Антонимы. 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Голованюк Андрей Анатольевич

Урок русского языка в 5 классе. Игровые технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_igrov_tehnolog.doc70 КБ

Предварительный просмотр:

Урок  русского языка  

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3  п.Кубанский Голованюк А.А

Тема урока: : «Антонимы»

Дата урока  05.02 2017

Класс: 5 класс

Предмет: русский язык  

Тип урока: урок открытия новых знаний

Цели урока:  

1. .Образовательная: 
- повторить и систематизировать полученные ранее знания о лексикологии; 
- познакомить с антонимами; 
- показать изобразительные возможности антонимов  , их  роль в тексте ;  
- формировать орфографическую зоркость учащихся. 

- обогатить словарный запас учащихся, познакомив их с антонимами.

2. Развивающая: 
- формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; 
- развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); 
- вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике. 
3. Воспитательная: 
- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; 
Задачи:

- сформировать понятие антонимов, их роль в речи; обогатить словарный запас учащихся, познакомив их с антонимами; формировать умения распознавать антонимы, синонимы и омонимы, находить их в текстах и предложениях.

- развивать посредством наблюдений умение сопоставлять, выделять существенное, общее, делать обобщающие выводы.

- развивать интерес к изучению русского языка; формировать положительную мотивацию обучения.

   

I. Организационный момент . Целевая установка.

II. Повторение.

– Ребята, я предлагаю вам письменно продолжить начатые мною предложения (вопросы интерактивной доске):

  1. Совокупность всех слов, входящих в словарный состав языка, называется…
  2. Раздел языкознания, изучающий словарный запас языка, называется…
  3. Лексическое значение – это …
  4. Лексическое значение слова можно узнать по…
  5. Однозначными называются слова…
  6. Слова, имеющие несколько лексических значений, называются…
  7. Наряду с прямым значением у некоторых слов имеется … значение.
  8. Перенос названия происходит, если у предметов есть…
  9. Слова одной и той же части речи, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разное лексическое значение, называются…
  10. Слова, различные по звучанию, но одинаковые или близкие по лексическому значению, называются…

III. Объяснение нового материала (презентация « Анимация стихотворения В.Маяковского)

– А теперь устно продолжите строчки из стихотворения поэта В.В.Маяковского:

Крошка сын

к отцу пришел.

И спросила кроха:

 (Дети продолжают)

 Что такое «Хорошо»

И что такое «Плохо»?

– Чем отличаются слова «хорошо» и «плохо»? Что, по-вашему, хорошо, а что плохо?

(Дети говорят, что это слова с противоположным значением).

Словарная работа

. Слово антоним  похоже  на слова  синоним, омоним. Чем?

(одинакова вторая часть слова)

Слово ОНИМА по-гречески означает - имя, слово, а АНТИ значит противоположный, то получится слово АНТОНИМ.

IV. Закрепление.

1. А сейчас отгадайте «Загадки-складки» и найдите в них слова с противоположным значением. Ведутся записи в тетради.

Я – антоним к слову «зной»,

 я в реке в тени густой

И в бутылке лимонада,

 а зовут меня… (прохлада).

(Слова – антонимы: зной – прохлада).

Я – антоним к слову «лето»,

 в шубу снежную одета,

 хоть люблю мороз сама,

 потому что я…(зима).

(Лето – зима).

Я – антоним к слову «смех»,

 не от радости, утех,

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

 от обиды, неудач,

 догадались? Это… (плач).

(Смех – плач).

Я – антоним шума, стука,

 без меня вам ночью мука,

 я для отдыха, для сна

Да и в школе я нужна,

называюсь… (тишина).

2. Игра «Почтальон»

Ребята, к нам сегодня «пришли» гости. Они находятся в конверте. Это картинки с изображением животных. Давайте с помощью антонимов-прилагательных охарактеризуем их:

волк-лиса (по хитрости);

 лев-заяц (по храбрости);

 муха-слон (по величине);

 муравей-стрекоза (отношение к труду);

лисица-ворона (по уму);

ягненок-волк (по силе).

-Молодцы! Давайте вместе подведем небольшой итог.

3.-Скажите, когда антонимы обычно употребляются? (когда необходимо подчеркнуть противоположность каких-то понятий).

- Что такое антонимы? (слова одной части речи с противоположным лексическим значение).

