Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.
методическая разработка по русскому языку на тему

Спис Татьяна Савельевна

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА:       Развитие речи. Описание внешности человека.

Глаза - зеркало души.

ЦЕЛИ:

Помочь уч-ся формировать наблюдательность и внимание к окружающим их людям.

Научить ребят через внешность постигать внутренний мир человека, его характер, настроение, находить главное /неповторимое/ в облике конкретной личности и описывать свои наблюдения.

ОБОРУДОВАНИЕ: 1.Репродукции картин:

И.Е.Репин "Девочка-рыбачка"

В.Перов "Тройка"

Н.А.Тропинин "Голова мальчика"

Ф.С .Рокотов "Портрет Струйской"

Леонардо да Винчи "Джоконда "

А.Г. Веницианов "Захарка

Б.М.Кустодиев "Голова девочки"

Л.М.Герасимов "Портрет дочери"

2.        Стихи:

Заболоцкого «Портрет»,

Н.Лисянского « Улыбка Джоконды».

Пословицы, поговорки.

Фонозапись.

Мамины глаза.

5.        На доске:

Глаза - зеркало души.

Коли очи светятся, душа чиста.

По когтям да по зубам зверей знать, а человека по

глазам видать.

Ход урока.

I. Объявление темы урока.

I I. Слово учителя.

Давайте присмотримся, друг к другу, когда мы разговариваем на переменах. Излишняя жестикуляция, бегающие, маловыразительные, не умеющие сосредоточиться глаза и непременно громкий голос, как будто каждый хочет перекричать весь мир. С болью в сердце замечаем, что редко кто способен заметить печальные глаза одноклассника или побледневшее или лицо учителя, слёзы в глазах бабушки и преждевременные морщинки на лице мамы. Мы разучились смотреть друг другу в глаза...

При чтении, какого - либо литературного произведения вы, наверное, обратили внимание на то, что, описывая своих героев, автор обычно даёт нам читателям, представление об их внешности, возрасте, росте, фигуре, лице, волосах, одежде, походке и т.д. Но в большинстве случаев центром внимания делают глаза человека. И они не случайно привлекают к себе взоры людей. По глазам человека, по их выражению можно определить настроение, состояние человека, его чувства, мысли, желания, вообще характер. Не зря глаза издавна называют зеркалом души. Ведь, заглянув, в глаза человека, можно угадать самые сокровенные его чувства, мысли, даже в том случае, когда человек пытается их скрыть.

 III. Викторина.

Определить, о портретах, каких литературных героев идёт речь в данном отрывке.

Вспомним:

1.        Что такое литературный портрет?

портрет - (француз.) изображение.

литературное произведение - изображение внешности героя (его лицо, фигура, одежда) в произведении.

2.        Для чего он вводится в художественное произведение

Для того, чтобы представить себе человека, понять его настроение, душевное состояние.

        Итак, послушаем отрывки и ответим на вопросы:

Какие   элементы   внешности   использованы   автором   при описании героев?

Что сразу бросается в глаза?

«Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из
ослепительного, сверкающего льда! Глаза её сияли, как звёзды, но в них не
было ни тепла, ни мира.»
        

х.К. Андерсен «Снежная королева»

« ...а вот вереница

вдоль щели внимательных глаз!

Все серые, карие, синие глазки -

Смешались, как в поле цветы

В них столько покоя, свободы и ласки,

             В них столько святой доброты».


         
Н.Некрасов «Крестьянские дети»

Это имя, как и его обладатель, покрыто тайной. Жюлю Верну потребовался
человек гордый, молчаливый, но сама внешность, особенно глаза, большие
темные задумчивые, свидетельствуют о высоких душевных порывах. « это
самый совершенный образ мужской красоты, его чёрные глаза смотрят с
холодной решительностью, бледность его кожи говорит о хладнокровии, голова
его гордо поднята».
        

