КТП по внеурочной деятельности " Тайны лингвистики".
календарно-тематическое планирование по русскому языку на тему

Мамедова Сузанна Ильясовна

КТП по внеурочной деятельности " Тайны лингвистики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneur_russkiy_yazyk.doc154 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

                 Происходящие изменения в современном обществе требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициацию, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем. В связи с принятием Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования становится актуальным построение системы преподавания на пробуждении интереса детей к изучаемому материалу, мотивации их на самостоятельный поиск дополнительной информации, на применении их творческих способностей в любых областях знания.

           Основа овладения обучающимися русским языком закладывается в начальной школе. Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитания любви к родному языку, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем.

             Строгие рамки урока и насыщенность учебной программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть многие его «тайны». Программа данного курса позволяет показать обучающимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения лингвистики школьники могут увидеть «волшебство знакомых слов», понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к «Тайнам лингвистики» должно пробуждать у обучающихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.

            На всех занятиях учащиеся выходят за рамки учебников, приобретают многие жизненные навыки - учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой. Программа «Тайны лингвистики» дает возможность проводить специальную работу с детьми, мотивированными на изучение русского языка, с высоким уровнем интеллекта, с целью стимулирования развития таких школьников, реализации их интеллектуальных и творческих способностей.

     Включение элементов занимательности является обязательным для занятий с младшими школьниками. Вместе с тем широкое привлечение игровых элементов не снижает обучающей, развивающей, воспитывающей роли занятий.

               Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях по программе «Тайны лингвистики» обращается на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета реализуются в большей мере при  усилении работы по воспитанию у младших школьников этических норм речевого поведения.

Для этого на занятиях используются ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс «Тайны лингвистики» позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.

Содержание и методы обучения программы «Тайны лингвистики» содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения.

Для успешного проведения занятий используются разнообразные виды работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, физкультминутки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, грамматические сказки. Дидактический материал в большинстве своем дается в стихотворной форме, что способствует его более легкому усвоению и запоминанию. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать родной язык.

Необходимость реализации данной программы заключается в желании детей узнать нечто новое о русском языке. Она позволяет ученикам общаться с гораздо более широким, чем на уроке, кругом лингвистических явлений, становится источником многообразных художественных впечатлений. Движущей силой деятельности выступает интерес. Если работа на уроке, регламентированная единой и обязательной для всех программой, направлена на формирование системы знаний, умений и навыков, то внеурочная деятельность импонирует школьнику добровольностью участия, свободой индивидуального выбора лингвистического материала, форм общения с искусством слова, способов творческого самовыражения – возможностью делать то, что хочешь и можешь: попробовать себя в роли корреспондента, оратора, исследователя и т.п.

Программа «Тайны лингвистики» рассчитана на 4 года обучения 1-4 класс (1класс-33ч, 2 класс-34ч, 3класс-36ч, 4класс-34ч), может быть использована при организации внеурочной деятельности в начальной школе и предлагается для работы с обучающимися начальной школы.

           Таким образом, можно сделать вывод, что в результате реализации программы «Тайны лингвистики» развивается устная и письменная речь,  познавательный интерес, активизируются творческие возможности, формируются коммуникативные компетенции учащихся как показатель общей культуры человека.

               

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ТАЙНЫ ЛИНГВИСТИКИ»

         Одним из центральных вопросов организации работы в рамках данной программы является определение ее содержания. В соответствии с принципами связи внеурочной деятельности с уроками русского языка оно соотносится с содержанием языкового и речевого материала, изучаемого в начальной школе  согласно требованиям образовательного стандарта.  Наряду с этим,  на занятиях рассматриваются и такие вопросы, которые непосредственно не связаны с программным материалом, но которые интересуют учащихся и способствуют расширению их кругозора. Таким образом,  содержание данной программы составляет два круга вопросов: 1) вопросы, связанные с программным материалом, направленные на углубление знаний учащихся по русскому языку; 2) вопросы, не связанные учебной программой, представляющие дополнительный материал.

