Доклад
опыты и эксперименты по русскому языку на тему

Ольга Николаевна Шиловская

Доклад на тему:

«Разноуровневое обучение на уроках русского языка»

 

Основная задача уроков русского языка – развитие письменной и устной речи обучающихся в единстве с развитием их творческих способностей и мышления. Ни для кого не секрет, что в школу приходят ученики с разным запасом знаний и уровнем подготовки, с разным потенциалом. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильные для него задания, характеризующиеся разным уровнем сложности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад по теме самообразования23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Разноуровневое обучение на уроках русского языка»

Основная задача уроков русского языка – развитие письменной и устной речи обучающихся в единстве с развитием их творческих способностей и мышления. Ни для кого не секрет, что в школу приходят ученики с разным запасом знаний и уровнем подготовки, с разным потенциалом. Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильные для него задания, характеризующиеся разным уровнем сложности.

В основе идеи разноуровневого обучения лежат две концепции:

 концепция развивающего обучения ( авторы: Л. С. Выготский, В. В. Давыдов, В. К. Кириллов, О. Г. Максимова и др.), согласно которой обучение опережает развитие и ведет его за собой, если: оно опирается на зону ближайшего развития учащегося; организуется посредством включения его в соответствующую деятельность; обучающийся становится субъектом своей деятельности, осознает ее и управляет ею на основе знания своих собственных возможностей и планирования результатов учения;

 концепция биологической обусловленности формально-динамических свойств индивидуального поведения человека (М. К. Енисеев, А. А. Кирсанов, А. Н. Леонтьев, И. Э. Унт, Н. М. Шахмаев и др.), согласно которой: все обучающиеся имеют разные индивидуальные возможности в обучении, определяемые сложным сочетанием и взаимодействием их индивидуально-типологических, психологических характеристик, социального опыта и направленности личности; необходимо осуществлять дифференциацию обучения на основе комплексной диагностики всех этих свойств и мониторинга развития личности в обучении. Опираясь на существующие исследования, можно выделить следующие принципы и требования, которые определяют успешную организацию разноуровневого обучения:

  1. Принцип развития каждого обучающегося: как сильного, так и слабого. Для реализации данного принципа необходимо:

 рассматривать минимальный уровень лишь как стартовый для большинства обучающихся, стимулировать их потребность в достижении более высокого уровня усвоения учебного материала;

    с помощью разноуровневых заданий обеспечивать индивидуальный темп продвижения к достижению более высокого уровня;

 предоставлять возможность выбора обучающимся заданий более высокого уровня

2. Принцип осознания обучающимися процесса учения, который проявляется:

в знании и понимании ими своих возможностей и реального уровня обученности, прогнозировании и планировании на этой основе своей дальнейшей деятельности с помощью педагога; в овладении обучающимися способами деятельности, общеучебными умениями и навыками;

 в рефлексии результатов своей деятельности. Таким образом, ученик  переводится в режим саморазвития;

3. Принцип всеобщей талантливости и взаимного превосходства, согласно которому:

 признается возможность неравномерности в развитии различных свойств и способностей личности, ее специальной одаренности, вследствие чего педагоги и обучающиеся должны определить, в какой сфере учебной деятельности обучающийся может достигнуть более высокого уровня усвоения по сравнению с другими, преподаватель должен признать право ученика сосредоточить внимание на достижении высокого уровня именно в этой сфере, обеспечив достижение им минимума в остальных. При этом не должно ущемляться чувство собственного достоинства обучающегося, осуществляться сравнение его с другими; уровень обучаемости ребенка должен определяться не вообще, а относительно конкретных предметов;

4. Принцип оперативного психолого-педагогического мониторинга, требующий:

обязательной комплексной диагностики тех свойств личности, на основе которых осуществляется первоначальное разделение на группы;

постоянного изучения изменения данных свойств и их соотношения в процессе разноуровневого обучения с целью выявления тенденций развития личности и коррекции педагогического процесса, а также помощи обучающимся, в их самоопределении при выборе того или иного уровня обучения.

На сегодняшний день одна из причин нежелания учиться у школьника заключается в том, что ученику со слабыми способностями на уроке предлагается задание, к которому он ещё не готов, с которым он не может успешно справиться, а ученику с учебными способностями более высокого уровня такое задание позволяет заскучать при его быстром выполнении. Поэтому оптимальным вариантом является самостоятельный выбор задания с учётом собственных возможностей ребёнка.

