Урок русского языка по развитию речи
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Кутыркина  Ольга Николаевна

Урок русского языка в 10 классе по развитию речи (Написание сочинения - рассуждения, блок С)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_10_kl_blok_s.rar210.5 КБ

Предварительный просмотр:




Муниципальное общеобразовательное учреждение



гимназия №48 г.о.Тольятти



Самарской области

















Предмет: русский  язык



Урок развития речи в 10  классе



Написание сочинения – рецензии



(Блок С единого государственного экзамена)













Учитель:            Кутыркина  Ольга Николаевна



2008-2009 учебный год


Тема урока: Подготовка к написанию сочинения – рассуждения по предложенному авторскому тексту (Блок С ЕГЭ)

Тип урока: обучающий

Цель урока: научить учащихся выявлять  проблему исходного текста и выражать  аргументировано своё отношение к данной проблеме, воспитывать чувство уважения к своему языку, привлечь внимание современной молодёжи к проблеме небрежного отношения к языку.

Используемые образовательные технологии:  метод проектов, информационная технология, проблемное обучение, дифференцированное обучение.

Оборудование:

проектор, мультимедийная презентация, исходный текст для каждого учащегося, критерии сочинения-рассуждения, текст задания В8, толковые словари, словарь крылатых слов и выражений, афоризмов. поекты временных творческих групп.

Предварительное домашнее задание по временным творческим группам (представляют проект по заданиям):

1 группа – подобрать высказывания о слове, речи, языке.

2 группа – дать определение понятиям: эссе, рецензия, отзыв

Информация об академике Д.С.Лихачёве как деятеле науки и культуры.

3 группа – подобрать из произведений художественной литературы примеры о манерах говорить, умении отстаивать свою точку зрения в споре героев прочитанных книг.

По ходу урока идёт презентация материалов, подобранных учащимися творческих групп, рекомендации учителя по работе  над сочинением – рассуждением.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Целевая установка: проанализировать текст с целью написания сочинения – рассуждения согласно требованиям к работе по выполнению задания блока С ЕГЭ.
  3. Чтение задания Блока С: «Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (не менее двух аргументов)»

4. Словарно – лексическая работа

Отзыв – мнение о ком, о чём-либо, оценка кого, чего-нибудь.

      Рецензия – критический отзыв о каком-нибудь сочинении,  спектакле, фильме.

Эссе – прозаическое сочинение небольшого объёма  и свободной композиции на частную  тему, трактуемую субъективно и обычно неполно.

  1. Чтение текста учителем.

(1)Неряшливость в одежде  -  это прежде всего неуважение к окружающим вас  людям, да и неуважение к самому себе.

(2) А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим?

(3)Язык ещё в большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека. о его отношении к окружающему миру, к самому себе.

(4)Есть разного рода неряшливости в языке человека.

(5)Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде, - распространённейшее явление, и  оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе. (6)Говорящий стремится грубой шуткой, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. (7)Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся. (8)Это происходит полусознательно. (9)Я уже не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости. (10)В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость. (11)»Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям жизни, что они их беспокоят. мучат. волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищёнными против них.

(12)По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. (13)Ведь он уверен, что его слово и так весомо.

        (14)Наш язык – это важнейшая часть нашего поведения в жизни. (15)И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности»…

        (16)Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.  (17) Но хоть и трудно – это надо. (18)Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».

(Д.С.Лихачёв)

 

  1. Работа с исходным текстом.

  1. Оценка восприятия текста учащимися:  какое впечатление на вас произвёл текст?
  2. Что вы знаете об авторе текста – Д.С.Лихачёве?

Информация об авторе исходного текста Д.С. Лихачёве (Краткий рассказ учащегося из 2 творческой группы: заранее приготовленное домашнее задание)

  1. О чём данный текст? Определить тему текста нам поможет следующая работа  

Возьмите в руки карандаши и подчеркните ключевые слова в тексте, по предложениям.

  1. Словарно-лексическая работа с текстом.

Бравировать  - пренебрегать чем-либо ради показной храбрости, хвастливо рисоваться чем-нибудь.

Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Цинизм – пренебрежение к нормам общественной морали, нравственности, наглость, бесстыдство.

Интеллигентный – человек, обладающий большой внутренней культурой.

7. Подготовка к написанию сочинения- рассуждения по данному тексту

- Критерии сочинения – рассуждения

 (Напомнить учащимся по презентации предыдущего  урока)

Критерий К1 – формулировка проблем исходного текста

Критерий К2 – комментарий к сформулированной проблеме исходного текста

Критерий К3 – отражение позиции автора исходного текста

Критерий К4 – изложение экзаменуемым собственного мнения по проблеме

  1. Что такое ПРОБЛЕМА?

Чтобы определить проблему, к которой обращается автор, надо найти противоречие, которое и является предметом рассуждения или описания

  1. Сформулировать проблему нам поможет выполнение заданий из блока А и блока В, которые являются подсказками учащимся в написании сочинения

Задание А 29

В каком предложении выражена основная мысль автора текста?

