Совершенный и несовершенный виды глагола
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ – СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока по русскому языку

в 5 классе по теме:

"Совершенный и несовершенный виды глагола"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила учитель русского языка и литературы

Барсегян Нара Феликсовна

 

 

 

 

 

 

Г. Армавир

2010-2011 учебный год

Цели:

Знать:  что глаголы различаются на виды по вопросам и значению.

Уметь:  владеть способом действия по распознаванию видов глагола;

               показать различия глаголов совершенного и несовершенного вида,                                                                                                  возможности  функционирования глаголов в речи.

 

Ход урока

 

I. Орг. момент.

 

II. Проверка домашнего задания.

 

III. Работа с текстом. (Слайд № 1 )

 

Апрель – настоящий в..долей4. Заиграли талой водой овра..ки. Моросит на снег 3первый весенний3 дождик. Шир..ко ра..лились лужи и разводья в низинах. Трогают..ся вешние воды. Идет лед.

 

 

  1. Вставить пропущенные орфограммы.
  2. Синтаксический разбор предложения.
  3. Морфологический разбор слов.

 

 

(Слайд № 2 )

- Какие слова в данном тексте несут основную смысловую нагрузку?

(Глаголы)

- Запишите глаголы, состав которых соответствует данным схемам:

 

        
 image image image image
 

 

image                                                                ; ( заиграли)

 

        
  image
   image
    image
 image
 
 
 

 

                                              ; (трогаются)

 

- На какие вопросы отвечают эти глаголы?

( Что сделали?  Что делают?)

 

- Какой из глаголов обозначает законченность действия?

(Заиграли – уже сделали, совершили действие).

 

- Какой из глаголов обозначает незаконченность действия?

(Трогаются – еще только трогаются, действие не доведено до конца).

 

- Надпишем над глаголами вид: совершенный вид – несовершенный вид.

В определении вида глагола поможет такой прием: если вопрос начинается с буквы с (что сделать? что сделает?) – глагол совершенного вида.

 

- Укажите в данном тексте глаголы совершенного и несовершенного вида.

 

  1. Работа с таблицей. (Слайд № 5 )

Вид

Неопред. форма глагола

Настоящее время

Прошедшее

время

Будущее

время

Несовершенный

(что делать?) трогаться

(что делаю?) трогаюсь

(что делал?) трогался

(что буду делать?)  буду трогаться

Совершенный

(что сделать?)

заиграть

_

(что сделал?)

заиграл

(что сделаю?)

заиграю

 

 

- На какие вопросы отвечают глаголы несовершенного вида, а на какие – совершенного вида?

- В форме каких времен могут стоять глаголы несовершенного вида? Совершенного вида?

 

V. Чтение параграфа 112.

 

VI. Минутка отдыха. (Звучит мелодия). (Слайды № 6-8 )

- Прослушать текст, озаглавить.

     

       У каждого времени года своя музыка.

      Снег померк. Разрывчатой струйкой серебряные шарики торопливо скатываются с крыш. Мелодично поет, звонко тикает капель. Тихо перезваниваются бьющиеся сосульки и вдребезги разбиваются, точно оброненный хрусталь. А в кустах слышится частый звон серебряного колокольчика. Это заливаются овсянки.

     Солнечный луч всюду заводит тихую музыку весны, а птицы, вода подпевают ей.

 

 

VII.  Закрепление материала.

(Карточки с текстом перед каждым учеником).

Определить вид глаголов.

 

   Утро. С гор ласково течет запах цветов. Только что взошло солнце. На листьях деревьев, на стеблях трав ещё блестит роса. Дорога кажется мягкой, как бархат, и хочется погладить её рукой.

 

VIII.  Найти и исправить ошибки в употреблении глаголов. (Слайд №9 )

 

1. Я дочитал книгу и шел спать.

2. Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу.

3. Я долго переписал сочинение.

4. Ребенок горько плакал и никак не успокоился.

5. Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.

 

 

IX.  Домашнее задание. П. 112, упр. 647, слова на стр. 240-256 выучить. (Слайд №10 )

 

X. Итог

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vidy_glagola.pptx1.53 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Апрель – настоящий в..долей 4 . Заиграли талой водой овра .. ки . Моросит на снег 3 первый весенний 3 дождик. Шир ..ко ра ..лились лужи и разводья в низинах. Трогают.. ся вешние воды. Идет лед. 1. Вставить пропущенные орфограммы. 2. Синтаксический разбор предложения. 3. Морфологический разбор слов.

Слайд 2

- Какие слова в данном тексте несут основную смысловую нагрузку? (глаголы) - Запишите глаголы, состав которых соответствует данным схемам: ; (заиграл) ; (трогаются) - На какие вопросы отвечают эти глаголы? - Какой из глаголов обозначает законченность действия? - Какой из глаголов обозначает незаконченность действия? - Надпишите над глаголами вид: совершенный вид – несовершенный вид. Укажите в данном тексте все глаголы совершенного и несовершенного вида.

Слайд 3

Тема урока: "Совершенный и несовершенный виды глагола"

Слайд 4

Цели: Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению. Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола; показать различия глаголов совершенного и несовершенного вида, возможности функционирования глаголов в речи.

Слайд 5

Вид Неопред . форма глагола Настоящее время Прошедшее время Будущее время Несовершенный (что делать?) трогаться (что делаю?) трогаюсь (что делал?) трогался (что буду делать?) буду трогаться Совершенный (что сделать?) заиграть _ (что сделал?) заиграл (что сделаю?) заиграю Работа с таблицей.

Слайд 9

Задание : найдите и исправьте ошибки в употреблении глаголов. 1. Я дочитал книгу и шел спать. 2. Учащиеся задерживались в школе, но все же решили задачу. 3. Я долго переписал сочинение. 4. Ребенок горько плакал и никак не успокоился. 5. Слушатели горячо аплодировали, и пианист играл еще одну пьесу.

Слайд 10

Домашнее задание. П. 112, упр. 647, слова на стр. 240-256 выучить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе на тему: " Глаголы совершенного и несовершенного вида"

Данный урок проводился в 6 классе (Программа В.Бабайцевой).Весь урок построен на основе стихотворений Лежневских поэтов.  На уроке использовалась презентация....

"Совершенный и несовершенный вид глагола"

Урок воспитания по русскому языку в 5 классе...

Глаголы совершенного и несовершенного вида

Цель: научить распознавать глаголы совершенного и несовершенного вида....

Совершенный и несовершенный вид глагола

Презентация по русскому языку "Совершенный и несовершенный вид глагола" 6 класс...

Совершенный и несовершенный вид глагола

Задачи:1. Дать понятия совершенный и несовершенный вид глагола, - формировать представление о совершенном и несовершенном виде глаголов, научить определять вид глаголов;2. Развивать умения о...

Урок русского языка в 6 классе. Тема: Глаголы совершенного и несовершенного вида

Технологическая карта урока русского языкаТема: Глаголы совершенного и несовершенного видаКласс: 6Программа: Русский язык. 6класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2ч.Ч.2/[Л.М. Рыбч...