Программа курса внеурочной деятельности «Практическая лингвистика» для 9 класса
методическая разработка по русскому языку (9 класс)

Иванова Надежда Анатольевна.1

Программа курса внеурочной деятельности «Практическая лингвистика» для кадет 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, кодификатора, развивает элемент содержания базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности кадет и создает условия для подготовки к ОГЭ. На освоение курса в 9 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_prakticheskaya_lingvistika_9_klass.docx36.56 КБ

Предварительный просмотр:

Программа курса

 «Практическая лингвистика»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Программа курса внеурочной деятельности «Практическая лингвистика» для кадет 9 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, разработана на основе действующих образовательных стандартов по русскому языку, кодификатора, развивает элемент содержания базового курса «Русский язык», позволяет удовлетворить познавательные потребности учащихся и создает условия для подготовки к ОГЭ.

     На освоение курса в 9 классе отводится 34 часа в год (1 час в неделю).

   

    Цель изучения курса: формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ОГЭ, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы

  Задачи курса:

 - Познакомить учащихся с новой для них формой сдачи экзамена по русскому языку.

 - Помочь девятиклассникам преодолеть психологические трудности, связанные с экзаменом.

 - Познакомить ребят с процедурой проведения ОГЭ по русскому языку.

 - Научить выпускников правильному оформлению бланков.

 - Помочь девятиклассникам подготовиться к ОГЭ, повторив и систематизировав полученные ими сведения о русском языке.

 - Дать учащимся возможность объективно оценить свои знания по предмету.

 -  Опробовать разработанные КИМы для сдачи ОГЭ.

   Особенностью данного курса является то, что он акцентирует внимание на наиболее характерных ошибках, а также на особенно сложных случаях орфографии и пунктуации, стилистики.

Курс не замещает уроки русского языка, а дополняет их, опирается на межпредметные связи с литературой.

Данный курс призван помочь обучающимся успешно подготовиться к ОГЭ по русскому языку: повторить материал, изученный ранее, углубить имеющиеся знания, отработать навыки построения связной речи.

                 Основные виды деятельности обучающихся: конспектирование теоретического материала, разбор экзаменационных заданий.

Формы организации учебной деятельности: лекция, практикум в группах.

Формы контроля: зачёты, тренировочные и пробные ОГЭ.

Планируемые результаты.

Личностными результатами освоения курса являются:

- понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа; определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности; его значения в процессе получения школьного образования;

 - осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

 - достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения курса являются:

Познавательные: 

- владеть всеми видами речевой деятельности:

-адекватное понимать информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

 -владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

-адекватное воспринимать на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

-способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

 -уметь свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

-овладеть приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

 -уметь сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

Регулятивные: 

 умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности:

- анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;  обосновывать целевые ориентиры и приоритеты ссылками на ценности, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов;

  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач:

- определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

-обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

- определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

 - выстраивать жизненные планы на краткосрочное будущее (заявлять целевые ориентиры, ставить адекватные им задачи и предлагать действия, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов);

- выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

- составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования);

- определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией:

- определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

- систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

- отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

- оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

- находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

- работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата; -устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;

- сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения:  определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;  анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;  свободно пользоваться выработанными критериями оценки и самооценки, исходя из цели и имеющихся средств, различая результат и способы действий;  обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;  фиксировать и анализировать динамику собственных образовательных результатов;

 владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности:

 - наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других обучающихся в процессе взаимопроверки;

- соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- принимать решение в учебной ситуации и нести за него ответственность;

- самостоятельно определять причины своего успеха или неуспеха и находить способы выхода из ситуации неуспеха;

- ретроспективно определять, какие действия по решению учебной задачи или параметры этих действий привели к получению имеющегося продукта учебной деятельности;

- демонстрировать приемы регуляции психофизиологических/ эмоциональных состояний для достижения эффекта успокоения (устранения эмоциональной напряженности), эффекта восстановления (ослабления проявлений утомления), эффекта активизации (повышения психофизиологической реактивности).

Коммуникативные: 

-уметь воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

- создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

-способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, прочитанному, услышанному, увиденному; -владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога); -соблюдать в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка, основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

- способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

-способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и повседневной практике речевого общения, оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умения находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;

-уметь выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом, участвовать в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации; -взаимодействовать с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения курса являются:

- Подготовка кадет 9-го класса к прохождению государственной итоговой аттестации;

-формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение итоговой аттестации.

        В ходе занятий кадеты научатся:

- работать с заданиями (внимательно читать формулировку задания и понимать её смысл (без возможности обратиться за консультацией к учителю);

 - четко следовать инструкциям, сопровождающим задание;

- выполнять различные типы заданий; - самостоятельно распределять время на выполнение заданий;

 - правильно отмечать в бланке вариант ответа; - вносить исправления в бланк экзаменационной работы;

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:

1.        формирование навыков целеполагания, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

2.        формирование действий планирования деятельности во времени и регуляция темпа его выполнения

3.        адекватная оценка собственных возможностей в отношении решения поставленной задачи.

Познавательные УУД

 1.        свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;

2.        умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста;

3.        составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

4.        умение структурировать тексты, выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

Коммуникативные УУД:

  1. способность брать на себя инициативу в организации совместного действия;
  2. готовность адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам в процессе достижения общей цели совместной деятельности;
  3. использовать адекватные языковые средства для отражения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений.

Предметные:

кадеты получат возможность:

 использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач,

 обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях;

 приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

 преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

 оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

  использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов.

Содержание курса

Раздел 1. Задания с кратким открытым ответом.

