Разработка урока "Понятие об однородных членах" 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

методическая разработка урока 8 класс "Однородные члены с применением новых технологий

Скачать:


Предварительный просмотр:

Понятие об однородных членах. Урок в 8 классе.

Цель: закрепить изученное об односоставных предложениях;

расширить и углубить знания об однородных членах предложения;

познакомить с предложениями, содержащими несколько рядов однородных членов.

                    Задачи:        

– образовательная: способствовать выработке умений и навыков по применению знаний об однородных членах предложения на письме, различать простое осложненное предложение и сложносочиненное.

–  развивающая:         формировать умения составлять предложения с однородными членами в соответствии  с  грамматическими нормами,  лаконично, полно и содержательно отвечать, делать обобщающие выводы, развитие наглядно-образного мышления, памяти и умения сравнивать и анализировать, развитие различных граней внимания.

– воспитательная:    содействовать воспитанию рационального распределения  времени, социализации личности, формированию правильной, грамотной речи.

Ход урока:

  1. Оргмомент. Сдайте тетради. Были ли трудности в домашней работе?

  1. Словарная работа. Вписать слова в клеточки как в кроссворде. Сверху вниз.

Дискуссия, эксперимент,  репетиция, иллюстрация, труженик, троллейбус, реставрация, воплотить,   пейзаж, поражать, делегат, кандидат.

Что у вас получилось в вертикальном выделенном столбце? (Смелей вперед) Это мое напутствие в сегодняшнем  уроке. Смелей вперед в выполнении заданий и открытии  новых знаний.

 Проверим правописание. Обменяйтесь тетрадями. 0 ошибок- 5 баллов, 1-2 – 4балла,                                 3-4    - 3  балла.

  1. Блиц-опрос.

(за каждый правильный  ответ вы ставите себе один балл  в таблице)

- Что такое предложение?

-Какое предложение называется односоставным?

-Назовите виды односоставных предложений.

- Какое предложение называется назывным?

- Какое предложение называется определенно-личным?

- Какое предложение называется неопределенно-личным?

- Какое предложение называется безличным?

- Какое односоставное предложение обычно  употребляется вначале художественных описаний ( для указания места и времени)?

- Какие односоставные предложения  могут употребляться при описании  состояния природы, человека, окружающей обстановки?

- Какое предложение называется неполным?

-Может ли односоставное предложение быть неполным?

-Чем может быть осложнено предложение?

  1. Объявление темы.

На экране вы видите два предложения. Прочитайте.

  1. Мы в благодарной памяти храним дела и судьбы ветеранов
  2. В городах, селах, маленьких деревушках  выросли  памятники героям Великой Отечественной войны.

-Какова тема этих предложений?

-Что общего в этих предложениях с точки зрения синтаксиса?  (Оба предложения простые, в них есть однородные члены)

Сформулируйте тему нашего урока. Запись темы в тетради.

-эта тема изучалась в пятом классе. А почему мы возвращаемся к ней  снова?           Сформулируйте цели урока.

5. Изучение нового материала.

Возьмите листочки с утверждениями. Работа с ними необходима нам для лучшего восприятия и осознания нового материала. В течение 1,5 минут изучите утверждения и выразите свое согласие или несогласие в колонке «ДО» (поставьте + или - ). Время пошло.

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

после

  1. Однородные члены  являются одинаковыми членами предложения

  1. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос.

  1. Однородные члены предложения относятся к разным членам предложения.

4.Однородные члены соединяются только союзами.

5. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.

6.Однородные члены бывают только нераспространенными.

     7.    Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Н-р, желаю ни пуха ни пера.

  1. Однородные члены  зависят друг от друга по смыслу и грамматически.

9.В предложении может быть только один ряд однородных членов.

6. Работа с учебником. Прочитайте правило на странице 125.   Поставьте + или – в колонке «ПОСЛЕ». Начинайте.

Совпадают ли у вас ответы в колонках «до»  и  «после».  Тот, у кого совпали ответы на вопросы 1-7,  поставьте себе по баллу. На какие утверждения вы не нашли ответа?  

