Актуализация знаний. Цель: повторить материал, который был изучен на предыдущем уроке. | Игра «Кто самый Внимательный». -Записать глаголы в неопределенной форме. (слайд 2)
Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, грусть, медь, стеречь.
- Итак, мы продолжаем разговор о глаголе, но тема урока пока закрыта. Чтобы ее узнать, надо вспомнить некоторые сведения о глаголе. - Что такое глагол? - На какие вопросы он отвечает? - Как изменяется глагол? - Каким членом предложения чаще всего бывает? - Что такое инфинитив? Как его называют по-другому? - Какие окончания имеют глаголы в неопределённой форме? -ТЬ, -ТИ, с основой на ЧЬ. Приведите примеры глаголов в неопределённой форме.
| Выписывают в тетрадь только глаголы в неопределённой форме. | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, анализируют и делают выводы Регулятивные: выполняют тренировочное учебное действие, определяют степень успешности своих знаний Коммуникат-ные: умение сотрудничать с учителем и одноклассниками |
Изучение нового материала. Цель: узнать , что такое вид глагола, научиться его определять. | Самоопределение к деятельности. Продолжаем разговор о глаголе, но тема урока закрыта. Чтобы ее узнать, надо вспомнить некоторые сведения о глаголе, первая буква вашего ответа будет вписана в тему урока. (слайд 3) 3 буква – этот признак присущ только глаголу, он говорит о глаголе, что он непоседа ( действие) 2 буква – у этой формы глагола нельзя определить ни время, ни лицо, ни число. (инфинитив) 1 буква – этот признак присущ только глаголу, выражается в категориях (время)
А теперь внимание! В рабочие листы впишите в клеточки только первые буквы ответов. Если вы сделаете всё верно, то узнаете часть темы сегодняшнего урока.
Какая тема урока? (ВИД)
-А теперь сравним две записки, которые ваши сверстники написали своим мамам (слайд 4) (высвечиваются на экране): 1) Мама я решал задачу и учил стихотворение. 2) Мама я решил задачу и выучил стихотворение.
-Как вы думаете, чья мама не будет волноваться? Почему? (Мама автора 2-й записки будет спокойна, так как её ребёнок домашнее задание выполнил.)
- А что не так с содержанием 1-й записки? (Наш сверстник пытался решать задачу и учить стихотворение, но у него ничего не вышло.)
- То есть во 2-й записке действие совершено в полном объёме, а в 1-й – не совершено. Верно? (слайд 5)
-Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (слайд 6) Совершенный и несовершенный вид глагола.
- При изучении курса русского языка в 5 классе, мы обратили внимание, что многое нам знакомо из начальной школы, но всегда к нашим знаниям добавлялись новые. -В чем особенность темы сегодняшнего урока? - Эту тему мы закрепляем или это новая тема? ( тема усвоения новых знаний) - Что мы должны с вами сегодня узнать? (узнать, что такое виды глагола) Какие же цели мы поставим сегодня перед собой на урок? (слайд 7)
Итак, что мы выяснили? (глагол бывает 2 видов: совершенный и несовершенный)
Определение признаков совершенного и несовершенного вида. Ребята, как же мы можем определять вид глагола? Посмотрите на записанные вопросы, кто может дать эту подсказку? (слайд 8, 9) - Глаголы совершенного вида отвечают на вопросы Что сделать? Что сделал? Что сделаю? Оба слова : совершенный и сделать – начинаются на букву с, дружат с приставкой с. - Глаголы несовершенного вида отвечают на вопросы Что делать? Что делал? Что делаю:? и т.д., они означают, что действие еще не совершено, а совершается, будет совершаться. - Ребята, а как вы думаете, могут ли глаголы совершенного вида стоять в настоящем времени?
Прочитаем теорию учебника стр.110. . - Подтверждает ли учебник наши умозаключения?
| Отгадывают тему урока
Записывают тему в тетрадь
выдвигают свои гипотезы отмечают цели данного урока: научиться отличать глаголы сов. вида от глаголов несов. вида; образовывать глаголы обоих видов; овладеть способами распознавания видов глаголов.
