Знакомый незнакомец причастный оборот
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Чинова Любовь Александровна

Урок по теме "Причастный оборот" в 7 классе. Урок по ФГОС. Используется обучающая программа "Привет, Причастие".Используются дифференцированные задания. Рабта проводится как в группах, так и индивидуально.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomyy_neznakomets_prichastnyy_oborot.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный конкурс «Мой лучший урок по ФГОС – 2018»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №3»

ПРОЕКТ

 УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

по теме "Знакомый (?) незнакомец(?) причастный оборот»

(УМК авторского коллектива под редакцией В.В. Бабайцевой, "Русский язык", 7 Б класс, издательство "Дрофа", 2013 г.)

в 7 Б классе

Разработала:

Чинова Л.А., учитель русского языка и литературы высшей категории

г. Новомосковск, 2018

Предмет: русский язык

Класс: 7.

ФИО учителя: Чинова Любовь Александровна.

ОУ:  муниципальное казенное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №3" г.Новомосковска; 301680, Тульская область, мкр. Сокольники г. Новомосковска, ул. Шахтерская, д.16.

Тема урока: "Знакомый(?) незнакомец(?) причастный оборот".

Место урока в системе уроков по избранной теме: урок №2 в теме "Причастный оборот".

Дата проведения: 03.10.2018.

Тип урока: урок формирования умений и навыков.

Технология: использование элементов игровой технологии; использование информационных технологий (компьютерных обучающих программ).

Цель урока: познавательная: закрепление знаний учащихся по теме «Причастный оборот» и отработка умений и навыков по обособлению причастного оборота;

развивающая: развитие переключаемости внимания в процессе выполнения одного задания; усиление коммуникативных качеств (развитие умения воспринимать себя в качестве ведущего и ведомого); формирование интереса к работе друг друга.

воспитательная: воспитывать чувство взаимопомощи, толерантности.

Задачи:

-формирование умений и навыков по нахождению причастного оборота в тексте;

-формирование умения различать определяемое и зависимые слова, одиночные причастия и причастия с зависимыми словами;

-формирование умения обособлять причастный оборот в предложениях разных конструкций;

 -закрепление умений учащихся ставить знаки препинания при причастном обороте

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:  выполнение действий по алгоритму, построение логической цепи рассуждений, сравнение, синтез.

Регулятивные УУД: умение ставить цель; умение планировать работу; умение работать по плану; умение оценивать результат своей работы по предложенным критериям.

Коммуникативные УУД: умение формулировать свою точку зрения; умение обосновывать, отстаивать свое мнение.

Планируемые результаты:

Личностные: мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

Предметные: уметь находить причастный оборот, выделять  на письме, конструировать предложения.

Метапредметные:  уметь ставить  цель урока; учиться соотносить свои действия с планируемыми результатами; учиться оценивать правильность выполнения учебной задачи, овладевать основами самооценки.

Формы организации учебной деятельности: групповая, индивидуальная работа.

Оборудование: Компьютер, экран;  диск «1С»  «Привет, Причастие» (под редакцией Татьяны Рик).

Изображения предметов из быта индейцев: томагавк, каноэ, вигвам, амулет (вырезаны из плотной бумаги).  

Перья из бумаги, на которых написаны причастия и прилагательные.

Бейджи с индейскими именами детей.

Схемы обособления причастного оборота: до, после определяемого слова и в середине предложения.

На доске:

- Тема, название которой записывается в процессе урока.

-Таблица для выставления баллов племенам.

-Названия племён: ПЛЕМЯ, ИЗУЧАЮЩЕЕ ИНТЕРЕСНОЕ;ПЛЕМЯ, ПОЗНАЮЩЕЕ ИСТИНУ;ПЛЕМЯ, ПРЕОДОЛЕВАЮЩЕЕ ТРУДНОСТИ.

Структура урока

Организационный момент, мотивация.
I. Целеполагание. Актуализация
II.  Контроль сформированности опорных умений и навыков.

III. Закрепление знаний и способов действия.

IV. Информация о домашнем задании

V. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала урока, мотивация

Дорогие ребята! Многие из вас  побывали  в разных странах, трудно вас чем-либо удивить, но сегодня я приглашаю вас совершить еще одно увлекательное путешествие во времени и пространстве. Вы готовы? Проверьте наличие пишущих предметов (нам придется описывать свои впечатления); маршрутные листы, дневник (результат нашего путешествия очень важен); наконец, проверьте привязные ремни – возьмитесь за руки на секунду, почувствуйте командный дух: один за всех и все за одного!

Ну, а теперь закройте глаза... Представьте, что вы оказались в удивительной стране  - в Северной Америке. И вы – не просто ученики 7Б класса, а настоящие индейцы, принадлежащие к одному  из трех племен.

Словарная разминка.

Открывайте глаза… Наденьте украшение из перьев и посмотрите на парту: перед вами предмет, о котором шла речь на уроках литературы.

