Урок развития речи. Описание внешности человека
методическая разработка по русскому языку (7 класс)

Бушуева Татьяна Борисовна

Урок русского языка для учащихся 7 класса.

Развитие речи. Описание внешности человека.

Представлен конспект урока, презентация, а также рабочий лист для работы на уроке.

Рассматривается важная тема "Описание внешности человека".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Описание внешности человека Учитель русского языка ГБОУ школа № 640 Приморского района Санкт-Петербурга Бушуева Т.Б.

Слайд 2

Литературный портрет – в художественном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. лицо глаза волосы фигура жесты походка Вводится в художественное произведение для того, чтобы зрительно представить литературного героя и увидеть не только, каков он внешне, но через внешность понять его внутренний мир, душевное состояние. 2

Слайд 3

«Глаза – это зеркало души человека». 3

Слайд 4

4 Задание 1. Выпишите в тетрадь словосочетания, которые характеризуют глаза героя. Ответ: «присыпанные пеплом», «неизбывной тоской», «смертной тоской». Задание 2. Подберите синонимы (часть речи – прилагательное) к данному словосочетанию. Какими прилагательными можно охарактеризовать глаза персонажа? Ответ: печальные, грустные, потухшие, неживые, тоскливые и др.

Слайд 5

Фразеологизмы Пускать пыль в глаза В мгновение ока Смотреть в оба С глазу на глаз Смотреть правде в глаза Глазом моргнуть не успел Глаза разбегаются Навострить глаз Не верить своим глазам Беречь как зеницу ока 5

Слайд 6

Вставьте подходящие по смыслу определения в пропуски. Для выполнения задания воспользуйтесь опорными словами. 1. Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был __________ мальчик, с __________ и ___________, немного ___________ чертами лица, __________ _____________ волосами, _______________ глазами и постоянной ______________, ______________ улыбкой. И.С. Тургенев белокурый полурассеянный кудрявый стройный тонкий мелкий светлый красивый полувеселый 6

Слайд 7

Вставьте подходящие по смыслу определения в пропуски. Для выполнения задания воспользуйтесь опорными словами. 2. У второго мальчика, Павлуши, волосы были ____________, ___________, глаза __________, скулы __________, лицо _________, ____________, рот ______________, но правильный, вся голова ______________, как говорится, с пивной котёл, тело _____________, __________________. Малый был неказистый — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. И.С. Тургенев всклоченный большой широкий бледный серый огромный приземистый рябой неуклюжий чёрный 7

Слайд 8

1. Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой , полурассеянной улыбкой. 8

Слайд 9

2. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные , чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила. 9

Слайд 10

10 Задание. Найдите причастие в отрывках из рассказа И.С. Тургенева « Бежин луг». Ответ: всклоченные.

Слайд 11

« (1) Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. (2) Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым. (3) Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. (4) Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. (5) Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь». Максим Горький «Детство» 11

Слайд 12

1 Задание. Найдите основные словосочетания, которые создают портрет бабушки в отрывке из повести М.Горького «Детство» Ответ: темные зрачки; приятным светом; белые зубы; крепкие зубы; темной коже щек; рыхлый нос; с раздутыми ноздрями; светилась изнутри; веселым светом; теплым светом. 12

Слайд 13

2 Задание. Какое основное средство выразительности использует автор в данном отрывке? Приведите примеры. Ответ: сравнение. темные, как вишни, зрачки точно большая кошка как этот ласковый зверь 3 Задание. Необходимо найти причастие в данном отрывке. От какого глагола оно образовано? Ответ: раздутыми, от глагола « раздуть » (увеличить, наполнить чем-то). 13

Слайд 14

Ответ. Благодаря описанию мы не только представляем, как выглядит бабушка, но и можем сделать уже некоторые предположения о ее внутреннем мире, ее характере: она добрая, ласковая (светится изнутри). 4 Задание. Сделайте вывод, как описание внешности помогает понять внутренний мир героини? 14

Слайд 15

Портрет в живописи - произведение изобразительного искусства, в котором запечатлен облик конкретного человека или группы людей. 15

Слайд 16

Портрет Александры Петровны Струйской Фёдор Степанович Рокотов 1772 год 16

Слайд 17

Домашнее задание Составьте опорные словосочетания для описания внешности вашей мамы. 17

Слайд 18

План описания внешности человека 18

Слайд 19

Спасибо за внимание! 19



Предварительный просмотр:

Урок развития речи

Описание внешности человека

Учитель: Бушуева Т.Б.

