урок развития речи. Описание внешности человека
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (7 класс) по теме

Галкович  Оксана Вячеславовна

 

Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_vneshnosti_cheloveka.rar1.38 МБ

Предварительный просмотр:

                                                         Галкович   Оксана Вячеславовна  МБОУ СОШ № 16

                                                Краснодарского края   Новопокровского района                

                                                  учитель русского языка и литературы        

 

Урок развития речи в 7 классе .Описание внешности человека.

Цель:  продолжить знакомство учащихся с описанием внешности человека, литературным портретом; помочь осознать его замысел, особенности, учить их умению выделять  главную  информацию;  систематизировать приобретенные учащимися знания о  главных и второстепенных членах предложения, подготовить детей к самостоятельному сочинению-описанию внешности;

Задачи:

Образовательная:

дать понятие о портрете, его видах, использовании в разных стилях.

Развивающая:

развивать исследовательские и творческие навыки.

Воспитательная:

привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; формировать культурологическую компетенцию в области искусства и литературы.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, раздаточный материал

( текст, карточки), фотографии людей. Русский язык: учебник для 7 кл. общеобразовательных учреждений/М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. – М.: Просвещение, 2008.

На доске: цели, тема урока.

ХОД УРОКА

1. Организационный момент, запись даты, темы урока.

-Здравствуйте ,ребята! Сегодня на  нашем уроке  присутствуют  гости. Давайте пожелаем  гостям и друг другу удачного дня! Посмотрите, какие прекрасные люди окружают нас! Давайте скажем друг другу добрые слова, комплименты!

А сейчас открыли тетради,  записали число и тему в тетрадях, пишем разборчиво, красиво.

2. Вступительное слово учителя. (слайд № 2)

-  Запишем эпиграф нашего урока: «Твоя красота- это твой внутренний мир, и как ты над ним работаешь, как ты себя хранишь, какую ты имеешь внутри себя культуру, так ты и выглядишь.»  (Рената Литвинова)

На сегодняшнем уроке нам  предстоит проделать кропотливую работу – рассмотреть  портреты и попытаться догадаться, каков характер каждого из изображенных и каково их внутреннее состояние в тот момент, – и, кроме того, сделать  выводы о его характере и душевном состоянии, другими словами, назвать все существенные детали, опустив несущественные.(слайд № 3)

Работа с портретами ( слайды № 4-6)

                                                           Галкович   Оксана Вячеславовна  МБОУ СОШ № 16

                                                  Краснодарского края   Новопокровского района                

                                          учитель русского языка и литературы

  1. Работа с текстом, записанным на доске.(слайды № 7-8)

… была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, и частые, и тесно им было, и лезли они во все стороны. Только носик один был чистенький и глядел вверх

(М. Пришвин «Кладовая солнца»).

- Кто эта «золотая курочка»? Как вы узнали?

- По портрету литературного героя.

- Что такое литературный портрет? (ученик сообщает).

- Можно ли по портрету судить, как автор относится к своим героям?

- Можно. Автор любит Настю, поэтому употребляет слова курочка, носик, монетки, носик чистенький. Это слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

- Какие особенности языка в художественном описании?

- Использованы эпитеты (тесно им было), сравнения (как золотая курочка, как золотые монетки), метафоры (отливали золотом, лезли во все стороны).

- Этот текст – художественное описание. Мы видим, как автор относится к герою. Есть эпитеты, метафоры, сравнения.

4.Упражнение в учебнике 164 (слайд № 9)

  А) Прочитайте текст, найдите определения и обстоятельства, которые указывают на усиление проявления признака.

  Б) Задайте к этим обстоятельствам вопрос.

  В) Спишите, подчеркните второстепенные члены.

   Г) Можно ли сказать , что этот текст- фрагмент характеристики?

5. А теперь творческая работа (слайд № 10)

 Перед вами портрет американского писателя Хемингуэя. Опишите его. Постарайтесь увидеть  его внутренний мир.

(Дети могут сказать, что у писателя  смелый взгляд. Он умный, сильный, смелый человек. Существенные детали: глаза широко открыты, устремлены прямо на зрителя; взгляд внимательный, это видно из того, что левый глаз чуть-чуть прищурен; лицо широкое книзу, как бывает у физически крепких

людей; уши прижаты к голове, как у боксера. Хотя волосы седые, Хемингуэй не кажется старым.

