Дидактический материал по русскому языку
учебно-методическое пособие по русскому языку (7 класс) на тему

Заикина Ирина Викторовна

Материал по русскому языку для   индивидуальной работы.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал по русскому языку для   индивидуальной работы

ОРФОГРАФИЯ

1.Перепиши текст, вставь пропущенные буквы, объясни орфограммы.

« Там, где мы видим теперь кр…сивые ж…лтые кувш…нки , т…кла р…ка Каменка, достаточно глубокая для того, чтобы в нее могли зах…дить купеческие струги.В четырех верстах отсюда Каменка впадает в Нерль. Нерль выносит св…и воды в Клязьму, Клязьма – в Оку, Ока- в Волгу. И вот уже брезжит в г…лубой дымке сказочный Восток- благовония, к…вры, пряности, прочая роскошь.

… вот почему при раскопках мы находим в суздальском черноземе персидские, индийские, арабские деньги.»

                                                       Владимир Солоухин «Владимирские проселки»

Почему некоторые слова в данном тексте написаны с заглавной буквы?

Объясни значения слов « струги», «брезжит», « благовония», «пряности». Если затрудняешься, обратись к толковому словарю.

Выпиши два слова, где букв больше звуков, два слова, где звуков больше букв.

2. Спиши текст, вставь пропущенные буквы, раскрой скобки.

В…круг пылала

Отчая з…мля-

Ст…га, д…ревни,

Церкви и повети.

А здесь, внутри,

(За) стенами кр…мля-

Не только жены,

Ст…рики и дети.

Здесь, (за)ст…ною

Жил не только князь,

Митрополит

И славный воевода,

Но древних букв

З…тейливая вязь-

Язык, культура

И душа н…рода…

Ведь( в )те г…да

Сгорело столько кни….

А книги- тоже

Продолженье жизни.    

                                    Анатолий Жигулин « Оборона Владимира (1238)»

Укажи в тексте падежи и склонение существительных.

Проведи фонетический разбор слова « князь».

3.Спиши текст, вставь пропущенные буквы.

 Подчеркни служебные слова.

М…тель и лист..я. С к…локольни

См…трю на зол…то листвы.

И еле виден мир окольный

Из помутневшей с…невы.

А глянет со…нце-

Мир окрес…ный

Просторней, чище и в…дней.

И ближе берег неизвес…ный,

И даль прозрачней

И с…ней.

Под первым злым,

К…лючим снегом

Др…жит озябшая земля-

Зима жестоким печенегом

Пришла на мирные п…ля.

Но на ополье

Возле Нерли,

Где каждый храм

К реке приник,

Кресты и шпили

Не померкли,

Как грани ру(с,сс)ких

Ратных  пик.

                                            Анатолий Жигулин « Метель и листья. С колокольни…»

                                       ФОНЕТИКА. ГРАФИКА.  

1.Выписать из текста прилагательные  со словами, от которых они зависят.

Провести  фонетический разбор выделенных слов.

Над черными  елями серпик луны,

Зеленый над черными елями.

Все сказки и страсти седой старины.

                                                 

Все веси и грады родной стороны-

Тот серпик над черными елями.

Катился на Русь за набегом набег

                                             

Из края степного, горячего,

На черные ели смотрел печенег

И в страхе коней поворачивал.

                       

                                Владимир Солоухин « Над черными елями серпик луны»

2. Списать, вставить пропущенные буквы. Выписать слова, в которых только мягкие согласные звуки, потом слова, в которых только твердые согласные звуки.

« Оба раза пут… мой л…  жал  вни… по Клязьме. Выб…р его был для меня естествен.

Кого, выросшего на любой р…ке, не манила она вни…, к неизведанным св…им излучинам, перекатам и плесам! Всп…минается м…ё наивное де…ство, когда надо было

непременно иметь с друз…ями общую тайну, чтобы эта тайна скр…пляла дружеский сою… А жизнь была пр…ста и не д…рила мальчишек никакой, хоть самой завалящей, тайной. И тогда трое мальчишек выдумали её сами. Каждый надрезал около б…льшого пальца руку, выд…вил каплю крови и р…списался ею в клятве отправит…ся на будущее лето в путешествие по Клязьме.»  

                                                         Сергей Никитин «Живая вода»

Определить основную мысль текста. Найти аргументы.

Что вызывает улыбку при чтении этого текста.

Разобрать по составу слова: «выбор», «дарила», «большого».

3.. Определить значение букв «е», «ё», «ю», «я» в словах текста.

Среди ликующей весны,

Прошедшей сквозь пургу годин,

Комок священной тишины

Застрял у вечности в груди.

Молчит кувалда кузнеца,

Молчит эсминец на войне.

Лишь слышно,

Как стучат сердца

Солдат,

Погибших на войне.

                                     Алексей Шлыгин «Минута молчания»

Подготовьтесь к выразительному прочтению.

4.Вставить пропущенные буквы, объяснить.  В первом четверостишье твердые согласные подчеркнуть одной чертой, мягкие -  двумя.

Пл…ховата была …дежка,

И сл…чалось часто хв…рать.

-П…дыш… над г…рячей к…ртошкой,-

Г…ворила мне в де…стве мать.

Я дышал к…ртофельным зноем,

И казалось, в душу т…кло

Это очень р…дное, з…мное

Исц…лительное т…пло.

                                                Алексей Шлыгин «Плоховата была одежка…»

Укажите существительные, прилагательные, глаголы.

5. Списать, объяснить правописание гласных и согласных в корне.

    В первом четверостишье найти парные согласные звуки. Во втором отметить гласные    

    звуки.

Я с дорожных перекрестий

Низко кланяюсь тебе.

Нелегко стоять на месте-

Знаю это по себе.

Только ты не очень сетуй-

Это вовсе не порог,

Не обижен долей этой

Твой истоптанный порог.

Ты же был надежной вехой

Мне и всем ветрам назло,

Сохранял под старой стрехой

Края отчего тепло.

                         Алексей Шлыгин « Деревенскому дому».

Объясни значение слов: « перекрестий», « сетуй», « стрехой». В случае затруднения обратись к толковому словарю.

МОРФЕМИКА.

1. Списать, выделить корни  и приставки  в словах.

То леса, то перелески,

То долины, то поля-

Вся в зеленом перелеске

Родниковая земля.

