Внеклассное мероприятие на тему: «Солдатские письма»
методическая разработка по русскому языку на тему

Султанова Альмира Рависовна

литературно-музыкальная композиция

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soldatskie_pisma_posledniy_variant.docx45.64 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка  внеклассного мероприятия на тему: «Солдатские письма» (литературно-музыкальная композиция) 

(На экране треугольное письмо солдата.

Звучит песня «Полевая почта»)

Ведущий 1:А письма

В треугольниках солдатских!

Они для нас

До сей поры полны

И мужества, и доброты,

И ласки,

И грозного дыхания войны.  

                                                       (Эпизоды о ВОв)

Ведущий 2:Война… Мы знаем о ней понаслышке: по фильмам и книгам, наградам своих дедушек и бабушек. Для нас Великая Отечественная война – это не только прошлое. Ее дыхание многие чувствуют и теперь. Ведь она круто повернула всю жизнь страны, вошла в каждый дом, в каждую семью.

(Песня «Священная война»)

Ведущий 1:22 июня 1941 года. Страшная дата. День, когда для миллионов жителей нашей огромной страны рухнули все планы на будущее – каникулы, экзамены, свадьбы…

Вся жизнь перевернулась.

Ведущий 2:1418 дней и ночей длилась смертельная битва с жестоким агрессором. Весь народ встал на защиту Отечества. Этому подвигу – подвигу народа  в Великой Отечественной войне – суждено навсегда остаться в истории. Все меньше и меньше ветеранов Великой Отечественной остается среди нас. Мир в неоплатном долгу перед ними.

  1. В сердцах наших жить будут вечно

Герои минувшей войны.

Нам память о них дорога бесконечно,

И ею с тобой мы сильны!

  1. Вспомним всех поименно

Сердцем вспомним своим,

Это нужно не мертвым -

Это нужно живым!

  1. Слава тебе, победитель –  солдат,

Ты прошел через все испытания

Не ради чинов и наград,

А чтобы избавить народ от страдания!

  1. И долг наш поименно помнить

Всех тех, кто спас наш мир огромный!

Кто мир завоевал такой ценою,

Своею жизнью молодою…

  1. Люди, покуда сердца стучатся,

Помните!

Какой ценой завоевано счастье,

Пожалуйста, помните!

Мечту пронесите через года

И жизнью наполните!

О тех, кто уже не придет никогда,

Заклинаю – помните!

(Звучит спокойная музыка)

Ведущий 1:Время всё дальше и дальше отделяет нас от тех трагических, славных и героических  дней. Война закончилась. Проходят годы, но интерес к ней не ослабевает. Мы всё больше и глубже пытаемся познать её суть.

Ведущий 2:Лучшей памятью о надежных, крепких, мужественных, добрых людях, которые вынесли на своих плечах неслыханную войну, являются  воспоминания фронтовиков и бесценные человеческие  документы – солдатские письма, письма с фронта. Их строки передают нам атмосферу того времени. Как бесценные реликвии хранятся они в семейных архивах. О чём же писали солдаты Великой войны своим близким и родным?

( Фото солдата, пишущего  письмо)

  1. Мама! Тебе эти строки пишу я,

           Тебе посылаю сыновний привет,

           Тебя вспоминаю, такую родную.

            Такую хорошую, слов даже нет!

  1. «…Здравствуй, милая Оля! Во первых строках сообщаю,
    Что я жив и здоров, и пока что не ранен в бою.
    Передай моим сестрам, что часто я их вспоминаю.
    И мечтаю увидеть дочурку, малышку мою.
    Ох, как трудно живется всем вам без меня… Понимаю…
    Ты с ребенком (в такое-то время!) осталась одна.
    Скоро – в бой. А вернусь ли живым я оттуда – не знаю…
    Что поделаешь: надо понять: это, Оля, война.
    Мы одеты тепло, только вот сапоги маловаты.
    Изучаем винтовку, а с ней пулемет заодно…»

(фотоГилязетдинова Гайнегилема)

Ведущий 1:Хранятся такие письма и  в нашем школьном музее Боевой славы. Вот несколько из них, пожелтевших от времени.

Их автор Гилязетдинов Гайнегилем Багаутдинович.

Это родной брат нашего героя – земляка Гилязетдинова Тазетдина Багаутдиновича.

Гайнегилем – первый ребенок из 7 детей. Проклятая война затронула и эту многодетную семью.

