Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Практическое право". 9 класс
рабочая программа по обществознанию (9 класс)

Жмурко Наталия Валентиновна

Данный курс является практико-ориентированным, способствует расширению и углублению базового курса обществознания. Программа ориентирована на обеспечение реализации интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), на достижение учащимися планируемых результатов освоения ООП ООО на базовом уровне, призвана способствовать профессиональному самоопределению обучающихся. Большое внимание в программе уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету, со словарями и неадаптированными научными текстами.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Салымская средняя общеобразовательная школа № 1»

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования

                                                   

Программа курса

внеурочной деятельности

общеинтеллектуальной   направленности

 «Практическое право»

Автор-составитель:

Жмурко Наталия Валентиновна,

учитель истории и обществознания

высшая квалификационная категория

Бондаренко Марина Николаевна,

педагог-библиотекарь

первая квалификационная категория

Рассчитана на детей 14-15 лет

Срок реализации программы: 1 год

 

с. п. Салым

2022-2023 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Практическое право» для 9 класса разработана с учётом региональных, национальных и этнокультурных особенностей народов Российской Федерации и составлена в соответствии с нормативными и инструктивно-методическими документами Министерства просвещения Российской Федерации:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Приказ Министерства просвещения № 287 от 31.05.2021 г.
  • Концепция преподавания учебного предмета «Обществознание» в образовательных организациях РФ, реализующих основные общеобразовательные программы.
  • Основная образовательная программа основного общего образования на 2022-2023 учебный год.
  • Положение о внеурочной деятельности НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
  • Программа воспитания НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

Программно-методическое обеспечение

  • Обществознание. 9 класс учебник для  общеобразовательных  организаций.  Под редакцией Л.Н. Боголюбова, А.Ю.Лазебниковой, Н.И.Городецкая. – М.: Просвещение, 2020
  • Обществознание в таблицах и схемах. Интенсивная подготовка к ОГЭ: обобщение, систематизация и повторение курса. 9 класс/ Р.В. Пазин, И.В. Крутова
  • Обществознание. ОГЭ 2023. 9 класс. Тематический тренинг: учебно-методическое пособие/О.А. Чернышева, Р.В. Пазин.
  • Спецификация контрольных измерительных материалов для проведения в 2023 году основного государственного экзамена по обществознанию. Материалы официального сайта ФГБНУ ФИПИ.

Место курса внеурочной деятельности в учебном плане

Предлагаемая программа курса внеурочной деятельности «Практическое право» рассчитана на подготовку учащихся к государственной итоговой аттестации по обществознанию уровня основного общего образования (в форме ОГЭ), выбор профиля обучения на уровне среднего общего образования и предполагает 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Данный курс является практико-ориентированным, способствует расширению и углублению базового курса обществознания. Программа ориентирована на обеспечение реализации интересов и потребностей учащихся, их родителей (законных представителей), на достижение учащимися планируемых результатов освоения ООП ООО на базовом уровне, призвана способствовать профессиональному самоопределению обучающихся. Большое внимание в программе уделяется практической работе с различными источниками права, с дополнительной литературой по предмету, со словарями и неадаптированными научными текстами.  

Цель курса внеурочной деятельности

Расширение для учащихся возможности самостоятельно ориентироваться в общественно-политической жизни, формирование гражданского правосознания, углубление и расширение знаний учащихся в предметной области «Обществознание. Право» для качественной подготовки к ОГЭ и формированию основ функциональной грамотности.

Задачи курса внеурочной деятельности

  • стимулировать познавательную активность и позитивный интерес обучающихся к предмету, в том числе в контексте выбора ими социально – гуманитарного профиля для дальнейшего обучения;
  • способствовать развитию правовой культуры учащихся, умения выполнять познавательные практические задания; определению собственного отношения к реалиям социально-правовой деятельности;
  • обеспечить систематизацию, углубление и закрепление понятий высокого уровня теоретического обобщения;
  • формировать умения, актуализированные целью и содержанием обществоведческой подготовки в контексте готовности учащихся к ОГЭ;
  • создать устойчивую установку на необходимость руководствоваться правовыми нормами в повседневной жизни;
  • способствовать развитию умения осознанно строить речевое высказывание в устной (письменной) форме, слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;
  • содействовать воспитанию свободной и ответственной личности обучающегося, её социализации в современных условиях;
  • способствовать формированию проектно-исследовательских навыков.