Наплывет, прихлынет зыбко

Свет берёзовой красы-

Белозубая улыбка

Среднерусской полосы.

                       Алексей Шлыгин «Родниковая земля».

Найди и объясни орфограммы.

2. Контрольное списывание.

Озеро лесное, утром, по росе,

Приходил к тебе я ради карасей.

Мимо за грибами шел в дремучий лес,

Полный неизвестных, сказочных чудес.

И в тебе купался на исходе дня…

Озеро лесное, помнишь ли меня?

Вот опушки леса близится черта,

Я пришел наведать снова те места.

                        Вячеслав Дорофеев «Озеро из детства»

Выдели приставки в словах, объясни их правописание.

3. Списать, выделить окончания существительных, объяснить их правописание.

Владимир, город мой старинный,

Люблю тебя с твоей рекой,

С цветущей вишней и малиной

И родниками под горой.

Хранитель радужных открытий

Из- под искусного пера:

Здесь Вознесенский и Никитин,

И новой поросли пора…

И простота, и мудрость слова,

Стены величие святой,

Явленье «Троицы» Рублева

С божественною красотой.

Ключом Танеева скрипичным

Открыта гамма ярких нот.

И нет на свете мелодичней

Тех песен, что поет народ.

                         Николай Ковалевский «Мой Владимир».

4.Списать, выделить корни с безударной гласной.

« Село было в снегах, как в пуховых перинах, вдоль улиц его стояли деревья в серебре. Выглядело оно так же, как и многие села, но я его сверху видел в первый раз. Ничего особенного в таком зрелище вроде бы не заключалось и в то же  время  в нём было что-то фантастическое. Оно состояло в том , что Родина подняла меня на своих крыльях, пронесла над селом, над всем моим царством- государством, чтобы получше рассмотрел его, и не просто посмотрел, но подумал над его историей, над судьбами людей и описал всё это, как мог.»

         

                                     Сергей Ларин «В некотором царстве».

5. Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить.

« … в июне бывает праз…ник бере…ки. Но в этот день (не) ломайте суч…я, щ…дите берёзы.А в…сной и ос…нью сажайте их где только можно. Пусть подымут…ся( на) земл… новые светло- з…лёные рощи! Пусть неизменно радуют нетронутые т…нистые

 а(лл,л)еи  (в)г…родах и п…селках.»

     

                                  Сергей Ларин «Июнь Светлозорник».

Подобрать родственные слова к существительным данного текста.

Определите виды данных предложений по цели высказывания.

6. Из данного текста выписать слова с орфограммами на правописание гласных и согласных в корне, объяснить, подобрать проверочные слова.

Я выхожу напоследок

В грустно пустеющий сад.

Груши срываются с веток,

В ржавую крышу стучат.

Под обветшалым карнизом

Стынет в кадушке вода.

Час расставания близок,

Кажется, что навсегда.

Явится вспыхнувшим пышно

Скромный смородинный куст.

Стол под родительской вишней

Так сиротеющее пуст.

                                            Виталий Волков «Прощание»

Выписать существительные, указать род, число, падеж.

Выписать подлежащее и сказуемое из первых трёх предложений.

7.Списать, вставить пропущенные буквы.

Если зимней п…рой

Со…нце глянет (в)…кно,

Не (на)шутку п…кой

Р…стр…вожит оно.

Хоть в…сна и кр…сна,

Со…нце ярче з…мой.

Ноч… дли(н,нн)а, х…лодна.

День к…роткий, да мой.

И ц…ны ему нет.

Я м…люсь (на)з…рю,

И (за)каждый р…(с,сс)веет

Небо бл…годарю.

Шепчет мне сн…гопад:

Это старость пр…шла.

Но лучит…ся  з…кат,

Дог…рая дотла.

               Людмила Добрынина «Зимой»

Выписать слова с чередованием гласных в корне.

Разобрать по составу слова: «зимней», «растревожит», «лучится».

   

8. Контрольное списывание.

«Успенский храм… В нем возводился на княжеский стол дед Александра Ярославича Великий Всеволод, будут возводиться его внуки. Здесь станет Великим князем победитель татар Дмитрий Донской…

В Храме уже лежат останки княжеской семьи и жителей города, погибших во время штурма татарами Владимира, призывая к отмщению. Не привезён ещё из Ростова отдавший жизнь за Родину князь Георгий. До освобождения от ярма татар ещё век. Владимирский князь вынужден ездить к врагам, чтобы отводить беды от Земли Русской, ибо переполнена чаша народного терпения, то здесь, то там поднимаются восстания против татарского владычества. Нельзя допустить нового нашествия «поганых» на Русь, она ещё не оправилась от предыдущего. Вот и вынужден был Александр успокаивать гнев хана и усмирять непокорных для их же пользы, чтобы вставала страна из пепелищ, копила силы для борьбы с врагом…»

                           Иван Альгашев «За князем Александром Невским по земле Владимирской».

Выделить приставки в словах, объяснить их правописание.

Почему некоторые слова написаны с большой буквы?

Разобрать по составу слова: «непокорных», «вставала», «татарского».

9. Выписать слова с орфограммами «гласные и согласные в корне слова», выписать слова с приставками, объяснить.

«С детства все мы любим звонкие коньки, быстрые лыжи, шумные и радостные январские катанья на санках. Хорошо и весело прокатиться с крутых и пологих, белых, сверкающих ярыми снегами гор. Если и кувыркнешься в мягкий сугроб- не ушибешься. Когда же становимся взрослыми- манят нас и тешат сердце далекие охотничьи тропы, неизведанные просторы Синеборья, Мещеры, Лухского Полесья.

Так приятно прогуляться, побродить в раздумье по тихому зимнему лесу. Много здесь в эту пору снежных арок, шалашей, тоннелей, кочевых юрт, ворот с перекладинами, беседок, белых медведей, уютных темных укрытий под нависшими ветвями в чаще ельника.»

                           Сергей Ларин «Времена года» (« Январь морозный»)

Выделить окончания прилагательных, объяснить их правописание.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ.

1. Найти имена существительные собственные и нарицательные.