6.Слово учителя.(слайд № 11)

 А сейчас, ребята мы проведем с вами  викторину. Задание: Определить, о портретах каких литературных героев идет речь в данных отрывках, ответить на вопросы: какие элементы внешности использованы автором при описании героев? Что сразу бросается в глаза?

  1. Он был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был

                                                           Галкович   Оксана Вячеславовна  МБОУ СОШ № 16

                                                  Краснодарского края   Новопокровского района                

                                          учитель русского языка и литературы

  1. мальчик упрямый, но сильный. «Мужичок в мешочке», улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. Был он в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сестры, глядел вверх (Митраша из произведения М.Н. Пришвина «Кладовая солнца»).(слайд № 12)
  2. Она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая. До меня доходил запах духов от нее, который я принимал за самое дыхание. (Лидия Михайловна из произведения В.Распутина «Уроки французского»).(слайд № 13)
  3. Из числа всей ее челяди самым замечательным лицом был мужчина двенадцати вершков роста, глухонемой от рождения. Одаренный необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках… Славный он был мужик (Герасим из произведения И.С. Тургенева «Муму»).(слайд № 14)
  4. Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит,

А сама – то величава,

Выступает, будто пава,

А как речь – то говорит,

Словно реченька блестит. (царевна из сказки А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане»).(слайд № 15)

7. Слово учителя:  В описании внешности нам помогут плакаты с написанными на них пословицами (читаем их):

- А теперь, ребята запишите понравившуюся пословицу в тетради.

  Как вы думаете, какая самая выразительная деталь на лице человека?(слайд № 16)

- Глаза

- Да, ребята, глаза. Глаза – это зеркало души.

- Чем различаются глаза?

- Они различаются по цвету, по форме.

- По цвету какими они могут быть?

- Синими, васильковыми, голубыми, серыми.

- Какими же могут быть глаза по форме?

- Большими, маленькими, узкими, широко открытыми.

- Ребята, нас интересует не столько форма и цвет глаз, а сколько глубинная наполненность, их выражение.

- Какие же глаза бывают по своему выражению?

- Задумчивые, злые, внимательные, скорбные.

Слово учителя.(слайд № 17)

Сейчас мы должны распределить слова – определения глаз в два столбика в зависимости от того, какие эмоции – положительные или отрицательные – они вызывают:

                                                           Галкович   Оксана Вячеславовна  МБОУ СОШ № 16

                                                  Краснодарского края   Новопокровского района                

                                          учитель русского языка и литературы

Наглые, пустые, гневные, ясные, правдивые, злые, удивленные, скорбные, бегающие, внимательные, блестящие, задумчивые.

8.Слово учителя. (слайд № 18)

Ребята, как важно при общении уметь смотреть на человека! Как часто мы забываем о том, что наши глаза – ключ к пониманию нашего характера, нашего настроения, нашей души… Народная мудрость гласит: « В глаза боится тот смотреть, кто совершил какое-то преступление или думает его совершить».

А теперь послушайте отрывок из произведения: « Я сбоку взглянул на него, и мне стало что-то не по себе… Видели вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной  смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника»

Мы ничего не знаем о судьбе героя, но о  чем мы можем догадаться?

- Что на долю этого человека выпало много испытаний.

- А сейчас мы послушаем небольшое сообщение о человеке, на долю которого выпали эти испытания (ученик рассказывает об Андрее Соколове, главном герое рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека»).

- Ребята, я думаю, что вы поняли, почему у Андрея Соколова глаза присыпаны пеплом, наполнены смертной  тоской. Да, тяжелые испытания выпали на его долю, забрали у него радость жизни, умертвили глаза. Исказила война человека до неузнаваемости, преждевременно состарила, но не ожесточила. Откуда мы это видим?

- Андрей Соколов нашел в себе силы жить. И не только жить, но и согревать теплом своего приемного сына. Эти два одиноких человека, потерявшие на войне самых близких людей, почувствовали, что они очень нужны друг другу.