Делают вывод, что глаголы бывают 2 видов; записывают вывод в тетрадь
Делают вывод, что глаголы сов.и несов. вида отличаются вопросами. Вопросы глаголов сов. вида всегда дружат с буквой С. Читают вывод в учебнике, сверяют свои выводы с выводами учебника | Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, делать выводы, добывают новые знания Регулятивные: умение формулировать тему и цели урока, контроль своей деятельности, высказывают свое предположение на основе нового материала, выполняют сравнение, анализ, обобщение знаний Коммуникативные: слушают учителя и вступают в диалог, умение вступать в диалог Личностные: формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу, осознанное построение речевого высказывания Предметные: научиться определять вид глаголов, отличать глаголы разных видов по вопросам, создавать видовую пару. |
Закрепление. Цель: закрепить знания о видах глагола, правилах определения вида глагола. | Ребята, а теперь закрепим знания, которые вы сейчас получили. Большинство глаголов могут образовывать видовую пару. В такую пару входят глагол совершенного вида и глагол несовершенного вида, они имеют одинаковое лексическое значение и различаются только значением вида, т.е. глагол совершенного вида имеет пару: глагол несовершенного вида. Например: делать – сделать. #1058;ворческая работа (слайд 11,12) - Запишите видовую пару, образованную от следующих глаголов:
1. Прощать 7. относить 2. сбрасывать 8. двигать 3. сдавливать 9. ронять 4. вывозить 10. скрывать 5. избирать 11. нести 6. подшивать
#1048;гра «Мотогонки» по рядам, проверка групповая. (слайд 13,14)
Суть игры состоит в том, чтобы передавая листочек друг другу ( группа - ряд) и обратно, учащиеся определили вид глаголов. Выигрывает тот ряд, чья команда быстрее дойдет до «финиша», при этом без ошибок. - Проверка по слайду
Уснуть, уточнить, писать, услышать, думать, выбежал, мечтать, вышел, видеть, переслать, сдаваться, извиняться, продать, привыкать, мигать, подсказать, дуть.
«Физкультминутка». Мы топаем ногами Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой. Мы руки поднимаем, Мы руки опускаем И вновь писать начнем. День – ночь. На слово «ночь» крепко зажмурить глаза на 5 секунд, на слово «день» - открыть глаза на 5 секунд.
#1055;одготовка к функциональной грамотности. Ребята, вы скоро будете выполнять работу по функциональной грамотности. Сегодня мы потренируемся в выполнении задания из читательской грамотности. Работа с текстом №1 Итак, давайте прочитаем текст. (слайд 15) Задание1: Ребята, какова тема данного текста? (ПТИЧКА ПОПАЛА В БЕДУ) Задание 2: К какому стилю можно отнести данный текст? (ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ) Задание3: Определите, какой тип речи представлен в данном тексте? (ПОВЕСТВОВАНИЕ). По каким признакам вы пришли к выводу, что это текст-повествование? /Используется много глаголов/ Задание 4: Сформулируйте основную мысль текста. Чему нас учит этот текст? ( НЕОБХОДИМО протягивать руку помощи в трудную минуту тем, кому она требуется. Совершая ДОБРЫЕ ПОСТУПКИ, мы не только помогаем другим, но и сами получаем удовольствие от этого)
Дети читают текст вслух. Пришла весна и подарила земле солнечные лучики. Подул теплый ветер и согрел все живое. Он летел по небу и пел весенние песни. Вдруг он увидел маленькую птичку, которая потеряла сознание и падала вниз. Ветер подхватил ее, немного подержал в воздухе и осторожно положил на землю. Вскоре птичка пришла в себя. Ветер кружил над ней в воздухе. - Что случилось? - спросил он у птички. - Зима была очень холодная, у меня не получалось найти корм. Я несколько дней ничего не ела, - объяснила птичка. Потом они долго разговаривали, затем подружились и больше никогда не расставались. Выберите все положения, которые не соответствуют информации из текста, и запишите их номера. - Весна подарила земле солнечные лучики.
- Подул тёплый ветер и пел летние песни. -
- Ветер увидел птичку и бросил её на землю. -
- Зима была холодная и птичка не могла найти корм.
