Уроки русского языка в 11 классе ( для подготовки к ЕГЭ «Грамматические нормы русского литературного языка»
презентация к уроку по русскому языку (11 класс) на тему

Цели : закрепить у учащихся знания грамматических норм русского языка( словообразовательных, морфологических, синтаксических), показать случаи нарушения этих норм, вспомнить теоретичесие сведения, закрепить их на практике

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Грамматические нормы русского литературного языка

Слайд 2

Граммати ческие нормы Словообра- зователь- ные нормы Морфоло- гичес- кие нормы Синтакси- чес- кие нормы

Слайд 3

Словообразовательные нормы –это правила образования слов. Ср.: публицистика( не публицизм), насмешка (не надсмешка), поскользнуться ( не подскользнуться),положить( не ложить).

Слайд 4

Морфологические нормы - Это правила образования слов разных частей речи. Ср.: бухгалтеры (не бухгалтера), слезай ( не слазь), красивее ( не красивше и не более красивее), три студентки( не трое студенток).

Слайд 5

Синтаксические нормы- Это правила построения словосочетаний и предложений. Ср.: управляющий банком ( не банка), выйти из положения( не с положения), думая о детстве, представляю наш старинный дом( не думаю о детстве, представляется наш старый дом).

Слайд 6

Найдите ошибки, которые появились с неправильным образованием слов. 1. Змеи относятся к животным класса пресмыкающих. 2. При гололеде будьте внимательны на дорогах , чтобы не подскользнуться и не упасть прямо на проезжей части. 3. Эта история может стать самым смотрительным сериалом. 4. У него был вспыхчивый характер.

Слайд 7

5. Его предсмертельные слова произвели большое впечатление. 6. Значение этого английского слова необходимо проверить по двухязычному словарю.

Слайд 8

Укажите, какие части речи использованы в следующих предложениях. Распределите слова по группам: сущ., прилаг., числит., местоимен., глаголы, нареч., числит., местоим.. Глаг., нареч., предлоги, союзы, частицы. Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

Слайд 9

Не будь тебя, как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу! ( И.С.Тургенев)

Слайд 10

Найдите случаи нарушения морфологических норм. Определите, форма какой части речи образована неправильно. Мощность взрыва была эквивалентна двухстам килограмм тротила. Евгений Максимович говорил с господином Гор. Я свою подпись из-под этого документа не уберу.

Слайд 11

Без финансовых поддержек нам нельзя существовать. Сколько время вы отводите на решение этого вопроса? Мы ее обсуждали с депутатами, этот бюджет. Что касается моих первых работ на ТВ,, то они были гораздо слабее.

Слайд 12

В течение полтора суток все говорит о том, что состояние президента стабилизируется. Эти деньги предназначены для расчета с самой МВФ. Слушав этого депутата, я подумал о такой проблеме. Об этом заявила глава налоговой службы Георгий Босс.

Слайд 13

Найдите случаи нарушения синтаксических норм. Обратите предложения с нарушением лексических норм. 1. Наблюдая за прыжком Павла Ольшанского, у вас может возникнуть вопрос… 2. Жаль , что у меня нет просто возможности было полететь туда. 3. Мы должны действовать вопреки тому, что действуют со стороны НАТО.

Слайд 14

4. Никому не секрет, что главные виновники, что главные виновники в развале в развале хозяйства – чиновники. 5. Время слушать классику. На сей раз вашему вниманию ария тореадора из оперы «Кармен» Жоржа Бизе.

Слайд 15

6.Мы объявили о подорожании цен на метро. 7. Многие говорят сейчас о том, о чем наш корреспондент заметил в своем последнем репортаже. 8. Россия будет совершать рыночные , тем не менее, преобразования.

Слайд 16

Употребление форм рода имен существительных Муж- ской Жен- -ский Сред- ний

Слайд 17

Обрати внимание на грамматические характеристики! Мужской род Женский род Средний род Аэрозоль Зал Погон Рельс Тюль Толь Шампунь Бандероль Вуаль Мозоль Плацкарта Тапка(разг.тапочка) туфля Повидло Котральто Монисто Чучело Щупальце

Слайд 18

Вариативные формы рода Заусенец – заусеница Скирд – скирда Вольер – вольера Банкнот – банкнота Ставень - ставня

Слайд 19

Неравноправные варианты 1. Один вариант признается основным, предпочтительным, а другой менее желательный. Зал зала(устар.) Фильм – фильма(устар.) Манжета – манжет( устар., спец.) Разговорные и устаревшие варианты недопустимы в официальной речи и официальных ситуациях общения!

Слайд 20

Один вариант является литературным, нормированным, а другой находится за пределами нормы. Туфля – туфель( прост.) Тапка – тапочка( разг.) –тапок( простореч.) Босоножка – босоножек(простор.)

