Конструкт урока в 7 классе по теме « Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

В системе уроков «н и нн в прилагательных и причастиях» данный урок является пятым в теме «Причастие». Учащиеся знакомы с понятием «причастие» и «прилагательное»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstrukt_uroka.rar32.62 КБ

Предварительный просмотр:

Конструкт урока

Учитель: Воронина Наталья Ивановна, МБОУ «Николаевская СОШ»

в 7 классе  по теме « Н и НН в суффиксах причастий и прилагательных»

Пояснительная записка

Цель:  создать условия для формирования личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС при решении учебной задачи: обобщить и систематизировать материал о правописании н и нн в суффиксах причастий и прилагательных;.

Личностные результаты: : воспитание готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми.

Метапредметные результаты:

личностные УУД (мотивация): умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

регулятивные УУД (планирование): умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности

коммуникативные УУД:  умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов

познавательные УУД:  умение выполнять универсальные логические действия (устанавливают аналогии и причинно-следственные связи, выстраивают логическую цепь рассуждений, относят объекты к известным понятиям). 

личностные УУД (творчество):  умение работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию

регулятивные УУД (контроль и оценка): умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения, владение основами самоконтроля, самооценки; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.

Предметные результаты: 

 сформировать навык правильного написания слов на изучаемые орфограммы; 
закрепить правописание н и нн в прилагательных и причастиях; 
развивать орфографическую и пунктуационную зоркость; 

-способствовать развитию речи, логического мышления.


Место урока в теме:

В системе уроков «н и нн в прилагательных и причастиях» данный урок является пятым в теме «Причастие». Учащиеся знакомы с понятием «причастие» и «прилагательное»

Характеристика класса: учащиеся не в полном составе способны анализировать, обобщать, делать выводы, уметь самостоятельно работать, с успехом выполняют индивидуальное задание. Согласно рекомендации по формированию социального компонента деятельности необходимо включать действия, направленные на сплочение коллектива, непосредственно на этом уроке – работа в парах.

Используемые технологии: проблемный диалог, моделирование, работа в группах, игровая

Ожидаемые риски достижения цели, способы их избегания: учащиеся с разными способностями выполняют задания с разной скоростью, необходимо составить индивидуальные задания с соответствии с уровнем обученности и познавательными способностями.

Оборудование, раздаточный материал:  карточки с заданиями (тексты), смайлики.

Этапы урока

(решение учебной задачи)

Совместная деятельность

Ведущие

УУД

 Личностные

результаты

Предметные

результаты

1.

Мотивационный

постановка проблемы

Учитель: Ребята, добро пожаловать на необычный урок, урок для сладкоежек, уж очень вкусный и аппетитный. Почему? Потому что мы с вами отправляемся в ресторан «Сладкая жизнь», в котором нас попросили поработать корректорами. Нам необходимо исправить меню, которое уже составлено, а заодно и «попробуем» изыски кулинарного искусства: торты и пирожные.  

Исправить меню, которое уже составлено

Меню № 1

1.   Салат из белокочаной маринованной капусты с фруктами

        

2.   Закуска из печённого или тушённого птичьего мяса

3.   Яйца, фаршированные овощами.

     4.   Капуста свежая, вымоченная с яблоками

5.  Кукуруза, варёная с луком

                                                           Меню № 2

1.   Сазан заливной фаршированый

2.   Телятина с ветчиной, запеченная в соусе.

     3.   Суп картофельный с макароными изделиями

    4.    Щи из квашеной капусты с овощами

   5.    Рулеты из рыбного филе, отвареные с укропом.

личностные

формирование мотивации

Развитие познавательного

интереса

Осознание проблемы:

Ребята видят  два  слова, которые образованы от глагола, но почему в одном случае пишется н, а в другом нн им предстоит узнать.

2.

Принятие цели

планирование

деятельности

Учитель: А чтобы мы смогли данные меню исправить, нам необходимо знать правило.

