Урок по теме "Однозначные и многозначные слова " 5 класс
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Махова Вера Анатольевна

Открытый урок в 5 классе по теме "Однозначные и многозначные слова "

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОТКРЫТЫЙ УРОК

Тема: «Однозначные и многозначные слова»

Цель урока: дать понятие об однозначных и многозначных словах; учиться находить общее в значениях многозначных слов; развивать навыки работы с толковыми словарями; формировать аналитические навыки, познавательную активность.

Задачи:

Образовательная: выработать навыки по  выявлению  признаков однозначных и многозначных слов.

 Развивающая: развитие логического мышления, внимания учащихся, умения подбирать адекватные для конкретных речевых ситуаций слова; работа над расширением словарного запаса учащихся.

Воспитательная: воспитывать интерес, любовь и бережное отношение к русскому языку, самостоятельность в учебной работе

Тип урока: Открытие новых знаний  

Форма урока: урок-исследование

 Технология: на основе исследовательской деятельности с элементами информационной технологии.

Оборудование: «Толковый словарь русского языка» С.И. Ожегова, учебник «Русский язык» 5 класс, компьютер, проектор, карточки.

Учитель:

                              Друзья мои, я очень рада 
                             Войти в приветливый наш класс. 
                             И для меня уже награда 
                             Вниманье ваших добрых глаз. 

_Здравствуйте, садитесь. (проверить отсутствующих)

 У нас сегодня гости.

Не стесняйтесь, отвечайте, работайте как всегда. Я желаю вам успехов в изучении нового материала. Надеюсь на ваше понимание и сотрудничество.

Запишем число

  1. Я предлагаю начать нашу работу с повторения

Словарный творческий диктант. ( Слайд)

– По лексическому значению определите слова и запишите их:

1) плод дуба (жёлудь);

2) водитель машины (шофёр);

3) откидной головной убор, пришитый к вороту верхней одежды (капюшон);
4) тихая речь, при которой звуки произносятся без участия голосовых связок (шёпот);

5) разновидность укороченной одежды для ног. (шорты);

6) место соединения сшитых кусков ткани (шов);

7) мягкая ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда (шёлк);

8) дорога с твёрдым покрытием (шоссе);  

-Что объединяет все эти слова? (орфограмма « О,Ё после шипящих» )

Молодцы! В листке самооценки поставьте себе баллы. Если вы выполнили всё без ошибки, поставьте «5», если с 1-2 ошибками –«4», если 3-4 ошибки-«3» , ну а если более-«2». Если неправильно все слова, то соответственно «1».

III. Работа по теме урока.

Учитель: А теперь внимание на экран!  Перед вами несколько слов.

Какой темой связаны эти слова? (Темой КОСМОСА).

- Почему я выбрала именно эту тематику?

-Какой праздник отмечается в нашей стране 12 апреля?

(ДЕНЬ КОСМОНАВТИКИ)

А кто был первым космонавтом?

- Правильно, это наш соотечественник - Юрий Алексеевич Гагарин!  

-  Вернёмся к словам: спутник, звезда, планета, комета.

- Есть ли среди этих слов такие, у которых  не одно лексическое значение?

(После ответов СЛАЙД)

-Ребята, а чем отличаются словарные статьи этих слов? СПУТНИК, ЗВЕЗДА, ПЛАНЕТА, КОМЕТА.

-Сделайте вывод о том, на какие две группы можно разделить слова русского языка по количеству их лексических значений.

 (слова, которые имеют одно лексическое значение, и слова, которые имеют несколько лексических значений)

-Как называются слова, имеющие одно лексическое значение? А несколько?

- Определите тему нашего урока. (Однозначные и многозначные слова)

- Запишем  тему в тетради. ( Однозначные и многозначные слова.)

-Где можно  узнать, является ли слово однозначным или многозначным?

 ( нужно обратиться к толковым словарям)

-Откройте Толковый словарь  в учебнике и приведите пример многозначных и однозначных   слов;  посмотрите, как оформляется многозначное слово в словаре.

(Разные  лексические значения многозначного слова помещаются в одной и той же словарной статье и нумеруются подряд. После каждого значения даются примеры.)

-Какие цели мы должны для себя поставить?

-Чем будем заниматься сегодня на уроке?

(Познакомиться с однозначными и многозначными словами, научиться находить их в словаре и работать с ними.)

Используя приём ИНСЕРТ, поработайте с параграфом 57 самостоятельно.

Напоминаю тем, кто забыл:  

Берём карандаш  

V- уже знакомо,

 + -новое,

_ - думал иначе,

 ? –остался вопрос.

Проверяем.

Молодцы!  А сейчас предлагаю вам поработать в парах.

                                     Работа в паре

Определите и разбейте на 2 группы слова с однозначным лексическим значением и многозначным лексическим значением. Перед вами слова  шляпка, кисть, договор, старый, плохо, мираж, лететь, мир, конкурс, телеграмма,

               Распределите слова на две колонки

Однозначные

многозначные

Договор

Мираж

конкурс

телеграмма

Кисть

Шляпка

Старый

Мир

Лететь

Плохо

Сделайте вывод:  слова  каких частей  речи могут быть многозначными?