(Не нашли  ответ  на вопрос  9). Ответить на вопрос 9 нам поможет упражнение для наблюдения на странице 125.

-Зависят друг от друга однородные члены?  Эта связь называется сочинительной.

Закрепление.

А) Работа с текстом.  На ваших столах лежат листочки  с напечатанным текстом. Прочитайте,  выпишите номера предложений осложненных однородными членами.

В 9 классе есть задание выписать номера предложений,   осложненных однородными членами. Сейчас мы попробуем выполнить такое задание.

1).Оккупация населенных пунктов Мантуровского района продолжалась почти 7 месяцев. 2). Осуществлялась она не только немцами, но и венграми, румынами.                      3). Оккупанты угоняли в Германию, запугивали,  грабили, расстреливали.

               4). В тылу противника действовали  Мантуровский  и Ястребовский  партизанские отряды. 5). В  Мантуровском  отряде состояло 25 бойцов,  а в Ястребовском -  28. 6).  Ястребовский отряд  имел  на вооружении  28  винтовок,   56 гранат, 2 нагана,     4 пистолета, 3000 патронов. 7).Отряды пополнялись местным населением.

           8. Мы должны помнить о стойкости и мужестве наших солдат  и  тружеников тыла.      

- О чем этот  текст? Какова   его  основная мысль? Когда отмечают День освобождения Мантуровского района? (13 февраля)  Какие номера предложений вы выписали?

(2, 3,4,5, 6, 8) За правильный ответ 1 балл, за объяснение еще балл.

   Докажите что эти предложения осложнены однородными членами.                                                                   Какими членами предложения они являются.  Прокомментируйте знаки препинания.  

Последние предложение разберите по членам. ( у доски)

7. Дифференцированное задание.

- Переработайте текст, который вам предлагается, так, чтобы он стал ярким, выразительным, эмоциональным, включив в него однородные члены. Те, кто нуждается в помощи, могут обратиться к словам для справок.

На слайде:

Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.

Слова для справок: наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.

- Прочитайте переработанный текст. Зимний день и ярок, и наряден. Мороз торопит, подгоняет прохожих. Снег переливается, искрится серебром. Деревья и кусты, крыши домов и провода украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны, сказки и колдовства.

- У кого иначе? Что изменилось? Благодаря чему?

- Однородные члены, как мы могли убедиться, украшают речь, делают ее экспрессивной. Но надо помнить и о том, что они «источник опасности», так как при неправильном построении предложений с однородными членами могут быть допущены грамматические ошибки. А наша задача – научиться грамотно, красиво, четко выражать свои мысли. Поэтому сейчас мы займемся предупреждением грамматических ошибок.

8. Предупреждение грамматических ошибок.

Перед вами перечень возможных ошибок при употреблении однородных членов в предложении. Изучите типичные ошибки. – 1 минута.

Грамматические ошибки в предложениях с однородными членами

1. Одновременное использование прилагательных в полной и краткой формах в качестве однородных членов. (Герой умен, находчив, наблюдательный).

2. Включение в ряд однородных членов видовых и родовых понятий. (В комнате стояли столы, стулья, шкаф, мебель).

3. Сочетание в качестве однородных членов неопределенной формы глагола и имени существительного. (Я люблю сочинять стихи и чтение).

4. Однородные члены с различным управлением имеют при себе общее дополнение. (Поэт знакомится и внимательно изучает фольклор).

9. Исправьте ошибки.

1. Несколько человек пытались решить и задумались над задачей.

2. Гринев был смел, благороден и честный.

3. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу.

4. Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах.

С анализа этих ошибок мы начнем следующий урок, уделим им больше внимания, так как данный вопрос есть в заданиях ЕГЭ.

  1. Рефлексия.

- Что нового об однородных членах вы сегодня узнали?

- Пригодятся вам эти знания в дальнейшем? Для чего?

Подчитайте баллы и поставьте себе оценки.

11. Д.З. : УПР 230, правило стр. 125

наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.

 

наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.

наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.

наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.

наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.

наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.

наряден, торопит, искрится, провода, кусты, сказка, колдовство.

