Урок по по теме "Обстоятельство"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по теме "Обстоятельство" в 5 классе. Включает в себя презентацию, текст для работы учащихся и тест
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1000.91 КБ | |
| 21.25 КБ | |
| 13.12 КБ | |
| 13.31 КБ | |
| 10.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Повторим изученное
Подлежащее, глагол, прилагательное, предлог, существительное. Какое слово, скорее всего, попало в этот список по ошибке? (А) подлежащее; (Б) глагол; (В) прилагательное; (Г) предлог; (Д) существительное. Интеллектуальная разминка
4 5 2 3 1
4 5 о п р е д е л е н и е 2 о д 3 д 1 о б с т о я т е л ь с т в о п к е о а ж л з а н у щ е е е н м е и о е е
Обстоятельство Цель: знакомство с второстепенным членом предложения – обстоятельством; Задачи: узнать, что обозначает обстоятельство; определить, на какие вопросы отвечает; чем выражается и какова его роль в предложении
Самое красивое яблоко Выросло на яблоне яблоко - большое, румяное, глаз не отвести! Поглядело оно на соседей: одно - червивое, другое – незрелое, а третье так перезрело, что вот-вот свалится. «Я лучше всех! — радостно подумало красивое яблоко. Надо только покрепче укрепиться на ветке и налиться соком, чтобы стать еще красивее!» Но неожиданно подул сильный ветер, хлынул дождь. Не удержалось красивое яблоко на ветке и шлепнулось в грязь. А вечером подошла свинья и, хрюкнув, съела его.
Задание: Укажите, от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов; Какими членами предложения являются выделенные слова?
Выросло (где?) на яблоне; подумало (как?) радостно; укрепиться (как?) покрепче; укрепиться (где?) на ветке; подул (как?) неожиданно; не удержалось (где?) на ветке; шлепнулось (куда?) в грязь; подошла (когда?) вечером. Сущ. Сущ. Сущ. Сущ. Нареч. Нареч. Нареч. Нареч.
Учебник, с. 88, параграф 39
Упражнение 192 (1, 2 предложения) Облета__т Пада___т Забираю____ ( ться,тся ) Выгл____нуло В___сток Веч___ром Т___нконогие Толпя_____ ( ться , тся )
Упражнение 192 (3 - 7 предложения)
Упражнение 192 (3 - 7 предложения) Караси забиваются в ил. Из-за туч выглянуло солнышко. Облака плывут на восток. Вечером над рекою прошла гроза. Тонконогие осинки застенчиво толпятся у опушки. Сущ. Сущ. Сущ. Сущ. Сущ. Нареч. Нареч.
А.Пластов. «Летом» На картине, в тени , под березами, на переднем плане, на траве, в кружку, рядом, на лапы, вокруг , за грибами, неподалёку, очень, на заднем плане, позади, слева, справа , вокруг, на деревьях.
На картине художник изобразил жаркий летний день. Двое грибников отдыхают в тени под березами . На переднем плане художник нарисовал девочку. Она сидит на траве и перебирает ягоды, опуская их в кружку . Рядом с девочкой лежит собака. Собака устало опустила голову на лапы . А вокруг раскинулась лесная поляна. Листва на деревьях сверкает.
Повторим Что такое обстоятельство? На какие вопросы отвечает? Чем выражается? Какова его роль в предложении?
Тест Ответы 2 2 2
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе по теме «Обстоятельство» по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.
Цель урока: формировать умение определения обстоятельства в предложении, определения способов выражения обстоятельства в предложении.
Планируемые результаты:
Личностные:
- Создание ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности.
- Создание условий для развития уважительного отношения друг к другу.
- Воспитание ответственности, уважения, умения работать в группе, умения оценивать свои ответы и ответы своих одноклассников, привитие учащимся интереса к урокам русского языка.
Регулятивные:
Формировать умения формулировать тему урока, цели урока, умение принимать и сохранять учебную задачу.
Коммуникативные:
- Развивать умения работать с информацией на уроке, ясно излагать свои мысли.
- Сохранять и развивать умение сотрудничать в паре.
- Формулировать, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Познавательные:
- Формировать умения находить обстоятельство в предложении, определять способы выражения обстоятельства.
- Понимать и интегрировать информацию в имеющийся запас знаний, преобразовывать, структурировать их и применять с учетом решаемых задач.
Предметные:
- Распознавать обстоятельства, выраженные наречиями и существительными с предлогом, отличать их от дополнения.
- Моделировать предложения с обстоятельствами в соответствии с коммуникативной задачей высказывания. Употреблять их в речевой практике.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний
- Оргмомент. Здравствуйте! Я рада видеть вас, улыбнитесь друг другу и заручитесь поддержкой соседа по парте для совместной работы.