- Говорят, возраст дерева определяется количеством колец на срезе, а возраст человека – морщинами да седыми волосами. Только не теми, о которых говорит М. Румянцева в «Балладе о седых» (учащиеся читают стихотворение выразительно наизусть).

-  Я думаю, что наши девочки поняли, что седины надо, выстрадав, заслужить, они никогда не будут красить волосы в седой цвет.

9.Слово учителя.(слайды  №19-20)

 А теперь мы с вами побеседуем о послевоенном времени, когда наша страна восстанавливала разрушенное войной хозяйство. Многие писатели, поэты и художники писали об этом времени, о жизни и учебе детей. Одним из таких художников является Федор Павлович Решетников. Какие картины этого художника, посвященные детям, вы можете назвать?

- «Прибыл на каникулы», «Опять двойка».

- Мы сегодня побеседуем по картине «Прибыл на каникулы». Самое главное в своей картине художник обычно рисует крупным планом. Что же выдвинуто на первый план?

- на первом плане мы видим мальчика Суворовского училища, который только что прибыл на каникулы.

                                                           Галкович   Оксана Вячеславовна  МБОУ СОШ № 16

                                                  Краснодарского края   Новопокровского района                

                                          учитель русского языка и литературы

- Что вы подметили во внешности мальчика? Какие у него глаза?

- У мальчика сияющие, выразительные, живые глаза (записываем в тетради).

- Какова улыбка?

- Приятная улыбка.

- Что мы можем сказать о его взгляде?

- Взгляд прямой и с любовью устремлен на дедушку.

- Что мы можем сказать о его фигуре?

- У него стройная фигура, хорошая выправка.

- Как одет мальчик?

- Он очень аккуратно одет.

- А сейчас запишите самостоятельно, какие же внутренние черты мальчика раскрываются через его внешность ?  (Мальчик живой, жизнерадостный, общительный, веселый, приветливый, любящий, прямой, аккуратный).

- Во что одет мальчик?

- На нем шинель суворовского училища. На голове – шапка – ушанка.

- Опишите дедушку. Как он относится к внуку?

- Дедушка высокий, плотный, бородатый старик. Он ласково смотрит на внука. Одет по-домашнему. Имеет чувство юмора: на приветствие внука он шутливо выпрямился и вытянул руки по швам.

10. Подведение итогов урока.

- Ребята, после нашего разговора о внешности, я думаю, что вы будете более внимательными и наблюдательными по отношению друг к другу, близким, родным, учителям. Вы сможете заметить печальные глаза своего одноклассника, побледневшее лицо мамы или учительницы, слезы в глазах бабушки. Во время перемены не будем кричать, а разговаривать спокойным голосом, так как голос – это тоже деталь нашей внешности .Будьте  прилежными, вырабатывайте в себе только положительные черты характера, а что есть  у вас хорошего – развивайте. Живите так,  чтобы вам не бросали в лицо: «Родилась пригожа, да по нраву негожа».

11. Выставление оценок за урок.

12. Домашнее задание.(слайд № 21)

 написать сочинение-миниатюру «Моя мама», «Мой друг, подруга».

-Как вы думаете, что мы будем изображать словесно в сочинении, когда будем описывать внешность?

-Да, необходимо изобразить лицо, фигуру, жесты, манеры, позу, одежду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Урок развития речи "Описание внешности человека"

Показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях...

Урок развития речи "Описание внешности человека по картине"

Урок по картине владимирской художницы Н. Бритовой "Люба"- один из этапов работы по написанию творческих произведенийпо созданию словесных художественных портретов....

Конспект урока развития речи "Описание внешности человека"

На данном уроке  учащиеся познакомятся с описанием внешности человека, литературным портретом....

Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

middot;         дать понятие о словесном портрете;·         повторить типы текстов, виды описаний, средства худо...

Урок развития речи «Описание внешности человека», 7 класс

Открытый урок в рамках отборочного тура Конкурса «Педагог года общеобразовательных организаций МО РФ - 2015». Мастер-класс в рамках Всеармейского научно-практического семинара заместителей...

Урок развития речи. Описание внешности человека

Урок русского языка для учащихся 7 класса.Развитие речи. Описание внешности человека.Представлен конспект урока, презентация, а также рабочий лист для работы на уроке.Рассматривается важная тема "...