Конспект урока 5 класс:Типы речи.Повествование.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Шабанова Марина Петровна

Тип речи "Повествование"изучается на материале текста"Музыкальная шкатулка".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Типы речи.Повествование.22.47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока. Русский язык, 5 класс.

Тема                    Типы речи. Повествование.

                             Выборочное изложение «Музыкальная шкатулка».

Цель                     познакомить со структурой текста-повествования;

                              формировать умение определять ведущий тип речи;

                              развивать навык составления простого плана текста

                              с  последующим пересказом;

                              формировать понятие о нравственных ценностях –

                              уважение к истории, к памяти о прошлом;

                              воспитывать художественно-эстетические чувства.

Знать                   типы речи, признаки типа речи  повествование;

Уметь                  определять тип речи повествование, составлять план текста,

                             излагать текст выборочно по составленному плану;

                                           ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. Цели урока.
  2. Актуализация опорных знаний (опрос по теме «Текст»).
  • Что такое текст?
  • Что такое тема текста?
  • Что такое основная мысль текста?
  • Для чего нужен план текста?
  1.  Работа по теме урока.
  1. Чтение  текстов.

Перед нами 3 текста, давайте их прочтём и попробуем выяснить, чем же они отличаются друг от друга.

 ТЕКСТ № 1.

Красивая декоративная шкатулка предназначена для хранения женских украшений. Выполнена в русском народном стиле из дерева бука с использованием отделки резьба по дереву. Удобная крышка легко открывается, надёжно держится в вертикальном положении, её можно использовать как подставку для зеркала.

ТЕКСТ № 2.

Перед нами маленькая шкатулка. Какой от неё прок, для чего она нужна? Она такая миниатюрная, что, на первый взгляд, в неё ничего не войдёт.

Но это не так. На самом деле она очень практичная. В ней очень удобно хранить украшения: колечки, серьги, цепочки. Всё находится в порядке, а сама шкатулка занимает мало места.

ТЕКСТ № 3.

Упражнение № 275. ( К.Г.Паустовский)

  1. Анализ структуры текстов при помощи схем.

Рассмотрите схемы-структуры текстов разных типов речи и определите типы речи прочитанных текстов.

СХЕМА построения текста-повествования:

  1.Сообщение о месте и времени действия.

  2.Сообщение о действующем лице.

  3.Действия, их порядок и особенности.

  4.Указание на завершения действия.

  5.Вывод.

Тип речи ПОВЕСТВОВАНИЕ можно определить по вопросам:

 Что произошло? Кто? Что? Когда? Где? Как?

СХЕМА построения текста-описания.

1.Представление объекта речи.

2.Признаки объекта речи.

3.Заключение, вывод (намечен автором и делается читателем).

                     Тип речи ОПИСАНИЕ можно определить по вопросам:

                     Какой? Как  выглядит?

                     СХЕМА построения текста-рассуждения.

                      1.Вступление.

                      2.Тезис (основная мысль, утверждение, которое будет

                          доказываться).

                     3.Аргументы (доказательства, доводы, мотивы, обоснования).

                     4.вывод (итог, к которому пришёл автор).

                     Тип речи РАССУЖДЕНИЕ можно определить по вопросу:

                     Зачем это необходимо?

ВЫВОД:             Текст № 1 – описание шкатулки;

                             Текст № 2 – рассуждение о назначении шкатулки;

                             Текст № 3 – повествование с элементом описания о находке        шкатулки.

                  3.Лексическая работа.

                     Попробуйте объяснить значение слов

                    ОПИСАНИЕ – словесное устное или письменное изображение кого-либо, чего-либо. (словарь)

                    РАССУЖДЕНИЕ – логически последовательный ряд суждений на какую-либо тему. (словарь)

                     ПОВЕСТВОВАНИЕ – рассказ о действиях, поступках, событиях.           Текст эпического литературного произведения без прямой речи. (словарь)

                     Давайте сравним наше объяснение с информацией из толкового

                     словаря.     

