урок русского языка в 5 класса по теме "Имя существительное, только единственного числа
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Политыко Марина Анатольевна

Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное, только единственного числа" полностью соответствует ФГОС. Урок состоит из конспекта, презентации и карты ученика

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_.doc162 КБ
Файл sushch_tolko_ed._chisla.pptx2.31 МБ
Файл karta_uchenika.docx126.23 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по теме:

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа.

Класс: 5

УМК  «Русский язык - 5» в 2-х   частях  Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Тип урока: по основной дидактической цели – урок изучение нового  материала;

по основному способу  проведения -  беседа в сочетании с самостоятельной, практической и исследовательской деятельностью учащихся;

по основным этапам учебного процесса – комбинированный (образование понятий, установление правил, применение полученных правил  на  практике).

Цели урока:

Формировать представление об именах существительных, которые имеют форму только единственного числа; развивать умения правильно употреблять их в речи, сопоставлять, анализировать, находить самостоятельно информацию, обобщать и делать выводы

Задачи  урока

Образовательные: (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать о существительных, которые имеют форму только единственного числа, и об их лексических группах; уметь находить существительные, имеющие форму только единственного числа, соотносить их с определенной лексической группой; правильно произносить имена существительные, имеющие форму только единственного числа; разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют форму только множественного или единственного числа; точно, уместно использовать существительные, имеющие форму только единственного числа, в речи.

Развивающие:  умение слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, умение устно и письменно выражать свои мысли, идеи.

Воспитательные: понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

Методы и формы обучения

Оборудование

Наглядно-демонстрационный материал

Педагогические технологии

Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор,  информационная карта урока  

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, учебник  «Русский язык - 5»  часть 2 Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

 Развивающее обучение, проблемное обучение, обучение развитию критического мышления.

Этапы урока.

Задачи

Деятельность учителя

Планируемая деятельность учащихся

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Мотивационно целевой.

Создание условий для формирования  умения делать умозаключения через установление причинно-следственной связи .

Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня я вместе с вами продолжаю знакомиться с  удивительным миром  имени существительного.

А начнем наш урок с синтаксической разминки.

Когда м…дведь забрался на высокое дер…во, он ув…дел много вкус…ного меда.

(СЛАЙД  1-6)

 Учитель: Так как мы продолжаем знакомиться на уроках с именем существительным, то найдем в этом предложении все существительные.

(медведь, дерево, мед)

Образуем от данных существительных существительные множественного числа.

Медведь-медведи

Дерево-деревья (СЛАЙД 7)

Мед-?  Мы не смогли образовать от существительного мед  множественное число, о чем это говорит, что в русском языке встречаются существительные только единственного числа.

В рабочих листах

- восстанавливают текст

-вставляют пропущенные буквы.

-находят грамматическую основу предложения, подчеркивают.

Расставляют знаки препинания

-определяют вид предложения по наличию гласных (сложное)

-находят главное предложение, вопрос к зависимому, определяют, что это СПП.

- находят существительные

-образовывают существительные множественного числа

Познавательные: понимают познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера)

Определение темы урока.

Обосновать значимость рассматриваемой темы посредством задания.

Учитель: Теперь можем определить тему урока. (СЛАЙД 8)

Учитель: Сегодня продолжаем говорить о числе существительного. Мы теперь знаем, что существительные имеют единственное и множественное число, только множественное,  и сегодня мы познакомимся с  существительными только единственного числа.

Определяют тему урока. Записывают  в рабочих листах.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи.

 Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу

Организационно-деятельностный

Работа с таблицей (СЛАЙД 9)

Учащиеся изучают таблицу, определяют на какие группы делятся существительные только единственного числа

Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. 

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации

Физкультминутка

Ножницы, цифра, темнота, будни,  предположение, мрак, , ворота,. оттепель,  сахар

Я вижу, вы немного устали, проведем разминку. Я буду называть слова. Если они имеют форму только множественного числа - встаём, имеют форму только единственного числа - садимся, оба числа - хлопаем.

Выполняют движения в соответствии с текстом

Работа в группах.  (СЛАЙД 10-11)

1-я группа выпишет слова, обозначающие название вещества, материала;

2-я группа - группы предметов, людей;

3-я группа - признака, качества, состояния, свойства.