Да, это трубка мира.

И пусть это будет амулет

Амулет, охраняющий от бед,

Защищающий от зла,

всем желающий добра.

А теперь взгляните  на доску. Вы видите перед собой удивительные предметы (томагавк, каноэ, вигвам, амулет).  Кто знает, как они называются? В каком словаре найдем значение этих слов? Давайте произнесем  эти слова вслух, постараемся запомнить, как они пишутся. (включить в д.з)

Демонстрируют готовность к уроку

Эпос, Песнь о Гайавате

В толковом.

Подготовленный ученик возле доски объясняет значение слов и записывает слова под предметами

Коммуникативные ууд: установка на работу в группе

Актуализация.

Разминка.

Целеполагание

Поскольку мы сегодня  - индейцы, то и имена у нас должны быть индейскими, не совсем обычными. Какими? Давайте посмотрим

Игра «Индейские имена» (диск)

Нам надо образовать 12 слов за 1 минуту. Приглашаю от каждого племени по три представителя, у каждого по 4 слова. Если нет ни одной ошибки, племя получает 4 балла.

(Урок выстроен так, чтобы каждый ребенок, в зависимости от своих способностей, мог поработать с компьютером. Для выполнения первого задания приглашаются слабые ребята, так как оно несложное).

Что общего во всех именах?  На что они указывают?  

Давайте вспомним, что нам о них известно.

(один из учеников читает определение причастия)

А теперь настало время представиться друг другу

-Что в ваших именах общего?

-Что такое причастный оборот?

Определения вы, конечно, выучили, но наше вчерашнее знакомство с ним было очень коротким. Мы настоящие следопыты (кстати, так называется известный роман Ф.Купера об индейцах). А что делают следопыты?

Что мы должны отыскать на уроке?

 - Правильно.  Это и есть главная цель нашего урока.

-Почему  слова «знакомый» и «незнакомый» - с вопросительными знаками?

- Итак, как найти причастный оборот? Об этом нам  напомнит  наш помощник – компьютер.

                                   

Игра «Найти причастный оборот» (диск)

- Итак, где мы нашли причастный оборот в этих предложениях?

На признак предмета по действию. Следовательно, перед нами причастия. 

Отчасти  глагол, прилагательное отчасти,

А называется это Причастие,

Признак по действию обозначает

И на вопрос КАКОЙ? отвечает.

Признаки двух частей речи имея,

От глагола – возвратность, вид, время,

Бывает действительным или страдательным;

Есть также признаки прилагательного:

По числам, родам, падежам изменяется

И в краткой форме часто является.

Роль в предложении: определение

Также сказуемое, без сомнения

Ваня, играющий в футбол и т.д.

Причастный оборот!

Дают определение

Ищут и открывают новое

Должны  научиться отыскивать причастный оборот, где бы он ни находился.

Записывают тему на маршрутном листе Знаком – но насколько? Незнакомец- так как должны узнать что-то новое

Первые  три  предложения выполняются по очереди тремя учениками (уровень В) из каждого племени) – при правильном выполнении племя получает по 2 балла.

После определяемого слова. Схема вывешивается на доску.

Регулятивные ууд:

постановка цели

УУД: целеполагание,самоконтроль, работа с научными понятиями

Контроль сформированности опорных умений и навыков

Первое задание. Умение конструировать причастный оборот.

-А теперь вернёмся к именам индейцев. Добавьте к трём любым причастиям  пояснительные слова так, чтобы получились причастные обороты.  Причастный оборот должен стоять после определяемого слова!  Расставьте знаки препинания. Причастный оборот обозначить графически. Время выполнения – 3 минуты.

 Уровень В –  сконструировать причастные обороты;

 Уровень  С –  включить причастные обороты в предложения;

 Уровень  А –  расставить знаки препинания в тексте с диска.

Уровень А (Приложение)

Найдите причастные обороты, обозначьте их графически. Поставьте запятую.

Самостоятельная работа на маршрутных листах.  Вождь племени просматривает работы своих соплеменников и сдает работу на листочках эксперту (листочки подписаны). Оценивается качество работы каждого ученика и качество проверки консультанта в группе. Затем общий балл (Если ни у кого нет ошибок, племя получает 5 баллов) 

Планирование деятельности

Формирование новых умений с показом образца выполнения.

Причастный оборот -  большой непоседа. Не желает стоять на одном месте, так и норовит поперёд всех залезть. В таком виде он нам пока незнаком.

Тогда продолжим путешествие?

 « Игра с Джо» (диск)

Делается  вывод о постановке знаков препинания при причастном обороте, стоящем до определяемого слова.   На доске - схема предложения.

Второе  задание.

Индейцы из соседнего племени потеряли перья, собранные для головного убора. Они перепутались, и вам нужно рассортировать их на две группы:

1) содержащие причастные обороты         2) одиночные причастия

 (Пакет с «лишним» (таких словосочетаний  - семь, это одиночные причастия и прилагательные) передать экспертам).