Проверяем! Выставляем оценку себе.

 Физкультминутка.

- Вы, наверное, устали?
- Устали…
- Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали (один, два три, четыре)
Ручками похлопали (один, два, три, четыре).
Покрутились, повертелись( один, два, три, четыре)
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем.
- Один, два, три, четыре, пять.
- Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.

Для закрепления материала выполните упр.707 из учебника.

В Каких же значениях может употребляться  слова «СЛОВО» ?

-Проверьте!

Толкование слова – лексическое значение;

Решающее слово _ вывод;

Сдержать слово_ выполнить обещание;

Дар слова _ речь, способность говорить;

Предоставить слово _ право выступить публично, дать выступить.

 -Придумайте предложение , используя словосочетание «предоставить слово»

Оцените свою работу и поставьте себе оценку.

                                Групповая работа

- Существует мнение, что значения слов появились на основании сходства.

Предлагаю провести небольшое исследование.

Для этого  вам необходимо пересесть и поработать в группах.

  Я даю листок с  зданием.

- Работаем в группах.

-Не забудьте распределить роли. (главный, каллиграф, хранитель времени, толкователь(ли) слов, художник)

1 гр. – Исследует слово ножка;

2 гр.– исследует слово корень;

3 гр – исследует слово ручка.

Работать будем по плану:

1. Запишите слово, определите часть речи, выделите орфограмму.

2. Перечислите известные вам значения слова

3. Проверьте свои знания о толковании этого слова с определением по словарю ( С. И. Ожегова, В. И. Даля, М. Л Безруковой и др.)

     4. Составьте словосочетания, употребив эти слова в разных значениях.

5. Сделай вывод (устно).

Многозначные слова называют разные предметы, признаки, действия, в чем-то сходные между собой.

Предоставим слово командирам групп

-Молодцы! Оцените свою работу в группе.  Командир, как ты оцениваешь работу ребят в твоей группе? Кто, по-твоему,  заслуживает какой оценки?

А теперь вернитесь на свои места.

-Вы обратили внимание на  цветные карточки  на столах? Вас  ждёт индивидуальное  творческое задание. (Сильные дети  упр.711, средние -715-3 слова, слабые 716)

Сдайте мне свои работы, листки самооценки. У кого – 5,4,3?

 Я проверю и добавлю  оценку в графу ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ. Завтра выставим все оценки в журнал.

- Наш урок подошёл к концу.

- Ребята! Обратимся  к цели , которую мы поставили в начале урока. (Научиться различать слова однозначные и многозначные).

- Достигли  ли мы её?

Сделайте вывод, какие слова называются однозначными, а какие многозначными.

РЕФЛЕКСИЯ Закончите предложения.

СЕГОДНЯ НА УРОКЕ:

  • я научился ...
  • было интересно
  • было трудно ...
  • могу похвалить себя за то, что ...
  • могу похвалить одноклассников за то, что ...
  • больше всего мне понравилось ...
  • мне показалось важным ...
  • для меня было открытием то, что ...

У Вас  у каждого есть листочки с изображением чемодана, мясорубки и корзины.

Если  сегодняшний урок был полезен для вас, полученные знания вы возьмёте с собой, поднимите картинку с чемоданчиком. Если не всё понятно, надо ещё поработать, осмыслить, перемолоть – мясорубку, если вы считаете, что вам не пригодится данный материал, то картинка с изображением корзины.

Дом.Задание. Пар 57, Упр. 717. Но я приготовила ещё и творческое задание. Желающие могут взять из корзиночки дополнительное творческое задание: отгадать загадку и нарисовать лексические значения этого слова).

-Спасибо за урок! Было приятно с вами работать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 11 классе на тему: "Исследование степени многозначности слова.Функции метафоры"

Урок представляет собой презентацию по теме, касающейся степени многозначности слова. Функции метафоры на примере текста В. Пикули рассмотрены очень глубоко и полно. Поможет при подготовке выпускников...

Практическая работа к уроку по теме "Однозначные и многозначные слова".5 класс

Тест по теме "Однозначные и многозначные слова". Лексика. 5 класс....

План - конспект урока по русскому языку 5 класс тема "Однозначные и многозначные слова"

Урок с исполльзованием ЭОР.Объяснение нового материала сопровождается коллекцией интерактивных иллюстраций, на этапе закрепления предлагается тест.В приложении № 2 указана гиперсылка на ресурс ,обеспе...

Конспект урока в 5 классе по теме "Однозначные и многозначные слова".

Разнообразные виды работы на данном уроке помогут учащимся различать однозначные многозначные слова, определять значение многозначных слов в тексте, находить в словарной статье толкового словаря значе...

Урок по теме "Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов"

Автор урока Чернышова У.Н. Редактор презентации Коновалова А.Ю. Урок адаптирован к разным УМК, апробирован в 5 и 6 классах при изучении темы "Лексика"...

Многозначные слова. Прямое и переносное значение слов (5 класс).

Урок предназначен для учителей русского языка в 5-ых классах....

Урок - викторина "Однозначные и многозначные слова вокруг нас"

Урок - викторина "Однозначные и многозначные слова вокруг нас"....