Обращение и знаки препинания при нём
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Смирнова Елена Юрьевна

До сих пор речь шла о членах предложения — главных и второстепенных, однородных и неоднородных, но в предложении работают слова, которые не являются его членами. О таких словах нам расскажет выдумщик Почемучка. Послушаем его. (Инсценировка)

Почемучка. «Хотите верьте, хотите нет, но однажды мне приснился необыкновенный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес и на сцену один за другим выходят необыкновенные артисты: подлежащее с определением и сказуемое с дополнением.»

Выходят ученики, выстраиваются и берут в руки плакаты, составляя такое предложение:

Это представление  вам понравится.

Вдруг из-за кулис вынырнуло ещё одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него отгородились запятыми:

Это представление,  ребята, вам понравится.

Но члены предложения тоже проявили недовольство и нажали на него с обеих сторон. Это слово выскочило и встало в начало предложения

Ребята, это представление вам понравится.

Но тут начался шум и слово «ребята» перекочевало в конец предложения. Теперь оно выглядело так:

Это представление вам понравится, ребята.

Мне такое представление пришлось по душе. Я расположился удобно в кресле и приготовился смотреть, но тут проснулся и задумался.

Как вы думаете, ребята, что это за слово, которое явилось возмутителем спокойствия? Вы тут подумайте, а я пойду.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrashchenie1.doc27 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Обращение и знаки препинания при нём.

Цели урока: дать понятие об обращении, показать значение обращения в речи,

                                   научить отличать обращения от подлежащих, развивать пунктуационные

                                   навыки, мотивацию к познавательной деятельности, формировать

                                   навыки учебного сотрудничества.

Форма урока: урок с элементами спектакля.

Оборудование: ноутбук, экран, проектор, презентация.

                                             Ход урока

1.Оргмомент.

2.Актуализация знаний. («Собираемся в театр»).

   

   Слово учителя.

Билетом на это представление будут ваши правильные ответы.

(слайд 2) Вопросы по теме.

1.Что такое основа предложения?

2.Какими бывают предложения по цели высказывания?

3.Назовите главные члены предложения.

4.Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

5.Назовите второстепенные члены.

«Сеанс одновременной игры». К доске вызывается ученик, и все задают ему вопросы. Если отвечающий затрудняется дать ответ, отвечает тот, кто спрашивает.

(«Театр начинается с вешалки»).

Слово учителя.

Ребята, прежде чем попасть на представление, нужно правильно выполнить задание,

тогда  вы получите номерки на одежду и отправитесь на спектакль. Задание. Расставьте

знаки препинания (точки), чтобы восстановить текст. (Текст записан на доске).

Едят там вилками компот

там пьют из чашек бутерброд

из хлеба с сыром там котлеты

из мяса свежего конфеты

с начинкой сладкой суп с фасолью

в тарелках всё там варят с солью.

А теперь пожалуйте на представление.

3. Самоопределение к деятельности.

(слайд 1, 3)

Всем вам при обращении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться

Только, друг, не забывай:

Запятые расставляй.

Прочитайте стихотворные строки и подумайте, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке? Называется тема и задачи урока.

4. Изучение нового материала.

Слово учителя.

До сих пор речь шла о членах предложения — главных и второстепенных, однородных и неоднородных, но в предложении работают слова, которые не являются его членами. О таких словах нам расскажет выдумщик Почемучка. Послушаем его. (Инсценировка)

Почемучка. «Хотите верьте, хотите нет, но однажды мне приснился необыкновенный сон. Будто сижу я в театре, жду начала представления. И вот открывается занавес и на сцену один за другим выходят необыкновенные артисты: подлежащее с определением и сказуемое с дополнением.»

Выходят ученики, выстраиваются и берут в руки плакаты, составляя такое предложение:

Это представление  вам понравится.

Вдруг из-за кулис вынырнуло ещё одно словечко и втиснулось в самую середину, а соседние слова тут же от него отгородились запятыми:

Это представление,  ребята, вам понравится.

Но члены предложения тоже проявили недовольство и нажали на него с обеих сторон. Это слово выскочило и встало в начало предложения

Ребята, это представление вам понравится.

Но тут начался шум и слово «ребята» перекочевало в конец предложения. Теперь оно выглядело так:

Это представление вам понравится, ребята.

Мне такое представление пришлось по душе. Я расположился удобно в кресле и приготовился смотреть, но тут проснулся и задумался.

Как вы думаете, ребята, что это за слово, которое явилось возмутителем спокойствия? Вы тут подумайте, а я пойду.

Ученики делают вывод, что это обращение.

(слайд 4)

Обращение — это слово или сочетание слов, называющее того, к кому обращаются с речью.

Обращение — может находиться в начале, в середине и в конце предложения.

Обращение произносится с особой звательной интонацией.

Обращение не является членом предложения.

Ученики изучают материал учебника о постановке знаков препинания при обращении.

5. Закрепление изученного материала и систематизация знаний.

(слайд 5,6,7,8,9,10)

Разнообразные задания на нахождение обращений, их интонационное и пунктуационное оформление.

 Выполнение упражнений из учебника.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

Раскрась цветочек: имеются фрагменты 3-х цветов (красный - «усвоил хорошо»; синий - «осталось что-то непонятым»; жёлтый - « не понял ничего»).

Ученики берут фрагменты соответствующего цвета и прикрепляют на доску в форме цветка.

7. Домашнее задание.

Параграф 42 выучить, упражнение№216.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обращение и знаки препинания при нем

Урок русского языка в 8 классе "Обращение и знаки препинания при нем." Урок составлен в соотвествии с требованиями программы М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского .Повторение материала построено...

План-конспект открытого урока русского языка в 8 классе«Обращение и знаки препинания при нём».

Тема урока: «Обращение и знаки препинания при нём».Тип урока: урок сообщения новых знаний.Цели урока: ОбразовательнаяСистематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.Познакомить со способами ...

Тест «Обращение и знаки препинания при нём» для 8 класса

Тематический тест на тему "Обращение и знаки препинания при нем" 8 класс...

Тема: Обращение и знаки препинания при нем.

Урок по русскому языку по теме "Обращение и знаки препинания при нем"  для 8-х классов....

Презентация к уроку 8 класс "Обращение и знаки препинания при них"

Презентация, в которой подробно разобрана тема "Обращение и знаки препинания"...

Открытый урок по теме "Обращение и знаки препинания при нем".

Открытый урок русского языка в 8 классе....