Местоимения. 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Голованюк Андрей Анатольевич

Урок  русского языка в 6 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_mestoimeniya.docx19.21 КБ

Предварительный просмотр:

 Урок  русского языка  

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №3  п.Кубанский Голованюк А.А.

Тема урока: "Определительные местоимения" 

Класс: 6 класс

Предмет: русский язык  

Тип урока: урок открытия новых знаний  

Цели урока:

1.Образовательная: 
- повторить и систематизировать полученные ранее знания о местоимении; 
- познакомить с новым разрядом местоимений – определительными; 
- показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; 
- научить находить определительные местоимения(ОМ) в тексте; 
- использовать ОМ как средство связи предложений в тексте; 
- формировать орфографическую зоркость учащихся. 
2. Развивающая: 
- формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; 
- развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); 
- вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике. 
3.
Воспитательная: 
- воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; 
- воспитывать любовь к Родине, к чтению книг. 
Оборудование. Интерактивная доска, презентация PomerPoint, рабочие листы для обучающихся, учебник «Русский язык 6 класс», автор С.Львова

                                                                 Ход урока 


1. Оргмомент. Ребята, сегодня на уроке предлагаю вам достать из тайников памяти свои знания и показать себя с яркой, талантливой стороны. Я думаю, вы справитесь. 

РАБОТА с ТЕТРАДЯМИ ( число, классная работа). 
2. Повторение. 
Для начала отгадайте загадку. 
Я заменить могу другие части речи, 
Взвалив обязанности их себе на плечи. 
Когда приходится слова другие замещать, 
На их значение мне надо указать. (Слайд №2) 

Р.Л: Задание 1: 
- Перед вами стихотворение М.Исаковского . Прочитайте его выразительно. (Слайд №3) 

Во все века на русском хлебе 
Богатыри росли у нас. 
Так пусть же вновь растут такие, 
Чтобы, когда наступит срок, 
Нигде никто тебя, Россия, 
Перебороть ни в чем не мог

Найдите в тексте известные местоимения, выпишите их. Определите разряды известных вам местоимений в стихотворении. 

2. Актуализация знаний 
А сегодня мы с вами познакомимся еще с одним разрядом местоимений. Тема нашего урока «Определительные местоимения». 
- У каждого на парте лежит рабочий лист (дом-творческая лаборатория) Слайд №4. И сегодня мы будем строить дом для ОМ. 
Посмотрите на алгоритм нашего строения. Как вы думаете, что мы можем на этом уроке узнать об этих местоимениях? (ответ уч-ся) 
Итак, мы узнаем, какие ОМ есть в русском языке, выясним их особенности, будем искать их в тексте, а также использовать ОМ для связи предложений в тексте. (Учитель сообщает ЦЕЛЬ УРОКА после уч-ся). 

- Перед вами план (алгоритм). Все, что мы узнаем об ОМ, будем записывать в этот план (Слайд №5) 

Р.Л. Задание 3: Засели дом 
- В учебнике на стр. 187 перечислены все ОМ. Назовите их. Запишем ОМ в наш план (Слайд5). На что указывают ОМ? 
РЛЗадание4: А теперь, ребята, мы побываем в роли настоящих исследователей. Кто такие исследователи? Мы будем исследовать ОМ. Перед вами предложение (на доске): 
В юношеской библиотеке на каждой полке больше книг, чем у любого из нас во всем доме. 
- Выделите окончания местоимений. На окончания какой части речи похожи падежные окончания ОМ? А как мы определяем падежные окончания прилагательных? (по вопросам) 
- Продолжим строить дом и в план занесем вывод нашей исследовательской работы (падежные окончания как у прилагательных) (Слайд5). 
РЛЗадание 5: 
- Продолжим наши исследования и выясним, как изменяются ОМ . Для этого сопоставим две части речи: сравним, как изменяются прилагательное и определительное местоимение (см. документ - наблюдение) 
- Сделаем вывод о том, как изменяются ОМ, и запишем его в план нашего дома. (Слайд №5). 
Первичное закрепление с проговариванием РЛ. Задание №6 
Сейчас мы с вами побываем в роли реставраторов. Кто такие реставраторы? А хотите узнать? (толковый словарь, подготовил уч-ся дополнительное задание дома). 
- Но мы будем необычными реставраторами, мы будем восстанавливать текст. Вместо пропусков вам нужно вставить ОМ, которые живут в нашем доме и проследить, что ОМ действительно используются для связи предложений в тексте ( Слайд №6). 