          Первый круг вопросов достаточно широк: он охватывает все разделы школьного курса русского языка. Тематика их в основном соответствует темам, изучаемым на уроках. Прежде всего, расширяется и наполняется новым содержанием представление о звуковой форме слова. Важнейшим методом изучения языковых «оболочек» слов является самонаблюдение произношения. Для более точной передачи речи используется транскрипция. В этом разделе изучаются на более сложном языковом материале звукобуквенный состав слов, ударение, алфавит. Дети начинают рассматривать звук как функциональную единицу, как фонему. Это позволяет понять принцип построения орфографического действия и самостоятельно находить способы решения разнообразных орфографических задач. 

         В рамках данной программы обогащаются  первоначальные представления о значении слова. Задания предусматривают не только прочные знания частей речи, но и владение их грамматическими характеристиками, а также знание орфографических правил, связанных с той или иной частью речи.

           Важная роль в формировании содержательного представления о языке принадлежит понятию морфемы. Учащиеся знакомятся   с ней как с наименьшей значимой частью слова, разграничивают корневые и словообразовательные морфемы.

       Углублению представления о слове призвана способствовать работа над лексическим значением слова. Лексика русского языка представляет собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных языковых единиц. Слова объединяются в различные группы на основании тех или иных признаков.

Знакомство с прямым и переносным значением слов, многозначностью слов, с омонимами, синонимами, антонимами. Разбор пословиц и поговорок, фразеологических оборотов, «крылатых слов». Знакомство с разными типами словарей.

        Представление о слове не может быть полным без понимания механизмов и закономерностей его функционирования в речи, т. е. без анализа синтаксических единиц, в составе которых слово включается в речь. Содержательный анализ этих единиц предполагает основательное и углубленное знакомство с частями речи.

       Понятие культуры речи, ее предмет и задачи. Три составляющих компонента культуры речи: нормативный, коммуникативный и этический. Коммуникативные качества речи. Качества хорошей речи: правильность, богатство, точность, логичность, чистота, уместность, выразительность. Устное и письменное общение (чем различаются). Словесное и несловесное общение. Жесты, мимика, темп, громкость в устной речи. Влияние слова на людей, их мысли, чувства. Моделирование речевого поведения в ситуации приветствия. Речь как средство организации и планирования деятельности людей.

       Второй круг вопросов отличается от первого  своей новизной и информативностью. Сюда входят такие сведения, с которыми учащиеся на уроках не встречаются. Наличие норм – важнейший признак литературного языка. Виды норм: орфоэпическая, орфографическая, словообразовательная, лексическая, морфологическая, синтаксическая, интонационная, пунктуационная, стилистическая. Приветствие, прощание, благодарность, извинение как разновидности текста (жанры). Этикетный диалог, его особенности. Разнообразие текстов, которые встречаются в жизни: скороговорки, чистоговорки, считалки, загадки; их произнесение с учётом особенностей этих текстов.

       Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельности мысли, познавательного интереса, активизации творческих возможностей.

        Целью программы является формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

        Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  • структура программы позволяет расширить первоначальные знания о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;
  • воспитание позитивного эмоционально – ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремление совершенствовать свою речь.

Ожидаемые результаты:

первый уровень:

  • овладение первоначальными представлениями о нормах русского  языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;
  • овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

второй уровень:

сформировать опыт подготовки информационных сообщений по заданной теме (газеты, рефераты и т. д.).

третий уровень:

опыт подготовки и участие в конкурсных мероприятиях по темам данного курса.

МЕТОДЫ И ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

         Реализация данной программы происходит через кружковое занятие.

          На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с фонетикой, грамматикой, лексикой. Занятия можно строить и на основе материала, изучаемого в данное время в классе, и независимо от программного материала и времени его изучения.

         В первом случае шарады, интересные вопросы,  слушание, чтение и пересказ высокохудожественных текстов; речевые разминки; дидактические словесные и ролевые игры; разыгрывание и анализ ситуативных диалогов и ситуаций общения; коллективное сочинение скороговорок, сказок, загадок, подбор рифм; импровизации на заданную тему; заучивание наизусть скороговорок, загадок и т.д., а также привлечение зрительной, слуховой, аудиовизуальной, мультимедийной наглядности  являются своеобразной формой грамматических упражнений тренировочного характера. Они помогают учащимся глубже воспринимать текущий материал и убедиться в практической пользе грамматики.

          Во втором случае для работы отбирается материал по основным разделам фонетики, грамматики, лексике без учёта времени его изучения. Этот путь более широкий: в занимательной форме можно и повторять пройденные темы, и закреплять текущий материал, и знакомить школьников с ещё не изученными грамматическими темами.