«В селах и деревнях наших и сейчас принято давать своеобразные названия улицам, «концам» села, его отдельным частям. Это идет, наверное, от той старой привычки, когда и жители села сами себя называли не именами, а кличками - неуважительно наделяли всякими обидными прозвищами-Ваньками, Васьками,Стешками, Палашками. Были среди них в Семеновском такие: Брюс, Горохово пузо, Кенгурв,  Мунига, Японец, Пырка, Кошаниха, Косой, Шикарный. Такие обидные клички надолго за людьми закреплялись, висели на них, как репей на овечьих хвостах. Живучими в просторечьи оказались и названия у сельских слободок.»

                            Сергей Ларин «Село Семёновское».

Расположите имена собственные в алфавитном порядке.

Укажите падежи существительных.

2. Списать, вставить пропущенные буквы, указать  существительные, обозначающие одушевленные и неодушевленные предметы.

«Много поз…нее других сл…бодок (на) южной ст…роне в…зникла, наконец, по счету последняя – Тужиловка. Название само (за) себя г…ворит. Крест…яне тут ж…ли и туж…ли- это была б…днейшая часть с…ла: б…траки, безл…шадники, б…днота и голы…ьба сельская, что из д…лгов круглый го… (не) выл…зала, те ж…тели- г…ремыки, у которых св…его хлеба (до) нового ур…жая (не) хв…тало. Это (у) многих (из) них- ни обуть, ни одеть, а постель они и (не) зав…дили- спали на с…ломе. Туж…ловские дети зиму с…дели на п…чи, (не) ходили (в) школу, потому что не в чем. Ели г…рох и мурцовку, к…ртошка считалась лакомством, а з…мой м…локо шилом хлебали.

-Пока тужилка натужится- живилка досыта наж…вётся,- так с грубоватой откровенност…ю п…смеивались (над) тужиловцами те, кто был п…богаче.»

                      Сергей Ларин «Село Семёновское».

Что вы узнали об истории слова?

Укажите падежи существительных.

3. Вставить пропущенные буквы, объяснить. Указать имена существительные собственные и нарицательные.

« Т…чет (под) Владим…ром маленькая, (на) первый взгля…  ничем не пр…метная реч…шка Содышка. …

(На) реч?ку эту, как бусы (на) ниточ?ку, н…низаны д…ревни и сёла: кроме Семёновского и Сновиц ст…ят (на) её берегах Владим…ровка, Спасское, Оборино, Немцово, Богослово, Веризино. …

Мы и раньше г…рдились ч…стоструйной Содышкой…

Без неё и Волге (не) бывать. Из таких вот малых реч…шек и полнится, наб…рает силы в…ликая ру(сс,с)кая река.»  

                                    Сергей Ларин «Содышка»

Выписать имена собственные в алфавитном порядке.

Выделить окончания существительных, указать склонение и падеж.

4. Выписать в три колонки имена существительные первого, второго, третьего склонений.

« Так потихоньку, с разговорами, шагали вдоль села, по длинной аллее из елей, берёз и лип, в сторону Мстёры.

Где- то на полпути, под тополями, ожидала нас простая деревенская доска, прочно приколоченная плотницкими гвоздями. Присели.

Больше мы уже не ждали никаких чудес. Просто хотелось попить свежей воды, отдохнуть

в тени и шагать дальше.

Напротив виднелась водоразборная колонка, сельская новинка, которой не было во времена коммуны.

Наискосок, через дорогу, на другой стороне улицы, красовался продмаг с зелёной вывеской и невысокой стеклянной витриной. Он был закрыт на перерыв. У крылечка толпился народ…»

                                 Сергей Ларин «Станция Юность».

Выписать словосочетания прилагательное + существительное, выделить окончания, указать падеж.

5. Вставить пропущенные буквы, объяснить. Указать склонение и падеж существительных.

« Ноч… была тихой , бе…ветренной, звез?ное небо (без) к…нца и края ра…кинулось над Мещерой. …громные сосны- с…менники ст…яли (на) бугре, не ш…лохнувшись, точно пр…слушиваясь (к) т…шине, и пламя к…стра (по) вр…менам пр…чудливо осв…щало их кр…сновато-ж…лтые, замшелые снизу ств…лы. Слева (от) нас, (за) густым р…китником, т…кла Бужа, русло её лишь угадывалось (в) т…мноте. Тут она делала п…ворот, ныряла в ч…щу и вдру… скрывалась (из) гла… . (На) другом б…регу её, крутом и …брывистом,- я знал это,- нависли (над) омутом п…дмытые п…ловодьем дубы. Они ещё цепко, (изо) всех сил, д…ржались к…рнями (за) почву, но дни дубов- несчастливцев были сочтены.»

                             Сергей Ларин «Ночлег на Буже».

Разобрать по составу слова: « безветренной», «раскинулось», «скрывалась».

Найти предложения с однородными членами.

6. Контрольное списывание. Указать склонение и падеж существительных.

«Река Польга в этих местах капризна и очень извилиста. Она то образует широкие омуты, то сужается настолько, что удочкой можно достать до другого берега. Идти берегом среди зарослей, местами непроходимых, нелегко. Бредешь по реке, почти не видя её, час- другой, думаешь, что проделал большой путь, а оказывается, шел по излучине и, если считать по прямой, пройдено не больше километра.

Я знал, что у рыбной ловли на этой речке есть свои особенности. Здесь не то, что на Клязьме. Там рыбак выберет себе местечко и спокойно на всё утро располагается ловить. А на Польге надо найти подходящий омут, осторожно пробраться к нему сквозь гущу кустарников и тут же закидывать леску. Так я поступил на этот раз. Бросаю крючок с червяком - поплавок сразу идет ко дну. Началось рыбацкое  торжество! Теперь только не зевай. Крупные окуни жадно хватают наживку, и я выкидываю на берег одну рыбину за другой. Но если один окунь сорвется или, например, застромишь леску и, отцепляя её, наделаешь много шума, то ловле конец, рыба клевать не будет».    

 

                       Сергей Ларин «Тихоня».

Подчеркнуть подлежащее и сказуемое в предложениях.

Найти сложное предложение.

7. Вставить пропущенные буквы, указать падежи существительных.

« Утром в д…ревне в з…мороженные окна свет едва пр…б…вается, двер… крыл…ца не …ткроешь- зав…лило сугробом. Избы ут…нули в сн…гу до самых тру… . Под …кном на улице- ни тр…пинки, ни д…роги,- вокру… только снежные в…лы, б…рханы да с…неватые от т…ней л…жбины. А в поле хоть не п…казывайся- от доро… никаких сл…дов. Куда ни посм…три- лишь белая р…внина да д…ревья в г…рностаевых в…ротниках, пышных шапках и с…ребряной б…хроме. Но вот от самой …колицы через прогон уб…гает вдаль тонкая, извилистая лыжня,-это сельский письм…носец …тправился на почту. И не так-то просто прот…рить свежие тропки, прол…жить новый путь. Где ни ступи - снега не то что по пояс, а иной ра…, в ни…ких местах, и по грудь.»