Ж.Верн «Капитан Немо»

«Взгляните в глаза стрекозе сидящей на веточке. Если сможете, осторожно приблизиться к ней, то взглянете и удивитесь. Глаза не просто большие. Они огромные, круглые и гладкие, как бока глобуса. Сверкают на солнце, отражают весь мир: зелёный лес, жёлтую дорогу и бесконечное небо.       (по Плешакову)

        Какие же могут быть глаза?

Внимательными, задумчивыми, смотреть с холодной решительностью, отражать весь мир, сиять, как звезды, но не излучать ни тепла, ни мира.

Чтение отрывков, подготовленными учащимися.

Обогащение речи учащихся тематической лексикой, необходимой для данного компонента внешности человека.

a.        Существительные, обозначающие глаза человека:

-        глаза, очи, гляделки (простонародное).

b.        Глаголы, характеризующие:

глаза человека: могут гореть, сверкать, светиться, сиять.

движение век, ресниц, зажмурить, заморгать.

c.        Прилагательные, причастия, характеризующие:

-        цвет глаз: карие, голубовато-серые, бирюзовые, васильковые.

форму глаз, разрез, очертания: большие, огромные, крупные, квадратные, длинные, узкие, миндалевидные, монгольские.

физическое состояние глаз, характер взгляда: блестящие, искромётные, лучистые, сияющие, яркие, ясные, прозрачные, заспанные, заплаканные, усталые, опухшие.

выражение глаз, раскрывающие характер, чувства, настроение человека: бездумные, беззаботные, весёлые, живые, жизнерадостные, задорные, грустные, добродушные, добрые, кроткие, благодарные, виноватые, ласковые, испуганные.

Определить, какие глаза на рисунках (карандаш)

a.        Злые

b.        Весёлые

c.        Удивительные

d.        Мечтательные

e.        Печальные

•   Определить, какие глаза на иллюстрациях.

•   Свой взгляд демонстрируют, остальные угадывают.

Глаза - самая выразительная деталь на лице. Глаза - зеркало души.

Но не цвет, и форма обычно интересует нас, а наполненная глубина глаз, их выражение. М. Шолохов писал в «Судьбе человека»: «Я с боку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе. Видали вы когда - нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трубно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника.

        Ещё ничего, не зная о судьбе героя, о чём мы можем догадаться?

-        О тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни, забрали у него огонь сердца и умертвили глаза.

        Поговорим о глазах собеседника.

Как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза - ключ к пониманию нашего настроения, нашей души... Народная мудрость гласит: « В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое - то преступление или думает его совершить».

записать в книжечки.

а какие же глаза у этого человека? - бегающие, виноватые.

Да, не зря говорят: «Смотри мне в глаза».

IV.        Пословицы и поговорки о глазах.

( сначала с доски, потом свои читают дети)

V.        Рассматриваем «Портрет Струйской» Рокотова.

Уже знаменитый художник Рокотов в 1772 году написал портрет пензенского помещика Николая Еремеевича Струйского и его жены. Сам Струйский восхищался до исступления, но при этом все привычки крепостника - самодура. Его жена Александра Петровна, вышедшая замуж в 14 лет, в отличии от своего эксцентричного супруга была натурой цельной. Близкий к семье Струйских князь И.М.Долгорукий очень нежно отзывался о ней.

«Я признаюсь, что мало женщин знаю таких, о коих обязан я бы был говорить с таким чувством усердия и признательности, как о ней». Струйская была бабушкой известного поэта Полежаева. Она оказалась единственной из семьи, у кого поэт находил ласку и заботу. Безусловно, что и Рокотов находился под обаянием её личности и нежной красоты».

Образ Струйской, созданный Рокотовым отличается редким обаянием, целомудрием, возвышенностью.

        Как же она изображена?

-        кажется прелестной

-        её лицо с чуть прищуренными глазами. Смотрят откуда - то издалека, смотрят серьёзно, немного грустно.

-        кажется, что причастна к тайне.

        Что же является загадкой в портрете Струйской?

-        глаза

VI.        Слушаем стихотворение Заболоцкого «Портрет».

( у каждого на столе стихотворение)

 Любите, живопись, поэты!

Лишь ей, единственной , дано

Души изменчивой приметы

Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,

Едва закутана в атлас,

С портрета Рокотова снова

         Смотрела Струйская на нас?