Число книголюбов постоянно растет. Для (….) из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. (….) книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, (…..) выберет книгу, которая ему понравилась. 
- Прочитайте текст, который у вас получился. 

А вот текст, который был в первоначальном виде (Слайд №7) 
Число книголюбов постоянно растет. Для каждого из них встреча с интересным произведением равнозначна встрече с добрым человеком. Любому книголюбу не обойтись без общественной библиотеки. Здесь он узнает о новинках, услышит советы знатоков, сам выберет книгу, которая ему понравилась. 

- Как бы вы озаглавили текст? 
- Посмотрите на план нашего дома (Слайд № 5). Что еще нам нужно узнать об ОМ. (Синтаксическую роль) (Слайд № 7). 
- Запишем вывод в таблицу (Слайд №5) 
ВЫВОД 
- А сейчас вновь обратимся к нашему тексту и, уже пользуясь алгоритмом, докажите, что вставленные местоимения действительно являются определительные местоимения. 
- Как не спутать ОМ с прилагательными? (надо знать значение) 

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА 

 Включение в систему знаний и повторение 
А) Запись предложений, нахождение местоимений (не только ОМ) и определение отличительных особенностей ОМ по алгоритму (по плану). (работа уч-ся у доски) 
Б) Работа по карточкам (сам-но, один ученик за компьютером) 
В) Цифровой диктант. (взаимопроверка) сверяют с ключом на интерактивной доске 
Г) упр 553 с. 140   резерв 

  Контроль знаний

РЛ. Задание №7 Проверка знаний 
А) ТЕСТ 
1. Какое местоимение не является определительным? 
А любой; Б. другой В. Никто Г. иной 
2. Найдите ошибку в написании местоимения: 
А. любого Б. иному В. всякова Г. о каждом 
3. определительные местоимения изменяются 
А. по падежам и числам Б. по родам, числам и падежам; 
В. только по родам Г. по числам и родам 

4. В предложении определительное местоимение может быть 
А. только подлежащим или сказуемым 
Б. любым членом предложения 
В. подлежащим, определением, дополнением. 
Г. только определением 
5. Найдите «четвертое лишнее» 
А.сам; Б.собой; В. любому; Г. иной 

  Рефлексия 
Что общего и каковы различия между определительными местоимениями и прилагательными (общее-различие) (на листе)
Обратимся вновь к стихотворению Исаковского? Найдем в тексте еще местоимение, разряд которого мы можем выделить в конце урока. (Слайд № 9) 

Дом.зад
Творческая лаборатория (Слайд № 8). (для всех) 
- Нередко ОМ можно встретить во фразеологических оборотах. Вот , например, ОМ сам встречается в таких выражениях: сам не свой, сам себе хозяин, сам по себе, сам с усами, само собой. Наверняка у каждого из вас, ребята, живет какое-нибудь домашнее животное. Напишите мини-сочинение о вашем любимом домашнем питомце, используя некоторые из этих фразеологизмов. (если вы затрудняетесь написать небольшое сочинение, составьте предложения с данными словосочетаниями). 
Также упр. 445 или 446 (по желанию на выбор)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи".

Урок русского языка в 6 классе "Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи"раскрывает особенность изучения местоимений. Все задания разноуровневые, доступны для всех учащихся в классе....

Местоимения - существительные. Повторение 6 класс. Таблица "Разряды местоимений - существительных"

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219882","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 188px;"}}]]Материал помогает вспомнить разряды изученных в 5 кла...

Русский язык Таблица "Разряды местоимений-существительных, местоимений-прилагательных, местоимений-числительных" 6 класс

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"8219888","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 250px; height: 163px;"}}]]              ...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...