                                    Сергей Ларин «Февраль суровый».  

Выписать словосочетания прилагательное + существительное, выделить окончания.

Разобрать по составу слова: «замороженные», «воротниках», «проложить».

8. Контрольное списывание.

Деревья чем старее, тем прекрасней,

Но вряд ли есть судьба ещё опасней.

Ведь от огня не убежишь с опушки,

От топора, пилы не спрячешь ушки.

Уж столько в жизни испытали муки:

До смерти отмерзали ветки- руки,

Зима все слезы выжимает, сушит,

А лето жжет и изнуряет душу.

Вся жизнь- разрыв между душой и телом,

Вся жизнь- навзрыд между мечтой и делом:

Как ветки рвутся к небу голубому!

Как корни крепко привязали к долу!

И можно б, наконец, уснуть, забыться,

И не мечтать, как зеленью покрыться.

И думаешь, что вот теперь, с годами,

Их не пронять весенними ручьями.

Они стоят во всем своем величии…

А в голове- то снова - песни птичьи!

                          Татьяна Озерова «Деревья чем старее, тем прекрасней…»

О чем это стихотворение?

Есть ли переносный смысл в строках?

Каково настроение стихотворения?

Какова основная мысль стихотворения?

Поставьте логическое ударение в строках, укажите паузы.

Подготовьтесь к выразительному прочтению.

9. Вставить пропущенные буквы, объяснить. Определить род, склонение, число, падеж существительных.

Чере… поле рж…- д…рожка.

А к…лосья- по пл…чо.

По к…ленке б…ет лукошко,

Со…нце гол…ву печ…т.

Словно вынырнул из моря,

Изо ржи - да прямо в лес!

В небе жав…ронки спорят,

Растеряв на крыльях вес.

Если белых нет - не мешкай,

Вспомни бабкины сл…ва

Про л…сички, сырое…ки-

И наполнишь кузова.

                                    Михаил Аганин « По грибы».

К существительным первого четверостишья подобрать родственные слова.

10. Списать, вставить пропущенные буквы, указать существительные, прилагательные, глаголы.

Майский веч…р. Тихий вет…р,

П…ребрав листву б…рё…,

Гр…бешком еловой ветви

Тронул пря…ь тв…их в…лос.

Тихо- тихо, только звезды

Нарушают наш п…кой.

Зачерпни их, словно грозд…я,

Из руч…я св…ей рукой.

Так т…ржественно печален

Изумрудной ночи лик…

Как по ложеч?ке по чайной

Воду в травы л…ет р…дник.

                                            Михаил Аганин « Майский вечер. Тихий ветер…»

 Найти существительные, образованные суффиксальным способом.

11.Списать, найти орфограммы. Выделить окончания существительных, указать падеж.

Заря легла мостком  через реку,

И, как земли рассветные сигналы,

Уходят во вселенную «ку-ку».

Березы, как торговки кружевами,

Видны, куда ни глянь, издалека,

И лоси жадно влажными губами

Уткнулись в золотые облака.

                                                   Владимир  Андреев «Утро».

Выписать существительные, в которых только твердые звуки.

Разобрать по составу существительные: «мостком», « кружевами».

12. Списать, вставить пропущенные буквы. Определить склонение, падеж существительных.

Ещё встр…чает лес меня гр…бами,

Ещё …стра осока у б…лот.

А где-то там, за дальними х…лмами,

З…ма п…лотна сн…говые ткет.

Она ра(с, сс)телит их по всей Р…ссии

И пустит в…юги жгучие в р…згул.

Мне в…силек се…одня глазом синим

В п…следний ра…, быть может, п…дмигнул.

                                      Владимир  Андреев « Ещё встречает лес меня грибами…»

13. Списать, найти орфограммы на правописание приставок и предлогов.

  Указать склонение и падеж существительных.

Бродил туристом по Кавказу,

На Рижском взморье побывал,

Но я, домой вернувшись,  сразу

О тех маршрутах забывал.

И там, где огненною плазмой

Мерцало море под луной,

Я сердцем видел, как над Клязьмой

Рассвет дымился голубой.

Мне говорил сосед на пляже,

(Вернее было бы – корил),

Что моря нет на свете краше,

А я о Клязьме загрустил.

Я припадал к тебе губами

Во снах в далекой стороне,

И берегами, как руками,

Ты, Клязьма, тянешься ко мне.

        Владимир Андреев «Клязьма».

Указать прилагательные и глаголы в тексте.

14.Вставить пропущенные буквы, объяснить. Указать склонение и падеж существительных.

 Р…стаяли л…динки (на) улиц…,

Б…жит (по) д…рог… ручей.

В…сна кр…снощёкая жмурит?ся

(От) ласковых тёплых лучей.

(По) лужам тр…звонят к…пели,

В…сеннему радуясь дню.

(На) дачи гр…чи пр…летели

И делят ж…лплоща…ь св…ю.

Берё…ки, (на) со…нышке нежась,

Любуют?ся (в) зеркал… во…,

И чистого воздуха свежесть

(Над) Клязьмой- р…кою плывёт.

                          Владимир Кузнецов «Весна на Клязьме у Коврова».

Подчеркните подлежащие и сказуемые в данном тексте.Подберите синонимы к словам «бежит», « трезвонят».

15. Списать, отметить все известные орфограммы. Указать падежи существительных.

Окутан утренним туманом,

Под сводом голубых небес,

В зеленом, бархатном кафтане

Мне сказки шепчет русский лес.

Здесь где-то в стороне ручей

Журчит, как жаворонок звонкий,

Блестит под паутиной тонкой

Притоком сказочных ключей.

Стоят здесь, как богатыри,

В раздумье сосны вековые…

Невольно вспомнишь щит России-

Петра двинские корабли.

                        Анатолий Пашинский « Русский лес».

Подберите синонимы к словам «шепчет», «журчит», « блестит».

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ.

1. Определите разряды прилагательных, выделите окончания, укажите падежи.

