Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Имя существительное как часть речи"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Буковская Вера Александровна

Урок русского языка с элементами проблемного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_rya_v_5_klasse.docx27.48 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Имя существительное как часть речи»

Цель деятельности учителя

Систематизировать ранее изученное о существительном, углубить понятие о роли существительных в речи; определять синтаксическую роль существительных в предложении.

Тип урока

Комбинированный урок

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать правила (что обозначает существительное; что «предмет» в грамматике понимается обобщенно, а признак и действие могут выражаться через значение предметности); морфологические признаки существительных (род, число, падеж), синтаксическую роль существительных в предложении; уметь рассказывать об имени существительном в форме научного описания; доказать принадлежность слова к имени существительному в форме рассуждения; уметь отличать существительные, образованные от прилагательных и глаголов; определять морфологические признаки существительных.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интеренета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная; тестирование.

Образовательные ресурсы

http://www.uroki.net

http://www.zavuch.info

http://www.intergu.ru

http://akademius.narod.ru/vibor-rus.html

http://festival.1 september.ru/subjects

http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000192

Оборудование

Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстративный материал

Презентация

Основные понятия

Общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

 

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1

2

3

4

5

6

7

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Вступительное слово

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение в новых ситуациях

-Ребята, мы начинаем изучать удивительную часть речи. Для того чтобы узнать, как она называется, надо отгадать загадку:

Давно живу я в мире этом,

Даю названье всем предметам.

-Что это? (Имя существительное.)

-Прочитайте эпиграф к уроку (на слайде):

Имя существительное – хлеб языка.

                                  Л.В.Успенский

-Докажите справедливость этого высказывания.

-Объясните постановку тире.

-Справедливость этого утверждения подтверждают цифры: в русском языке на каждые 100 слов приходится 40 имен существительных.

Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнера высказывания. Смотрят презентацию, осваивают лингвистические термины.

Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов

Фронтальная

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Устные ответы

3.Выявление места и причины затруднения.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Эвристическая беседа, игра, просмотр мультимедийной презентации «Имя существительное как часть речи», на слайдах которой представлена теоретическая информация по теме и ключи к заданиям для самопроверки.

-Что вы знаете о существительном?

Отвечает на вопросы «кто?», «что?»; изменяется по падежам; имеет три склонения; изменяется по числам; имеет категорию рода; бывает одушевленным и неодушевленным, собственным и нарицательным; в предложении бывает чаще всего подлежащим, дополнением и обстоятельством.

-С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Сегодня на уроке вы расширите свои знания об этой части речи: познакомитесь со значением имени существительного, выявите его морфологические признаки и синтаксическую роль. И чтобы вам не было скучно, я хочу предложить вам небольшое путешествие. А что нужно знать, чтобы идти в правильном направлении и не заблудиться? Как же называется заранее намеченный путь следования? (Маршрут.)

-Каждый из вас получит маршрутный лист с указанием, по каким станциям нам предстоит пройти. Отправляемся в путь!

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками делают выводы. Знакомят с результатами работы группы, слушают и обсуждают ответы товарищей

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.

Листы обратной связи. Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа.

5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Анализ текста, предложенного учителем.

1-я остановка «Опознавательная».

-Попробуем свои силы в первом испытании. Прочитайте текст на слайде, найдите имена существительные, выпишите их, в скобках записывая вопросы, на которые они отвечают. Докажите, что это имена существительные.

Стоял жаркий июльский день. Косыми лучами солнце жгло сухую землю. Путник остановился и прислушался. Птицы уже не пели, а где-то далеко гремел гром.

-Проверим!

 (Что?) день, (чем?) лучами, (что?) солнце, (что?) землю, (кто?) путник, (кто?) птицы, (что?) гром.

-Что же такое имя существительное? Как вы его обнаруживали в тексте? Что оно обозначает? (Это часть речи, которая обозначает предмет.)

-Каждый из вас знает, что имя существительное, отвечая на вопросы «что?» или «кто?», обозначает предмет. Разве слова «доброта», «милосердие», «сострадание» - это предметы?

Дело в том, что в лингвистике термин «предмет» употребляется в широком значении. Это и названия предметов, вещей, людей, явлений, событий и даже качеств. В связи с этим имена существительные можно разделить на большие группы.

-Чтобы выяснить, какие названия предметам дает имя существительное, мы поработаем в парах и выполним второе задание.

2-ая остановка «Теоретическая».

-На столах у вас лежат карточки. На них обозначен номер вашей группы.

1. Прочитайте слова:

Ребенок, Байкал, ножницы, белизна, мука, девочка, бег, щука, юноша, стол, пожар, окно, крупа, синева, Россия, стрельба, микроб, сливки, беседа, свежесть, прыжок, кошка, Белгород, спектакль.

2. Обсудите в парах и выпишите в тетрадь только те слова, которые обозначают указанные названия.

1 группа – названия лиц: ребенок, девочка, юноша
2 группа – названия вещей: ножницы, стол, окно
3группа – названия веществ: мука, крупа, сливки
4 группа – названия живых существ и организмов: щука, микроб, кошка
5 группа – географические названия: Байкал, Россия, Белгород
6 группа – названия фактов, событий, явлений: пожар, беседа, спектакль
7 группа – названия признаков: белизна, синева, свежесть
8 группа – название действий: бег, стрельба, беседа, прыжок.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «РЕЧКА». 
3-я остановка «Морфологическая».