В процессе обучения учащиеся приобретают следующие конкретные умения: анализировать правовые документы, публикации в периодических изданиях; работать со статистическими  диаграммами и таблицами; формулировать, аргументировать и отстаивать собственную позицию по спорным проблемам; представлять результаты исследований в виде таблиц, схем, выступлений; делать обобщающие выводы.

Принципы реализации программы курса внеурочной деятельности:

  • учет индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся;
  • системно-деятельностный подход при разработке занятий;
  • вариативность содержания и форм проведения занятий;
  • научность, связь теории и практики;
  • систематичность и последовательность.

Планируемые результаты освоения содержания курса внеурочной деятельности

Личностные и метапредметные результаты представлены с учётом особенностей преподавания обществознания в основной школе.

Планируемые предметные результаты и содержание учебного курса распределены с учётом входящих в курс обществознания содержательных модулей «Человек как участник правовых отношений» и «Основы российского права», а также требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также с учётом Рабочей программы воспитания.

Личностные результаты:

  • освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы;
  • способность действовать в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, повышать уровень своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей; осознавать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
  • навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее  неизвестных,  осознавать   дефицит   собственных   знаний и компетентностей, планировать своё развитие;
  • умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным  признакам,   выполнять   операции   в   соответствии с определением и простейшими свойствами понятия, конкретизировать понятие примерами, использовать понятие и его свойства при решении задач (далее — оперировать понятиями), а также оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития;
  • способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия; воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер;
  • оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации; быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

Метапредметные результаты:

Базовые логические действия:

  • выявлять и характеризовать существенные признаки социальных явлений и процессов;
  • устанавливать существенный признак классификации социальных фактов, основания для их обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа;
  • с учётом предложенной задачи выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях;
  • предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;
  • выявлять дефицит информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении явлений и процессов;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия:

  • использовать вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;
  • проводить по самостоятельно составленному плану небольшое  исследование  по  установлению  особенностей  объекта изучения, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;
  • оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений.

Работа с информацией:

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации;
  • эффективно  запоминать  и  систематизировать  информацию.

Предметные результаты:

  • осваивать и применять знания о сущности права, о правоотношении как социальном и юридическом явлении; правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего и членов его семьи общественные отношения; правовом статусе гражданина Российской Федерации (в том числе несовершеннолетнего);  правонарушениях  и  их   опасности для личности и общества;
  • характеризовать право как регулятор общественных отношений, конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации, права ребёнка в Российской Федерации;
  • приводить примеры и моделировать ситуации, в которых возникают правоотношения, и ситуации, связанные с правонарушениями и наступлением юридической ответственности; способы защиты прав ребёнка в Российской Федерации; примеры, поясняющие опасность правонарушений для личности и общества;
  • классифицировать по разным признакам (в том числе устанавливать существенный признак классификации) нормы права, выделяя существенные признаки;
  • сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) проступок и преступление, дееспособность малолетних в возрасте от 6 до 14 лет и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет;
  • использовать полученные знания для объяснения сущности права, роли права в обществе, необходимости правомерного поведения, включая налоговое поведение  и  противодействие коррупции, различий между правомерным и противоправным поведением, проступком и преступлением; для осмысления личного социального опыта при исполнении типичных для несовершеннолетнего  социальных  ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
  • решать познавательные и практические задачи, отражающие действие правовых норм как регуляторов общественной жизни и поведения человека, анализировать жизненные ситуации и принимать решения, связанные с исполнением типичных для несовершеннолетнего социальных ролей (члена семьи, учащегося, члена ученической общественной организации);
  • осваивать и применять знания о Конституции Российской Федерации, других нормативных правовых актах,  содержании и значении правовых норм, об отраслях права, о правовых нормах, регулирующих типичные для несовершеннолетнего   и   членов   его    семьи    общественные    отношения (в гражданском, трудовом и семейном, административном, уголовном   праве);    о    защите    прав    несовершеннолетних; о юридической ответственности (гражданско-правовой, дисциплинарной, административной, уголовной); о правоохранительных органах; об обеспечении безопасности личности, общества и государства, в том числе от терроризма и экстремизма;
  • приводить примеры законов и подзаконных актов и моделировать ситуации, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права, в том числе связанные с применением санкций за совершённые правонарушения;
  • классифицировать по разным признакам виды нормативных правовых актов, виды правонарушений и юридической ответственности по отраслям права (в том числе устанавливать существенный признак классификации);
  • сравнивать (в том числе устанавливать основания для сравнения) сферы регулирования различных отраслей права (гражданского,   трудового,    семейного,    административного и уголовного), права и обязанности работника и работодателя, имущественные и личные неимущественные отношения;
  • устанавливать и объяснять взаимосвязи прав и обязанностей работника и работодателя, прав и обязанностей членов семьи; традиционных российских ценностей и личных неимущественных отношений в семье;
  • решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные взаимодействия, регулируемые нормами гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
  • овладевать смысловым чтением текстов обществоведческой тематики: отбирать информацию из фрагментов нормативных правовых актов (Гражданский кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Уголовный кодекс Российской Федерации), из предложенных учителем источников о правовых нормах, правоотношениях и специфике их регулирования, преобразовывать текстовую информацию в таблицу, схему;
  • искать и извлекать информацию по правовой тематике в сфере гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права: выявлять соответствующие факты из разных адаптированных источников (в  том  числе  учебных материалов) и публикаций СМИ с соблюдением правил информационной безопасности при работе в Интернете;
  • анализировать, обобщать, систематизировать, оценивать социальную  информацию   из   адаптированных   источников (в том числе учебных материалов) и публикаций СМИ, соотносить её с собственными знаниями об отраслях права (гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного) и личным социальным опытом; используя обществоведческие знания, формулировать  выводы,  подкрепляя их аргументами, о применении санкций за совершённые правонарушения, о юридической ответственности несовершеннолетних;
  • оценивать собственные поступки и поведение других людей с точки зрения их соответствия нормам гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права;
  • использовать полученные знания о нормах гражданского, трудового, семейного, административного и уголовного права в практической деятельности (выполнять проблемные задания, индивидуальные и групповые проекты), в повседневной жизни для осознанного выполнения обязанностей, правомерного поведения, реализации и защиты своих прав; публично   представлять    результаты    своей    деятельности (в рамках изученного материала, включая проектную деятельность), в соответствии с темой и ситуацией общения, особенностями аудитории и регламентом.

Содержание тем курса

Тема 1. Введение. (2 часа)

Профильное обучение. ОГЭ как форма государственной итоговой аттестации по обществознанию. Знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию и особенностями выполнения различных видов заданий по модулю «Право».

Тема 2. Право. (5 часов)

Право, его роль в жизни человека и общества. Система права. Норма права. Источники права. Нормативный правовой акт. Понятие правоотношений. Правоотношения и их виды. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правосознание и правовая культура.

Тема 3. Конституция Российской Федерации. (7 часов)

Конституция РФ. Структура, функции и основные принципы. Основы конституционного строя Российской Федерации. Федеративное устройство РФ.

Президент Российской Федерации. Федеральное собрание. Совет Федерации и Государственная Дума. Правительство Российской Федерации.

Правоохранительные органы. Судебная система. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 4. Права и свободы человека и гражданина. (7 часов)

Понятие прав, свобод и обязанностей. Права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Гражданство как правовая категория.