Слайд 21

Мужской род 1наименования лиц мужского пола(атташе , кутюрье, денди) 2.Названия животных(пони, кенгуру, шимпанзе, искл. Цеце(ж.р.), колибри(ж.р.) Сущ кофе( ср.р кофе допустим как разговор- ный вариант) Женский род сущ. – названия лиц женского пола (леди, фрау,мадам). Средний род существитель- ные- названия предметов ( пальто, кино, меню, такси)

Слайд 22

Род имен собственных определяется по общему наименованию! Тбилиси(город) – м. р., Миссисипи( река) – ж.р. Онтарио( озеро) – ср.р. Иваси( сельдь) – ж.р. Салями(колбаса) –ж.р.

Слайд 23

Есть сущ., которые употребляются только во мн. числе Жалюзи – горизонтальные , вертикальные жалюзи.

Слайд 24

Род сложносокращенных слов определяется по роду ведущего слова. СКВ(свободно конвертируемая валюта) – ж.р. Роно(районный отдел народного образования) – м. р.

Слайд 25

Род сущ., являющихся наименованиями лиц по профессии В официальных случаях следует использовать только сущ. м.р., , а в разговорном стиле –варианты: Менеджер Елисеев –менеджер Елисеева, кандидат наук Семенов – кандидат наук Семенова. Преподаватель – ( общелит.) – преподавательница( разг.), Кассир(общелит.)- кассирша(разг.), Инженер(общелит.) – инженерша( простореч.)

Слайд 26

К приведенным словам подберите определения Рояль, фамилия, мышь, картофель, рельс, тюль, молодежь, толь, мозоль, табель, бандероль, вермишель, вуаль,конопля, лебедь, туннель, фасад, фасоль.

Слайд 27

Подчеркните формы, не соответствующие литературной норме. Клавиш –клавиша, Ставень – ставня, Плацкарт – плацкарта, Спазм – спазма, Зал – зала, Туфля – туфель, Бронх – бронха, Банкнот – банкнота, Жираф – жирафа, Катафалк – катафалка, Бакенбард - бакенбарда

Слайд 28

Подбери к сущ.ж.р. сущ.м.р Образец: Маникюрша(общелит.) – соответствия нет. Акушерка, банщица, балерина, баскетболистка, гонщица, доярка, массажистка, намотчица, санитарка, Свинарка, сиделка, солистка, стенографистка, студентка, ткачиха, чемпионка, машинистка.

Слайд 29

Укажите случаи неправильного употребления сущ., являющихся наименованиями лиц. 1. Я бы хотела быть дизайнером или модельершей. 2. Директорша завода рассказала о планах на будущий год. 3. Входные билеты в кино проверяли две женщины- биллетерши. 4. Кассирша долго отсутствовала. Врачиха выписала рецепты на лекарства. 5. Главную партию исполнял мой любимый балерун.

Слайд 30

Употребление форм числа имен существительных Большинство сущ., оканчивающихся на согласный, в И.п мн. числа имеют, как правило, окончание –ы(-и). Целые ряды сущ. М.р. Во мн.числе оканчиваются на ударное –а(-я)

Слайд 31

Запомните: Окончание –ы(-и) имеют слова: Аптекари инструкторы ораторы Библиотекари кондукторы секторы Бункеры конструкторы приговоры Бухгалтеры консулы рапорты Выборы лекари ревизоры Договоры офицеры редакторы Инженеры режиссеры

Слайд 32

Ректоры Сваты Слесари Торты Фронты Шоферы штурманы

Слайд 33

Окончание –а(-я) имеют слова: Адреса (но: во веки веков) тенора Бока векселя паруса фельдшера Века доктора паспорта хутора Катера желоба повара шелка Кителя мастера погреба штемпеля Колокола номера поезда Корма округа профессора Кузова ордера сорта Купола отпуска сторожа

Слайд 34

М/у формами мн.ч. сущ. м.р. могут наблюдаться смысловые различия Образы(художественные) Образ/а(иконы) Ла/гери(общественно-политические группировки Лагер/я(спортивные, туристические, военные) По/ясы(географические) Пояс/а(части одежды) То/ны( в музыке) Тон/а( в живописи)

Слайд 35

о/рдены(монашеские, рыцарские, масонские) Орден/а( награды) Цвет/ы(растения) Цвет/а(краски)

Слайд 36

Стилистически и семантически равноправные варианты: Тракторы – трактор/а Прожекторы – прожектор/а Крейсеры – крейсер/а

Слайд 37

Образуйте формы И.п. мн. числа Адрес, бухгалтер, директор, договор, гусенок, год, зуб, инженер, кондуктор, катер, корпус, камень, крейсер, кум, лагерь, муж, образ, орден, ордер, офицер, пояс, профессор, рапорт, ректор, сват, фронт, цвет, шофер, паспорт, сорт, вексель, купол.

