Повторение и обобщение знаний по теме " Имя прилагательное"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Султанова Альмира Рависовна

Урок обобщения и систематизации знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект урока31.51 КБ

Предварительный просмотр:

    Урок по теме «Повторение и обобщение знаний по теме " Имя прилагательное" в 5 классе.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цель урока:  

 1. общить  знания учащихся об имени прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определять его синтаксическую роль.

 2.Развивать навыки использования прилагательных в речи с целью повышения её выразительности на литературном материале; развивать навыки работы над изобразительно-выразительными средствами языка, в основе которых лежит использование прилагательных.

 3.Поддержать интерес учащихся к родному языку с целью совершенствования собственной речи.

Ход урока:

I.Организационный момент.

   Задачи этапа - психологическая подготовка учащихся к лингвистической деятельности. Учитель сообщает тему урока и его задачи.

II.Разминка.

    Задача - включить учащихся в речевую деятельность, активизировать их внимание и сосредоточить на грамматических признаках прилагательного.

  Назвать 4-е лишнее:

светло-розовый, розоватый, розоветь, розовенький,

белый, белизна, бел, белый-пребелый

Вывод: Итак, ребята, почему лишними оказались слова РОЗОВЕТЬ и БЕЛИЗНА? Это не прилагательные.

 - Как же вы узнали, что остальные слова - имена прилагательные?

 - Назвать морфологические признаки прилагательного.

 - Для чего необходимо знать морфологический признак? (Чтобы правильно писать прилагательные).

III.Словарный диктант.

    (Написан на закрытой доске, ученик вставляет пропущенные буквы и выделяет орфограммы; класс пишет под диктовку; затем записи сверяются с доской. Попутно повторяются сведения по словообразованию).

  Великолепным певцом, к очаровательному цветку, на пришкольном участке, прекрасным ландышем, жёлтенького цыплёнка, синицын хвостик, воздух свеж, медвежонок неуклюж, прибрежный камыш.

  Цель этапа - выявление уровня усвоения правил правописания прилагательного, осознанности их применения, умение выделять орфограммы.

- Какие правила позволили нам вспомнить диктант?

IV.Краткая лингвистическая беседа. Анализ поэтического отрывка с разбором.

  Цель - определение роли прилагательных в образности речи, работа над выразительностью речи через средства художественной выразительности, воспитание поэтической чуткости и эстетического вкуса.

- Как вы думаете, ребята, могли ли бы прилагательные быть первыми появившимися словами?

- Почему нет?

- Зачем же они нужны в речи?

- В каком стиле употребляются?

- Как же называются прилагательные, способные передать настроение, прилагательные эмоционального отражения? (Эпитеты, т.е. художественные определения)

- Я прочитаю вам стихотворение М.Ю. Лермонтова, ставшее шедевром мировой литературы. Представьте себе бескрайнее море и парус вдали.

- Какое настроение преобладает в стихотворении? (Грусть)

- Это стихотворение только лишь о парусе? (Нет, о человеческом одиночестве, неприкаянности). И помогают это понять прилагательные. Назовите их. В роли каких образных средств они выступают?

- Запишем 1-е предложение из этого стихотворения и выполним синтаксический разбор.

Белеет парус одинокий

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далёкой,

Что кинул он в краю родном?

(1-человек - синтаксический разбор у доски; 2 человек - морфологический разбор прилагательного у доски.)

V.Творческое задание. Культурологический аспект урока.

Ввести в текст прилагательные, превратив "карандашный набросок" в "цветной рисунок".

Учитель: Перед вами репродукция одной из самых известных картин И.Левитана "Март". (Пейзажи настроения).

 Картина И.Левитана "Март". Март… Уже не зима, но и весна ещё не утвердилась. Природа ещё только пробуждается, "невольно улыбнувшись" приближающейся весне. Задумывались ли вы, что есть картины, которые поражают не только красками, но и запахом? Я не оговорилась! Именно запахом! Взгляните на картину Левитана и вы почувствуете, как свеж мартовский воздух, как он "нежен и упруг". Небо уже не поражает зимней голубизной, оно бледнее и тяжелее, будто напоено будущими грозами.

6. Рассмотрите картину и вы введите в предложенный текст прилагательные. Объясните свой выбор.

Вот и закончилась… зима. Март! … солнышко согрело … берёзки, и их вершины кажутся розовыми. Снег стал … . На крыше он уже подтаял и … каплями скатывается вниз. Мартовский воздух … и … . Так приятно распахнуть дверь и впустить его в комнату.

(Текст с пропусками и репродукция картины Левитана помещены на закрытой доске, которая открывается на V этапе работы.)

 7. По окончании работы прослушаем несколько вариантов текста с прилагательными, отмечая самые удачные из них.

 VI.Заключительное слово учителя.

VII.  Подведение итогов урока.

VII. Домашнее задание: написать сочинение-миниатюру (описание природы), используя в нём прилагательные.

 

        

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5 классе. Повторение и обобщение знаний по теме "Имя прилагательное".

Этот урок обобщения и систематизации знаний об имени прилагательном в 5 классе.В процессе урока  учащиеся применяют знания о прилагательном как части речи, выявляют орфограммы в прилагательных, о...

Урок русского языка в 5 классе по теме: Повторение и обобщение материала по теме "Имя прилагательное"

Данный урок разработан     по учебнику  "Русский язык. 5 класс" под редакцией С.И.Львовой...

Урок повторения и обобщения знаний по теме «Имя прилагательное» (5 класс)

Урок по учебнику Е.А. Быстрова, О.М. Александрова, Е. Е. Семёнова. Русский язык. 5 класс: учебник для образовательных учреждений /Под ред. Е.А.Быстровой. – М.: Дрофа, 2012. – 254 с...

Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»" (презентация к уроку)

Урок  «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»    проводится в 5 классе.    Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания уч...

Урок по теме " Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»"

Урок  «Повторение и обобщение изученного по теме «Имя прилагательное»    проводится в 5 классе.    Основная дидактическая цель урока: Обобщить знания учащихся о значении,...

Урок по русскому языку в 6 классе по теме :Повторение и систематизация знаний по теме "Имя прилагательное"

Урок по русскому языку в 6 классе по программе В.В.Бабайцевой,Л.Д.Чесноковой.Тема: Повторение и систаематизация знаний по теме "Имя прилагательное"...

Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"

Цель урока: обобщение знаний обучающихся об имени прилагательномЗадачи урока:1.Научить применять знания о прилагательном как части речи, выявлять орфограммы в прилагательных, отработать умение определ...