolu.ru/img/empty.gif

4. Контроль ЗУН (тест).

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) поговорить, приезжать, знаю

Б) скажет, продолжить, дадут

В) сказали, сдают, покататься

Г) разыскал, кончаем, продадут

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) ухожу, даю, бросаю

Б) испугался, шел, прибежал

В) ждал, едем, мочь

Г) прилетел, рассказывает, жмурится.

3. Какая пара глаголов не является видовой парой?

А) сесть - садиться

Б) делить - разделить

В) класть - положить

Г) идти - ходить.

4. Контроль ЗУН (тест).

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) поговорить, приезжать, знаю

Б) скажет, продолжить, дадут

В) сказали, сдают, покататься

Г) разыскал, кончаем, продадут

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) ухожу, даю, бросаю

Б) испугался, шел, прибежал

В) ждал, едем, мочь

Г) прилетел, рассказывает, жмурится.

3. Какая пара глаголов не является видовой парой?

А) сесть - садиться

Б) делить - разделить

В) класть - положить

Г) идти - ходить.

4. Контроль ЗУН (тест).

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) поговорить, приезжать, знаю

Б) скажет, продолжить, дадут

В) сказали, сдают, покататься

Г) разыскал, кончаем, продадут

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) ухожу, даю, бросаю

Б) испугался, шел, прибежал

В) ждал, едем, мочь

Г) прилетел, рассказывает, жмурится.

3. Какая пара глаголов не является видовой парой?

А) сесть - садиться

Б) делить - разделить

В) класть - положить

Г) идти - ходить.

4. Контроль ЗУН (тест).

1. В каком ряду все глаголы совершенного вида?

А) поговорить, приезжать, знаю

Б) скажет, продолжить, дадут

В) сказали, сдают, покататься

Г) разыскал, кончаем, продадут

2. В каком ряду все глаголы несовершенного вида?

А) ухожу, даю, бросаю

Б) испугался, шел, прибежал

В) ждал, едем, мочь

Г) прилетел, рассказывает, жмурится.

3. Какая пара глаголов не является видовой парой?

А) сесть - садиться

Б) делить - разделить

В) класть - положить

Г) идти - ходить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему: " Глаголы совершенного и несовершенного вида"

Данный урок проводился в 6 классе (Программа В.Бабайцевой).Весь урок построен на основе стихотворений Лежневских поэтов.  На уроке использовалась презентация....

"Совершенный и несовершенный вид глагола"

Урок воспитания по русскому языку в 5 классе...

Совершенный и несовершенный виды глагола

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20            Разработка урока по русскому языкув 5 классе...

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Цель: научить распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида....

Совершенный и несовершенный вид глагола

Презентация по русскому языку "Совершенный и несовершенный вид глагола" 6 класс...

Урок русского языка в 6 классе. Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида

Технологическая карта урока русского языкаТема: Глаголы совершенного и несовершенного видаКласс: 6Программа: Русский язык. 6класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч.Ч.2/[Л.М. Рыбч...