          Методы, которые используются при организации  занятий в рамках данной программы, отличаются  от основных методов обучения не столько содержанием, сколько формой. Так широко используется и слово учителя, и беседа, и слово ученика. Однако все эти методы используются в непринужденной обстановке, что создает атмосферу большой заинтересованности в работе. 

         Формы организации предусматривают внедрение современных педагогических технологий и содействуют эффективному развитию интеллекта, творческого потенциала и индивидуальных особенностей учащихся. Они разнообразны и отличаются: по способу подачи языкового материала (устные и письменные); по частоте проведения (систематические и эпизодические); по количеству участников (индивидуальные, групповые и массовые). Каждая из указанных форм имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга методикой проведения, объемом используемого языкового материала, характером участия школьников в работе.

Формы работы: игровые занятия, знакомство с научно – популярной литературой, конкурсы знатоков, КВНы, занимательные упражнения, работа со стенгазетой, участие в олимпиаде по русскому языку, устные журналы, проекты.

          К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между урочной и внеурочной деятельностью, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

           В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

1. Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные учащимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки учащихся;

2. Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений;

3. Принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика;

4. Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеурочной деятельности. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся, развивает у них любознательность. Для учащихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком;

5. Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

       Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое. Программа «Тайны лингвистики» не только расширяет, углубляет знания, но и прививает любовь к языку, воспитывает языковое чутьё, развивает смекалку и сообразительность.

               Следует отметить, что содержание, принципы, методы и формы организации данной образовательной программы обеспечивают решение всех поставленных задач.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

3-4-й классы

Личностные результаты

  • эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
  • эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
  • чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

  • самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

  • перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

   3 класс     «Занимательное словообразование»  (36 часа)

Тема 1.  Сказочное царство слов.(1ч.)

Беседа о красоте и богатстве народной речи. На примерах произведений устного народного творчества показывается богатство русского языка, народная фантазия, мудрость народа. Конкурс на знание пословиц и поговорок .

Тема 2-3.   Путешествие в страну слов.  (2ч.)

Знакомство с тематическими группами слов. Игра «Слова- братья». Составление тематического словаря о грибах. Игра «Эстафета». Разгадывание загадок. Работа с рассказом Н.Надеждиной « Снежные слова».Игра « Найди лишнее слово»

Тема 4-5. Чудесные превращения слов.(2 ч.)

Дается представление о превращении слов, умение находить «сбежавшие» из слов буквы. Игра «Найди заблудившуюся букву». Игра «Грустные превращения».Шарады. Рассказ –загадка.

Тема 6-7.  В гостях у слов родственников. (2ч.)

Знакомство с разными группами родственных слов .Подбор родственных слов с заданным корнем. Закрепление знаний отличительных признаках слов – родственников. Работа над стихотворением «О странном саде с необыкновенным урожаем» Е. Измайлов. Выбор из стихотворений слов- родственников.

Тема 8-9.   Добрые слова (2ч.)

Беседа о богатстве лексики русского языка «добрыми словами».Работа со стихотворением В. Коркина «Доброе утро». Игра «Умеете ли вы здороваться?». Работа с текстами на данную тему.

Тема 10.  Экскурсия в прошлое (1 ч)

Устаревшие слова.

Историзмы. Архаизмы. Почему одни слова живут долго, а другие исчезают. Иногда старым становится только слово, а предмет остаётся. Где можно встретить устаревшие слова?  Творческая работа «Старину мы помним, старину мы чтим!»

Тема 11-12.  Новые слова в  русском языке(2ч)

Неологизмы. Как появляются новые слова? Новые имена и названия. Новые слова обязательно создаются по образцу старых. Подготовка заданий к викторине «Знаешь ли ты новые слова?».

Тема 12.Проведение викторины «Знаешь ли ты новые слова?»

Рассказ учителя «Откуда приходят новые слова?» Неологизмы в русском языке. Нахождение неологизмов в текстах . Игра «Угадай-ка».

Тема 13.  Встреча с зарубежными друзьями.(1ч.)

Слова – пришельцы.

Заимствованные слова. Приметы заимствованных слов. Этимология этих слов. Подготовка стенда с рубриками «Они пришли к нам из Франции», «Гости из Англии» и т. п.