Организация такого обучения происходит на основе открытости требований в обучении, знании познавательных интересов и особенностей психических процессов у детей школьного возраста. Учащимся предоставляется право и возможность выбора уровня усвоения: минимального, базового и творческого (повышенного). Осуществляется принцип: «возьми столько, сколько можешь и хочешь, но не меньше обязательного». При этом отношения «учитель-ученик» претерпевают глубокие изменения: ученик все больше становится субъектом учения, а учитель - консультантом, партнером. Сущность уровневого обучения заключается в создании условий, обеспечивающих включение каждого ученика в работу в соответствии с уровнем его развития (уровней обученности и восприимчивости к обучению). Уровень развития и обученности ученика определяется с помощью диагностических тестов. По мнению В.В.Гузеева, сторонника трехуровневой дифференциации, оптимально выделение трех уровней обученности учащихся:

1 уровень - стартовый, или минимальный. Вскрывает самое главное, фундаментальное, и в то же время самое простое в каждой теме, предоставляет обязательный минимум, который позволяет создать пусть неполную, но обязательно цельную картину основных представлений. Выполнение учащимися заданий этого уровня отвечает минимальным установкам образовательного стандарта.

Если учащиеся, ориентируясь в учебном материале по случайным признакам (узнавание, припоминание) выбирают задания репродуктивного характера, решают шаблонные, многократно повторяющиеся, ранее разобранные задачи, то за выполнение таких заданий им ставят отметку «удовлетворительно».

2 уровень - базовый, или общий. Расширяет материал первого  уровня, доказывает, иллюстрирует и конкретизирует основное знание, показывает применение понятий. Этот уровень несколько увеличивает объем сведений, помогает глубже понять основной материал, делает общую картину более цельной. Требует глубокого знания системы понятий, умения решать проблемные ситуации в рамках курса.

Если учащиеся могут воспользоваться способом получения тех или иных фактов, ориентируясь на локальные признаки, присущие группам сходных объектов и проводя соответствующий анализ фактов, решают задачи, которые можно расчленить на подзадачи с явно выраженным типом связи, то получают отметку «хорошо».

3 уровень - продвинутый. Существенно углубляет материал, дает его логическое обоснование, открывает перспективы творческого применения. Данный уровень позволяет ребенку проявить себя в дополнительной самостоятельной работе. Требует умения решать проблемы в рамках курса и смежных курсов посредством самостоятельной постановки цели и выбора программы действий.

Если учащиеся интересуются предметом, знают больше остальных, могут находить свой способ решения задач; способны переносить знания в нестандартные и незнакомые новые ситуации, выполняя задания, то они получают отметку «отлично».

При систематическом использовании методики уровневого обучения ученики могут переходить с одного уровня на другой, более высокий.

Методика уровневого обучения может использоваться учителем на разных этапах урока (освоение нового учебного материала, закрепление знаний, творческое их применение), на уроках разного типа, для самостоятельной работы учащихся на уроке и дома. Чаще всего педагоги используют разноуровневые задания на этапе закрепления знаний, также такие задания  эффективны  при изучении нового материала.В процессе самостоятельного изучения нового материала ученик, работая на выбранном уровне, выполняет ряд заданий, которые формируют у него один важный, главный компонент учебной компетенции: ученик усваивает алгоритм деятельности, направленной на то, чтобы сделать собственное маленькое научное открытие в виде правила, закономерности и т.д. И пусть это правило уже давно сформулировано и напечатано в учебнике.  Главное – это неповторимое чувство открытия, собственной успешности, возникшее в этот момент в душе ученика. Сегодня он понял, как делаются открытия, а значит завтра, возможно, сделает своё уникальное открытие.

  К самостоятельному изучению нового материала на разных уровнях сложности детей надо готовить постепенно. Подготовку учеников к такой работе можно начинать с уроков, где ученики вместе с учителем выполняют  ряд заданий, направленных на выведение какого - либо правила. Обычно это несложные правила орфографии, когда выявить определённую закономерность путём наблюдения за языковым материалом вовсе не сложно. На таком, совместном, уроке каждый ученик имеет перед собой лист с заданиями и упражнениями (на весь урок или какой-то его этап), где поставлены конкретные вопросы, дано руководство по усвоению, указаны формы работы, способы добывания знаний. В результате чего учащийся овладевает различными приемами самообразовательной работы. Примером такой совместной подготовки к последующей самостоятельной работе с языковым материалом может служить урок «Как подружиться с безударными гласными?» . Учащиеся зачастую считают, что любой безударный гласный надо проверять ударением, подбирая проверочное слово: например, слово «подрастать» пишут через о, объясняя это тем, что проверочное слово «подрос» На уроке «Как подружиться с безударными гласными?» пятиклассники в результате наблюдений, анализа и использования уже имеющихся знаний составляют табличку, в которой чётко расписано, какое правило надо применить, чтобы написать правильно безударный гласный в корне

После нескольких таких совместных исследований можно переходить к урокам, на которых ребята уже работают самостоятельно, причём как на этапе изучения нового материала, так и на этапе первичного закрепления и проверки знаний. В этом случае в листах, с которыми ученики работают на

уроке, есть не только задания разных уровней сложности, учтены самоконтроль, самопроверка, самооценка.