учитель русского языка и литературы

ГБОУ школа № 640 Приморского района Санкт-Петербурга

7 класс

Цели:

1. Образовательная: дать понятие «Литературный портрет», обогатить речь учащихся «портретной» лексикой.

2. Воспитательная: привлечь внимание к внутреннему миру человека, выраженному через портрет; воспитать художественный и эстетический вкус.

3. Развивающая: развивать исследовательские и творческие навыки.

Планируемые результаты: учиться умению наблюдать зав внешностью человека, умение составить описание внешности, человека, создавать устный и письменный текст-описание.

1. Организационный момент.

2. «Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! И, однако, живая! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни мира».

 Ханс Кристиан Андерсен «Снежная королева»

Ребята, как вы думаете, про кого говорится в этом отрывке, который я вам только что прочитала?

Правильно, речь идет о Снежной королеве из сказки известно Ханса Кристиана Андерсена. А что именно помогло узнать вам героиню?

Ответ: описание ее внешности.

Давайте вместе сформулируем тему нашего сегодняшнего урока. «Описание внешности человека».

Нажимаем на презентацию.

Какие цели перед собой нам необходимо поставить?

Нам необходимо научить описывать внешность человека, узнать, из чего состоит это описание, что в него входит, познакомиться понятием «Литературный портрет».

Записываем тему урока в тетрадь.

Ребята, сегодня у нас урок развития речи. Скажите, что ранее мы с вами описывали на таких уроках? Правильно. В пятом и шестом классах на таких уроках вы учились писаться сочинения-описания: описывали окружающую нас природу, интерьер, животных, но самым сложным и ответственным является описание внешности человека. Почему? Потому что каждый человек – это неповторимая личность.

Изучая произведения на уроках литературы, вы уже знакомились с понятием «Литературный портрет».

Литературный портрет – в художественном произведении изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться. 

Что входит в данное понятие? Лицо, глаза, волосы, фигура, жесты, походка.

А для чего литературный портрет вводится в художественное произведение?

Ответ: данное понятие вводится для того, чтобы зрительно представить этого литературного героя и увидеть не только, каков он внешне, но через внешность понять его внутренний мир, душевное состояние.

Обратитесь к вашему рабочему листу и запишите определение понятия «Литературный портрет»

3. - Ребята, а какая самая выразительная деталь на лице?

- Глаза. Правильно. Ребята, а какие определения вы можете подобрать к глазам? Какие из них могут быть эпитетами?

Не случайно существует выражение: «Глаза – это зеркало души человека». Но не только цвет и форма глаз обычно интересуют нас, а наполненность глаза, их глубина, их выражение.

На партах у вас лежит рабочий лист. Посмотрите текст под номером 1 с отрывком из рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека».

Текст № 1:

«Он положил на колени большие темные руки,  сгорбился.  Я сбоку взглянул на  него,  и  мне стало что-то  не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза,

словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

М.А. Шолохов «Судьба человека».

В своем произведении автор писал: «Он положил на колени большие темные руки,  сгорбился.  Я сбоку взглянул на  него,  и  мне стало что-то  не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

Что мы можем понять о человеке, прочитав только это описание?

Еще ничего не зная о судьбе героя, можно догадываться о тех испытаниях, которые выпали на его долю и навсегда лишили его радости жизни. Андрей Соколов (уточнить, что это герой рассказа) в войну потерял всю семью, был в плену у немцев.

Задание 1. Выпишите в тетрадь словосочетания, которые характеризуют глаза героя.

Ответ: «присыпанные пеплом», «неизбывной тоской», «смертной тоской».

Задание 2. Подберите синонимы к словосочетанию «присыпанные пеплом». Какими прилагательными можно охарактеризовать глаза персонажа? 