                          (Слайды о Гилязетдинове Тазетдине Б.)

Гилязетдинов Тазетдин Багаутдинович  после окончания  Гурьевского  военно – пехотного училища в звании лейтенанта  12 декабря 1942 года направлен на Южный фронт. Он участвовал во многих сражениях. За участие в боях на Сапун-горе Гилязетдинову Тазетдину Багаутдиновичу присвоено звание Героя Советского Союза.

К сожалению, письма Тазетдина Багаутдиновича с фронта не сохранились. А вот письма его старшего брата Гайнегилема мы свято храним в нашем музее.

  Вот его  письмо, написанное перед отправкой на фронт.

(Ученик читает 1 письмо.)

                               (Картина Лактионова «Письмо с фронта»)

Ведущий 2:Письма с учебной базы были обстоятельными, длинными, по 2 – 3 тетрадные страницы. Но вот их перебросили на фронт и письма стали реже. В них больше чувствуется тоска по родному  дому, желание поскорей победить врага и вернуться к своей семье.

(Ученик читает 2 письмо.)

Ведущий 1:За строками   письма Гилязетдинова мы видим огонь и дым войны, горечь переживаний за разрушенное счастье своей Родины, чувствуем силу народного духа, уверенность в Победе нашей армии.

Письмо датировано 23ьим  сентября  1942 года. На конверте штамп «Проверено военной цензурой». Значит, за строками письма его ещё много несказанного, о чём можно было бы рассказать своим близким.  

Ведущий 2:В нашем музее хранится  третье  письмо Гайнелгилема с фронта, копию  которого вы здесь видите. Оно написано на обратной стороне плаката «Отомщу фашистам за твои муки»

(Ученик читает 3 письмо.)

Ведущий 1:Написано оно 22 июля 1943 года. Старший лейтенант Гилязетдинов Гайнегилем Багаутдинович погиб 13 декабря  1943 года, похоронен в Витебской области.

Ведущий 2:Письма – это наша память, наша история. Письма - это голос из прошлого… Письма с фронта… Они  впитали в себя  судьбу человека, судьбу страны, любовь к жизни и бессонную правду фронтовых голосов…

                          ( Фото солдата, пишущего  письмо)

  1. На дне окопного оврага

Добыл я гильзу из стены.

А в ней - истлевшая бумага,

Письмо, пришедшее с войны.

Должно быть, кто-то перед боем

Смочил графит карандаша

И с перемазанной губою

Писал, как думал, - не спеша.

Вручал слова бумаге бренной,

Писал, склоняясь к фитилю.

… И вот слова сожрало время.

И лишь одно сквозит «лю-блю»…

Одно осталось… Но упрямо

Горит сквозь все, что в жизни есть!

…Что он: «лю-бил»?.. Отчизну? Маму?

Иль ту, которую?.. Бог весть.

Любил и все. Не по приказу.

А по приказу он в тот раз,

Наверно, встал и умер сразу.

И вот воскрес

Во мне

Сейчас.

                                         (Звучит песня  в исполнении Зариповой Гульназ)

Ведущий 1:По статистике военных лет, с 1941 по 1945 год в армию и на флот ежегодно доставлялось до 70 миллионов писем и примерно столько же шло с фронта родным и близким. На письмах и на открытках ставились специальные штемпели: «Проверено цензурой». Каждое письмо с фронта - это откровения людей, странички их радости и боли.

( Фото солдата, пишущего  письмо)

  1. Геройству лишних слов не надо,

Но каждый день и каждый час

Они со смертью жили рядом,

Чтоб оградить от смерти нас.

Чтоб мир наш стал ещё чудесней,

Чтоб тишина царила в нём…

И им пришлось родным и близким

Писать под вражеским огнём.

(Инсценировка – почтальонка и женщина в косынке)

П-ка:   Мы должны были быть выносливыми, терпеливыми, милосердными. Мы первыми принимали к сердцу первые всплески бесконечной радости или беспредельного горя. Нас ждали с нетерпением и затаённой тревогой измученные, исстрадавшиеся адресаты.

Ж.  - Почтальонка, почтальонка,

Тяжела ль тебе сума?

П: - Тяжела моя сума:

Всё газеты и газеты,

Донесу я их сама…

Ж.:   - Почтальонка, почтальонка,

Далеко ль тебе тащить?

