конспект урока русского языка 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Павленко Людмила Анатольевна

Качественные имена прилагательные

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kachestvennye_prilagatelnye.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6-Б классе

Дата: 21.12.2018

Урок №74.

 Тема. Качественные прилагательные

Цель: дать понятие о разрядах имён прилагательных, познакомить с признаками и значениями качественных прилагательных.

Задачи:

1. образовательные: повторить степени сравнения    прилагательных, познакомить учащихся с разрядами прилагательных, определить их основные признаки, дать   понятие  качественных прилагательных, выяснить значения качественных имён прилагательных;

  2.развивающие: развивать навыки определения качественных  прилагательных, умение  находить их в тексте;

  3.воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку, наблюдательность по  отношению к языковым явлениям.

 Метапредметные:

 Регулятивные УУД: планирование последовательности действий и при необходимости изменение ее; осуществление самоконтроля, самооценки, самокоррекции.

Познавательные УУД: формулирование проблемы; нахождение доказательств, подтверждающих или опровергающих тезис; построение логической цепи рассуждения.

Коммуникативные УУД:строить продуктивное речевое взаимодействие ; владеть видами речевой деятельности; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме;соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.

 Личностные:понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;осознание эстетической ценности русского языка;

 пополнение словарного запаса.

Тип урока: открытие нового знания

Оборудование: учебник «Русский язык. 6 класс» в 2-х частях / Л.М. Рыбченкова,                   О.М. Александрова, О.В. Загоровская,  А.Г. Нарушевич, издательство «Просвещение», 2014г.;  раздаточный материал

Ход урока

1.Мобилизующий этап 

Приветствие обучающихся, проверка их готовности  к уроку

2. Актуализация знаний учащихся.

1) Проверка д.з.

2) Орфографический практикум (учебник, с. 4)

3) Сообщение  учащегося

Расскажите изученный материал о прилагательном по плану:

1.Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?

степени сравнения могут иметь имена прилагательные?

 3. Формулирование  темы и цели урока

   Кроме названных вами грамматических признаков имена прилагательные имеют ещё один.

 По значению и форме имена прилагательные делятся на три разряда: качественные, относительные и притяжательные.

Ещё раз внимательно прочитайте имена прилагательные. Скажите, какой именно признак предмета они обозначают. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

 Имена прилагательные обозначают качество предмета.

Значит, тема урока - «Качественные прилагательные»

Сформулируйте цели урока

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал (а)»

1.Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?

1.Узнать…

2.познакомиться с признаками…

3. учиться находить…

1.Узнать…;

2.познакомиться с признаками..;

3. учиться находить…

Цель урока: узнать, что такое качественные имена прилагательные; познакомиться с признаками качественных  прилагательных;

учиться находить качественные прилагательные среди других имен прилагательных.

4. Изучение нового материала.

По значению и форме прилагательные делятся на три разряда

Качественные  относительные   притяжательные

Качественные прилагательные называют признаки, обозначающие различные качества и свойства предмета:

по величине (большой, маленький)

по возрасту (молодой, старый)

по цвету (красный, зеленый)

по весу (легкий, тяжелый)

по внешнему виду (красивый, высокий)

по внутренним качествам (умный, добрый, злой, ленивый)

Качественные прилагательные обозначают признак, который может проявляться в большей или меньшей степени: красивый-красивее, умный-умнее-умнейший.

Качественные имена прилагательные имеют две формы – полную и краткую:

далёкий-далек, красивый- красив, умный- умен.

Некоторые разряды качественных прилагательных не имеют краткой формы (рад, должен, надобен)

Прилагательные в краткой форме изменяются по родам и числам и выполняют роль сказуемого.

К качественным прилагательным можно подобрать синонимы и антонимы: маленький-небольшой, маленький-большой.

ЕСЛИ СОЧЕТАЕТСЯ СО СЛОВОМ ОЧЕНЬ, ИМЕЕТ КРАТКУЮ ФОРМУ,

СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ, ЗНАЧИТ, КАЧЕСТВЕННОЕ.

Проверьте, относятся ли данные признаки к написанным вами именам прилагательным.  Сделайте вывод по каждому слову. Заполнение таблицы

     Прилагательное хороший образует степень сравнения: более хороший, самый хороший.. Сочетается с наречиями : очень хороший. Образует краткую форму: хорош. Употребляется с приставкой не-: нехороший. Значит, прилагательное хороший- качественное.

Аналогичным образом ученики работают с другими именами прилагательными.

А теперь обобщите наши рассуждения. Откройте учебник. Скажите, что обозначают качественные имена прилагательные, и назовите их основные признаки. Заполнение таблицы.

 

«Знаю»

«Хочу узнать»

«Узнал (а)»

1.Что такое имя прилагательное?

2. Как изменяются имена прилагательные?

3. Какими членами предложения могут быть имена прилагательные?

4. Какие степени сравнения могут иметь имена прилагательные?

1.Узнать…

2.познакомиться с признаками…

3. учиться находить…

Качественные прилагательные обозначают качество предмета.

Могут иметь степень сравнения, сочетаются с наречием очень. Образуют краткую форму. Употребляются с приставкой не.

5. Закрепление изученного материала.

Прочитайте текст и сформулируйте задание

В. Бианки «Первый снег».

Самый первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и легкий., словно на акварельном рисунке.  Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами.

       Надо определить, относятся ли выделенные имена      прилагательные к качественным.

Вы верно сформулировали задание. Теперь выполните его .Какую роль выполняют прилагательные в нашей речи?

    (Без имен прилагательных наша речь станет бедной, невыразительной, неточной)

А вы знаете, ребята, что по количеству употребленных в нашей речи слов имена прилагательные занимают 3 место после имен существительных и глаголов. Употребление имен прилагательных придает нашей речи особую выразительность. Они раскрывают отличительные признаки, свойства предмета, придают описанию образность, яркость, передают настроение автора.

Найдите  в данном отрывке средства художественной выразительности, в которых использованы прилагательные.

       (Эпитеты- снежок белый и лёгкий, пушистые легкие снежинки)

      (Метафора – вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами)

      (Сравнения – Поля и лесные поляны - как гладкие чистые страницы, словно на акварельном рисунке)

6. Динамическая пауза.

7. Самостоятельная работа.

Упражнение  306 (п.; по  вариантам) , 307 (устн.).

Индивидуальное задание.

Випишите качественные имена прилагательные.

Заячий характер; голубой абажур; деревянный карниз; каменный предмет; великолепный характер; вчерашняя газета; медвежья берлога; волчий аппетит; грустный взгляд; опасное состязание; гусиная кормушка; золотое кольцо; прекрасный вечер; ненастная погода; чистое небо; любимый герой; талантливый художник; звонкий голос; зимнее утро; свежий снег.

8.Рефлексия

(Дети получают карточки)

Дополни текст именами  прилагательными.

Вот и подошел к концу _______________ урок русского языка. Мы узнали всё о ________________ прилагательных. Благодаря этим словам наша речь становится _____________________  . Мои одноклассники  были __________________. Они давали______________ответы. На уроке я узнал много _____________ и __________________. Своей работой на уроке я _______________.    Моё настроение ___________________.

Домашнее задание: §41, изучить правила, выполнить упр.309


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...