Ельник, вода, сталь, Крым,  чистота, Кавказ,  молодежь, Америка, масло, лень,  доброта, детвора, ходьба, сахар, Москва,  крестьянство, золото, тепло, Гоголь, мебель, рис, человечество, Воронеж, сырость.

Какие слова мы не выписали, они относятся к группе собственных имен существительных, только ед.ч. (СЛАЙД 12)

Каждая группа выписывает свои слова, защищает работу.

1. сталь, вода, масло, сахар, золото, рис

2. ельник, молодежь, детвора, крестьянство, человечество, мебель

3.чистота, лень, доброта, ходьба, тепло, сырость

  Задание  Прочитайте текст. Подчеркните существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Вы хотите испечь что-нибудь к ужину, но у вас отсутствуют дрожжи? Не расстраивайтесь! Испеките самое простое печенье. Возьмите два яйца со стаканом сахара. Налейте полстакана сметаны, разбавленной кефиром. Потом добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто, раскатайте его, а затем вырежьте фигуры и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте печенье к чаю или кофе со сливками.   (СЛАЙД 13-14)

Читают текст, выписывают существительные, которые  только единственного числа

 Подберите устно к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Сила, правда, богатство, веселье, старость, злость, белизна, беготня, свет (Слабость, ложь, бедность, грусть, молодость, радость, чернота, сидение, темнота)  (СЛАЙД 15)

Учащиеся устно подбирают к существительным антонимы, которые употребляются только в единственном числе.

Рефлексивно-оценочный

Проверка уровня усвоения материала, адекватности оценки степени усвоения материала

(СЛАЙД16) Сегодня на уроке мы вместе окунулись в мир имени существительного. Вспомнили, что существительные бывают единственного и множественного числа, только множественного и познакомились с существительными, только единственного числа. (Таблица)

Пришло время проверить знания, которые вы получили на уроке.

Распределить данные существительные по колонкам таблицы

Волга, молоко, сахар, Карпаты, молодежь, весы.  доброта, сливки, картофель, чернила, духи, мука, рис, очки, брюки, ворота, сталь, опилки. (СЛАЙД 17-18)

Выполняют задание, а затем осуществляют проверку по эталону

Личностные: понимают, в чем значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Задание на дом.

Предоставить возможность каждому учащемуся проверить при выполнении домашней работы степень усвоения материала, отработать приёмы; желающим – реализовать свои возможности через выполнение творческого задания.

  • 1. п.94.стр. 61  упр.517, стр. 62.
  • 2. Составить  рассказ, используя 10 существительных только единственного  числа, по теме: «Как я собирался в поход» (СЛАЙД 19)

Записывают домашнее задание в дневники.

Познавательные:

  развитие творческой самостоятельности; способность участвовать в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета; расширить свои знания по теме « Имя существительное»;


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Когда м… дведь забрался на высокое дер…во он ув …дел много вкус… ного меда.

Слайд 2

Когда м е дведь забрался на высокое д е рево он ув и дел много вку сн ого меда.

Слайд 3

Когда м е дведь забрался на высокое д е рево он ув и дел много вку сн ого меда.

Слайд 4

Когда м е дведь забрался на высокое д е рево он ув и дел много вку сн ого меда.

Слайд 5

Когда м е дведь забрался на высокое д е рево , он ув и дел много вку сн ого меда.

Слайд 6

Когда м е дведь забрался на высокое д е рево , он ув и дел много вку сн ого меда .(сложное, сложноподчиненное)

Слайд 7

Медведь –медведи Дерево –деревья Мед - ?

Слайд 8

Имена существительные, имеющие форму только единственного числа

Слайд 10

Работа в группах . 1-я группа выпишет слова, обозначающие название вещества, материала; 2-я группа - группы предметов, людей; 3-я группа - признака, качества, состояния, свойства. Ельник, вода, сталь, Крым, чистота, Кавказ, молодежь , Америка, масло, лень, доброта, детвора, ходьба , сахар, Москва, крестьянство, золото, тепло, Гоголь , мебель, рис, человечество, Воронеж, сырость.