4. Игра «Дуэль». Один ученик называет слово, другой должен быстро назвать антоним.

5. Тест Смекалочка» (вопросы на интерактивной доске). Какой ряд не допустит ни одной ошибки?

  1. Найдите антонимы:

 1) добрый – щедрый

2) злой – добрый

3) мерзнет – зябнет

  1. Антонимами являются слова:

 1) хороший – прекрасный

2) трудный – легкий

3) широко – узко

  1. Антонимами являются слова:

 1) настоящий – подлинный

2) подальше – поближе

3) эффектный – эффективный

  1. В этом предложении есть антонимы

1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

 2) Береги платье снову, а честь смолоду.

 3) От доброго не бегай, а худого не делай.

  1. В этом предложении есть антонимы:

 1) Век живи – век учись.

 2) Волков бояться – в лес не ходить.

 3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют.

6. Подведение итогов

— Вот  мы и познакомились с новыми словами — антонимами.

  1. Что же это за слова?(вопрос 1 ряду)

(правило).

  1. Где мы с ними встречаемся? (вопрос второму ряду)

(они имеются в загадках, пословицах, поговорках, некоторых рассказах и стихотворениях, в народных сказках).

  1. Какова их роль в нашей речи? (вопрос 3 ряду)

(Они помогают ярче, образнее представить ту или иную картину, тот или иной образ, предмет, сделают нашу речь выразительней, богаче).

7. Домашнее задание  

Знать определение антонимов, какова их роль в речи. Cоставить текст из 10 предложений, употребив антонимы. Антонимы подчеркнуть.

 

Приложение

Интеллектуальные игры

В СТРАНЕ «РУССКИЙ ЯЗЫК»

На уроке ребята посетили города Морфология, Лексика, Загадки и пословицы. Перед поездкой учитель задавал им шуточные вопросы:

1) В каких словах по сто согласных? (Сто-к, сто-л, сто-н.)

2) Что стоит посередине земли? (Буква м)

3) Кто говорит на всех языках? (Эхо) и др.

В городе Морфология пятиклассники получили задания:

• образуйте множественное число существительных кот, плот, беда, сметана (Какие слова не образуют форму мн. ч.?);

• продолжите высказывание: Основа предложения – это… ; Значимая часть слова, стоящая после корня, – это…

В городе Загадки и пословицы задержались подольше, так как пятиклассникам очень понравилось загадывать загадки и вспоминать пословицы. Например:

1) Ум хорошо, а …(два лучше).

2) Знай больше, а говори …(меньше).

3) Не зная броду, …(не суйся в воду).

4) Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. Что это?

5) Ты за ней, а она от тебя, ты от нее, а она за тобой и т.д.

Турнир всезнаек

Можно провести в любой форме телевизионных интеллектуально-развлекательных игр, например: «Счастливый случай», «Брейн-ринг» и т. д  Учитель (ведущий) достает конверт о П. Я. Чаадаеве. Учащиеся должны узнать, о ком идет речь.

«Мы пришли после других для того, чтобы делать лучше их, чтобы не впасть в их ошибки, их заблуждения и суеверия»

-декабрист без декабря;

-один из великих мыслителей своего времени;

-ему посвящены строки «Товарищ, верь, взойдет она»;

-жил в Москве на Ново-Басманной улице;

-«Друг мой. Никогда тебя не забуду. Твоя дружба заменила мне счастье, одного тебя может любить холодная душа моя» (из письма к нему А. С. Пушкина)

Лингвистическая сказка

В преподавании русского языка полезна работа с лингвистическими сказками (или лингвистическими миниатюрами). С помощью сказки лингвистические понятия, орфографические и пунктуационные правила легко запоминаются – трудный учебный материал дается в занимательной форме. «Герои» орфографических или пунктуационных правил одушевляются, действуют в соответствии со своим характером и темпераментом. Сначала дети слушают авторские сказки или сказки учителя, а потом пробуют сочинять сами.

Вот одна из сказок.

УДАРЕНИЕ

Собрались однажды слова на совет, стали говорить, какие они все полезные и значимые. Но забыли слова пригласить на свой совет Ударение. И оно очень обиделось. Когда слова стали выступать, вдруг выскочило откуда-то ударение и закричало: «Что вы без меня значите? Если захочу, возьму и изменю значение у части из вас».