- Ветер и птичка быстро поговорили и расстались навсегда. -
Работа с текстом №2 ( слайд 16) Давайте познакомимся с интересной историей про жителей моря. #1055;рочитайте текст и заполните таблицу, ответив на вопросы. Время на выполнение задания 2 минуты
Текст #1042; Калифорнии на океанологической станции находится множество китов. #1042;о время эпидемии гриппа они тоже заболели. #1050;иты страдали, но не хотели принимать лекарства. #1046;ивотные потеряли жизнерадостность, отказывались от пищи, худели. #1042;рачи боялись, что киты погибнут. #1052;орские гиганты не умели пить микстуру из ложечки, они не соглашались ждать, когда врач поставит им горчичник. #1050;иты не хотели подплывать к медсестре, которая держала в руках шприц с лекарством. #1053;е желали они и глотать таблетки. #1042;рачи растерялись. #1054;ни не знали, как вылечить китов. #1053;о скоро выход нашёлся. #1057;отрудники станции стали прятать лекарства в маленьких рыбок, которых любят поедать киты. #1050;иты поглощали лекарство с огромным удовольствием. #1057;коро животные стали выздоравливать.
Ответьте на вопросы по содержанию текста: | Ответы | Назовите город, в котором находилась океанологическая станция | Калифорния | Почему врачи боялись за жизнь китов? | Киты не хотели принимать лекарства, отказывались от пищи, худели | Как помогли врачам маленькие рыбки? | Сотрудники станции стали прятать лекарства в маленьких рыбок, которых любят поедать киты | Китам ставили горчичники (да/нет) | нет | Назовите, что за эпидемия подорвала здоровье китов? | эпидемия гриппа |
А сейчас нужно назвать все глаголы и определить их вид.
4. Индивидуальная работа. Теперь проверим на практике, кто смог прочно усвоить теорию. (слабым учащимся предлагается следующее задание). Задание. Вставить и подчеркнуть пропущенные буквы, определить вид глаголов. Запевать песню, звонко тикают, залились трелью, тихо перезваниваются, послышался звон, шуршит по листьям, льет как из ведра, накрапывал утром, громко зазвенело
В это время сильные ученики получают индивидуальную работу по карточкам. Карточка. Прочитайте текст, выпишите глаголы, определите их вид. На улице совсем наступила весна. Мостовые покрылись бурым месивом, на котором уже обозначаются будущие тропинки. Сквозь гнилую прошлогоднюю траву пробивается нежная молодая зелень. В канавах бежит грязная вода. Щепочки, соломинки несутся по воде, кружатся и цепляются за грязную пену. Возможно, что из канавы они попадут в реку. (А.П.Чехов).
После проверки заданий проводится игра. Поиграем немного.
#1048;гра «Распредели по видам». -Поиграем в Золушку? Из кучки глаголов выбрать глаголы совершенного вида. (слайд 17) Слепил, потянуло, схватил, чинил, стукнул, поссориться, мириться, подлечил, примерз, хохотал, бормочет, думать, рассмеяться, подарю, увезу, нарисую, расхвалил, кувыркался, помог -Придумайте и запишите еще 5 глаголов совершенного вида. - Из кучки глаголов выбрать глаголы несовершенного вида. (слайд 18) Кудахтал, буду пилить, выдумал, зевать, притащить, жгу, визжал, завизжал, побелю, буду шуметь, лечу, купаюсь. Выкупаюсь, нырну, наряжаюсь. Боялся, испугался, придумаю, заснял, бриться. -Придумайте и запишите еще 5 глаголов несовершенного вида. |
Записывают в тетради видовые пары
По очереди определяют вид одного глагола и передают эстафету дальше по ряду группа проверяет по слайду, работают над своими ошибками
Выполняют физкульт-минутку.
Читают текст, отвечают на вопросы, выполняют задания
Записывают ответы на вопросы.
Называют глаголы и определяют их вид.
Выполняют индивидуальное задание (сильные и слабые ученики)
Распределяют глаголы по видам.
| Регулятивные: высказывают свое предположение на основе нового материала, выполняют сравнение, анализ, обобщение знаний Познавательные: отрабатывают полученные знания на практике, делают выводы, ориентируются в своей системе знаний Коммуникативные: умение слушать и слышать учителя и учеников, умение вступать в диалог Предметные: научиться на практике определять вид глаголов, отличать глаголы разных видов по вопросам, создавать видовую пару.
|