Слайд 11

ПРОВЕРЬ! 1. сталь, вода, масло, сахар, золото, рис 2. ельник, молодежь, детвора, крестьянство, человечество , мебель 3.чистота , лень, доброта, ходьба, тепло, сырость

Слайд 12

Имена собственные Крым, Кавказ, Америка, Москва, Гоголь, Воронеж

Слайд 13

Прочитайте текст. Подчеркните существительные, которые имеют форму только единственного числа. Вы хотите испечь что-нибудь к ужину, но у вас отсутствуют дрожжи? Не расстраивайтесь! Испеките самое простое печенье. Возьмите два яйца со стаканом сахара. Налейте полстакана сметаны, разбавленной кефиром. Потом добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто, раскатайте его, а затем вырежьте фигуры и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте печенье к чаю.

Слайд 14

Прочитайте текст. Подчеркните существительные, которые имеют форму только единственного числа. Вы хотите испечь что-нибудь к ужину, но у вас отсутствуют дрожжи? Не расстраивайтесь! Испеките самое простое печенье . Возьмите два яйца со стаканом сахара . Налейте полстакана сметаны , разбавленной кефиром . Потом добавьте соды и всыпьте муку . Замесите тесто , раскатайте его, а затем вырежьте фигуры и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом . Подавайте печенье к чаю .

Слайд 15

Подберите устно к существительным антонимы, которые упо­требляются только в единственном числе. Сила, правда, богатство, веселье , старость, злость, белизна, беготня, свет

Слайд 17

Распределить правильно данные существительные таблице Волга, молоко, сахар, Карпаты, молодежь, весы, доброта , сливки, картофель, чернила, духи, мука, рис, очки, брюки, ворота, сталь, опилки.

Слайд 18

Существительные, которые имеют форму только единственного числа Волга Молоко Сахар Молодежь Доброта Картофель Мука Рис Сталь «5» - нет ошибок «4» - 1-2 ошибки «3» - 3-4 ошибки «2» - 5 ошибок Существительные, которые имеют форму только множественного числа Карпаты Сливки Чернила Духи Очки Брюки Ворота Весы Опилки

Слайд 19

Домашнее задание: 1. п. 94 упр.517 стр. 62 2. Составить рассказ, используя 10 существительных только единственного числа, по теме: «Как я собирался в поход»

Слайд 20

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!



Предварительный просмотр:

 ____________________________________________________________________C:\Users\admin\Desktop\sun103.png

_____________________________________________________________________       

_____________________________________________________________________

Задание №1.  Вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания, найти грамматическую основу.

Когда м…дведь забрался на высокое дер…во он ув…дел много вкус…ного меда.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание №2.   Распределить:  Ельник,  вода,  сталь, Крым,  чистота, Кавказ,  молодежь, Америка, масло, лень,  доброта, детвора, ходьба, сахар, Москва,  крестьянство, золото, тепло, Гоголь, мебель, рис, человечество, Воронеж, сырость. 

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание№ 3. Прочитайте текст. Подчеркните существительные, которые имеют форму только единственного числа.

Вы хотите испечь что-нибудь к ужину, но у вас отсутствуют дрожжи? Не расстраивайтесь! Испеките самое простое печенье. Возьмите два яйца со стаканом сахара. Налейте полстакана сметаны, разбавленной кефиром. Потом добавьте соды и всыпьте муку. Замесите тесто, раскатайте его, а затем вырежьте фигуры и испеките их. Готовое печенье посыпьте тёртым шоколадом. Подавайте печенье к чаю.

Задание№ 4. Самостоятельная работа.

Распределить правильно данные существительные в таблице

Волга, молоко, сахар, Карпаты, молодежь, весы,  доброта, сливки, картофель, чернила, духи, мука, рис, очки, брюки, ворота, сталь, опилки.

Существительные, которые имеют форму только единственного числа

Существительные, которые имеют форму только множественного числа

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Домашнее задание:

 1. п. 94 упр.517 стр. 62

2. Составить  рассказ, используя 10 существительных только единственного  числа, по теме:  «Как я собирался в поход»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"

Цели: Обучающие: 1. Умение   определять  род  имени  существительного.2. Согласование  прилагательного  и глагола  прошедшего времени с именами существите...

Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"

Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...

Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"

Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...