                               МОУ  «Репецкая средняя  общеобразовательная школа»

Разработка урока  на  тему:

«Понятие  об   однородных членах»

                                          Провела:

                                                             учитель русского языка

                                          и литературы

                                                Мартынова Елена

                                   Алексеевна

   Село. Репец.        2016-2017 учебный год

ФИО________________________________________________________

Словарная работа

Блиц-опрос

Формулировка темы

Работа с таблицей

Работа с текстом

Дифференцированное задание

Исправление ошибок

итого

Таблица 1

ДО

УТВЕРЖДЕНИЯ

после

  1. Однородные члены  являются одинаковыми членами предложения

  1. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос.

  1. Однородные члены предложения относятся к разным членам предложения.

4.Однородные члены соединяются только союзами.

5. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащие, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.

6.Однородные члены бывают только нераспространенными.

     7.    Все слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами. Н-р, желаю ни пуха ни пера.

  1. Однородные члены  зависят друг от друга по смыслу и грамматически.

9.В предложении может быть только один ряд однородных членов.

Текст                                                                                                                                                           1).Оккупация населенных пунктов Мантуровского района продолжалась почти                                     7 месяцев. 2). Осуществлялась она не только немцами, но и венграми, румынами.                      3). Оккупанты угоняли в Германию, запугивали,  грабили, расстреливали.

    4). В тылу противника действовали  Мантуровский  и Ястребовский  партизанские отряды. 5). В  Мантуровском  отряде состояло 25 бойцов,  а в Ястребовском -  28. 6).  Ястребовский отряд  имел  на вооружении  28  винтовок,   56 гранат, 2 нагана,     4 пистолета, 3000 патронов. 7).Отряды пополнялись местным населением.

  8. Мы должны помнить о стойкости и мужестве наших солдат  и  тружеников тыла.      

Дифференцированное задание                                                                                                                    Зимний день ярок. Мороз подгоняет прохожих. Снег переливается серебром. Деревья, крыши домов украшены инеем. А зимний вечер приносит ощущение тайны.

Исправьте текст

1. Несколько человек пытались решить и задумались над задачей.

2. Гринев был смел, благороден и честный.

3. А.С. Пушкин писал стихи, повести и прозу.

4.Я люблю футбол, баскетбол и кататься на лыжах.

д

и

с

к

у

с

с

и

я

э

к

с

п

е

р

и

м

е

н

т

р

е

п

е

т

и

ц

и

я

и

л

л

ю

с

т

р

а

ц

и

я

т

р

у

ж

е

н

и

к

т

р

о

л

л

е

й

б

у

с

р

е

с

т

а

в

р

а

ц

и

я

в

о

п

л

о

т

и

т

ь

п

е

й

з

а

ж

п

о

р

а

ж

а

т

ь

д

е

л

е

г

а

т

к

а

н

д

и

д

а

т


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Географический КВН для учащихся 6-7 классов", "У нас в гостях Япония"для 9-11 классов, разработка урока "Африка" для 11 класса.

Данные методические разработки можно использовать во время проведения предметной недели географии в 6-11 классах. Разработка урока  систематизирует знания учащихся по теме "Африка" в 11 классе....

Разработка открытого урока в 5 классе по математике. Разработка программы курса по выбору в 7-8 классе по математике.

1.Разработка открытого урока в 5 классе по математике по теме "Джунгли зовут!" Открытый урок по теме "Все действия с натуральными числами."  2. Разработка программы по выбору в 7-8 классе по теме...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Разработка к уроку "Заготовка продуктов. Разработка интеллект-карты" для 7 класса

Данная разработка дает возможность учителю проявить свои творческие способности и провести урок, используя слайды в формате Word. С помощью данной разработки в течение урока учитель организует работу ...

Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

Данный урок основан на учебнике Spotlight 5. Тема урока: В зоопарке . УМК: «Английский в фокусе» (Spotlight- 5) Ю.Е. Ваулина, Дж.Дули, О.Е. Подоляко, В.Эванс. Тип урока: урок актуализ...

Обобщающее слово при однородных 8 класс

Обобщающее слово при однородных   8 класс...