Знакомство с заимствованными словами .  Рассказ «Откуда  пришли слова- пришельцы». Работа над стихотворением С. Я. Маршака. Признаки слов – пришельцев. Игра «Шесть и шесть».

Тема 14-15.  Синонимы в русском языке (2ч)

Слова, разные по звучанию, но близкие по значению. Синонимы могут обозначать предметы, действия, признаки. Сколько может быть синонимов в одном ряду. Зачем надо знать много слов – синонимов. Синонимы в художественных текстах. Подготовка и проведение конкурса « Грамотеев».

         Знакомство со словами- синонимами. Работа над стихотворением А. Барто «Игра в слова».Беседа «Что обозначают слова- синонимы». Нахождение  слов-синонимов в тексте.

Тема 16. Слова-  антонимы  (1ч.)

       Слова, разные по звучанию с противоположным значением. Антонимами могут слова, обозначающие предметы, признаки, действия. Антонимами могут быть не только слова с разными корнями, но и однокоренные слова. Все ли слова имеют антонимы? Антонимы в пословицах и поговорках.

Знакомство со словами – антонимами. Случаи употребления антонимов в русском языке. Выделение антонимов из рассказа Л. Н. Толстого «Лебеди». Работа над стихотворением В. Орлова «Спор». Игра «Подбери нужные слова».

Тема17.  Слова-близнецы ( омонимы) (1ч)

Слова одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению. Их отличие от многозначных слов. Сколько может быть омонимов. Почему важно различать значения слов – близнецов. Что нужно знать, чтобы не допускать ошибок в речи.

Омонимы в русском языке и их роль. Работа над рассказом И. Туричина «Есть». Игра «Докажите…». Чтение рассказа Н. Сладкова «Овсянка».

Тема 18.  Крылатые слова  (1ч.)

Беседа о значении  «крылатых выражений» в русском языке . Подбор «крылатых выражений» в названиях  текста.  Работа с выражениями, употребляемыми в переносном значении и их смысла. Работа со стихотворениями Н. Силкова «Прикусил язык» и В. Орлова «Ни пуха, ни пера».

Тема 19-20.  В королевстве ошибок. (2ч.)

Игра «Исправь ошибки». Работа с  произведениями,  где  допущены орфографические ошибки. Игра « Произноси правильно». Инсценировка П. Реброва «Кто прав?».

Тема 21-22.  В стране Сочинителей.(2ч.)

Беседа о рифмах .Работа с загадками. Сочинение собственных загадок по заданным рифмам. Конкурс загадок в рисунках. Сочинение сказок о дружбе, о добре и зле .

Тема 23-24.  Искусство красноречия. ( 2ч.)

   Знакомство с понятием «красноречие». Чтение образцовых текстов и их анализ. Пересказы. Собственные упражнения в создании разных речей.

Тема 25.  Праздник творчества и игры. (1ч.)

Творческие задания для формирования  орфографической зоркости. Дидактические игры, направленные на развитие познавательного интереса  к русскому языку. Интеллектуальная игра «Умники и умницы».

Тема 26-27.  Трудные слова. (2ч.)

Знакомство с этимологией трудных слов, с точным значением слов. Выполнение упражнений для запоминания правописания слов. Работа над текстами художественной литературы и произведений устного народного творчества.

Работа с распознаванием «опасных мест» в словах. Выборочный диктант. Сказка о словарных словах. Разгадывание кроссворда и иллюстрирование словарных слов.

Тема 28-29.  Анаграммы и метаграммы.  (2ч.)

Знакомство с историей изобретения анаграмм и метаграмм , с авторами, использовавшими в своем творчестве анаграммы и метаграммы . Ввод понятий «анаграмма» и «метаграмма». Работа с примерами (Милан- налим, актер- терка ).

Тема 30-31. Шарады и логогрифы (2ч.)

        Знакомство с происхождением  шарад и логогрифов. Составление и разгадывание шарад и логогрифов. Иллюстрирование  слов- ответов.

Тема32-33.  Откуда пришли слова(2ч)

Какая наука занимается происхождением слов? Происхождение названий птиц, насекомых, рыб, грибов, растений. Что надо делать, чтобы разгадывать секреты названий?

Знакомство с происхождением имен. Творческая работа «Нарисуй свое имя». Дидактическая игра «Составь имя».

Тема 34-35. Занимательное словообразование (2ч.)