Её глаза - как два тумана,

Полуулыбка, полуплач,

Её глаза - как два обмана,

Покрытых мглою неудач.

Когда потёмки наступают

И приближается гроза,

Со дна души моей мерцают

Её прекрасные глаза.

        На что же обращает внимание Заболоцкий? Что является загадкой в портрете?

- Глаза. Таким образом, эта деталь портрета и нашла отражение в стихотворении, но через описание «прекрасных глаз» поэту удалось передать всю сложность духовной жизни героини, которая ещё юна, но познала мглу неудач.

        Называет ли Заболоцкий цвет глаз?

-Нет. Он говорит о состоянии глаз. Полуулыбка, полувосторг, полуиспуг. И это усиливает ощущение загадочности взгляда.

        Как ещё подчеркивает состояние глаз, цвет. Её глаза - как два тумана,

Её глаза - как два обмана.

        Если Заболоцкому плохо, если приближается гроза, о чём он вспоминает?

- О её прекрасных глазах.

VII.        Рассматриваем «Портрет Н.Н.Гончаровой»

Когда я смотрю на лица красавиц прошлого века, то слышу тихую музыку. Меня удивляют их глаза - пленительные, одухотворённые. И повороты нежных шей. Грация станов. Теплота и отточенность черт, неужели это чудо утеряно и безвозвратно? Ведь красивые лица наших современниц отчего - то не озарены внутренним светом вдохновения, не отмечены загадкой. Вечной Женственности. Почему? Нам нужно серьёзно задуматься над тем, что делает красоту красотой!

VIII.        Описание внешности.

Описание внешности - один из самых трудных видов описания.

        Попробуем описать самих себя.

(отыщем самую особенную, неповторимую деталь внешности, которая позволяет раскрыть внутренний мир человека, мгновенно узнать его, сделать заметным на фоне остальных лиц)

Для чего нужно уметь отличать особые приметы? Например: в розыске человека.

Какой характер носит обычно такое описание?

-        деловой характер: без эмоций, отступлений, предельно точно, лаконичными.

(Потерялся мальчик 4-х лет. Зовут Сережа. Одет в спортивный костюм зелёного цвета. Без головного убора. На правой щеке, ближе к подбородку, небольшое родимое пятно. Немного заикается. Нашедших просим сообщить).

        Что нужно развивать в себе?

-        надо развивать с детства наблюдательность, зрительную память, умение отличать самое яркое, особенное, индивидуальное.

IX.        Составление словесного портрета.

Представим себе, нас просят помочь составить словесный портрет.

        Что из текста надо оставить?

Она маленькая, худенькая. Светлые, кудрявые волосы. Глаза задумчивые, голубые. На ней белые гольфы, голубые босоножки, платье в красную клеточку. Она любит долго спать, есть мороженое «эскимо». Увлекается коллекционированием марок. Любит петь весёлые песни. Над левой бровью шрам. Дружит с девочкой Машей. У неё есть кошка Мурка.

        Каков недостаток этого текста?

-        непоследовательность описания внешности.

План составления словесного портрета.

Основная мысль описания (замысел).

Что во внешности выделяется для раскрытия замысла (компоненты внешности).

Яркие, незабываемые портретные детали.

Языковые средства, использованные для описания.

X.        Работа с карточками.

( На карточках фотографии и индивидуальные задания с учётом интересов и склонностей ребят. С карточками можно долго обсуждать ситуации.)

Карточка № 1.

Лена - гимнастка. Сегодня у неё ответственные соревнования. Только что она

закончила выступление на бревне. А что скажут судьи?

•        Опиши выражение девочки. Какие у неё глаза? О чём она думает?

Карточка № 2.

Максим. Он уже совсем взрослый. Он любит ходить на прогулку сам. Сколько интересного вокруг!

•        Опиши выражение Максима, когда он увидел кузнечика. Подбери такие слова, которые помогли бы понять его настроение.

Карточка № 3.

Юра. Он не слушал объяснения учителя. А когда его спросили правило, то ...