Далее проводится самостоятельная работа по закреплению новых умений – конструировать предложения с причастными оборотами ДО определяемого слова (третье задание; см.ниже)

Три представителя от племени выполняют по одному предложению (работают устно, проговаривая все свои действия)

Работа в группе.

Метко стреляющий воин, зорко выглядывающий охотник, всем помогающий человек, играющий мальчик, смеющийся ребенок, быстро бегущий охотник, зоркий глаз, мудрейший вождь, боящийся грозы, пляшущая девочка, верящий в справедливость, горящий огонь, знающий тайну, идущий по тропе, смеющийся маленький ребенок.

Коммуникативные ууд

Анализ, синтез

Отработка и закрепление УН в процессе выполнения

-Ребята, на оставшихся перьях – причастные обороты. И вы получаете важное задание:

Третье  задание. (5-7 минут) Уровень С

С оставшимися причастными оборотами составьте предложения так, чтобы получился небольшой связный текст про индейцев (3-5 предложений).  Причастные обороты могут быть и ДО, и ПОСЛЕ. Суффиксы причастий выделите.

Уровень В

С оставшимися словосочетаниями  составьте  4 предложения так, чтобы в первых двух предложениях  причастные обороты стояли ДО определяемого слова, во вторых двух предложениях – после причастного оборота. Обозначьте оборот графически. Суффиксы причастий выделите.

Уровень А

Работа по образцу.(см. приложение)

Примечание. Прочесть предложения  с причастными оборотами  ДО и ПОСЛЕ, обратить внимание на интонацию в том и другом случае. Сделать выводы.

Четвертое  задание.

Еще одна загадка причастного оборота: у него, оказывается,  есть брат (конструкция со словом «который»).

Диск – Замена конструкций со словом «который» синонимичными причастными оборотами.

Как  видите, предложения с причастными оборотами и СПП со словом «который» очень похожи, это видно в схеме (схема на доске). Однако  второй всё больше в разговорной встречи встречается, а первый –  в  книжной. Какой оборот более выразителен? Конечно, причастный, но, к сожалению, как посетовал Достоевский, в обычной речи мы заменяем «краткую выразительность причастий вялым оборотом» со словом «который».

Самостоятельная  разноуровневая  работа по заданному алгоритму

В это время консультанты проверяют все предыдущие задания, подсчитывают баллы

Работа устная, возле компьютера – по человеку из каждого племени.

Дают ответ

Планирование выполнения работы,

контроль, коррекция

Подведение итогов.

Рефлексия

Пытливые друзья мои! Изучающие интересное, познающие истину, преодолевающие трудности! Заканчивается наше путешествие, вернитесь к теме….Какие знаки препинания можно смело поменять? Чему вы научились на уроке? И только? Урок – слово многозначное… Главное умение, которое вы приобрели сегодня, - умение относиться друг к другу с уважением, умение слушать друг друга. Вслед за легендарным вождем индейцев Гайаватой: 

Закопайте в землю луки,

Трубки сделайте из камня, -

Тростников для них нарвите,

Ярко перьями украсьте,

Закурите трубки Мира

И живите впредь как братья.

? на!.

Консультанты объявляют первые две оценки – за самостоятельную работу на уроке и работу в группе.

.

самооценивание

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания.

Упр.136 (на отработку конструкций с «который»)

И еще один маршрутный лист с заданием. Это будет ваша третья оценка за урок. Дополнительное  задание.(см. приложение)

.

Список используемой литературы

  1. Пименова С.Н. Русский язык, 7 класс. /  М : Дрофа, 2013.
  2. Татьяна Рик. «Привет, Причастие» Диск                                                 Фенимор Купер Зверобой. Последний из могикан.  Следопыт.  
  3. Лонгфелло .«Песнь о Гайавате»                                                             Майн Рид. Всадник без головы.  .

Чинова Любовь Александровна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причастный оборот. Обособление причастного оборота

Цели урока:  дать понятие о причастном обороте; формировать умения определять границы причастного оборота в предложении; рассмотреть условия обособления причастного оборота; показать роль п...

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте"

Урок русского языка в 7 классе "Причастный оборот. Знаки препинания при причастном обороте". Изучение новой темы....

Русский язык. 7 класс.Конспект урока "Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми"

Одним из главных методов достижения учебных целей  на уроке является, на мой взгляд, правильная и грамотная постановка целей в соответствии с индивидуальными и возрастными особенностями учащихся....

Сценарный план урока русского языка в 6 классе. Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Сценарный план урока русского языка в 6 классе.  Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми. УМК под редакцией С.И.Львовой....

Причастный оборот. Выделение причастных оборотов запятыми.

Цель урока: Закрепить навык выделения запятыми причастных оборотов. Умение конструировать предложения с причастными оборотами. Умение выразительно читать предложения с причастными оборотами. К уроку п...

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми

Урок - закрепление изученного материала...