« Майское раннее утро предстало перед нами во всей  своей первоцветной красоте. Из-за берёз косо, в полдерева, светило солнце, та роса, что по народной примете коням бывает лучше овса, сверкала на свежей, ярко зелёной молодой траве. В низинке, в небольшом бочажке, как золото, вспыхивали под лучами солнца ярко-желтые цветы калужницы.

…Облокотившись на крыльцо кабины, он (Прохоров) с улыбкой слушал неистовую соловьиную перекличку. Она- то и была закваской в этом хмельном утреннем спектакле».

                                       Сергей Ларин «Соловьиная роща».

Указать служебные части речи.

Разобрать по составу слова: «первоцветной», « полдерева».

2. Выписать прилагательные вместе с существительными, выделить окончание, указать падеж.

« Всё прекрасно и заманчиво на Клязьме - реке: полупрозрачные туманы, желанные утренние зорьки и поздние закаты с зарёй в полнеба…

…когда плывёшь по Клязьме в некий заветно назначенный майский день, только диву даешься: на плёсах светло и нарядно, берега сплошь покрыты кипенно - белым черёмуховым цветом. Средь него только изредка просматриваются другие деревья - так богато, размашисто и весело цветёт благодать- черёмуха, такой густой пеной поднялись её лепестки, таким узорно- кружевным прибоем полны до самой воды береговые откосы, кручи и складки - вся настоянная на ароматах её цветов тенистая урема, словно одна только черёмуха растет и властвует на обоих берегах реки».

                                Сергей Ларин « Цветёт черёмуха».

Выписать слова с орфограммами « гласные и согласные в корне».

Найти однородные члены предложения.

3.Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить. Подчеркнуть прилагательные, указать число, род, падеж.

« Кучей- Быш- левый пр…ток Польги, р…ка неб…льшая, но угрюмая и дикая. (На) б…регах этой реч?ки нет с…лений, только (в) начале её ст…ит д…ревня Колобродово. Туда я п…шагал. (С) северной ст…роны л…сной д…ро…ки возвышался смешанный лес- Люсин бор, а (с) юга под уклон тянулся мелкий б…резняк. (По) тенистому склону леса …бильно р…сли ландыши, а меж кустов- ре…кая соч?ная тр…ва.

Вдыхая чистый л…сной воздух, насыщенный зап…хом лист…ев и тра…, я медленно шел (к) реч?ке. Сол…вьи пели вполголоса. Так было кругом сп…койно и х…рошо, такая ст…яла (в) пр…роде тиш…на, что торопит?ся не хотелось».

                                                Сергей Ларин «Тихоня».

Выписать глаголы, определить время.

4.Контрольное списывание.

« Стоят теплые, тихие дни, благодатное солнце светит ярко и греет по- летнему. Как и прежде, в зелёном наряде сады и леса, на полянах и в поймах много цветов, фиолетово- белыми огоньками цветет картофель…

Лето на ущербе, и всё предвещает осень. День за август становится ещё на два часа короче, ночи бывают холодными. Утром небо по- прежнему лазурное, но облака тут и там плавают над горизонтом…

Август-Хлебосол - последний летний месяц, пора зрелости, изобилия, уборки урожая. Ночью над лесом тревожно и загадочно сверкают беззвучные зарницы…

Серпень - старинное название августа.

…Август - яблочный месяц.

Частый гость августа - Дождик Ливневич, теплый, ласковый и спорый на влагу. Наступает долгожданная грибная пора…»

                                                Сергей Ларин «Времена года» (« Август Хлебосол»)

Указать разряды прилагательных.

Выделить окончание прилагательных, определить падеж.

5. Списать, вставить пропущенные буквы, объяснить.

« (До) снежно…о п…крова  встр…чают?ся (в) л…су пестрые д…лгоносики- вальдшнепы. Их недаром з…вут к…ролевской дич…ю. Нет ничего увлекательнее к…роткой …хоты на этих бл…городных птиц (во) время « высыпок»- валового …сеннего пр…лета. Много знаний и м…стерства нужно …хотнику, чтобы отыскать л…сных куликов и затемно вернут…ся д…мой (с) ре…кими трофеями.

В предзим…е рыбаки всё ещё « к…лдуют» (с) удоч?ками, добывают (на) ж…вца окуня, щуку, готовят?ся (к) ловле любителя ни…ких т…мператур- н…ч?ного хищника налима. На Содышке любую опущенную (на) дно наса…ку азартно  хв…тают крупные серые раки, которых развелось там в…ликое множество. Но скоро рыб…ловам придет?ся сматывать удоч?ки: осе(нн, н)ие «замереки» кончают?ся, вот-вот  грянут м…розы и в…доемы п…кроют?ся льдом.»

                                               Сергей Ларин «Времена года» (« Октябрь Туманович»)

Определить разряды прилагательных.

Определить способы образования прилагательных.

Указать род, число, падеж прилагательных.

6. Списать, вставить пропущенные буквы. Указать род, число, падеж прилагательных.

Т…шина. Синий дым над д…ревнею,

Ра(нн,н)ий вечер на плечи спускает?ся,

Дремл…т церковь без имени древняя,

Здесь св…тое души начинает?ся.

Небо ниже к…лен, к…локольнями

Тянут реки- кр…сты церкви древние,

Бродят мысли путями …кольными,

Но дойдут только самые верные.

Тает сне… под м…ими р…сницами.

Обн…мает д…ревьями голыми,

Смотрит церковь пустыми гл…зницами

На п…ля за д…ревней бе…молвные.

По сл…дам уг…сающей осени

Бродит в поле душа неотпетая,

На в…сках не то сне…, не то проседи,

В сер…це чу…ство, надеждой с…гретое.

                                  Дмитрий Новиков «Церковь без имени».

Выписать прилагательные, образовать краткую форму.

Подчеркнуть подлежащее и сказуемое в предложениях текста.

                                       

7.Выписать прилагательные вместе с существительным, от которых они зависят, указать род, число, падеж.

Весеннее ясное небо,

Бескрайний простор голубой…

Всё в мире прекрасно - и мне бы

Опять повидаться с тобой.

В потоке весеннего света

Знакомое вижу крыльцо,

Всё так же, как прежде, но где-то

Твоё затерялось лицо.

Звучат соловьиные трели,

Блестит молодая листва.