Права ребёнка и их защита (Конвенция о правах ребенка). Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Тема 5. Отрасли российского права. (10 часов)

Гражданское право (Гражданский кодекс РФ). Право собственности и его виды. Кто может быть собственником. Субъекты права собственности (граждане и юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования). Виды собственности (частная, государственная, муниципальная и др.). Право хозяйственного ведения. Право оперативного управления. Ограничения права собственности. Специальный правовой режим. Права потребителей (на качество, на безопасность, на информацию, на возмещение причиненного ущерба, на просвещение в области защиты прав потребителей). Основные правила грамотного потребительского поведения. Имущественные и личные неимущественные отношения. Гражданская правоспособность и дееспособность.

Семейное право (Семейный кодекс РФ). Правовые нормы института брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Права и обязанности родителей и детей. Лишение и ограничение родительских прав.

Трудовое право (Трудовой кодекс РФ). Занятость и трудоустройство. Трудовой договор. Рабочее время и время отдыха. Дисциплинарная ответственность. Трудоустройство несовершеннолетних. Ограничения на применение труда несовершеннолетних. Порядок признания безработным.

Административное право (Кодекс об административных правонарушениях). Признаки административного правонарушения. Административная ответственность. Порядок привлечения к административной ответственности. Протокол об административных правонарушениях.

Уголовное право (Уголовный кодекс РФ). Основные виды преступлений.  Совершение преступления – единственное основание уголовной ответственности. Уголовная ответственность несовершеннолетних. Уголовный процесс. Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних. Применение принудительных мер воспитательного воздействия.

Решение проблемно-ситуативных задач по отраслям права.

Тема 6. Защита проекта. (3 часа)

Социально-правовой проект: этапы подготовки. Учебный проект «Права несовершеннолетних».

Перечень педагогических технологий

В преподавании курса внеурочной деятельности на уровне основного общего образования используются следующие педагогические технологии:

  • Технология развития критического мышления.
  • Дифференцированное обучение.
  • Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ).
  • Здоровьесберегающая технология.
  • Метод проекта.
  • Модульное обучение.

Критерии и нормы оценки результатов обучения

Контроль успеваемости учащихся – это выявление, измерение и оценивание универсальных учебных действий. Выявление и изменение – это проверка, которая является составным компонентом контроля, функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учащимися. Оцениваться по курсу внеурочной деятельности будут только тренировочные тесты, в форме зачтено/не зачтено.  

В начале изучения курса планируется входной контроль. Цель входного контроля – выявление общего уровня предметных знаний и умений по обществознанию. Предполагается после каждого раздела курса промежуточный контроль в форме тестирования. Каждому обучающемуся по итогам проверки будет проставлен процент выполнения заданий (оценивание по критериям ОГЭ), промежуточное тестирование проходит в форме самопроверки при коллективном обсуждении правильных ответов, таким образом, обучающиеся сами определяют объем правильно выполненной работы.  

При тестировании все верные ответы берутся за 100%.

Процент выполнения задания / Отметка

86% и более / отлично  (зачтено)

63-85 % / хорошо  (зачтено)

37-62 % / удовлетворительно  (зачтено)

менее 37% / неудовлетворительно (не зачтено)

Отработка навыков проверки знаний осуществляется с использованием материалов «Типовых тестовых заданий для подготовки к ОГЭ». По итогам курса предполагается выполнение учениками зачётной работы в форме учебного проекта.

Особенности курса внеурочной деятельности:

  • дает учащимся навыки практического овладения обществознания (включая исследовательские умения);
  • знакомит учащихся с различными способами изучения обществознания;
  • достаточно большое количество времени отводится для самостоятельной поисковой, творческой работы учащихся;
  • в работе применяются компьютерные технологии изучения обществознания и поиска необходимой информации;
  • происходит сочетание установочных (модульных) лекций с активными и творческими методами обучения;
  • достаточно обширная информационная поддержка осуществляется благодаря опоре на материал, изучаемый в 8 - 9 классе на уроках обществознания;
  • проведение публичных защит видов деятельности или выполненных работ (учебный проект).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН,

ВКЛЮЧАЮЩИЙ ПРАКТИЧЕСКУЮ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов на раздел

Зачетные работы

Тема 1. Введение.

