Имена существительные общего рода
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Составила
Артемьева Е.М., учитель
русского языка и литературы
МОУ «Куломзинская СОШ»
Предмет: русский язык
Программа: «Программа для общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-11 кл.» М.Т.Баранов, Т.Ладыженская
Учебник: «Русский язык. 6 класс.» Т.А.Ладыженская, : М. «Просвещение»- 2010 г.
Аудитория: 6 класс
Тема: Имена существительные общего рода
Цели: - познакомить учащихся с понятием «общий род»;
- закрепить навыки определения рода имён существительных;
- развивать речь учащихся;
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: учебник, записи на доске, мультимедийный проектор, компьютер, экран, карточки со словарными словами.
Ход урока:
Слайд 1
- Организация начала урока.
Слайд 2
- Целевая установка
Ребята, сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «общий род», научимся находить и применять имена существительные общего рода в речи. Всё это мы сделаем, совершая космическое путешествие в галактику Лингвистика.
Слайд 3
Итак, уважаемые пассажиры нашего звёздного корабля, сопровождать вас в путешествии к необозримым звёздным просторам буду я, Е.М – ваш бортпроводник, и попрошу стать вторым бортпроводником одного из вас (НАЗЫВАЮ).
Попрошу вас удобнее устроиться на ваших посадочных местах: спинки ровно, руки на парте, ступни вместе на полу.
Дорогие друзья, наш корабль успешно покину атмосферу Земли и входит в космическое пространство.
По межзвёздной связи на наш борт пришло сообщение, но из-за звёздной пыли информация дошла до нас в повреждённом виде.
- Повторение ранее изученного
Слайд 4
Земляне! На Нашу планету напала неизвестная эпидемия. Все жители планеты Непоседа разучились правильно писать и говорить. Умоляем вас о помощи! Прилетайте к нам, пожалуйста!
Нам предстоит расшифровать и исправить послание. Какие орфограммы здесь встретились? (1) Безударная гласная , проверяемая ударением: прилЕтайте (полЁт), помОщи (помОжем), зЕмляне (зЕмли), пИсать (пИшет), гОворить (гОвор), умОляем (мОлит); 2) непроизносимая согласная в корне: неизвесТная (весТь); 3) гласные в приставках пре- и при-: прИлетайте (в знач. приближение) )
Проверка.
- Изучение и закрепление нового материала
Слайд 5
Прямо по курсу - планета Непоседа
Слайд 6
Но чтобы нам совершить посадку , нужно разгадать загадки, которые нам посылает служба охраны космопорта планеты Непоседа:
Слайд 7
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки - ни одной.
(ОТВЕТ по щелчку мышки)
Слайд 8
Драчун и забияка,
Живёт в воде,
Кости на спине-
Щука не проглотит.
(ОТВЕТ по щелчку мышки)
Каким существительным характеризуется ёж в первой загадке? (недотрога). Что обозначает это слово? Определите его лексическое значение.
Определите окончание существительного «недотрога» (А). Судя по окончанию, к какому роду относится это слово ( Ж.Р.)
Можем ли мы говорить о мальчике или девочке, называя того или ругого «недотрогой»? (да) Каким существительным с окончанием «А» характеризуется ёрш во второй загадке? (забияка). Какой род у слова «ёрш»? (М.р.) А бывают ли девочки – забияки? (Да). Т.Е. Этим словом мы можем пользоваться в характеристике лиц и мужского пола и женского. Придумайте предложения со словами «недотрога» и «забияка», в которых бы говорилось о мальчиках и девочках.
Слайд 9
Ребята, запомните правило! ( зачитываю со слайда)
Друзья, давайте выполним миссию. С которой мы прибыли на планету Непоседа : помочь обрести грамотность жителям этой планеты.
Для этого нам необходимо сначала в рабочих тетрадях записать дату, вид работы и тему урока. Далее , мы выполним упражнение 229 состр.96.
Задание: 1 ученик выписывает предложения, в которых говорится о лицах женского пола, 2 ученик выписывает предложения, в которых говорится о лицах мужского пола ( в предложениях нужно расставить знаки препинания и окончания у прилагательных), 3 ученик у доски выполняет морфемный разбор слова «удивительная». (КОММЕНТИРОВАННОЕ ПИСЬМО У ДОСКИ)
Сравните то, что получилось на доске и то, что получилось у вас в тетрадях.
Мы справились с заданием?
С каким родом имён существительных мы познакомились на планете Непоседа? (общий род)
Что обозначают такие существительные? ( качества людей)
Как согласуются с ними имена прилагательные? ( в м.р. или ж.р.)
Теперь мы спокойно можем покинуть планету Непоседа и отправиться в дальнейшее путешествие.
Слайд 10
Прямо по курсу – планета Знайка. Как вы думаете, какие жители этой планеты?
Слайд 11
Жители этой планеты предлагают нам следующее задание:
- Назовите существительные с положительной эмоциональной окраской ( умница, работяга, знайка)