Игры на превращения слов: «Буква заблудилась», «Замена буквы», «Какое слово задумано?». Шарады.

Тема 36.  Итоговое занятие. Олимпиада(1ч)

Командное соревнование на проверку знаний по русскому языку.

Основные требования к знаниям и умениям

учащихся к концу  3-го класса

Обучающиеся должны знать:

Правила правописания слов с изученными орфограммами.
Признаки частей речи (имени существительного, имени прилагательного, местоимения, глагола).
Главные члены предложения.
Состав слова.

Обучающиеся должны уметь:

Различать приставки и предлоги. Писать предлоги раздельно со словами, приставки – слитно.
Разбирать предложения по членам предложения.
Обозначать на письме интонацию перечисления.
Разбирать слова по составу.
Проверять написание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных в корне слова.
Писать правильно слова с удвоенными согласными.
Определять род, число имен существительных и имен прилагательных.
Определять число, время глаголов.
Писать НЕ с глаголами.
Работать со словарем. Группировать и подбирать слова на определенные правила.
Различать разделительные твердый (ъ) и мягкий (ь) знаки, писать с ними слова.

Составлять рассказы по картинке

Календарно-тематическое планирование 3 «В» класс

Мамедова С.И.

Тема занятия

Количество часов

Дата проведения

1

Сказочное царство слов

1

02.09

2-3

Путешествие в страну Слов

2

09.09

16.09

4 - 5

Чудесные превращения слов

2

23.09

30.09

6 -7

В гостях у слов- родственников

2

07.10

14.10

8- 9

Добрые слова

2

21.10

28.10

10

Экскурсия в прошлое. Устаревшие слова

1

11.11

11

Новые слова в русском языке

1

18.11

12

Викторина «Знаешь ли ты новые слова?»

1

25.11

13

Встреча с зарубежными друзьями

1

02.12

14

Синонимы в русском языке

1

09.12

15

Конкурс «Грамотеи»

1

16.12

16

Слова- антонимы

1

23.12

17

Слова- близнецы (омонимы)_

1

30.12

18

Крылатые слова

1

13.01

19- 20

В королевстве ошибок

2

20.01

27.01

21-22

В стране Сочинителей

2

03.02

10.02

23-24

Искусство красноречия

2

17.02

24.02

25

Праздник творчества и игры

1

02.03

26- 27

Трудные слова

2

09.03

16.03

28- 29

Анаграммы и  метаграммы

2

30.03

06.04

30- 31

Шарады и логогрифы

2

13.04

20.04

32-33

Откуда пришли наши слова

2

27.04

04.05

34-35

Занимательное словообразование

2

11.05

18.05

36

Итоговое занятие. Олимпиада

1

25.05

Оборудование и кадровое обеспечение программы

Для осуществления образовательного процесса по программе «Тайны лингвистики» необходимы следующие  принадлежности:

  • наличие лингвистических словарей;
  • наличие  карточек с играми и заданиями;
  • наличие текстов для работы на занятиях;
  • подборка видеофрагментов;
  • подборка печатных изданий и материалов СМИ, Интернет;
  • компьютер, принтер, сканер, мультимедийный проектор

                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Изучив теоретические и педагогические основы организации внеурочной деятельности по направлению обще-интеллектуальной деятельности, мы пришли к выводу, что вопрос о существовании и проведении внеурочной деятельности по русскому языку в современной школе не утратил своей актуальности и значимости на сегодняшний день. Происходящие изменения в современном обществе повышают интерес к углубленному изучению русского языка. Реализация во внеурочной деятельности  программы «Тайны лингвистики» рассматривается как мощное дополнительное средство формирования у школьников интереса к предмету, как средство активизации творческих возможностей и самостоятельности мысли каждого ученика и, конечно же, как средство расширения и углубления знаний, приобретаемых детьми на уроках.

         Применение данной программы позволило сделать следующие выводы: знания, полученные на уроках, пополняются во внеурочное время и становятся более устойчивыми. Программа «Тайны лингвистики» помогает детям успешнее учиться, прививает любовь к русскому языку, дает ученикам большие возможности для развития умения свободно высказывать собственные мысли, воспитывает у них чувство языка, этические нормы речевого поведения.