Слова, конечно, не поверили. Вышел вперед Замок и сказал: «Я тебя не боюсь, я такой сильный и тяжелый, что справлюсь с каким-то Ударением. Ведь Ударение – это же просто черточка на письме». Ударение рассердилось и вдруг перепрыгнуло с последнего слога на первый, и исчез Замок, а перед взором других слов предстал Замок. Слова зашумели. Тогда вышли вперед Белки' и сказали: «Мы самые главные компоненты живого организма, и уж с нами-то Ударение ничего не сделает». Ударение хитро улыбнулось и передвинулось на другой слог: все увидели, что перед ними живые, грациозные Белки. Слова стали возмущаться, стыдить Ударение, а оно продолжало доказывать свою значимость. Запрыгало Ударение по словам, и вот уже вместо Атласа получился Атлас, вместо Капель – Капель, вместо слова Дорога – Дорога. И сколько еще таких слов облюбовало на своем пути Ударение. В словах Голова, Борода, Рука при их изменении по падежам и числам юркое ударение с окончаний перескочило на основу. Видят слова, что дело плохо – не обойтись им без Ударения. Отвели ему одно из почетных мест на своем собрании и с тех пор стали относиться к Ударению с большим уважением и осторожностью.

(И.М. Подгаецкая)

Задания

1. Какими примерами из текста сказки вы проиллюстрируете следующие свойства русского ударения:

• Разноместность ударения позволяет использовать его как различительное средство.

• Русское ударение имеет и другую особенность – подвижность.

2. Как называются пары слов, в которых с помощью ударения изменяется значение? Дополните свой ответ примерами.

Игра в слова

«Загадка – это не просто забава, не просто игра, она помогает с самых малых лет развивать у человека логическое и нестандартное мышление, остроту ума, сообразительность, догадливость, умение рассуждать и доказывать, она учит видеть прекрасное, открывает поэтическую сторону в самых, казалось бы, прозаических вещах, предметах и явлениях». [3]

Для игры в слова на уроке русского языка можно использовать шарады, анаграммы, метаграммы, логогрифы, омографы, омонимы и предложить такое задание: «Прочитайте (послушайте) описание загаданного слова и назовите его».

Шарада – это загадка, составленная в стихах, в ней задуманное слово распадается на несколько отдельных частей, причем каждое из них представляет собой самостоятельное слово, как правило, односложное. Например: «кит+ель», «мышь+як» и т.д.

Три части слова находи подряд:
Когда ликуешь, говоришь «я рад»,
За этим словом назови союз,
А третьей частью будет слово «ус».
Бывает он у старика, есть у кота,
Его ты обнаружишь у кита.
А целое должно на ум прийти,
Когда окружность циркулем
Захочешь провести.

(радиус)

Метаграмма – это слово, образованное в результате замены одной буквы так, чтобы получилось новое слово (например, из слова липа, заменив п на с, получаем другое слово – лиса, сазан – фазан, цапля – капля, карта – парта и т.п.).

С буквой «З» – оно блестит,
В сейфах банковских лежит.
С буквой «Б» – гнилое место,
Там земля, как будто тесто.

(золото – болото)

С «Г» – ее на винт накрутят,
С «Л» – конечно, лает,
С «М» – одежда, но не греет,
С «З» – от волка убегает.

(гайка – лайка – майка – зайка)

Логогриф – загадка, для решения которой надо отыскать загаданное слово и образовать от него новое слово путем прибавления или убавления одной буквы или слога, например: пест – перст, мир – мираж, Вера – Венера.

Его откроешь – и вода
Из него польется.
Добавишь «Э» – и тогда
В кинотеатре он найдется.

(кран – экран)

Несет с трудом меня старик.
Но если «Ю» прибавишь – вмиг
К нему придет на помощь тот,
Кто без труда меня несет.

(ноша – юноша)

Омограф – слово, совпадающее с другим по написанию, но разное по значению. Для разгадывания необходимо правильно перенести ударение с одного слога на другой, например: проволочка – проволочка, ирис – ирис.

Взгляни на это слово:
В нем всего два слога.
Ударный слог последний –
Инструмент волшебный
В церкви стоит,
Музыка летит
Под самый потолок.
Ударный первый слог –
Это почка, селезенка,
Сердце, легкое, печенка.

(орган – орган)

Мы для пильщика – подставка,
Мы для кучера – сиденье,
Но попробуй-ка поставь-ка
Нам другое ударенье, –
Осторожней будешь с нами:
Забодаем мы рогами.

