конспект урока 9 класс
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Павленко Людмила Анатольевна

Понятие с о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Дата:  9-А    12.10.2018

            9-Б     10.10.2018

Урок № 12.

ТЕМА. Понятие о сложном предложении. Классификация типов сложных предложений

Ц е л ь: совершенствование умений опознавать и правильно интонировать сложные предложения с разными смысловыми отношениями между их частями; разграничивать и сопоставлять разные виды сложных предложений (бессоюзные, сложносочинённые, сложноподчинённые), определять средства синтаксической связи между частями сложного предложения; развивать орфографическую зоркость; воспитывать аккуратность в работе, внимательность.

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник «Русский язык. 9 класс» / Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская,     А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2014 г;  индивидуальные карточки

Ход урока

I. Организационный момент: подготовка учащихся к восприятию новых знаний, сообщение темы и целей урока.

Проверка домашнего задания.

II.  Повторение  пройденного материала.

 Орфографический тренинг (учебник, с.24)

III. Изложение нового материала.

Работа с учебником. Материал для работы — упражнение 31 (устно), 32 (письм.).

Важно обратить внимание учащихся на различение понятий «сложное предложение» и «осложнённое предложение», причём желательно рассмотреть этот вопрос во взаимосвязи с правилами пунктуации. Наличие запятых и иных знаков препинания с  функцией  выделения само по себе не делает предложение сложным (это может быть оформление простого осложнённого предложения, в котором лишь одна грамматическая основа), в то время как сложное предложение имеет несколько предикативных частей, каждая из которых может быть осложнена обособленными второстепенными членами, однородными членами предложения.

IV.  Самостоятельное усвоение новых знаний.

1. Работа с учебником.

- Материал рубрики «Это интересно».

V. Физическая пауза.

 - Упражнение 34.  

2. Объяснительный диктант.

Запишите предложения, подчеркните грамматические основы, укажите вид союзов.

1) Было уже часов десять, и над садом светила полная луна.

2) Челкаш, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно,не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко.

3) Старший брат долго не брал меня с собой,мне же хотелось хоть одним глазком посмотреть на его тренировки.

4)То ли врачи ошиблись,то ли рана сама собой заросла.

2. Индивидуальное задание.

1) В типографских шрифтах Америки в 60—70-е го-ды ХХ столетия употреблялся знак-гибрид, составленный из вопросительного и восклицательного знаков. 2) Он представлял собой не привычное нам сочетание «?!», а именно совмещение знаков, когда один напечатан поверх другого, составляя единство. 3) Назывался это знак  interrobang  (интерробанг). 4) Это был экспериментальный знак, который придумал в 1962 году глава рекламного агентства Мартин Спектер. 5)  Он предложил читателям издаваемого им журнала придумать название этому знаку и получил множество предложений. 6)  Остановил он своё внимание на слове, составленном из начала латинского слова  interrogativus (вопросительный) и английского слова  bang (аналог междометий  бац!, бум!), которое в жаргоне американских корректоров обозначало восклицательный знак. 7)  Предполагалось, что этот знак будет использоваться для обозначения риторического вопроса. 8) Знак был включён в набор знаков некоторых пишущих машинок и одно время использовался очень активно. 9) Однако он так и не стал реальным пунктуационным знаком, а остался своеобразной карточкой американской типографии. 10) В русской пунктуации этот знак никогда не использовался.

Задания

1.  Укажите номера: а) простых предложений; б) простых осложнённых предложений; в) сложных предложений.

2. Выпишите из текста 2—3 примера: а) сочинительных союзов, б) подчинительных союзов.

VI. Подведение итогов урока.

- Какие предложения называются сложными?

 VII. Домашнее задание:  §5, изучить правила, выполнить упражнение 36.

Индивидуальное задание.

ФИ_____________________________________

1) В типографских шрифтах Америки в 60—70-е го-ды ХХ столетия употреблялся знак-гибрид, составленный из вопросительного и восклицательного знаков. 2) Он представлял собой не привычное нам сочетание «?!», а именно совмещение знаков, когда один напечатан поверх другого, составляя единство. 3) Назывался это знак  interrobang  (интерробанг). 4) Это был экспериментальный знак, который придумал в 1962 году глава рекламного агентства Мартин Спектер. 5)  Он предложил читателям издаваемого им журнала придумать название этому знаку и получил множество предложений. 6)  Остановил он своё внимание на слове, составленном из начала латинского слова  interrogativus (вопросительный) и английского слова  bang (аналог междометий  бац!, бум!), которое в жаргоне американских корректоров обозначало восклицательный знак. 7)  Предполагалось, что этот знак будет использоваться для обозначения риторического вопроса. 8) Знак был включён в набор знаков некоторых пишущих машинок и одно время использовался очень активно. 9) Однако он так и не стал реальным пунктуационным знаком, а остался своеобразной карточкой американской типографии. 10) В русской пунктуации этот знак никогда не использовался.

Задания

1.  Укажите номера: а) простых предложений; б) простых осложнённых предложений; в) сложных предложений.

2. Выпишите из текста 2—3 примера: а) сочинительных союзов, б) подчинительных союзов.

Индивидуальное задание.

ФИ____________________________________

1) В типографских шрифтах Америки в 60—70-е го-ды ХХ столетия употреблялся знак-гибрид, составленный из вопросительного и восклицательного знаков. 2) Он представлял собой не привычное нам сочетание «?!», а именно совмещение знаков, когда один напечатан поверх другого, составляя единство. 3) Назывался это знак  interrobang  (интерробанг). 4) Это был экспериментальный знак, который придумал в 1962 году глава рекламного агентства Мартин Спектер. 5)  Он предложил читателям издаваемого им журнала придумать название этому знаку и получил множество предложений. 6)  Остановил он своё внимание на слове, составленном из начала латинского слова  interrogativus (вопросительный) и английского слова  bang (аналог междометий  бац!, бум!), которое в жаргоне американских корректоров обозначало восклицательный знак. 7)  Предполагалось, что этот знак будет использоваться для обозначения риторического вопроса. 8) Знак был включён в набор знаков некоторых пишущих машинок и одно время использовался очень активно. 9) Однако он так и не стал реальным пунктуационным знаком, а остался своеобразной карточкой американской типографии. 10) В русской пунктуации этот знак никогда не использовался.

Задания

1.  Укажите номера: а) простых предложений; б) простых осложнённых предложений; в) сложных предложений.

2. Выпишите из текста 2—3 примера: а) сочинительных союзов, б) подчинительных союзов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Класс Паукообразные.Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных"

Конспект урока " Класс паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности паукообразных. Многообразие и значение паукообразных в природе и жизни человека"...

Конспект урока "Класс насекомые.Общая характеристика и значение"

В конспекте дается  представление об отличительных чертах внешнего строения насекомых; и о их образе жизни. Знакомство  с представителями этого класса; распознавание  их и отличие...

Конспект урока: "Класс птицы общая характеристика и особенности строения птиц."

Тема:  "Общая характеристика и особенности  строения класса птиц"  является актуальной для формирования восприятия  материалистического мировоззрения  , помогает сформировать ...

Конспект урока "Классы органических веществ"

Конспект предназначен для обобщения знаний по темам: алканы, алкены, алкины, алкадиены....

Конспект урока Класс: 6 Курс: «История средних веков» Тема урока: «Франкское государство в VI –VIII веках»

Можно использовать для проверки знаний как самостоятельную работу....

Конспект урока: Класс Насекомые (7 класс)

Урок является пропедевтическим в изучении огромного разнообразия насекомых, их численности, систематической классификации. Главный подход – деятельностный – мотивирован особенностями класса и мес...