         Исследования, проводимые в этом направлении, указывают, что эффективность усвоения знаний, формирование прочных умений и навыков во внеурочной  деятельности зависит и от некоторых педагогических условий:

-     понимания учителями огромной значимости внеурочной деятельности по русскому языку;

-    знания педагогами потенциальных возможностей внеурочной деятельности по русскому языку;

- осуществления целенаправленной, систематической внеурочной деятельности по русскому языку, начиная с I класса, с учетом принципа преемственности и перспективности.

        В организации и реализации программы внеурочной деятельности по русскому языку требует от учителя высокого мастерства, широчайшей филологической культуры. Личность учителя играет очень существенную роль в организации и проведении занятий по данному курсу. В организации занятий по программе необходимо принимать во внимание принципы обучения, в частности, принципы преемственности и перспективности, соблюдение которых способствует эффективному усвоению знаний, приобщению прочных умений и навыков.

        На основе вышеизложенного, можно предположить следующие пути оптимизации внеурочной деятельности по обще-интеллектуальной деятельности, в частности реализация программы «Тайны лингвистики» в школьной практике:

1.   проводить внеурочную деятельность по данной программе, начиная с 1 класса с учетом принципа преемственности и перспективности;

2.   усилить работу школьных методических объединений;

3.   проводить работу в системе, используя различные формы, методы, приемы работы.

                                       СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белицкая Н. Г., Орг А. О. Школьные олимпиады// Начальная школа. 2 - 4

    классы. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 128с.

2.  Виды внеклассной работы по русскому языку / Составитель

     М. М. Морозова. - М.: Просвещение, 1968. - 273с.

 3. Волина В. В. Веселая грамматика. - М.: Знание, 1995. - 336с.

 4. Волина В. В. Занимательное азбуковедение. М.: Просвещение,1991 г.

 5.  Волина В.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.

 6. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.  

     Психологический очерк. – М.: Просвещение, 1967.

7. Готовимся к олимпиаде по русскому языку / Составитель

    И. В. Мукашова. - Волгоград: Экстремум, 2006. - 184с.

 8. Граник Г. Г.,  Бондаренко С. М.,  Концевая Л. А. Секреты орфографии. -

    М.: Просвещение, 1991. - 221с.

9.  Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации. – М.: Просвещение,  

    1987.

10.  Грехнева Г., Корепова К. Родной язык, фольклор и литература в начальной  

     школе//Начальная школа. – 1994. - №16. – С.1-2.

11. Григорян Л.Т.  Язык мой – друг мой. М.: Просвещение. 1988.

 12. Жиренко О. Е., Гайдина Л. И., Кочергина А. В. Учим русский с  

      увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1 - 4 классы. -  

      М.: 5 за знания, 2005. - 240с.

13.  Зелинская С.Г., Гализина Т.А. Праздник фразиологизмов, пословиц,  

       поговорок и крылатых слов//РЯШ. – 1993. – №2. – С.61.

14.  Игонина Г.С. Размышления о работе со школьниками по русской народной  

      тематике//Начальная школа. – 1996. – №2. – С.51.

15. Канакина В.П., Русакова Г.А. Взаимосвязь классной и внеклассной работы

      над трудными словами//Начальная школа. – 1985. - №4. – С.24-29.

16. Козак О.Н. Литературные викторины. СПб.: Союз, 1998. – 272 С.

17.  Лагузова Е.Н. Фразеологическая работа в начальной школе//Начальная  

      школа. – 1994. - №3. – С.30-34.

18. Лидман-Орлова Г.К. Преемственность и перспективность в изучении

     морфологии//РЯШ. – 1980. - №1. – С.8-13.

19. Лихтай Л.К., Скляр И.В. Преемственность в работе учителя и воспитателя  

     группы продленного дня//Начальная школа. – 1986. - №5. – С.13-15.

20. Львов М.Р. Родной язык – «величайший наставник»//Начальная школа. –

     1994. - №6. – С.75.

21.  Львов М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского

     языка: Учебное пособие для студентов пед.институтов. – М.: Просвещение,  

     1988. – 240 С.

22.Маршак С. Веселая азбука. Веселый счет. Ростов-на-Дону кн. изд-во, 1991г.

23. Одинцов  В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова- М : Просвещение 1984.

24. Организация внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя.

     - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000. - 184с.

25.  Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М.: Просвещение,

     1980. – 208 С.

26. Панов М.В. Занимательная орфография. – М.: Просвещение, 1984.

