Главные вкладки

    Методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему:
    Урок русского языка. Тема: "Обстоятельство как член предложения". 8 класс

    Жаркова Иоланта Юрьевна

    Урок русского языка. Тема: «Обстоятельство как член предложения», 8 класс.  Урок «открытия нового знания» с использованием приема "работа с таблицами" и презентацией. 

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Урок русского языка, 8 класс

    Тема: «Обстоятельство как член предложения»

    Урок «открытия нового знания»

    Этапы урока

    Содержание

    Деятельность учащихся

    Время

    Оргмомент

    Проверка готовности учащихся. Приветствие.

    У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку? Все ли присутствуют?

    Запись на правой стороне доски:

    На парте: ручка, учебник, лист с заданием

    Подготовка к уроку. Приветствие.

    Запись в тетрадях: дата, классная работа.

    2 мин

    Актуализация знаний и мотивация

    Работа над предложением:

    С удовольствием я прочитал занимательную книгу о животных.

    Учитель: Выполните синтаксический разбор. Определите виды определения и дополнения.

    Ответы учащихся.

    Учитель: Обращаю ваше внимание на сложность случая с определением члена предложения «о животных» (несогласованное определение или косвенное дополнение). Это нам сегодня еще пригодится.

    Синтаксический анализ предложения. Встречаются с затруднением.

    4 мин

    Определение темы урока

    Учитель: Определите тему урока: с каким членом предложения вы знакомы, но детально еще не изучали?

    Ответы учащихся. Запись темы на доске.

    Учитель: Действительно, сегодня на занятии речь пойдет об обстоятельстве (СЛАЙД 1). Предлагаю,  работая с текстом, заполнить приведенную ниже таблицу, которая предназначена для систематизации знаний по нашей теме.

    Запись темы урока в тетради

    1 мин

    Работа с текстом

    Учитель: Вы не первый раз работаете с текстом. Как вы думаете, какие задания, работая с текстом, необходимо выполнить?  

    Ответы:

    Прочитать, указать тип речи, озаглавить, стиль. Устно объяснить правописание орфограмм и пунктуацию.

    Если учащиеся затрудняются в своих ответах, учитель помогает сформулировать необходимые задания. (СЛАЙД 2)

    Устное выполнение заданий.

    Учитель: Работая с таблицей,  заполните ее  примерами из текста. Давайте составим алгоритм вашей работы, что вы будете делать?

    (СЛАЙД 3)

    Обращаю ваше внимание на то, что в тексте есть 12 обстоятельств, а в таблице всего 9 строк. Сделайте вывод, почему?  

    Проверка заполнения:

    Учитель: (СЛАЙД 4) Все ли примеры обстоятельств вы нашли? Сверьтесь с подчеркнутыми на слайде примерами. Будем дополнять ваши таблицы.

    (СЛАЙДЫ  5-13) Заполнение  таблицы.

    Составляют алгоритм работы с текстом:

    - чтение;

    - определение типа речи, стиля текста;

    - заглавие придумывают.

    Устно комментируют орфограммы, пунктограммы.

    Составляют алгоритм работы над таблицей:

    - синтаксический анализ (нахождение ГО);

    - задать вопрос к обстоятельству от сказуемого и других членов предложения.

    - выписать пример обстоятельства.

    - сформулировать вопрос.

    - определить смысловое значение обстоятельства.

    - определить способ выражения обстоятельства.

    Сталкиваются с трудностью: количество заявленных обстоятельств больше, чем строк в таблице. Анализируя примеры, группируют по общему смысловому значению некоторые из них.

    Самопроверка.

    3 мин

    7 мин

    5 мин

    Целеполагание

    Перед вами таблица, систематизирующая знания по теме урока. Давайте сформулируем цели нашего занятия. (СЛАЙДЫ 14-19)

    Узнать:

    • какие виды обстоятельств есть в русском языке.

    Научиться:

    • находить примеры обстоятельств в предложении;
    • научиться правильно задавать вопрос к обстоятельству от сказуемого и других ЧП;
    • определять смысловое значение или вид обстоятельства;
    • определять способ выражения обстоятельства;
    • находить второстепенные ЧП, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения.