П.:  - Тяжела моя сума:

Всё журналы и журналы,

Стопудовые тома –

Дотащу я их сама.

Ж.:  - Почтальонка. почтальонка,

Обошла ли все дома?

П.: - Обошла я все дома,

Разнесла журналы – письма –

Тяжела моя сума.

Ж.: - Почтальонка, почтальонка,

Ты снимай свою суму

П.:  - Не могу снимать суму:

Там на донце похоронка –

Не могу читать кому.

Похоронка, похоронка-

Серый камень на груди,

Стопудовый на груди.

Говорила баба Настя:

В почтальонки не ходи.

Ведущий 2:Кроме писем и газет почтальоны всегда носили с собой пузырьки с нашатырным спиртом. Иначе нельзя. Они были и почтой, и «скорой помощью». Письма с фронта ждали в каждом доме.

(Звучит песня об Афганистане)

Ведущий 1:В декабре 1979 года в мирную жизнь нашей страны на целое десятилетие вошел Афганистан. Тысячи жизней русских парней унесла эта необъявленная война. И снова, как в Великую Отечественную, ждали солдатских писем. Но писать правду об участии в боевых действиях не разрешалось. Принято было называть войну «командировкой», «оказанием интернациональной помощи». За строкой письма оставались душманские мины, «черные тюльпаны».      (Слайды об участниках афганской войны)

                            (Фото Сарваева И.) Солдат (читает письмо)

Ведущий 1:Это строки из письма Сарваева ИльгизаАбзалтдиновича, погибшего в Афганистане, когда ему было всего лишь 19 лет.Он окончил нашуБадраковскую среднюю школу,    был призван на службу  и попал в Афган. Ему не суждено было вернуться через 2 года на Родину. Выполняя свой интернациональный долг, в одном из неравных боев он был тяжело ранен. Умер 11 октября 1986 года.

  1. Между нами расстояний мгла,

Реки и непройденные выси.

Тропка связи нашей пролегла

Строчками твоих сердечных писем.

Знаю я, с печалью обо мне

Ты встречаешь зиму или лето,

Ждешь письма от сына, ждешь ответа

И о нем тоскуешь в тишине.

Я приеду, мама, ты лишь верь,

Я вернусь и радостный и взрослый.

Ведущий 2:Единственной ниточкой, которая связывала выжженную афганскую землю с далекой Родиной, были письма. Письма из родного дома.

                                 (Звучит песня «Письма из дома»)

Ведущий 1:Когда-то для нас единственной войной была Великая Отечественная. Верили, что последней. И подумать не могли, что будет Афган, Чечня... Кто прав, кто виноват в чеченско-русской резне 90-х? В мутном море пролитой с обеих сторон крови уже не выловить ответа.

        С чеченской войны приходило домой мало писем. Им просто некогда было писать – восемнадцатилетним мальчикам, которые резко повзрослели…        

11.Здравствуй, милая мама! Я по вас здесь скучаю.
И привет из Чечни свой спешу передать.
Об отце беспокоюсь, как его там здоровье?
И хороший ли хлеб уродился в полях?
Как дела у сестренки? Скоро школу окончит.
Женихи под окном не дают вам уснуть.
Обо мне не волнуйтесь, я одет и накормлен.
И посылок не надо мне сюда посылать.

Ведущий 1:Что остается людям, у которых близкие погибли на войне?! Письма… Письма с фронта… Маленькие рассказы о том времени… Письма, как голоса.

Неугасима память поколений

И  память тех, кого мы свято чтим.

Давайте, люди, встанем на мгновенье

И в скорби постоим и помолчим.

(Минута молчания)

Ведущий 2:Непрерывно течет река времени. Каждую весну и осень вновь уходят  служить в армию мальчишки. Встают на защиту своего Отечества. Уходят мальчишки, возвращаются мужчины.

Трудно, очень трудно расставаться с сыном, братом, любимым. Но пришла пора – получил повестку из военкомата, и на службу, охранять рубежи Родины.

                              ( Звучит  песня  «Как родная меня мать…»)

Ведущий 1:И нашим выпускникам давали такие советы, но они – мужчины. Они служили, они служат. А долг каждого мужчины – охранять границы Родины.

Чтобы каждая квартира,

Мать, сестра твоя и брат

Знали: есть хранитель мира-

Нашей армии солдат!