27.  Педагогика/Под ред. Ю.К. Бабанского. – М.: Просвещение, 1988. – 479 С.

28. Полякова А. В. Творческие учебные задания по русскому языку для учащихся 1-4 классов. Самара. Издательство “Сам Вен”, 1997г

29.  Преемственность и перспективность в обучении русскому языку: (сб.

     статей из опыта работы). Пособие для учителей/Сост. А.Н. Матвеева. – М.:

     Просвещение, 1982. – 128 С.

30. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения: Учебное

     пособие для студентов пед. учебных заведений / М. С. Соловейчик, П. С.

    Жедек, Н. Н. Светловская и др.; Под ред. М. С. Соловейчик. - М.:

    Просвещение, 1993. - 383с.

31.  Сластникова А.Б. Задания для проведения олимпиады по русскому

     языку//Начальная школа. – 1996. - №6. – С.19.

32.  Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных  

       классах. – М.: Просвещение, 1978. – 192 С.

33.  Ушаков Н.Н., Суворова Г.И. Внеурочная работа по русскому языку. – М.:

      Просвещение, 1985. – 175 С.

34.  Цыплакова Е.Д. К вопросу о преемственности//Начальная школа. – 1991. –

      №10. – С.85-87.

35. Шанский Н.М. В мире слов. – М.: Просвещение, 1981.

36. Н.М. Шанский и др. /Краткий этимологический словарь русского языка. –

     3-е изд. Испр. и доп. – М., 1975.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

3 класс

Тема. Фразеологические обороты

Материал для проведения занятия

     Фразеологизмы — это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Русский язык очень богат фразеологизмами. Так, например, только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологизмов. Вот некоторые из них:

Выбиться из рук — не клеится, не работается;
голыми руками взять —легко одолеть;
дать по рукам   — наказать, отучить;
дать руку на отсечение         — поручиться;
из рук в руки    — непосредственно:
как без рук       — беспомощно;
легкая рука       — удачное начало;
мастер на все руки      — умелец;
не покладая рук        — неустанно

                     Шуточные вопросы        

Из какого фразеологизма марсиане могли бы заключить, что у человека не две ноги, а больше?

Есть ли ноги у газеты, книги?

Существует фразеологизм повесить нос, т.е. приуныть. А какой фразеологизм указывает, куда именно вешать нос? Музыканты, подскажите!

В каком фразеологизме упоминается действие из таблицы умножения?

Что общего в словах дуга, бараний рог и три погибели?           

Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, ее чего-то не понимают: не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные.

Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит.

Подбери по десять (можно и больше) фразеологизмов с общим для них словом (существительным): нос (задирать (задрать) нос); глаз (мозолить глаза (кому-нибудь); нога (унести ноги)

             Игра "Кто быстрее?"

Подобрать фразеологизмы, начинающиеся глаголами.

  1. Дать (Дать голову на отсечение; дать слово; дать задний ход, по шапке; датъ жару.)
  2. Идти (Идти в гору; идти в ногу (с кем-нибудь); идти вразрез, идти своей дорогой.)
  3. Встать (Встать с левой ноги; встать поперек горла; встать в тупик; встать поперек дороги.)
  4. Взять (Взять себя в руки; взять верх (над кем-нибудь); взять быка за рога; взять за горло; взять в оборот (кого-нибудь).)
  5. Выйти (Выйти сухим из воды; выйти из терпения; выйти на орбиту: выйти в люди; выйти из себя.)
  6. Держать (Держать в ежовых рукавицах; держать камень за пазухой; держать себя в руках; держать порох сухим; держать ухо востро.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка"

Данная программа предполагает развитие кругозора и мышления учащихся, способствует повышению их интеллектуалтного уровня при изучении лингвистики и культурологии, воспитывает чувство уважения к русско...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Занимательная лингвистика"

Программа лингвистического клуба позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как о...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Тайны русского языка" 6 класс

Данный спецкурс позволит обучающимся не только восполнить пропущенный или забытый материал, но углубить знания по русскому языку.  Курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «СЕКРЕТЫ ЛИНГВИСТИКИ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

Рабочая программа внеурочной деятельности рассчитана на34 часов в год (1 час в неделю).Рабочая программа  составлена на основе  нормативных документов, содержит пояснительную записку, цели, ...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Тайны русского языка" для 7 класса

Программа расчитана на 1 час в неделю, внеурочная деятельность...