    Если учащиеся затрудняются в своих ответах, учитель помогает сформулировать цели занятия. 

    Формулируют цели урока

    4 мин

    Выявление места затруднения

    Учитель: Чем интересен случай со словом «на лавочку» из предложения №3 с точки зрения синтаксиса? Выпишите словосочетание с этой словоформой.

    Запись на доске:

    Уселась (на что?) на лавочку (дополнение); уселась (куда?) на лавочку (обстоятельство места)

    Учитель: Что о подобных случаях говорят авторы нашего учебника? Прочитайте теоретические сведения на странице 92.

    Ответы: совмещает два члена предложения (косвенное дополнение и обстоятельство места). 

    Выявляют место затруднения. Анализируя пример, знакомясь с материалами учебника, приходят к новому знанию о совмещении синтаксических ролей.

    5 мин

    Первичное закрепление

    Запишите  в тетради и разберите  пример, определите какая словоформа совмещает в себе роли разных членов предложения?

    Редкая птица долетит до середины Днепра.

    (косвенное дополнение и обстоятельство места).

    Кто знает, из какого произведения взято это предложение?

    Ответы: Гоголь Н.В. «Страшная месть»

    Тренируют умение находить примеры словоформ, совмещающих разные синтаксические роли.

    Задавание ДЗ

    Умение определять подобные случаи совмещения членов предложения вы сможете отработать при выполнении ДЗ:  Упр 157. Умение определять виды обстоятельства продолжите совершенствовать в упр 154.

    Запись ДЗ: упр 157, 154

    2 мин

    Рефлексия содержания

    Используя материалы таблицы, расскажите, что новое теперь вы знаете о таком члене предложения как обстоятельство.

    От каких членов предложения вы задавали вопросы к обстоятельству?

    Какой способ выражения обстоятельства для вас оказался непривычным?

    Обращаю ваше внимание на то, что данная таблица будет вам хорошим помощником в 9 классе при изучении темы «Виды придаточных предложений».

    Используя материалы таблицы, рефлексируют по содержанию нового / прежнего знания.

    3 мин

    Самостоятельная работа с самопроверкой

    (СЛАЙД 20)

    Учитель: Определите, какая лексическая единица представлена на слайде?

    Ответ: фразеологизмы.

    (СЛАЙД 21)

    Учитель: Выполните задание в тетрадях.

    Проверка:  (СЛАЙДЫ 22-28)

    Учитель: для проверки правильного определения видов обстоятельства обменяйтесь тетрадями с соседом. Ставьте + на полях, если учащийся определил все верно. Сдайте листы с заданием  на проверку учителю.

    Актуализация знаний по лексике.

    Письменное выполнение задания.

    Взаимопроверка  (сверка правильного подбора фразеологизмов, правильного определения видов обстоятельств).

    7 мин

    Рефлексия личностная

    Лично вам, каждому из вас, удобно ли воспринимать или изучать новую тему при помощи составления таблиц?

    Спасибо за внимание.

    Оценивают продуктивность своего занятия и прием «использование таблиц при изучении новой темы»

    3 мин


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    урок русского языка "Имя существительное как член предложения"

    разные формы работы по теме урока, подготовка к экзаменам...

    Урок русского языка по теме: «Обособленные члены предложения». 8-й класс (учебник М.М.Разумовской).

    Урок - открытие в  изучении данной темы. Главная задача его – вызвать интерес, желание самостоятельно, творчески подойти к освоению новой ступеньки на пути к знаниям. Тематическое содержани...

    Презентация к уроку русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" 5 класс

    Тестовая презентация поможет изучить новый материал по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе, повторитьего, провести контроль знаний учащихся....

    Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения"(8 класс)

    Урок -практику по теме: «Однородные члены предложения»Цели:1. Закрепить сведения об однородных членах предложения.     Отработать умение расставлять знаки препинания в предложениях с од...

    Урок по русскому языку на тему: "Обособленные члены предложения", 8 класс

    Конспект урока русского языка в 8 классе по теме «Обособленные члены предложения (определения, приложения, обстоятельства)»...

    Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Обособленные члены предложения». 8 класс.

    Самостоятельная работа по русскому языку по теме «Обособленные члены предложения». 8 класс....