Вторая часть экзаменационной работы включает задания с кратким открытым ответом (2-12). Задания проверяют глубину и точность понимания экзаменуемыми содержания исходного текста, выявляют уровень постижения школьниками его культурно ценностных категорий; проверяют комплекс умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции девятиклассников. Все задания имеют практическую направленность, так как языковые явления, проверяемые ими, составляют необходимую лингвистическую базу владения орфографическими и речевыми нормами.

Раздел 2. Собеседование.

Итоговое собеседование по русскому языку состоит из двух частей, включающих в себя четыре задания.

Часть 1 состоит из двух заданий, которые выполняются с использованием одного текста. Задание 1 – чтение вслух небольшого текста. В задании 2 предлагается пересказать прочитанный текст, дополнив его высказыванием.

Часть 2 состоит из двух заданий, которые не связаны с прочитанным текстом. Необходимо выбрать одну тему для монолога и диалога. В задании 3  предлагается выбрать один из трех предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем – и построить монологическое высказывание. В задании 4 предстоит участие в беседе по теме предыдущего задания.

Раздел 3. Сжатое изложение.

Первая часть работы ОГЭ в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического или научного стиля (точнее, научно-популярного подстиля). Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных навыков, важнейшими из которых являются следующие:

  • точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • адекватно воспринимать авторский замысел;
  • вычленять главное в информации;
  • сокращать текст разными способами;
  • правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • находить и уместно использовать языковые средства обобщённой передачи содержания.

Чтобы хорошо справиться с этим видом работы, ученика необходимо прежде всего научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то, что содержание, без которого будет неясен или искажён авторский замысел. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию. Учащийся должен также тренироваться в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

Раздел 4. Сочинение.

Третья часть работы ОГЭ содержит три альтернативных творческих задания (13.1, 13.2, 13.3), из которых ученик должен выбрать только одно.

Задание 13.1. Сочинение-рассуждение по цитате о русском языке имеет вполне конкретные цели: проверить знания в области лингвистики, умение анализировать художественное произведение и излагать результаты такого анализа литературным языком.

Задание 13.2. предполагает написание сочинения-рассуждения «Как вы понимаете смысл фразы текста?» с аргументацией своего ответа.

В задании 13.3. необходимо сформулировать и прокомментировать свое определение значения слова, т.е. дать развернутый ответ на вопрос «Как вы понимаете значение слова?» с аргументацией из прочитанного текста и из жизненного опыта.

Эти задания проверяют коммуникативную компетенцию школьников. В частности, умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи рассуждение. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

Тематическое планирование

Раздел 1. Задания с кратким ответом – 19 час.

Раздел 2. Собеседование – 3 час.

Раздел 3. Сжатое изложение – 4 час.

Раздел 4. Сочинение – 8 час.

             

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов по теме

Примечание

Раздел 1. Задания с кратким ответом

Структура экзаменационной работы по русскому языку в формате ОГЭ и критерии ее оценивания.

Тестирование в формате ОГЭ (пробное).

Синтаксический анализ. Грамматическая основа предложения.

Понимание текста.

Пунктуационный анализ. Знаки препинания в простом  осложненном предложении.

Пунктуационный анализ.  Знаки препинания в сложносочиненном предложении, сложноподчиненном предложении.

Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Синтаксический анализ. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Орфографический анализ.

Орфографический анализ. Правописание приставок.

Орфографический анализ. Правописание суффиксов.

Орфографический анализ. Н – нн в различных частях речи.

Орфографический анализ. Корни с чередованием.

Анализ содержания текста.

Анализ средств выразительности.

Анализ средств выразительности.

Синонимы.

Практическая работа с тестовыми заданиями. Работа с бланками.

Требования и критерии оценивания устного собеседования

Раздел 2. Собеседование

Часть 1. Чтение текста. Пересказ с использованием цитаты.

Часть 2. Монолог. Диалог.

Пробное собеседование.

Раздел 3. Сжатое изложение

Критерии оценки изложения. Задание 1. Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема исключение.

Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема упрощение.

Задание 1.Сжатое изложение. Приемы сжатия текста. Отработка приема обобщение.

Задание 1. Написание сжатого изложения. Работа с бланками.

Раздел 4. Сочинение

Задание 13.1, 13.2, 13.3. Критерии оценки заданий. Структура сочинения.

Задание 13.1, 13.2, 13.3. Учимся формулировать тезис.

Задание 13.1, 13.2,  13.3. Учимся аргументировать.

Задание 13.1, 13.2, 13.3. Учимся писать вывод сочинения. Работа с бланками.

Отработка навыка написания сочинения.

Отработка навыка написания сочинения.

Тестирование в формате ОГЭ (изложение, сочинение).

Фактические ошибки. Речевые и грамматические ошибки. Диагностическая работа в форме ОГЭ.

Учебно-методическое и информационно-техническое обеспечение

  1. Материалы сайта «Решу ОГЭ»
  2. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru.
  3. Русский язык. 9 класс. Итоговое собеседование./ Л.И.Мальцева – Росто н/Д: Издатель Мальцев Д.А., М.: Народное образование, 2025.

4. ОГЭ. Русский язык: 9 класс: типовые экзаменационный варианты: 36 вариантов/ под ред. Р.А. Дощинского. – М.: Издательство «Национальное образование», 2025. – 256 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Практический английский"

Программа  внеурочной деятельности ориентирована  на  подготовку  учащихся  к  итоговой аттестации по иностранному языку в формате ЕГЭ. Предлагаемая рабочая программа пре...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Практическая математика", 9 класс

У обучающегося при освоении курса внеурочной деятельности будут сформированы внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к урокам математики, понимание роли математических действий...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»

Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическая биология» 5-6класса

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно -иссле...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Практическое право". 9 класс

Данный курс является практико-ориентированным, способствует расширению и углублению базового курса обществознания. Программа ориентирована на обеспечение реализации интересов и потребностей учащихся, ...