    (Слайдовая презентация о выпускниках школы, которые отслужили )

Ведущий 2:По всей стране разбросала судьба выпускников нашей школы. Со всех концов нашей необъятной Родины  слетаются в  Бадраково весточки в отчий дом. Дом, где любят и ждут.

       (Слайдовая презентация о выпускниках школы, которые

1) закончили Тюм. воен.уч-ще

2) служат в данное время служат в Российской армии;

3) служат по контракту

Ведущий 1:Служба наших ребят проходит далеко от дома, в разных точках земного шара: в горах, лесах, на суше и на море. Служба опасна и трудна. Они скучают, ждут письма от родителей, друзей, подруг и, конечно, пишут сами.

                                               (Письмо Айнура сестре)

О чём же песни солдат?  

(Исполнение песни «Здравствуй, мама!»)

Ведущий 2:В наш современный век не все ребята хотят писать письма, всё больше переписываются СМС-ками и звонят по мобильному телефону.

(СМС Артура Артур Султанов 16 янв 2014    в 10:15

И только здесь, в казарме нашей я понял смысл слова мать!
Как по утрам меня будила и как укладывала спать,
я помню взгляд её печальный, когда из дома уходил,
мне хочется просить прощенья за всё, что в жизни натворил.
Прости меня, родная мама, пишу тебе издалека,
теперь ты под моей защитой, хоть моя доля нелегка,
твой сын вернётся повзрослевшим, который будет понимать,
сколько любви и сколько смысла лежит в основе слова "Мать".

12.  Поют гитар, походных струны

        В тайге, в горах, среди морей…

        О, сколько вас сегодня, юных,

        Живет вдали от матерей!

        Вы вечно, юные, в дороге –

        То там объявитесь, то тут…

        А ваши матери в тревоге

        Вестей от вас все ждут и ждут.

  1. Они считают дни, недели,

        Слова роняя невпопад…

        Коль рано матери седеют,

        Не только возраст виноват.

        И потому, служа солдатом

        Или скитаясь по морям,

        Почаще все-таки, ребята,

        Пишите письма матерям.

Ведущий 1:Всегда нужно помнить, что солдаты тоже ждут писем из дома, от своих любимых и родных. Конечно, сейчас можно отправить SMS или позвонить, но ничто не сравнится с письмами – маленькими частичками души. Их можно перечитать, да и просто посмотреть на любимый почерк. Не жалейте, девчата, конвертиков для своих солдат!

(Звучит песня «Конвертики»)

Ведущий 2:Друзья! Если ваши братья, друзья служат в рядах Российской Армии, пишите им добрые, ласковые письма! Пусть не прерывается связь между вами и вашими родными, между вами и вашими друзьями, пусть вращается колесо истории и в ней останется память о вас.

Ведущий 1:Солдатские письма… Они должны жить, должны стать семейными реликвиями. Ведь в этих письмах – не просто судьба одного человека, но история всей страны.

Мы желаем вам отправлять и получать только оптимистичные письма из армии. Пусть никогда не будет больше писем с войны!

   Поздравляем защитников Отечества с наступающим праздником! А на память о нашей встрече дарим вам солдатские треугольники и стихотворение «Жди меня».        

(Ведущие раздают зрителям солдатские треугольники со стихотворением

Музыкальный подарок – матросский танец)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеклассное мероприятие "Февраль-февраль, солдатский месяц"

внеклассное мероприятие посвященное 70-ти летию Сталинградской битвы для учащихся 9 классов...

Конспект внеклассного мероприятия "Февраль, февраль-солдатский месяц".

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию Сталинградской битвы....

Сценарий внеклассного мероприятия: "Песни в солдатской шинели".

Сценарий открытого мероприятия, посвященный Празднику Победы....

Внеклассное мероприятие по теме "Письма в Великой Отечественной войне" для 5 класса

Мероприятие рассчитано на учащихся 5 класса, направлено на патриотическое воспитание подрастающего поколения....

Сценарий внеклассного мероприятия "Песня в солдатской шинели", посвященного Дню Победы

Цель мероприятия: создать условия для формирования чувства гордости за свою Родину, сохранения памяти о подвиге наших солдат в Великой Отечественной войне. Задачи: Развивать интерес обучающихся к...

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Песня в солдатской шинели"

Сценарий мероприятия патриотической направленности для обучающихся среднего звена....