2

Тема 2. Право.

5

1

Тема 3. Конституция Российской Федерации.

7

1

Тема 4. Права и свободы человека и гражданина.

7

1

Тема 5. Отрасли российского права.

10

1

Тема 6. Защита проекта.

3

1

                         

УЧЕБНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

№ п/п

Средства

Перечень средств

1

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся

Колонки, проектор, компьютер, электронная доска. VK Мессенджер, Я-Класс.

2

Цифровые образовательные ресурсы

Презентации по всем темам курса.

Правотека: портал правовой помощи. http://pravoteka.ru 

ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений»  https://fipi.ru/oge/demoversii-specifikacii-kodifikatory#!/tab/173801626-9

Фоксфорд. Подготовка к ОГЭ. https://foxford.ru/wiki/obschestvoznanie/ponyatie-obschestva-obschestvo-ka

 Сдам ГИА: Решу ОГЭ. https://soc-oge.sdamgia.ru 

ГАРАНТ.РУ. Информационно-правовой портал. https://www.garant.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Название раздела, тема урока

Дата

Коррекция

по плану

по факту

Тема 1. Введение. (2 часа)

1

Профильное обучение. ОГЭ как форма государственной итоговой аттестации по обществознанию.

2

Знакомство со структурой экзаменационной работы по обществознанию и особенностями выполнения различных видов заданий по модулю «Право».

Тема 2. Право. (5 часов)

3

Право, его роль в жизни человека и общества. Система права.

4

Норма права. Источники права. Нормативный правовой акт.

5

Понятие правоотношений. Правоотношения и их виды.

6

Признаки и виды правонарушений.

7

Правосознание и правовая культура.

Тема 3. Конституция Российской Федерации. (7 часов)

8

Конституция РФ. Структура, функции и основные принципы.

9

Основы конституционного строя Российской Федерации.

10

Федеративное устройство РФ.

11

Президент Российской Федерации.

12

Федеральное собрание. Совет Федерации и Государственная Дума.

13

Правительство Российской Федерации.

14

Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 4. Права и свободы человека и гражданина. (7 часов)

15

Права и свободы человека и гражданина в РФ, их гарантии.

16

Конституционные обязанности гражданина.

17

Гражданство как правовая категория.

18

Права ребёнка и их защита.

19

Особенности правового статуса несовершеннолетних.

20

Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

21

Международно-правовая защита жертв вооружённых конфликтов.

Тема 5. Отрасли российского права. (10 часов)

22

Гражданское право.

23

Право собственности и его виды.

24

Права потребителей.

25

Семейное право.

26

Права и обязанности родителей и детей.

27

Трудовое право.

28

Административное право.

29

Уголовное право.

30

Уголовная ответственность несовершеннолетних.

31

Особенности уголовного процесса по делам несовершеннолетних.

Тема 6. Защита проекта. (3 часа)

32

Социально-правовой проект: этапы подготовки.

33

Учебный проект «Права несовершеннолетних».

34

Учебный проект «Права несовершеннолетних».

При актированных днях (других форс-мажорных обстоятельствах) возможно использование дистанционных форм обучения;  самостоятельное изучение тем и выполнение работ в форме презентаций и других проектных работ; получение индивидуальных консультаций по видео звонку или посредством интернет-мессенджеров.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 6 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 6 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочнной деятельности 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Классный класс»

Обучение и воспитание в школе – важный способ передачи культурного и социального опыта, развития личностных, метапредметных и других способностей человека, получение позитивного отношения к базо...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 8 класс

Отличительная особенность данного курса - доступность предлагаемого материала для учащихся, планомерное развитие их интереса к предмету. Сложность задач нарастает постепенно. Приступа...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности 7 класс

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности "Зеленая лаборатория" разработана  для обучающихся 7 класса...