Из влажно дымящейся прели

Выходит трава- мурава…

 

                                    Юрий Корнилов « Весеннее ясное небо…»                                

Указать в тексте местоимения, подчеркнуть как члены предложения.

Определить способ образования прилагательных.

8. Списать, вставить пропущенные буквы. Выделить окончания прилагательных.

« Октябрь-  месяц п…са…ки л…сных и пл…довых д…ревьев и кустарников…

Наст…ют сроки мять лён, пр…брать ульи в омшаник, с…лить к…пусту. Вкусно пахнут к…пус…ным л…стом осе(нн,н)ие …городы.

Г…ворят, что октябрь- грязник ни к…лёса, ни пол…за не любит. Но эта особенность месяца сейчас никого не пугает. По д…рогам во все стор…ны б…гут машины, на п…лях гудят р…ботяги- трактора. Трудовые будни совреме(нн,н)ого с…ла идут своим ч…редом, и осе(нн,н)яя затяжная неп…года, какой бы она ни была, нынче им не п…меха.»

                                                       Сергей Ларин «Времена года» («Октябрь Туманович»).

Определить способы образования прилагательных.

Подчеркнуть служебные части речи.

9. Выписать прилагательные вместе с существительными, указать род, число, падеж.

« В весенние каникулы отец обещал взять нас с братом, которому в ту пору было всего десять лет, в горы на кабанов.

На Дальнем Востоке под сороковой параллелью у моря в марте уже почти весна, но в высоких горах ещё много снега, а на хребтах едва проходимые сугробы. В тени морозно, на солнце тает. Солнцепечные склоны уже все желтые, в сиверах - зима.

Заехав поездом под самый перевал станового хребта, мы ушли за несколько километров от маленькой таёжной станции и остановились в знакомой голубой фанзе, одиноко прилепившейся у подножия одного из отрогов мощного становика. Эта корейская хата была отштукатурена необыкновенного цвета глиной, отчего действительно выглядела совершенно голубой».

                                        Валерий Янковский «Первый трофей».

Разобрать по составу прилагательные, подобрать родственные слова.

10. Списать, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть прилагательные как члены предложения.

« В тот день я п…днялся рано и сразу за д…ревней, как в к…ридор, вош…л по у…кой тропке в р…систую ро…ь. Здесь к…нчалось пр…хладное п…речье, и теперь меня долго будут сопр…вождать на пути ржаные п…ля, пыльные к…ртофельники, будет п…лить со…нце, и только изре…ка накроет св…ей тенью какая- нибудь умница туч?ка, овеяв ле…ким в…терком.

Из-за синей кромки д…лекого леса уже вставало со…нце. Оно, как фокус огромной линзы, наведенной на н…бесный сво…, ст…новилось всё меньше, всё г…рячей, и к…залось, что небо вот-вот задымит?ся и вспыхнет в этой осл…пительной точ?ке маленьким языч?ком пламени».

                                         Сергей Никитин «Живая вода» (« Жаркий день»).  

Определить способы образования прилагательных.

                                                    ПУНКТУАЦИЯ.

1.  Определите цель, интонацию  предложений, подчеркните главные члены.

Не уставай бросать зерно

В тобой распаханную землю,

Как деды делали издревле,-

И колосом взойдет оно.

Не уставай бросать зерно

Для блага сущего Отчизны,

Зерно добра, любви земной.

Пусть зреет вечный колос жизни!

                                     Нина Макарочкина « Зерно».

Найдите орфограммы на правописание гласных в корне.

Выпишите слова, в которых только твердые согласные звуки.

Подготовьтесь к выразительному прочтению.

2. Определить цель, интонацию предложений, найти обращения.

Что ж ты, ночь, не кончаешься

И не даришь мне сна?

Что ж ты, ветка, качаешься

До зари у окна?

Иль тоскуешь по просини

Утра вешнего ты?

Иль предчувствие осени

Всколыхнуло листы?

…………………………

Что ж ты, ночь, не кончаешься

И не даришь мне сна?

Что ж ты, ветка, качаешься?

А в саду тишина…

                                  Алексей Шлыгин «Ночная ветка».

У глаголов настоящего времени определить спряжение, лицо и число.

Подготовьтесь к выразительному прочтению.

3. Списать, вставить пропущенные буквы, расставить запятые.

«Я давно зам…чал что р…ка, вблизи которой выр…с чел…век, …ткладывает св…еобразный отп…чаток на его х…рактер. Даже гл…за щ…рят по- разному в…лжане и д…нчаки дн…провцы и уральцы клязьминцы и деснинцы. И если г…ворить о Клязьме, то я ск…зал бы что она впл…тает в х…рактер чел…века какую-то лирико- меланхолическую жилку… Что тому виною? Медле(нн, н)ые ра(сс, с)веты в розовом тумане ветреные полдни с грудами з…лотисто- синих …блаков на г…ризонте крик перепела во ржи бледным вечером июля или пер…ливчатые звезды в ч…рном провале августовского неба?..»  

                                 Сергей Никитин «Живая вода» («Клязьма»).

Указать служебные части речи.

Подчеркнуть однородные члены предложения.

4. Списать, расставить знаки препинания, определить цель, интонацию, конструкцию предложений.

По улицам бродили сны

Короткие и длинные

И журавлиный крик весны

Будил края старинные.

Старинный город старый дом

Собор парит над кручею

И день весенний за окном

И радует и мучает.

Дыханье ветра. Птичья трель

Звенит не обрывается

Летит лети вперёд апрель

И что-то начинается.

И волны света в небесах

И куполов блистание

И древний город на холмах

Весь полон ожидания.

                     Юлия Васильева «По улицам бродили сны…»

Выделить окончания существительных, прилагательных, указать падежи.

5. Вставить пропущенные буквы, расставить запятые.

Давно зн…комый сер…цу милый ви….

Зима зима в…сна ещё не скоро.

Се…одня со…нце крыши з…лотит

И купола Успенского с…бора.

Как бел…снежных крыш пр…зрачна млечность!

И город на з…снеженных х…лмах

Притихший со(нн,н)ый уплывает в вечность

И вольно дыш…т на семи  в…трах.

Так время нез…метно нас н…сёт

Невидима для гла… его стихия.

З…мля и со…нце вечные пр…стые

Сопров…ждают тихий наш п…лет.

Всё некогда п…думать оглянут?ся.

Не ведаем, а может, не х…тим.