- Назовите существительные с отрицательной эмоциональной окраской (хитрюга, скряга, растяпа, кривляка, обжора, копуша, невежа, невежда, зазнайка)
- Можем ли мы , употребляя слово «сирота», дать полож. или отр. эмоц оценку человеку? Кого называют сиротой?
- Какая разница между словами «знайка» и «зазнайка», ведь звучат они похоже?
- Чем отличаются слова «невежа» и «невежда»?
- Обратимся к толковому словарю, в этом мне поможет второй бортпроводник. ( Работа с толковым словарём)
Слайд 12
Ребята, каждый народ гордится мудростью, которая передаётся из уст в уста испокон веков – это пословицы и поговорки. В нашу корабельную библиотеку жители планеты Знайка передали пословицы разных народов.
Слайд 13
О чём говорится в пословице? Найдите в ней существительное общего рода. ( так по каждой пословице)
Слайд 14
Мы отправляемся в дальнейшее путешествие и прибываем на планету Профессор.
Существа, живущие на этой планете, очень трудолюбивы: у каждого своё дело, своя профессия. Как и на Земле, здесь есть архитекторы, врачи. Учителя и т.п.
Недавно на этой планете случился пожар, который повредил все архивные документы. В них рассказывалось о занятиях местных жителей.
Обратимся к упр. 231. ( в учебниках с карандашом ) Задание: Поставьте глагол- сказуемое в прошедшее время и согласуйте с сущ. Определите род выделенного существительного . Запишите в тетрадь в исправленном виде.
Что мы выяснили, выполняя это упражнение?
Слайд 15 ( зачитываю)
Молодцы, ребята! Теперь давайте попробуем составить предложения, в которых профессии употреблялись бы как к лицам мужского, так и женского пола. (УСТНО)
Слайд 16- 21
Молодцы, ребята. Жители этой планеты в знак благодарности и для того, чтобы мы стали ещё умней , дарят нам карточки со словами из словаря. Как вы думаете, по какому принципу слова помещены на разных карточках?
( фонетич. и лексич.)
- Инструктаж к домашнему заданию
Эти слова помогут вам в выполнении домашнего упражнения ( упр. 230 с. 96). Кроме него, вам нужно будет выучить правило на с. 96-97.
Итак, ребята, как вы уже, наверное, поняли, наше путешествие подходит к концу. Наш корабль приближается к планете Земля.
- Подведение итогов, оценивание.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Какую эмоциональную окраску могут нести имена существительные общего рода? (+,-. нейтр.)
В какой речи м. встретиться ? ( разг., худож.)
Как согласуются имена прилагательные с такими словами? ( в м. или ж.р.)
Некоторые имена сущ. муж.р. называют лиц по профессии, должности. Роду занятий. Как мы можем определить пол человека, относящегося к данной профессии? ( по глаголу сказуемому в прош. вр.)
В каком роде ставятся определения с такими существительными? ( муж.р.)
Ребята, на каких планетах мы сегодня побывали? ( Непоседа, Знайка, Профессор). Случайны ли эти названия? ( хар-т жителей, являются им. сущ. общего рода)
На планете Непоседа мы познакомились с определением « общий род». На планете Знайка – закрепили знания. На планете Профессор мы узнали о том, ка правильно употреблять в речи профессии людей по отношению к муж. и жен. полу.
Что вам понравилось на уроке? Что не понравилось? Хотелось бы вам продолжит путешествие по галактике Лингвистика? А что такое лингвистика?
Слайд 22
Наш корабль совершил посадку. Сегодня за вашу работу в путешествии вы получили следующие оценки (ОЦЕНИВАНИЕ).
Спасибо за внимание
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Имена существительные общего рода"
Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены новые технологии и указаны планируемые результаты....

Имена существительные общего рода (на материале басен И.Крылова)
Данная разработка представляет собой комбинированный урок, где вначале повторяются трудные случаи правописания, в ходе изучения нового материала рассматриваются вопросы и определения рода данных сущес...
Имена существительные общего рода
Материал использова при объяснении нового материала...

Имена существительные общего рода
Данная презентация может быть использована на уроках русского языка в 6 классе при изучении существительных общего рода. Презентация содержит постановку проблемной ситуации, объяснение нового материал...

Имена существительные общего рода
Презентация может быть использована во время объяснения нового материала...

Имена существительные общего рода. Род несклоняемых имен существительных.
Цели: - распознавать имена существительные общего рода;- группировать имена существительные общего рода в соответствии со значением-характеристикой;- отличать склоняемые имена существительные от...