 Обратите внимание на данные в меню блюда. В нём встречаются слова, правило которых вам уже известно. О каком правиле идёт речь?

Учащиеся: н и нн в прилагательных, образованных от имени существительных

регулятивные

целеполагание,  действия по образцу

Ответственность, усвоение этических норм

Осознание цели деятельности и планируемого результата:

Узнать, как  распознавать причастия и отглагольные прилагательные, а как прилагательное, образованное от имени существительного? Выяснить, какое правильное написание данных частей речи.

3.

Выбор способов и действий

актуализация прошлого опыта,

недостаток опытных знаний

Учитель: Правильно! А сейчас, давайте обратимся к схеме. 

Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных?

        

                   Н        или            НН?

       -н-                                                                -нн-

  1. –ин-, -ан-, -ян-                                 1. –онн-, -енн-

Искл.: стеклянный                               Искл: ветреный

           оловянный                                2. сущ. Н+Н=НН

           деревянный                               Искл.: свиной

Учитель: Чтобы  исправить все ошибки, необходимо узнать следующее:

Правописание Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных

                   Н        или            НН?

       -н-                                                                -нн-

  1. Если нет приставки                               1.  Если есть приставка кроме не-
  2. Если нет зависимых слов                     2.  Есть зависимые слова                          
  3. Если слово образовано от глагола       3.  Если слово образовано от глаг.

           несовершенного вида.                                совершенного вида

     Искл.: данный, желанный, священный,   4.   Если слово оканчивается на

                 невиданный и др.                                  на – ованный, - ёванный .

     4.   В кратких страдательных причастиях            

коммуникативные

работа с информацией,

работа  в коллективе, в группе

Любознательность,

доброжелательность к другим,

усвоение норм морали

Осознание потребности в новом способе действий:

Анализ схемы, знакомство со способом написания частей речи.

4.

Анализ

открытие нового способа  действий

ЗАДАНИЕ (у каждого на столе карточки с рецептами)

Учитель: Вставьте пропущенные буквы.

Торт «Трюфель»

Способ приготовления:

      Бисквитный пласт, разреза..ый на две части, разложить на две стекля..ые тарелки, украше..ые орнаментом. Каждую из частей, пропита..ую сиропом и прослоё..ую сливочно-шоколадным кремом, поставить около окна на освещё..ую солнцем сторону. Через несколько минут обе половинки, хорошо пропита..ые, соедтнить. Сверху и с боков, смаза..ых кремом и обсыпа..ых шоколадной крупкой, убрать лишние крошки. Торт будет украше.. конфетами,  масл..ым кремом и оформлен в виде плетё..ой корзинки.

Клубника со сливками

        

Способ приготовления:

   

    Выраще..ую собстве..ыми руками клубнику помыть и очистить от зелё..ых хвостиков. Заметьте, что лучше не использовать клубнику, купле..ую на ярмарке, а также не подойдёт для этого изыска..ого блюда мороже..ая клубника. Очище..ые ягоды, перемеша..ые со взбитыми сливками, уложить в чашечки и полить клюкве..ым сиропом. Подавать охлаждё..ыми.

Выполненное задание проверяется экспертами.

познавательные

анализ

Формирование рефлексии

Освоение  нового способа деятельности:

Анализ ошибок:

При выполнении задания могут возникнуть ошибки. Таким образом, необходимо акцентировать внимание учащихся на части речи слова, чтобы написание н и нн было правильным.

две экспертные группы сложилось в классе. При проверке присутствует вся группа. В классе 2 эксперта по русскому языку. Они осуществляют промежуточный контроль

5.

Творческий этап

применение способа  к

новым ситуациям

 Учитель: Молодцы, ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием. Через несколько минут состоится открытие ресторана, а повару не хватает рецептов. Вам необходимо составить   рецепт,  который могли бы внести в меню.

 Фруктовый салат.