Слайд 38

Выберите из слов вариант, выбор мотивируйте Для проведения бесед и докладов были подобраны опытные ( лекторы – лектора). Многие( цехи – цеха) завода переориентированы на выпуск новой продукции. Пастух приложил свою дудочку к губам, и над лугом поплыли нежные( тоны – тона) свирели.

Слайд 39

На холсте Левитана нежные голубые( тоны – тона) неба передают прозрачность утреннего воздуха. Водить автобусы по горным дорогам могут только опытные( шоферы – шофера). ( выборы – выбора) губернатора области показывают, что многие политические противники заключают ( договоры – договора) о сотрудничестве).

Слайд 40

Охарактеризуйте слова с точки зрения соответствия нормам лит. языка Секторы – сектора, слесари – слесаря, якори – якоря, инспекторы – инспектора, прожекторы – прожектора, клапаны – клапана, торты – торта, офицеры – офицера, штурманы –штурмана, инструкторы – инструктора, приговоры – приговора, бухгалтеры – бухгалтера, тракторы – трактора, цехи – цеха, договоры – договора.

Слайд 41

Употребление падежных форм имен существительных Особые трудности возникают при образовании форм Р.п. мн. числа сущ. Нормативными среди сущ. м.р. являются следующие формы. Пара ботинок, валенок, погон, сапог, чулок Но (внимание!): пара носков Купить ананасов, апельсинов, мандаринов, персиков, баклажанов, помидоров, томатов

Слайд 42

Несколько ампер, аршин, герц, микрон, ватт, вольт, ом, рентген. Несколько гектаров, граммов, килограммов, километров, метров, ньютонов, центнеров. Жить среди англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, турок, лезгин, мордвин, осетин, румын, татар, туркмен, цыган. Отряд гусар, драгун, партизан, солдат. Жить среди бедуинов, бушменов, калмыков, киргизов, монголов, негров, таджиков, тунгусов, узбеков, хорватов, якутов. Отряд гардемаринов, минеров, саперов.

Слайд 43

Нормативными среди сущ . ж.р являются: Несколько басен, барж, вафель, свадеб, сплетен, цапель, нянь, простынь( и простыней), туфель. Несколько долей, кеглей, пригоршней, свечей( но: игра стоит свеч).

Слайд 44

Нормативными среди сущ. Ср. рода являются: Нет блюдец, полотенец, яблок нет коленей.

Слайд 45

У сущ., употребляющихся только во мн. числе, нормативными являются формы: Нет нападок, потемок, будней, заморозков, Нет граблей, сумерек, лохмотьев, яслей.

Слайд 46

Образуйте формы Р.п. мн. числа. Апельсины, баклажаны, башкиры, блюдца, ботинки, будни, валенки, вафли, граммы, гектары, грузины, киргизы, мандарины, носки, простыни, полотенца, сапоги, серьги, солдаты, сумерки, туфли, чулки, юноши, ясли, бюллетени.

Слайд 47

Выберите правильный вариант окончания сущ. Известный режиссер Эмир Кустурица снял замечательный фильм»Время(цыган, цыганов.» На нашем курсе учатся несколько(якут,якутов) и ( туркмен, туркменов). В завещании было указано, что наследство делится на несколько равных(доль, долей).

Слайд 48

В домашней обстановке в простой гимнастерке без( погон, погонов) молодой человек производил впечатление строевого офицера. Большой фруктовый сад занимал площадь свыше пяти( гектар, гектаров). В галантерейном магазине имеется большой выбор ( чулок, чулков) и ( носков,носок). Поставлен новый электросчетчик на ( ампер, амперов). Игра не стоит ( свеч, свечей).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Ударение. Отработка основных орфоэпических норм русского литературного языка (подготовка к ЕГЭ)"

При выполнении заданий материала  проверяются  и отрабатываются умения оценивать речь  с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.В данном ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Урок-проект на тему "Лексические нормы русского литературного языка"

Урок-проект на тему  "Лексические нормы русского литературного языка"...

Тесты по русскому языку для подготовки к ЕГЭ. Лексические и грамматические нормы.

Тесты можно использовать для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ учащихся 8 - 11 классов....

Синтаксические нормы русского литературного языка (Подготовка учащихся к выпускному экзамену).

В данной работе представлен материал на тему "Синтаксические нормы русского литературного языка", который можно использовать при подготовке к экзаменам всех учащихся....

Лексические нормы русского литературного языка, урок в 10 классе

Тема урока: «Лексические нормы русского литературного языка».Цели: повторить, углубить и обобщить знания о средствах художественной выразительности ; воспитывать у учащихся любовь к родном...

Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"

Урок русского языка в 5 классе "Подготовка к Всероссийской проверочной работе по русскому языку в 5 классе"...