Нам позв…ляет к тайне прик…снут?ся

Задумчивая прелесть наших зим.

                             Юлия Васильева « Давно знакомый, сердцу милый вид. »

Выписать слова, в которых два корня, две приставки, разобрать их по составу.

6. Списать, расставить знаки препинания, найти предложения с прямой речью.

Накину шаль на плечи

С вязаньем посижу.

Садись поближе к печке

Я сказку расскажу.

Жила – была берёзка

В тиши лесных полян

Из ситчика в полоску

Носила сарафан.

Привет  румяный малый

Ей кланялся рассвет…

Зардевшись, отвечала

Берёзонька Привет.

И с песней расплетать бы

Ей девичью косу
И пировать бы свадьбу

В берёзовом лесу.

Но с лютого мороза

С палящей ли жары

Вдруг высохла берёза.

Сверкнули топоры.

В печи чернеют угли

Мерцает прах золы

Но корень не погублен

Пробьётся из земли.

Берёзка улыбнется

Как долго я спала.

Ведь в сказке, как ведется,

Добро не помнит зла.

                         Людмила Добрынина «Сказка».

Каково настроение стихотворения?

Как вы его поняли? О чем оно?

Какие строки звучат  грустно, печально?

В каких строках чувствуется улыбка автора?

Каков смысл заключительной строфы?

Подготовьтесь к выразительному прочтению.

 7. Найти однородные члены предложения, сложные, расставить знаки в диалоге.

Вижу, вижу сквозь толщу веков

На Владимирке семь мужиков

Бородатых худых в кандалах,

Что гремят на руках и ногах.

……………………………….

И над жутью такой – благовест

По утру раздавался окрест.

Благовест в честь рождения Христа

Задрожали жандарма уста.

Глянул он на распятие в высь

И сказал пред собором Молись!

Зазвенело всего шесть цепей

А седьмая молчит, хоть убей!

Ах, безбожник  жандарм подскочил

И затрещину тот получил.

Да молись же быстрее бандит!

Не могу локоть вами разбит.

Ну так левой рукой- не лукавь!

У меня вместо левой – рукав.

Ну тогда поклонись до земли.

Поклонился – и дальше пошли.

                 Николай Ковалевский  «Владимирка».

8. Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, подчеркнуть основы сложного предложения, указать однородные члены.

Было тих… и со…нце св…тил…

Под …кном г…лубели цв…ты…

Но какая – то буйная сила

Вдру… р…звеяла мир красоты.

Это с севера ярос…ный ветер

Нал…тел засв…стел пов…лок

Клоч…я крыш сор и хлам.

Всё на св…те разм…тал он по сомну д…рог.

С треском падали с дер…ва суч…я

И в…роны кр…чали, гр…зя.

В блеске молний л…хматились тучи

Гром р…скатывал – громче нельзя…

                                     Юрий Корнилов « Было тихо и солнце светило…».

9. Расставить знаки препинания, Найти предложения с прямой речью.

Нынче снова будет взбучка

А причина тут одна:

Просто мама – почемучка,

Хоть и взрослая она.

Как придешь из школы- здрасьте!-

Сто придирок ни за что

Почему оторван хлястик

И без пуговиц пальто?

Я уже на той неделе

Слышал каверзный вопрос

Почему щенок в портфеле?!

Но ведь он - бездомный пёс…

Вот опять назрела драма

И нарушился покой.

Ох, беда с тобою мама

С любознательной такой.

                      Алексей Шлыгин «Мама- почемучка».

Какое настроение создаёт стихотворение?

Подготовьтесь к выразительному прочтению.      

 

10. Расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения.

В сложных предложениях выделить основы.

« Военные установили где засел отряд чеченских боевиков и по большому горному селу ударили ракетами. После обстрела в село вошло подразделение федеральных войск. По изрытой взрывами улице тяжело переваливались бронемашины с открытыми люками. Из люков выглядывали командиры экипажей а на горячей броне, держа курки взведёнными, сидели усталые измученные летней жарой десантники. В некоторых дворах и перед фасадами низеньких домов виднелись глубокие траншеи с несколькими погибшими в них боевиками. В проломах домов, пораженных снарядами,  мелькали закоптелые очаги разбитая мебель посуда детские игрушки а кое- где тела мирных жителей. Большинство взрослых и детей спряталось от военных но несколько старых мужчин и женщин уныло бродили по пепелищам голосили над трупами близких.»

                                    Альберт Карышев «Больно».

Указать падежи существительных.

Выписать слова, в которых только твердые согласные звуки.

11. Расставить знаки препинания при диалоге. Вставить пропущенные буквы.

« Солдат схв...тил её (за) руку и так быстро пот…нул (за) собой, что (у) неё сер…це едва (из) груди (не) выск…чило. Спрятались (за) какое-то мелкое неразрушенное стр…ение. Вместе скинули сумки (с) Аленина плеча. Парень встал сп…ной (к) к…рпичной ст…не и, перев…дя дух, улыбнулся.

    Ты откуда? п…интересовался солдат.

Она ст…нула (с) г…ловы светлую к…сынку, потерла ею всп…тевшее лицо.

    С Брянщины. А ты?

    Из Владим…ра.

    Что бабий пл…ток носишь? спр…сила Алена.

    Это не бабий, а мужской. Называется бандан. Ле…ко (в) нем, удобно. И круто. Многие тут             наши в банданах… А я сперва подумал, ты старая, а как волосы р…спустила, вижу, что мол…дая.

Солдат улыбался и, ей пок…залось, нахально глазел на неё.

    Я и есть старая  произнесла Алена сердито.  Мне уж скоро сорок. Сын (у) меня (в) твоем,  наверно, возр…сте. Ранило его, (в) госпиталь (к) нему еду.

    А! Ну, пусть скорее вызд…равливает! Передавай пр…вет!»

                                        Альберт  Карышев  «Больно».  

 

12. Расставить недостающие знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения, выделить основы сложных предложений. Вставить пропущенные буквы.

Д…лёкие де…ские были

Из сер…ца (не) выбросишь их…

П…дшитые валенки были

С с…строю у нас на двоих.

См…трел я  в окошко уныло

С…скабливал лё… со стекла

На улицу со…нце м…нило

Тр…пинка куда-то звала-

За синие горы и долы

За алые всплески з…ри…

Пр…топает Лиза из школы

И валенки снимет  Бери!