Прочитайте эпиграф к уроку. Как понимаете его смысл? Почему я подобрала его к нашему уроку?
«Знание трудом добывается»
- Мотивация. Интеллектуальная разминка:
Подлежащее, глагол, прилагательное, предлог, существительное.
Какое слово, скорее всего, попало в этот список по ошибке?
(А) подлежащее;
(Б) глагол;
(В) прилагательное;
(Г) предлог;
(Д) существительное.
- Актуализация. Задача: повторить изученное по теме «Синтаксис» (главные и второстепенные члены предложения). Кроссворд из 5 слов.
- Второстепенный член предложения, который вы изучали в 4 классе…
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей;
- Главный член предложения, который называет действие;
- Главный член предложения, который называет того, кто действует, испытывает какое-либо состояние;
- Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы - какой? Чей?
4) Выявление места и причины затруднения:
- Анализ предложений в парах.
- Вывод: Что обозначает обстоятельство? На какие вопросы отвечает? Чем выражается? Проверим своё предположение по учебнику.
5) Построение выхода из проблемной ситуации: Ребята, нам необходимо спланировать свою работу на уроке для достижения поставленной цели.
План: 1) учебник, с. 94, параграф 39; 2) кластер; 3) Упражнение 192; 4) творческая работа; 5) рефлексия.
6) Реализация построенного проекта. Работа с учебником (стр.88, параграф 39)
- Ребята, откройте учебники на стр. 88 и прочитайте правила. Подумайте, какие ваши мысли были правильные, какие ошибочные, на что следует обратить внимание. Открыть листы на доске: Обстоятельства бывают времени, места, образа действия.
7) Физкультминутка
СОСТАВИМ КЛАСТЕР. Фронтальное обсуждение кластера.
8) Первичное закрепление с проговариванием вслух: Упр. 192 (1 и 2 предложение на доске) Запись на доске с комментарием.
9)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (на слайде ответы). Учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу друг у друга; некоторые сверяют свою работу со слайдом.
10) Включение в систему знаний.
Хорошо, молодцы, вы слышите обстоятельства в речи, чувствуете их. А теперь попробуйте создать текст, используя в нем различные виды обстоятельств.
Перед вами картина Аркадия Пластова «Летом». Напишите сочинение-миниатюру по данной картине, используя в предложениях обстоятельства. (Сначала учащиеся пишут, потом идет обсуждение работ) На картине, в тени, под березами, на переднем плане, на траве, в кружку, рядом, на лапы, вокруг, за грибами, неподалёку, очень, на заднем плане, позади, слева, справа, вокруг, на деревьях.
Пример сочинения.
На картине художник изобразил жаркий летний день. Двое грибников отдыхают в тени под березами. На переднем плане художник нарисовал девочку. Она сидит на траве и перебирает ягоды, опуская их в кружку. Рядом с девочкой лежит собака. Собака устало опустила голову на лапы. А вокруг раскинулась лесная поляна. Листва на деревьях сверкает.
11) РЕФЛЕКСИЯ.
- Повторим то, что изучили на этом уроке: что такое «обстоятельство»? какими частями речи могут быть выражены? как подчеркиваются? что могут обозначать?
- Тест (из трех заданий)
- Самооценка и взаимооценка.
- Д/з: упр 193.
Предварительный просмотр:
Самое красивое яблоко
Выросло на яблоне яблоко - большое, румяное, глаз не отвести! Поглядело оно на соседей: одно - червивое, другое – незрелое, а третье так перезрело, что вот-вот свалится «Я лучше всех! — радостно подумало красивое яблоко. Надо только покрепче укрепиться на ветке и налиться соком, чтобы стать еще красивее!» Но неожиданно подул сильный ветер, хлынул дождь. Не удержалось красивое яблоко на ветке и шлепнулось в грязь. А вечером подошла свинья и, хрюкнув, съела его.
- Укажите, от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов;
- Какими членами предложения являются выделенные слова?
Василий Сухомлинский
Самое красивое яблоко
Выросло на яблоне яблоко - большое, румяное, глаз не отвести! Поглядело оно на соседей: одно - червивое, другое – незрелое, а третье так перезрело, что вот-вот свалится «Я лучше всех! — радостно подумало красивое яблоко. Надо только покрепче укрепиться на ветке и налиться соком, чтобы стать еще красивее!» Но неожиданно подул сильный ветер, хлынул дождь. Не удержалось красивое яблоко на ветке и шлепнулось в грязь. А вечером подошла свинья и, хрюкнув, съела его.