Ответ: печальные, грустные, потухшие, неживые, тоскливые и др.

Какова роль описания глаз, взгляда в литературном портрете?

Если внимательно посмотреть в глаза человека, то можно понять его состояние, почувствовать его настроение, узнать, из-за чего он переживает или чему он радуется.

Давайте вспомним с вами, какие фразеологизмы, связанные с глазами, зрением, взглядом вы знаете?

  1. Смотреть правде в глаза (трезво оценивать обстановку, признавать действительное положение вещей).
  2. Не верить своим глазам (сильно удивляться, поражаться увиденному).
  3. Пускать пыль в глаза (какими либо поступками создавать ложное (обычно лучшее) впечатление о себе).
  4. Для отвода глаз (чтобы ввести в заблуждение кого-либо, отвлекая внимание от чего-либо).
  5. С глазу на глаз (наедине, без посторонних).
  6. Навострить глаз (внимательно, насторожённо смотреть на кого-либо или на что-либо; наблюдать за кем-либо или за чем-либо).
  7. Глаз да глаз нужен (о необходимости постоянного присмотра за кем-либо).
  8. Смотреть в оба (быть внимательным, осторожным).
  9. Глаза разбегаются (кто-либо не может сосредоточить взгляд на чём-либо от разнообразия впечатлений).
  10. Беречь как зеницу ока (очень сильно). 
  11. В мгновение ока (моментально, очень быстро, вмиг).
  12. Глазом моргнуть не успел (так быстро произошло что-либо, что не успел осознать, отреагировать и т. п.).
  13. Глаз-алмаз (очень хорошее, острое зрение: умение увидеть главное, основное).
  14. Глаз намётан / набит (кто-либо обладает опытом, способностью быстро воспринимать зрением ситуацию, состояние дел).

Задание 3. Запишите три фразеологизма, связанные с глазами, зрением, которые вам понравились больше всего:

4.Ребята, обратитесь к тексту под номером 2 с двумя отрывками из рассказа И.С. Тургенева. Прочитайте. Кто узнал название рассказа? Правильно, это рассказ «Бежин луг», мы изучали с вами это произведение в прошлом году.

Задание: вставьте подходящие по смыслу определения в пропуски. Для выполнения задания воспользуйтесь опорными словами.

Текст № 2

1. Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был __________ мальчик, с __________ и ___________, немного ___________ чертами лица, __________   _____________  волосами, _______________ глазами и постоянной ______________, ______________ улыбкой.

И.С. Тургенев

Белокурый, полурассеянный, тонкий, кудрявый, стройный, мелкий, светлый, полувеселый, красивый.

2. У второго мальчика, Павлуши, волосы были ____________, ___________, глаза __________, скулы __________, лицо _________, ____________, рот ______________, но правильный, вся голова ______________, как говорится, с пивной котёл, тело _____________, __________________. Малый был неказистый — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.  

И.С. Тургенев

Всклоченный, большой, приземистый, серый, широкий, бледный, рябой, огромный, неуклюжий, чёрный.

У вас получилось описание внешности мальчиков. Давайте, прочитаем, отрывки, которые получились у вас. Читает несколько человек.

А теперь давайте сравним с тем, какое описание нам дает Тургенев.

1. Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой.  

2. У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее. Малый был неказистый — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.  

Как вы считаете, получилось ли у вас правильно осуществить подбор определений?

Задание. Ребята, встретились ли вам причастия в данном отрывке?

Ответ: всклоченные.

Данное причастие образовано от глагола «всколочить» (свалять в клочья, взлохматить, взъерошить).

5.А теперь перейдем к отрывку из повести Максима Горького «Детство». Пожалуйста, обратитесь к тексту под номером 3. Прочитаем, как писатель описывает бабушку.

Текст № 3

 «(1) Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. (2) Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым. (3) Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. (4) Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. (5) Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».

Максим Горький «Детство»

Задание 1. Найдите основные словосочетания, которые создают портрет бабушки в отрывке из повести М.Горького «Детство»

Ответ: темные зрачки; приятным светом; белые зубы;  крепкие зубы; темной коже щек; рыхлый нос; с раздутыми ноздрями; светилась изнутри; веселым светом; теплым светом.