Задание 1. Распределите существительные по родам (на слайде) и сделайте выводы (1 ряд). Какие слова вам помогали при распределении? Распределите существительные по склонениям и сделайте выводы (2 ряд).

Аллея, бинокль, молодежь, Россия, вестибюль*, рысь, впечатление, коллекция, тираж*, будущее, профессия, территория, ветеран.

 -Проверим (1 ряд)

Мужской род: бинокль, вестибюль*, тираж*, ветеран.

Женский род: аллея, молодежь, Россия, рысь, коллекция, профессия, территория.

Средний род: впечатление, будущее.

-Проверим (2 ряд)

1 склонение: аллея, Россия, коллекция, профессия, территория.

2 склонение: бинокль, вестибюль*, впечатление, тираж*, будущее, ветеран.

3 склонение: молодежь, рысь.

-Ребята, что значат звездочки возле некоторых слов? (Надо найти лексическое значение.) Кто знает их лексическое значение? А как же нам быть? (Обратиться к толковому словарю.)

-Верно. Итак, 1 ряд находит в словаре значение слова «вестибюль», а 2 ряд- «тираж». (Работа со словами: омонимия, однозначность, многозначность.)

Задание 2. Распределите существительные на одушевленные и неодушевленные.

Сделайте вывод.
Дама сдавала в багаж 
Диван, чемодан, саквояж, 
Картину, корзину, картонку 
И маленькую собачонку. 

Задание 3. Распределите слова в два столбика.

По какому признаку распределяли?
Пушкин, поэт, книга, Альпы, орел (птица), Орел (город), доброта, Нева, март, Сатурн.

4-ая остановка «Синтаксическая»

-Определите, какую роль играет слово дерево в приведенных предложениях.

Расскажите о синтаксической роли существительного.

1) Дерево отбрасывало густую тень.
2) На косогоре мы увидели дерево с белоснежным стволом и ярко-зеленой кроной.
3) Ель – это хвойное дерево.
4) Мальчик спрятался за высоким деревом.



Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилием, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Подбор своих примеров, иллюстрирующих природу изучаемой проблемы. Выполнение разноуровневых обучающих упражнений.

-Мы приближаемся к концу маршрута и должны для себя определить, что мы узнали о существительном. Составьте опорный конспект для рассказа о существительном как части речи.

1. Существительное – отвечает на вопросы … Обозначает … 
2. Морфологические  признаки:

                Пост. – собственное и …,

                           одушевленные и ….,

                           род (….),

                           склонение. 
 Непост. – изменяется по числам,                                 падежам 
3. В предложении является  ... 

- Думаю, эта информация поможет вам успешно справиться с тестом «Имя существительное».

  1. Найдите неверное утверждение. 
    А. Имя существительное – часть речи, которая обозначает предмет.
    Б. Имена существительные изменяются по родам.
    В. Собственные имена существительные пишутся с большой буквы. 
  2. Укажите имя существительное 
    А. смелость  Б. смело   В. Смелый
  3. Определите, каким членом предложения является выделенное слово в предложении  «Берёзы украшают леса»
    а) подлежащим;
    б) дополнением; в) обстоятельством.
  4. Определить род существительных: честность, правда, книги.
  5. Как называются существительные, называющие неживой предмет? 

-Обменяйтесь листочками с соседом, проверим.

Ответы 
1. Б 
2. А 
3. Б 
4. женский 
5. неодушевленные
 


«5» — 5 правильных ответов; 
«4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 

-Эти оценки, ребята, мы поставим в журнал за работу на уроке.

Отвечают  на вопросы, составляют опорный конспект, комментируют ход работы.

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы, комментируют ход работы.

Индивидуальная, групповая.

Индивидуальная, групповая.

Познавательные: читают и сушают, извлекая нужную информацию.

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы.

Листы обратной связи. Письменная работа.

Задают вопросы для уточнения информации. Письменная работа.

8.Включение в систему знаний и повторение.

Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание результатов работы.

-Расскажите об имени существительном по опорному конспекту.

Рассматривают выполненные работы, оценивают их. Отвечают на вопросы.

Фронтальная

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют и объясняют ошибки.

Оценивание работы учащихся на уроке.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока)

Заключительная беседа по вопросам.

-Что нового узнали на уроке?

-Какие трудности у вас появились в процессе работы?

-Как их преодолевали?

Дайте оценку своим знаниям и умениям, полученным на уроке. Поднимите сигнальные карточки, которые соответствуют следующим утверждениям:

    Зеленый кружочек – Мне все понятно было на уроке, можно переходить к следующей теме.

Красный кружочек -  Мне не все было понятно на уроке, надо поработать над этой темой ещё.

       

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке.

Индивидуальная, групповая.

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных на уроке знаний, умений и навыков и операционных, исследовательских, аналитических умений как интегрированных, сложных умений; приобретают умения мотивационно организовывать свою деятельность.

Листы обратной связи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка "Собственные и нарицательные имена существительные"

С введением ФГОС в 5 классе без технологической карты проведение урока будет невозможным. Для меня это тоже новая форма работы. Разработанная мною карта отвечает всем требованиям, предъявляемым ФГОСом...

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....