(ко'злы – козлы')

Омоним – слово, совпадающее с другим по звучанию и написанию, но по значению не имеющее с ним ничего общего (например: мир1 – Вселенная, мир2 – земля, мир3 – среда, мир4 – согласие, покой и др.; свет1 – энергия, свет2 – сияние, свет3 – общество, свет4 – блик и др.

Встречаюсь в тетради,
Встречаюсь в плетне.

(кол)

Деловая игра «Корректор»

Такую игру можно провести, например, после изучения темы «Местоимение» в 6-м классе. Рассмотрим некоторые задания.

Учащимся объясняется значение слова корректор и предлагается «поработать» корректором классной газеты.

Задание 1. Найдите ошибки в письме одной девочки (из стихотворения болгарского поэта И. Босева) и исправьте их, а затем определите, какие орфограммы не усвоила девочка.

Жалоба

Дядя прашу тебя, памаги
Твоей племяннице оле,
А то не будет ее ноги
В этой пративной школе.
Мне вчера за дектант на слова
Учитель паставил два,
А сам сказал, что маю работу
Даже не смок прачитать.
Попраси его дядя исправить двойку
И паставить мне пять.

1. Найдите слова, которые проверяются изменением формы слова.

2. Найдите слова, которые проверяются с помощью словаря.

3. Найдите слова, которые проверяются с помощью других правил.

Задание 2. Верным помощником корректора является словарь. С помощью словаря проверьте написание следующих слов: ф_ст_валь, пара_ели, д_фицит, д_тектив, р_клама, ко_ерческий.

Задание 3. Орфографическая дуэль. Словарный диктант с взаимопроверкой (в парах).

Никому не преодолеть, ничего не возьмешь, не о чем расспрашивать, нечего рассказывать, кое-что необъяснимое, рассердиться кое на кого, чьи-то недостатки, какая-то речонка, ни перед кем не пресмыкаться, подрастали со мной, кто-нибудь не местный, а иногородний.

Задание 4.

Светло и ярко солнце светит,
Но загрустил Ошибкин Петя,
Глядит мечтательно в тетрадь:
– Вот если б получить мне «пять».

Проверьте работу Ошибкина, помогите ему получить пятерку.

1. В слове «дуб» три звука [д], [у], [бэ].

2. (На) желтых листьях – прилагательное, н.ф. – желтый, относительное, употреблено в р.п., мн.ч., м.р.

Задание 5. Отредактируйте сочинение Ошибкина Пети.Я учавствовал в соревновании. Я шел под пятым номером. На повороте я и Петров вырвались вперед. Вдруг Петров упал. Он подвергнул ногу. «Кто-нибудь придут ему на помощь», – подумал я и побежал еще сильнее. Митя Смирнов помог Петрову добраться до школы. Там Петрову оказали первую помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме Антонимы 5 класс

Урок по теме "Антонимы" 5 класс...

Русский язык в 5 классе Урок Тема: « Лексика. Синонимы. Антонимы.».

Урок по русскому языку в 5 классе на тему:   "Лексика. Синонимы. Антонимы."...

Методическая разработка логопедического занятия в 3-ем классе "Использование антонимов в работе с пословицами и поговорками"

Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии, обусловленной  нарушением языкового анализа и синтеза для учащихся  3 класса (СКОУ VII вида)....

Урок русского языка , "Антонимы" ( 5 класс)

Данный материал по теме "Антонимы" разработан к учебнику  Т.А. Ладыжинской, но может использоваться  как дополнительный материал   к другим учебникам и программам. К конспекту урока при...

Урок русского языка , "Антонимы" ( 5 класс)

Данный материал по теме "Антонимы" разработан к учебнику  Т.А. Ладыжинской, но может использоваться  как дополнительный материал   к другим учебникам и программам. К конспекту урока при...

Урок русского языка "Антонимы" ( 5 класс)

Данный материал по теме "Антонимы" разработан к учебнику  Т.А. Ладыжинской, но может использоваться  как дополнительный материал   к другим учебникам и программам. К конспекту урока при...

Антонимы. Словарь Антонимов

Задачи:Повторяя знания об антонимах, учащиеся закрепят умения и навыки находить их в тексте, использовать в речи;Работая с учебником, учащиеся углубят свои знания об антонимах, их роли в тексте;Анализ...