Задание 2. Какое основное средство выразительно использует автор в данном отрывке? Приведите примеры.

Ответ: сравнение.

1) темные, как вишни, зрачки

2) точно большая кошка

3) как этот ласковый зверь

Задание 3. Сейчас мы проведем лингвистическое наблюдение. Необходимо найти причастие в данном отрывке. От какого глагола оно образовано?

Ответ: раздутыми, от глагола «раздуть» (увеличить, наполнить чем-то).

Задание 4. Сделайте вывод, как описание внешности помогает понять внутренний мир героини?

Ответ. Благодаря описанию мы не только представляем, как выглядит бабушка, но и можем сделать уже некоторые предположения о ее внутреннем мире, ее характере: она добрая, ласковая (светится изнутри).

6. Ребята, портрет существует не только в литературе, но и в живописи. Если в художественном произведении под понятием «Портрет» мы понимаем изображение внешности литературного героя, а именно, его лицо, фигуру, одежду, манеры держаться, то в живописи портретом является произведение изобразительного искусства, в котором запечатлен облик конкретного человека или группы людей.

Посмотрите на портрет Александры Петровны Струйской, который в 1772 нарисовал художник Федор Рокотов.

Посмотрите, пожалуйста, как художник показывает свое отношение к этой женщине через выражение ее глаз. А вот как об этом говорит красиво в своем стихотворении поэт Николай Заболоцкий. В загадочных глазах этой женщины поэт увидел улыбку и слезы, испуг и восторг и написал эти красивые строки.

Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно.

Ты помнишь, как из тьмы былого,
Едва закутана в атлас,
С портрета Рокотова снова
Смотрела Струйская на нас?

Ее глаза — как два тумана,
Полуулыбка, полуплач,
Ее глаза — как два обмана,
Покрытых мглою неудач.

 

7. Ребята, удалось ли нам достичь целей, которые мы с вами поставили в начале урока? Я думаю, что да. Мы познакомились с понятием «Литературный портрет», обогатили нашу речь «портретной» лексикой. Мы поняли, что через описание внешности мы можем понять внутренний мир человека.

На что мы особенно обращали внимание в описании внешности человека?

Ответ: особенно в описании внешности сегодня мы обращали внимание на глаза человека, на его взгляд.

Чьи глаза для вас являются самыми родными? Правильно, мамины. Итогом нашей работы будет являться домашнее задание: составьте опорные словосочетания для описания внешности вашей мамы.

А чтобы вам было удобнее и легче выполнить это задание я хочу предложить вам памятку «Как правильно составить описание внешности человека» и план описания внешности человека.

Памятка «Как правильно составить описание внешности человека»

1. Стараться передать внутренний мир человека, его характер.

2. Выделить главное (неповторимое) в облике конкретной личности.

3. Правильно использовать лексику при создании портрета.

План описания внешности человека

1. Вступление (представить человека).

2.Описание физического облика человека: фигура, рост, цвет волос, черты лица.

3.Описание одежды и причёски.

4.Описание человека в движении: походка, жесты, мимика.

5.Отметить особенности человека (что отличает его от остальных).

 



Предварительный просмотр:

                                                 

Рабочий лист

по теме урока

____________

                  ____________

ученика (-цы)

____________

                  ____________

C:\Documents and Settings\Admin\Рабочий стол\август Учебный год 21-22\Открытый урок - сентябрь 2021 г\f973cc9c49cd1801379c75c8b8acd76b.jpg

Задание 4. Сделайте вывод, как описание внешности помогает понять внутренний мир героини?

Ответ:_______________________________________________________

_____________________________________________________________

Домашнее задание: составьте опорные словосочетания для описания внешности вашей мамы.

 

Памятка «Как правильно составить описание внешности человека»

1. Стараться передать внутренний мир человека, его характер.

2. Выделить главное (неповторимое) в облике конкретной личности.

3. Правильно использовать лексику при создании портрета.

План описания внешности человека

1. Вступление (представить человека).

2.Описание физического облика человека: фигура, рост, цвет волос, черты лица.