При организации разноуровневого обучения необходимо соблюдать следующие правила:

        использование проблемных, творческих заданий;

        применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала;

        создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;

        сообщение в начале урока не только темы, но и организации учебной деятельности в ходе урока;

        обсуждение с детьми в конце урока не только того, что “мы узнали” (чем овладели), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему; что бы хотелось выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

        стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;

        оценка (поощрение) при опросе на уроке не только правильного ответа ученика, но и анализ того, как ученик рассуждал, какой способ использовал, почему и в чем ошибся;

        отметка, выставляемая ученику в конце урока, должна аргументироваться по ряду параметров: правильности, самостоятельности, оригинальности.

Изучив специальную  литературу по данной теме, я стала серьёзнее относиться к приёмам разноуровневого обучения. Стараюсь использовать на уроках  дидактический материал с учётом уровня обученности детей. Это и индивидуальные задания, и парная работта, и работа в группе. Уровень сложности задания я предоставляю выбирать самим ученикам. Бывает, что они несколько раз перебегают от группы к группе, прежде чем выбрать подходящее задание. Я нисколько не препятствую этому. В соответствии с рекомендациями, задания предлагаю трёх уровней: первый – задание для всех, второй – задание по выбору, третий – задание повышенной трудности.

Задания первого уровня: вставить пропущенные буквы, знаки препинания, выбрать из скобок подходящие слова, подобрать примеры из текста, иллюстрирующую изучаемую орфограмму и т.д.

Задания второго уровня: составить схему, определить алгоритм решения лингвистической задачи, объяснить постановку знаков препинания в предложении, составить предложения, словосочетания с данными языковыми единицами и т.д.

Задания третьего уровня: выбрать правильное написание слова, аргументировать ответ, найти ошибку в характеристике той или иной языковой единицы, определить закономерности употребления языковых единиц, составить таблицу, схему, опорный конспект; задания, развивающие творческие способности.

Например, при подготовке к написанию сочинения возможны такие задания:

 1 уровень - подобрать ключевые слова для текста на определённую тему;

2 уровень - исправить ошибки в предложенном тексте;

3 уровень - подобрать ключевые слова, написать зачин или концовку (по выбору)

Домашнее задание по литературе:

1 уровень - иллюстрация и пересказ эпизода;

2 уровень - комиксы ко всему произведению;

3 уровень - придумать продолжение.

Разноуровневые задания можно использовать при изучении любой темы.

Тема: “Однородные и неоднородные определения”

1 Знакомство с новым материалом. Наблюдение

На поляне пестрели синие, красные цветы. – Мама купила большой (размер) сладкий (вкус) арбуз.

Вывод. Определения считаются однородными, если характеризуют предмет с одной стороны: по цвету, размеру, вкусу, форме и т.д.

2 Анализ предложений (упражнение в учебнике)

3 Первичное закрепление нового материала - вставить пропущенные знаки препинания ( работа на доске и в тетрадях)

4 Контроль за темой ( объяснительный диктант)

1) По каменной белой ограде разросся плющ. 2) На прилавке лежали шерстяные, шёлковые, ситцевые платки. 3) Серое, дождливое, хмурое небо висело над нами. (все определения объединены общим понятием – небо осеннее, невзрачное) 4) Под дубами прятались низенькие одноэтажные дома. 5) Он шёл по мокрой деревянной мостовой.

5 Самостоятельная работа с последующей проверкой и самопроверкой.  Разноуровневые задания

Первый уровень. Творческая работа: распространите данный текст однородными и неоднородными определениями.

Клумбы опустели и имели беспорядочный вид. Доцветали ______ ______ гвоздики, а также левкой в ______ _______ стручьях. Зато пышно цвели своей _______ _______ красотой георгины, пионы и астры, распространяя в чутком воздухе ________ _______ запах.

(разноцветный,  махровый ,  тонкий,  зеленый , холодный, высокомерный, осенний, грустный )

Второй уровень. Распространите словосочетания однородными / неоднородными определениями. Составьте предложение с одним из них.

Горячая вода, красные шары, весенний дождь, хмурое утро, мясные блюда

Третий уровень. Используя предложенные прилагательные, составить связный текст. В предложениях должны присутствовать однородные и неоднородные определения.

Рыжий, красный, холодный, прозрачный, яркий, грустный, бодрящий, короткий, загадочный, молчаливый, серый, прощальный.

Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, а также для дальнейшего развития их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение таких заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом развитие навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученика. Роль учителя в этом процессе – оказание индивидуальной помощи учащимся.

 


.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...