        

Способ приготовления:

   

   Очище..ые, нареза..ые кубиками консервирова..ые ананасы уложите на серебря..ое блюдце. Возьмите банан, смеша..ый с мандаринами, привез..ыми из-за  границы, и добавьте к ананасам. После этого добавьте в салат только среза..ую с дерева грушу. Всё это ассорти заправьте витаминизирова..ый йогуртом.

личностные

творчество

Развитие креативных способностей

Решение творческой задачи:

Задание, данное  учащимся, стандартное.

6.

Контроль и оценка

решение заданий повышенной сложности

освоения нового способа действий

Молодцы! В завершении урока проведём небольшую проверочную работу, для которой вам понадобятся перфокарты. Я читаю стихотворение , а вы поднимаете перфокарту с Н или НН. Это задание  поможет нам определить, насколько усвоена тема.

                                            Теперь займёмся мы столом

Он полированный притом.

                                             Крахмаленая скатерть есть.

А вязаных салфеток – шесть

                                             Покрашены ещё вчера

                                             Все ножки кресел и стола.

                                             Вилки золочёные

                                             Ножи посеребрённые.

                                             И вот учёный попугай

                                             Гостей зовёт на каравай:

                                             Вот бьют старинные часы

                                             У дам припудрены носы.

                                             Вот стёганых жилетов ряд

                                             И туфель чищеных парад.

                                             Уж можно ужин подавать,

  Чтоб гостей званых удивлять.

                                             Потрачено немало сил.

                                            Хвалёный суп уже остыл.

                                            Капусты квашеной ведро,

                                            Мочёных яблок три кило

                                   Свежемороженый сазан,

                                             Копчёный угорь и баран,

                                             Того, что съедено давно,

                                             Пересчитать мне не дано.

Учитель: Расскажите по плану, что вы узнали о написании н и нн  в прилагательных и в причастиях.

– Когда пишется н в отглагольных прилагательных и в причастиях?

– Когда пишется нн в пичастиях?

 

Домашнее задание:  307(всем)

                                    Оставьте на парте смайлик, оценку ваших знаний.

регулятивные

контроль, коррекция, оценка

Формирование способности

к самосовершенствованию

Оценка достижения планируемого результата:

Задача, поставленная в начале урока, решена, рассмотрены творческие задания, задания, предложенные учителем

Оценка и самооценка результатов деятельности:

Распространённый и известный способ рефлексии- смайлик. У каждого на парте он приготовлен заранее. Учащиеся привыкли обдуманно оценивать свои знания:

Красный: я получил новые знания, применил их на практике и справлюсь с д/з;

Синий: я получил новые знания, применял их на практике, но не уверен, что легко справлюсь с д/з;

Зелёный: я получил новые знания, но с трудом придумывал предложения и не смог найти все глаголы условного наклонения в тексте, д/з для меня- это очень трудное задание;

Жёлтый: я не понял новую тему, не знаю, что такое глаголы условного наклонения, не вижу их в тексте и не смог придумать ни одного предложения с таким глаголом. Д/з самостоятельно выполнить не смогу

Выводы о достижении целей урока: цель урока достигнута, сформулировано правило по данной теме. По результатам самооценки

Красный смайлик: 10  человек, синий смайлик:5, зелёный смайлик:5; жёлтый: 3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока русского языка по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Урок закрепления по теме "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных". Как отличить причастие и отглагольное прилагательное....

Система заданий и упражнений по теме «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных»

Система заданий и упражнений по теме «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах причастий и прилагательных»...

Конспект урока русского языка на тему "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Материал урока позволяет ознакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; формировать навыки написания НН в причаст...

Презентация к уроку русского языка на тему "Н и НН в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных" 7 класс

Презентация способствует познакомить учащихся со способами разграничения страдательных причастий прошедшего времени и прилагательных, образованных от глаголов; формировать навыки написания НН в причас...