                     Подберите к слову «ПОВЕСТВОВАТЬ» слова, близкие по значению.                               (рассказывать, говорить, сообщать, излагать, вещать).

              4.Анализ текста «Музыкальная шкатулка» упр.275.

  • Прочитайте текст выразительно.
  • Определите тип речи. Докажите по схеме или самостоятельно.
  • Встретились ли трудные слова?
  • Объясните орфограммы.
  • Объясните пунктограммы.
  • Озаглавьте текст.
  • Сколько в тексте абзацев (микротем)?
  • Что мы узнаём из каждой части?
  • Слова какой части речи выделены жирным шрифтом? Почему?
  • Составьте план текста.

Примерный план текста. (Обратитесь к памятке)

  1. Старые вещи пылились на чердаке.
  2. Находка.
  3. Медная стрекоза, бабочка или жук.
  4. Музыкальная шкатулка была испорчена.
  5. Переливающийся звон.
  6. Шкатулка проснулась.
  7. Таинственный звон.
  8. Шкатулка замолчала.
  • Отбор материала для выборочного изложения.
  • Первичный пересказ.

5.Беседа на выявление понимания и восприятия текста.

  • Как вы думаете, почему старые вещи пылились на чердаке?
  • Почему их не выбросили?
  • Что остаётся на земле после каждого человека?
  • Нужно ли хранить прошлое?
  • Легко ли нам будет жить, если мы не будем знать нашего прошлого, прошлого наших близких, нашей  страны?

6. Работа над художественным пересказом текста по плану.

  • Пересказ текста по частям.
  • Пересказ текста полностью.
  • Пересказ текста выборочно с 5 по 8 пункт плана. (Обратитесь к памятке)

IV. Написание выборочного изложения «Музыкальная шкатулка».

     Памятка    «Как  составлять план текста»        

  • Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  • Определите тему и основную мысль текста.
  • Разделите текст на смысловые части и озаглавьте их.
  • Напишите черновик плана. Сопоставьте его с текстом: всё ли главное нашло отражение в плане; связаны ли пункты плана по смыслу; отражают ли они тему и главную мысль текста.
  • Воспроизведите текст по составленному плану.

     Памятка «Как готовиться к выборочному изложению»

  • Прочитайте текст, выясните значение непонятных слов.
  • Определите границы выборочного изложения в соответствии с темой.
  • Внимательно перечитайте текст; выберите то, что относится к теме, сделайте необходимые выписки.
  • Определите, какой тип речи будет основным в вашем изложении.
  • Определите, какой стиль вы будете использовать.
  • Составьте план.
  • Продумайте, как лучше связать смысловые части выборочного изложения; какие слова и предложения использовать.
  • Напишите черновик выборочного изложения, проверьте, внесите исправления, перепишите его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по развитию речи. Повествование с элементами описания. М.Пришвин "Журка"

Подготовка к написанию изложения по тексту М.Пришвина с творческим заданием....

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»

Фрагмент урока русского языка в 5 а классе на тему: «Развитие речи. Типы речи. Повествование как тип речи»Анализ текстов разных типов речи  на уроках русского языка как средство формирования...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе на тему: "Развитие речи. Повествование. Обучающее изложение. К.Г. Паустовский «Шкатулка!"

Предмет: русский языкТип урока: урок развивающего контроляЦели урока: -закрепить знания о повествовании,  как типе речи;- развивать у учащихся навыки работы с  художественным стилем;- р...

Конспект урока русского языка в 5 классе. Тема урока: «Развитие речи. Повествование»

Урок по разграничению типов речи.средства связи в речи повествовательного характера....

Технологическая карта урока открытого русского языка. Тема урока: Развитие связной речи. Повествование. Обучающее изложение. По рассказу К.Г. Паустовского «Шкатулка» (Упр.282-283) Класс: 5

Технологическая карта урока развития связной речив 5 классе. Тема урока: "Повествование, Обучающее изложение по рассказу Паустовского К.Г. "Шкатулка"....

Урок развития речи. Повествование как тип речи. Рассказ

Урок развития речи.  Повествование.Особенности композиции рассказа....