•        Опиши выражение лица мальчика, его настроение. Какие слова помогут нам понять его душевное состояние. Растерялся, испуганное лицо, настроение.

XI.        Описание портрета соседа по парте.

Описание портрета соседа по парте с использованием составленной заранее портретной лексики.

( Карие, серовато - голубые, обаятельный, очаровательный, прелестный, брюнет, блондин, шатен, белёсый, белобрысый. Улыбка? Какая?)

XII.        Слова Л.Толстого

«Улыбка скажет о человеке всё. Добр или зол, умён или нет, красив ли -все покажет». Доброжелательное, озарённое улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. До сих пор люди замирают перед картиной Леонардо да Винчи «Джоконда».

XIII.        Слушаем стихотворение Н.Лисянского «Улыбка Джоконды».

Летел в её улыбку камень,

Вонзили нож по рукоять.

Посмотрит тёмными зрачками

И улыбается опять.

Из Лувра выкрали.

И даже на Пикассо упала тень,

Но вновь она на вернисаже

Улыбкою встречает день.

Смеялись флейты, пели скрипки

На всех сеансах год подряд,

Чтоб вызвать этот миг улыбки,

Непостижимый этот взгляд.

Умолкло всё, Всё притаилось

На всех ветвях, на всех кустах,

Когда улыбка появилась

У Монны Лизы на устах.

Постичь до дна улыбку надо,

Чтоб увидать в её венце

Измученного Леонардо

С улыбкой на худом лице.

Левша, он сам сработал раму,

Сам врезал в раму вензеля,

 С тех пор улыбкой этой самой

Интересуется земля.

Джоконда властно и коварно

Сквозь линзы стекол четырёх

Глядит с улыбкой лучезарной

Давно на умниц и дурёх.

Смеётся флейта, плачет скрипка

-Не расставались, будто с ней,

А легендарная улыбка

Меж тем с годами все ясней.

Не меркнет и не угасает,

Светлее дня, сильнее тьмы

Джоконда, видно, что - то знает,

Чего ещё не знаем мы.

IX.        Лицо - зеркало души.

Доброжелательное, озаренное ласковой улыбкой лицо всегда располагает к себе, поднимает настроение, снимает усталость. Вы думаете, мы встречаемся, когда пожимаем, друг другу руки или раскланиваемся, или шляпу приподнимаем. Нет, раньше, за секунду до того, за мгновенье.

Когда встретились и перекрестились взгляды, когда вас обмело нежностью или холодом, ненавистью или равнодушием. И ни при чём тут, слова и рукопожатия - уже всё сказано: встретились души, узнали друг друга и обрадовались или остались вполне чужими.

Зеркало души?

Конечно!

И зеркало, и язык души, гораздо более красочный, чем язык слов, неуловимый и точный: и как себя не сдерживай, всё равно выскажешься в сотую долю секунды - и хорошо, а что скрывать - то.

Фонозапись. «Мамины глаза».

Итог урока. На дом: сочинить мини сочинение ( на основе личных наблюдений) «Мой друг( подруга) в минуту радости ( гнева)».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок развития речи. Описание внешности человека

Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на у...

Урок развития речи "Описание внешности человека"

Показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях...

Конспект урока русского языка в 6 классе "Описание внешности "

Урок-проект по теме "Описание внешности"...

презентация к уроку русского языка в 7 классе "Описание внешности человека"

Данную презентацию можно использовать при подготовке к сочинению-описанию внешности человека...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Конспект урока разработан с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо...

Конспект урока русского языка по развитию речи учащихся 7 класса «Подготовка к сочинению-описанию внешности человека на основе жизненных наблюдений»

Разработка урока по развитию речи для 7 класса с использованием современных технологий и методик для развития коммуникативных умений учащихся....


 

Комментарии

Перепёлкина Галина Эдуардовна

Спасибо за материал!

Спис Татьяна Савельевна

Надеюсь, что пригодится

Бескровная Наталья Владимировна

Материал очень интересный, обязательно возьму что-то для себя. Спасибо!.