Пока она учит уроки

Я выйду в з…снеженный са….

Как радости малые крохи,

Сн…жинки в л…дони л…тят…

                           Алексей Шлыгин «Валенки».

Подберите синонимы к словам «уныло», « притопает».

13.Найти обращения, расставить знаки препинания.

Мой друг ты так ко мне участлив

Так радость велика твоя

Ты так моей удаче счастлив

Как вряд ли счастлив даже я.

………………………………..

Прости Кузьминское село.

Тебе я был отлетной птицей

И обещал, ветрам назло,

Весною снова возвратиться.

………………………………

Что ж ты ночь не кончаешься

И не даришь мне сна?

Что ж ты ветка качаешься

До зари у окна?

               Из стихотворений Алексея Шлыгина.

Определите цель, интонацию предложений.

14. Запишите, разделив текст на слова и поставив необходимые знаки препинания.

 «КогдавыехалиизлюднойМстёрынежаркоесолнцеещёстоялодовольновысокоМиновалимостчерезчистуюрекуТарусловнопересеклинекуюпограничнуюлиниюЗарекойначинались

скошенныепойменныелугасзелёнымковромотавыПаслисьстадакоровкозиовецадалеена

возвышенностибылидремучиевладенияхвойноголеса.»

                                      Сергей Ларин «Станция Юность».

15. Контрольное списывание.  

« Я потом вспомнил, что в начале рейса путники были печальными, хворыми, с головной болью. Они то и дело глотали таблетки и сосали валидол.

Теперь же всё поразительным образом переменилось.Купание ли в Мстёрке подействовало, прогулка ли в сосновый бор, лечебные ли свойства владимирских чудо-грибов или что-то другое, но я с великим изумлением видел: рядом со мной сидели ещё совсем молодые мужчины, бодрые духом, весёлые.

Теперь это были не усталые от житейских невзгод люди, а юные романтики и мечтатели, с расстегнутыми воротами, встрепанными шевелюрами, способные на дерзость и подвиг.

И старая машина не скрипела больше, не ломалась, не требовала ремонта. »

                                       Сергей Ларин «Станция Юность».

Подчеркнуть однородные члены предложения.

16. Расставить знаки препинания, подчеркнуть однородные члены, найти предложение с прямой речью.

« В юности каждого человека влечёт романтика поиска нехоженых троп неизведанных стран и диковинных встреч. Одни хотят побывать на перевалах Кавказа другие- в дебрях Уссурийского края третьи- в Саянских горах  на  Черном море или в сибирской тайге.

Немало и таких, что мечтают о берегах озера Мичиган в Бразильских прериях австралийских саваннах пагодах Индии и лазури Неаполя. И в этом нет ничего худого. Недаром сказано Если бы люди не путешествовали, как бы они узнали о красоте и величии мира! Беспокойство страсть к путешествию жажда новизны впечатлений - неотъемлемые качества человека они у него в крови и вряд ли кому придет охота осуждать и высмеивать их.»

                                   Сергей Ларин «Синеборье».

Выписать глаголы, указать время, вид, спряжение, лицо, число.

17. Расставить знаки препинания при однородных членах, вставить пропущенные буквы.

«В …доемы п…крыты  пр…зрачным и тонким, как око(нн,н)ое ст…кло, ле…ком. Скво…ь него у б…регов видны бурая …сока опавшие лист…я водор…сли телорез куга остатки зелёной ряски. Иногда, словно горсть мелких …сколков зеркальца, пром…лькнет у берега стая пугливых мальков.

Рыб…ловы- любители с нетерпением ждут проч?ного лед…става и готовят?ся к п…дводному блеснению. К…роткие удоч?ки пешни коловороты вся прочая снасть наготове. Зимняя сп…ртивная ловля рыбы на блесну мормышку стала любимым занятием зд…ровым отдыхом для многих. Владимирцы ловят на Клязьме Колокше Нерли Судогде Ушне на озерах в заводях Ловати и Буже.»

                                       Сергей Ларин « Времена года»(« Ноябрь Зазимник»).

Подчеркнуть прилагательные, указать род, падеж.

18. Вставить пропущенные знаки препинания, подчеркнуть однородные члены предложения.

« Птицы тянуться к селениям сторожкам городским окраинам. К нам прилетают свиристели чечётки пеночки. В городах появляются красногрудые красавцы- снегири. Они доверчивы человека подпускают близко кормятся на улицах и в парках вкусными

семенами ясеня. Синицы щеглы овсянки и другие наши пернатые разведчики хранители лесов и садов во время морозов и больших снегопадов нуждаются в помощи человека.

Нужно их понемногу подкармливать.

Почетное дело для школьников - устроить как можно больше «столовых» для птиц. Это посильно каждому. Труда не много а польза огромная.»

                                           Сергей Ларин «Времена года»(« Ноябрь Зазимник»).

Выписать словосочетания глагол + существительное, указать падеж существительного.

19. Запишите, разделив текст на слова и поставив знаки препинания.

«ЗимавнашихместахпообыкновениюначинаетсякрепкимиморозамиНебываетнедостаткавкрасивыхилегкихпорошахметеляхвдолгихгустыхснегопадахПовсюдупоявилисьтеперьуженетощиесугробызабелелираздольныеравниныНебосливаетсясгоризонтомДеревьястоятвбахромеинеяЧистыимолчаливысиниелесныеполяныНеобычайнопозднимбываетдекабрьскоеутроНебоутромбываетнежнорозовымчутьприглушенноетуманцемслегказавуалированноеседойзимнейдымкой.»

                                     Сергей Ларин «Времена года»(« Декабрь Снеговей»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

дидактический материал по русскому языку для углублённого изучения предмета

задания для 5-7 классов разного уровня сложности, построены по принципу "от простого- к сложному"...

дидактический материал п русскому языку

Представлен дидактический материал на основе текстов УНТ и художественной литературы...

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...

Дидактический материал по русскому языку в 7 классе

Дидактический материал для повторения темы "Наречие"...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь

В методической разработке содержатся задания, предназначенные как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык,...

Дидактический материал по русскому языку по теме «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по высказыванию И.С.Тургенева «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!»

В методической разработке содержатся задания как для индивидуальной, так и для групповой работы с учащимися 11 класса на занятиях по написанию сочинения С1 по теме «Берегите наш язык, наш прекра...