3.Описание одежды и причёски.

4.Описание человека в движении: походка, жесты, мимика.

5.Отметить особенности человека (что отличает его от остальных).

Литературный портрет - ____________________________________

____________________________________________________________

Текст № 1:

    «Он положил на колени большие темные руки,  сгорбился.  Я сбоку взглянул на  него,  и  мне стало что-то  не по себе... Видали вы когда-нибудь глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть? Вот такие глаза были у моего случайного собеседника».

М.А. Шолохов «Судьба человека».

Задание 1. Выпишите в тетрадь словосочетания, которые характеризуют глаза героя. 

Ответ: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 2. Подберите синонимы к словосочетанию «присыпанные пеплом». Какими прилагательными можно охарактеризовать глаза персонажа?

Ответ: _____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 3. Запишите три фразеологизма, связанные с глазами, зрением, которые вам понравились больше всего:

_____________________________________________________________

Текст № 2

1. Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был __________ мальчик, с __________ и ___________, немного ___________ чертами лица, __________   _____________  волосами, _______________ глазами и постоянной ______________, ______________ улыбкой.

И.С. Тургенев

Белокурый, полурассеянный, тонкий, кудрявый, стройный, мелкий, светлый, полувеселый, красивый.

2. У второго мальчика, Павлуши, волосы были ____________, ___________, глаза __________, скулы __________, лицо _________, ____________, рот ______________, но правильный, вся голова ______________, как говорится, с пивной котёл, тело _____________, __________________. Малый был неказистый — что и говорить! — а всё-таки он мне понравился: глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила.  

И.С. Тургенев

Всклоченный, большой, приземистый, серый, широкий, бледный, рябой, огромный, неуклюжий, чёрный.

Задание. Выпишите причастие, встретившееся вам в данных отрывках.

Ответ: ______________________________________________________

Текст № 3

 «(1) Говорила она, как-то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. (2) Когда она улыбалась, ее темные, как вишни, зрачки расширялись, вспыхивая невыразимо приятным светом, улыбка весело обнажала белые крепкие зубы, и, несмотря на множество морщин в темной коже щек, всё лицо казалось молодым и светлым. (3) Очень портил его этот рыхлый нос с раздутыми ноздрями и красный на конце. (4) Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом. (5) Она сутула, почти горбатая, очень полная, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка, – она и мягкая такая же, как этот ласковый зверь».

Максим Горький «Детство»

Задание 1. Найдите основные словосочетания, которые создают портрет бабушки в отрывке из повести М.Горького «Детство»

Ответ:______________________________________________________

____________________________________________________________

Задание 2. Какое основное средство выразительно использует автор в данном отрывке? Приведите примеры.

Ответ: ______________________________________________________

_____________________________________________________________

_____________________________________________________________

Задание 3. Лингвистическое наблюдение. Найдите причастие в данном отрывке. От какого глагола оно образовано?

Ответ: ______________________________________________________

                                                               2                                                                                                                                                3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

урок развития речи. Описание внешности человека

Данный урок предусматривает использование мультимедийного проекта, что позволит учителю не только обеспечить освоение темы учащимися, но и поддержать эмоционально-интеллектуальную атмосферу на у...

Урок развития речи "Описание внешности человека"

Показать особенности художественного и делового словесного описания портрета, роль причастий в этих описаниях...

Урок развития речи "Описание внешности человека по картине"

Урок по картине владимирской художницы Н. Бритовой "Люба"- один из этапов работы по написанию творческих произведенийпо созданию словесных художественных портретов....

Конспект урока развития речи "Описание внешности человека"

На данном уроке  учащиеся познакомятся с описанием внешности человека, литературным портретом....

Урок развития речи. Описание внешности человека по картине В.И.Хабарова «Портрет Милы»

middot;         дать понятие о словесном портрете;·         повторить типы текстов, виды описаний, средства худо...

Урок развития речи «Описание внешности человека», 7 класс

Открытый урок в рамках отборочного тура Конкурса «Педагог года общеобразовательных организаций МО РФ - 2015». Мастер-класс в рамках Всеармейского научно-практического семинара заместителей...