- Укажите, от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов;
- Какими членами предложения являются выделенные слова?
Василий Сухомлинский
Самое красивое яблоко
Выросло на яблоне яблоко - большое, румяное, глаз не отвести! Поглядело оно на соседей: одно - червивое, другое – незрелое, а третье так перезрело, что вот-вот свалится «Я лучше всех! — радостно подумало красивое яблоко. Надо только покрепче укрепиться на ветке и налиться соком, чтобы стать еще красивее!» Но неожиданно подул сильный ветер, хлынул дождь. Не удержалось красивое яблоко на ветке и шлепнулось в грязь. А вечером подошла свинья и, хрюкнув, съела его.
- Укажите, от какого слова зависит и на какой вопрос отвечает каждое из выделенных слов;
- Какими членами предложения являются выделенные слова?
Василий Сухомлинский
Предварительный просмотр:
Тест
1. Выберите предложение, в котором есть обстоятельство со значением места.
- Завтра будет солнечный день.
- Мы собираемся встретиться на площади.
2. Выберите предложение, в котором есть обстоятельство со значением способа действия.
- Он нашел метлу в старом чулане.
- Ребята с трудом тащили тяжелую бочку.
3. Выберите предложение, в котором обстоятельство выражено существительным в косвенном падеже.
- Мы постараемся вернуться рано.
- На подоконнике стоял горшок с цветком.
- Мы быстро справились с заданием.
Тест
1.Выберите предложение, в котором есть обстоятельство со значением места.
- Завтра будет солнечный день.
- Мы собираемся встретиться на площади.
2. Выберите предложение, в котором есть обстоятельство со значением способа действия.
- Он нашел метлу в старом чулане.
- Ребята с трудом тащили тяжелую бочку.
3. Выберите предложение, в котором обстоятельство выражено существительным в косвенном падеже.
- Мы постараемся вернуться рано.
- На подоконнике стоял горшок с цветком.
- Мы быстро справились с заданием.
Предварительный просмотр:
На картине, в тени, под березами, на переднем плане, на траве, в кружку, рядом, на лапы, вокруг, за грибами, неподалёку, очень, на заднем плане, позади, слева, справа, вокруг, на деревьях.
На картине, в тени, под березами, на переднем плане, на траве, в кружку, рядом, на лапы, вокруг, за грибами, неподалёку, очень, на заднем плане, позади, слева, справа, вокруг, на деревьях.
На картине, в тени, под березами, на переднем плане, на траве, в кружку, рядом, на лапы, вокруг, за грибами, неподалёку, очень, на заднем плане, позади, слева, справа, вокруг, на деревьях.
На картине, в тени, под березами, на переднем плане, на траве, в кружку, рядом, на лапы, вокруг, за грибами, неподалёку, очень, на заднем плане, позади, слева, справа, вокруг, на деревьях.
На картине, в тени, под березами, на переднем плане, на траве, в кружку, рядом, на лапы, вокруг, за грибами, неподалёку, очень, на заднем плане, позади, слева, справа, вокруг, на деревьях.
На картине, в тени, под березами, на переднем плане, на траве, в кружку, рядом, на лапы, вокруг, за грибами, неподалёку, очень, на заднем плане, позади, слева, справа, вокруг, на деревьях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подросток попал в дурную компанию
На ваших глазах подросток меняется, приобретает и воспринимает все то плохое, что дает ему такая компания – надо бороться за ребенка....

тест по сказке А.Пушкина "Сказка о попе и его работнике Балде"
тест проводится в 7 классе коррекционной школы VIII вида...
Буклет "Если ребенок попал в дурную компанию".
Свое дитя для родителя, конечно, всегда лучше, чем все окружающие ребята. Но нельзя лишать ребенка общения со сверстниками. Общаясь, ребенок взрослеет, развивается, учится. Другие ребята не всегда так...

урок литературы в 5 классе по "Справедлив ли Балда?" (по "Сказке о попе и работнике его Балде А.С.Пушкина)
Нестандартный урок литературы.Урок-суд, построенный в соответствии с требованиями ФГОС....

Урок-игра «Лучше свинки нету скотинки, ест что попало, а дает нам сало"
Урок-игра «Лучше свинки нету скотинки, ест что попало, а дает нам сало"...

Конспект урока по предмету "Чтение(литературное чтение)" по теме "А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде» (2 урок)"" (8 класс, программа вариант 9.1)
Методический материал поможет учителю в формировании у обучающихся читательского интереса к изучению творчества А.С. Пушкина через использование ИКТ, игровых методов и приёмов....