1) 3     2) 4       3) 12      4) 18  (ответ: 4)

Задание А 30

Определите стиль и тип речи текста.

1) художественный стиль; повествование

2) научно-популярный; рассуждение

3) публицистический; рассуждение

4) научный стиль; описание и рассуждение  (ответ: 3)

Задание В8

Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина  из списка

«Академик  Д.С.Лихачёв, обращаясь к молодым читателям, старается убедить их в том, что необходимо учиться  «хорошей, спокойной, интеллигентной» речи, ибо речь каждого человека, как и его одежда (и даже в большей мере, чем одежда), свидетельствует об отношении человека к жизни и к самому себе. Автор прибегает к ________( в предл.6,11) и ________(«слабость-сила»). Синтаксису текста свойственны частотные _________(в предл. 9,16,18 и др.), а также _________(в предл. 7) многочисленные сравнительные обороты».

Список терминов:

1) диалектизмы

2) антонимы

3) ряды однородных членов

4) литота

5) инверсия

6) вопросно-ответная форма

7) разговорные конструкции

8) синонимы

9) эпитеты                                 (ответ:8,2.3,5)

  1. Работа по критериям текста (параллельно в презентации в помощь учащимся даются речевые конструкции и рабочие материалы для написания сочинения)  

К 1

  1. Определить тему текста (предмет изображения), выделив ключевые слова.
  2. Обдумать проблемы (важнейшие для автора вопросы), выделив одну из них.
  3. Уяснить позицию (идею) автора
  4. Написать небольшое вступление (зачин), опираясь на тему и основную идею текста.
  5.  Чётко сформулировать и записать проблему текста.

«Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить  и по языку, которым он выражается»

                                                                                                                       Д.Свифт

«Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно».

                                                                                                                      А.Толстой

 

 К 2

  1. Из выявленных проблем для комментирования нужно выбрать главную проблему, соотносящуюся с заявленной автором темой и основной мыслью – идеей авторского текста.

Комментарий - пояснение

   К 3

  1. Позиция автора – это его отношение к предмету речи (отрицательное, утвердительное или неоднозначное).

   К 4

  1. Тезис по проблеме.
  2. Отношение экзаменуемого к проблеме.
  3. Аргументы.

Аргумент – логический довод, служащий основанием доказательства:

  1. примеры из литературных произведений;
  2. свой жизненный опыт (наблюдения и анализ фактического материала);
  3. исторические факты;
  4. сообщения свидетелей;
  5. произведения искусства;
  6. специальные разыскания;
  7. афоризмы, пословицы;
  8. поговорки, крылатые выражения.

Работа 1 и 3 творческих групп по подготовленному материалу. Учащиеся первой  творческой группы приводят примеры высказываний о  языке, речи, слове.

У. Шекспир: «Язык  многих людей выдаёт развязность их хозяев»

      В. Ключевский: «Чтобы быть ясным, оратор должен быть откровенным»

В. Либкнехт: «Ясность языка – результат ясного мышления: ясная мысль неизбежно обуславливает ясную форму».

А.Моруа: «Ясность текста есть свидетельство правдивости ума».

Аристотель: «Достоинство речи – быть ясной и не быть низкой»

Б.Бартон: «Убожество речи служит, как правило, внешним признаком убожества духа»

Г.Гегель: «Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им»

Плутарх: «Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах»

Р.Эмерсон: «Речь – великая сила: она убеждает, обращает, принуждает»  

Учащиеся третьей творческой группы приводят примеры из произведений художественной литературы примеры о манерах говорить, умении отстаивать свою точку зрения в споре героев прочитанных книг.

  1. Вывод.

  Творческое задание по группам:

  1.  К какой проблеме обращается автор? На примере какой темы автор пытается решить проблему?
  2. Какова  позиция автора исходного текста?
  3.  Изложите аргументировано собственное мнение по проблеме.

Чтение получившихся частей сочинения-рассуждения.

11.   Рефлексия.  

12.  Домашнее задание: «Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт (не менее двух аргументов)».

13. Комментирование результатов деятельности творческих групп и отдельных учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Тема:Развитие речи. Описание внешности человека. Глаза-зеркало души.

Урок способствует формированию наблюдательности и внимания к окружающим их людям,учат ребят через внешность постигать внутренний мир человека,его характер,настроение....

Урок русского языка по развитию речи в 7 классе на тему «Отзыв о книге».

Урок развития речи. Способствует формированию представления о том, что такое отзыв о книге, умения создавать текст художественного стиля в жанре отзыв на книгу. На уроке повторяется знакомый материал ...

Технологическая карта урока русского языка и развития речи.

Использование ЭОР на уроке русского языка и развития речи....

Конспект урока русского языка по развитию речи с использованием технологии лингвистических исследований и применением ИКТ 7 класс Анализ текста. Памятник букве Ё.

Цель урока: исследовать памятники буквамЗадачи: Образовательные: -повторить  материал по теме «Вводные компоненты, «Сложноподчиненные предложения», «Тема и проблема текста» и др.-реализовывать ме...