Урок русского языка в 5 классе "Типы речи. Повествование"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Сорокина Анна Анатольевна

Материал содержит конспект урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tipy_rechi.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: Типы речи. Повествование.

Цели: углубить общее понятие о типах речи, обучить приёмам разграничения описания, рассуждения и повествования (приём вопроса, фотографирования), вырабатывать навык пользования разными типами речи в различных ситуациях; отрабатывать навыки различения текстов разных типов речи; познакомить со структурой повествовательного текста.

  1. Организационный момент.

  1. Речевая разминка. (Слова выведены на экран или разложены у каждого ученика на парте).

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.    

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая...

— О чём это стихотворение? (Описано прекрасное летнее утро)

 — К какому стилю речи можно отнести это стихотворение? (Стиль художественной литературы, образная лексика, эпитеты, метафоры, олицетворение: дремлет, кудри лозняка, чуткий, зеркальной, серебристая. Цель автора — пробудить чувства, представить, как это радость — оказаться летним утром на реке или озере).

— Как можно озаглавить текст? (У поэта  И.Никитина — “Утро”).

— Как следует читать этот текст? (Неторопливо, спокойно, с интонацией удивления, раздумья, радости, любования природой, сменой красок).

— В начальных классах вы знакомились с типами речи. С какими? Скажите, к какому типу можно отвести это стихотворение? (Описание).

— Итак, тема нашего урока — “Типы текста. Повествование”. Слайд 1.

 -  Пропустили 2 линейки, записали число – Девятое декабря, на следующей строчке – классная работа,  на третьей линейке – тема: Типы речи. Повествование.

III. Работа со схемой.

- Итак, известны З типа речи: повествование, описание, рассуждение. У вас на парте лежит схема, которая поможет вам распознавать различные типы текста. Такая же схема у меня на экране. Слайд 2

В повествовании рассказывается о последовательных действиях (Что было вначале, дальше? Как развивались события, действия.  К тексту повествование можно задать вопрос: что произошло. Если у нас был фотоаппарат, то к этому тексту мы бы сделали несколько рисунков - фотографий).

В описании даются признаки, качества, свойства предмета ( Текст описание отвечает на вопрос: Какой?  К такому тексту можно сделать только один рисунок).

В рассуждении выявляются причины событий, их связь (  К текст рассуждение можно поставить вопрос: Почему?  Такой текст нельзя нарисовать).

3.  - Как вы думаете, зачем надо знать все три типа речи?

Иногда надо знать внешность, лицо предмета, его признаки, например: Какой день? От этого зависит одежда человека. В других случаях важно выяснить причины каких-то явлений, чтобы использовать их в жизни или избегать встречи с ними (Почему нельзя собирать в лесу все грибы?) Иногда надо подчеркнуть последовательность событий (Как я готовлю уроки).

В художественных произведениях встречаются все типы речи: описание внешности героев, повествование о сменяющихся действиях,  рассуждение о следствиях и поступках героев.

IV. Терминологический диктант “Одним словом”.

Как назвать тип речи, если:

  1. в тексте сообщается о последовательности действий и событий, можно сделать несколько рисунков-фотографий, употребляются глаголы;
  2. В тексте говорится о признаках предмета, можно сделать один рисунок-фотографию, употребляются прилагательные;
  3. в тексте доказывается, объясняется что-то, нельзя нарисовать-сфотографировать, употребляются наречия: во-первых, значит, следовательно, поэтому.

(Повествование, описание, рассуждение). Ответы на слайде 3, ученики сверяют со своим результатом.

5.- Дано начало трёх текстов. К какому типу речи можно отнести каждый из них, судя по началу. Докажите. Тексты на экране, Слайд 4 или записываются под диктовку учителя, также можно делать это задание на слух.

1) У меня есть младший брат (сестра, друг). Зовут его Толя. У него густые золотисто-оранжевые волосы, жёсткие, как щётка, и вьющиеся, большие голубые глаза, курносый нос, пухлые губы и алые щёки...

2) Вышли мы с братом однажды погулять. Вдруг навстречу мне школьные друзья. Они позвали меня кататься на лыжах. Я согласился...

З) У меня есть младший брат. Я очень привязан к нему. И вот почему...

— Итак, уже начало текста программирует тип текста — описание, повествование, рассуждение.

V. Работа с учебником.

- Остановимся подробнее на типе текста повествование.

Определение текста повествование на слайде 4.

Запись определения в тетрадь.

Повествование – это изображение событий или явлений, следующих одно за другим.

Физическая минутка

- Откроем учебник  на странице 115, параграф 55.

1. Структура текста повествования.

- Текст повествования состоит из следующих компонентов:

  • вступление
  • основная часть
  • заключение

- Прочитаем текст, данный в учебнике.

Ответим на вопросы к этому тексту:

- О чем повествуется в тексте?

- Как можно озаглавить его? (выбирается  лучший вариант, «Шкатулка», «музыкальная шкатулка»).

- Найдите начальную часть текста или вступление.

- Прочитайте предложения, в которых выделены глаголы, - так вы уясните последовательность событий, о котором повествуется в тексте.

  Прочитайте текст еще раз самостоятельно.

Учитель выписывает на доску глаголы

  • нашли
  • принесли
  • вытерли
  • открыли
  • завели, но не играла
  • нажимали
  • поставили
  • забыли

Закройте учебники, попробуйте с помощью глаголов восстановить текст. Учитель спрашивает 2 учеников.

- Напишите в тетрадь название текста. Я называю глагол, а вы восстанавливаете по нему целое предложение.

Учитель зачитывает только глаголы из 2 и 3 абзаца. После написания, вслух зачитывается несколько работ.

-  Сделать морфологический разбор слова «бронзовый». 1 ученик у доски.

VI. Подведение  итогов уроков.

-  О каком типе речи мы более подробно говорили сегодня на уроке?

- Чем повествование отличается от других типов речи?

Учитель отмечает лучшие ответы на уроке.

VII. Домашнее задание.

 - Вашим домашним заданием будет:

1. Повторить характерные черты каждого типа речи.

- Урок окончен, до свидания.

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.    

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая...

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.    

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая...

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.    

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая...

Звёзды меркнут и гаснут. В огне облака.

Белый пар по лугам расстилается

По зеркальной воде, по кудрям лозняка

От зари алый свет разливается.    

Дремлет чуткий камыш. Тишь — безлюдье вокруг.

Чуть приметна тропинка росистая.

Куст заденешь плечом — на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет роса серебристая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Урок русского языка по развитию речи в 7 классе на тему «Отзыв о книге».

Урок развития речи. Способствует формированию представления о том, что такое отзыв о книге, умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу. На уроке повторяется знакомый материал ...

конспект урока русского языка "Служебные части речи. Культура речи."

Цели: повторить и обобщить  знания учащихся о служебных частях речи; продолжить работу по формированию орфографических умений и навыков;развивать речевые навыки  учащихся;совершенствов...

Урок русского языка по развитию речи

Урок русского языка в 10 классе по развитию речи (Написание сочинения - рассуждения, блок С)...

Технологическая карта урока русского языка и развития речи.

Использование ЭОР на уроке русского языка и развития речи....

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...