Урок русского языка. Тема: "Обстоятельство как член предложения". 8 класс
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Жаркова Иоланта Юрьевна

Урок русского языка. Тема: «Обстоятельство как член предложения», 8 класс.  Урок «открытия нового знания» с использованием приема "работа с таблицами" и презентацией. 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка, 8 класс

Тема: «Обстоятельство как член предложения»

Урок «открытия нового знания»

Этапы урока

Содержание

Деятельность учащихся

Время

Оргмомент

Проверка готовности учащихся. Приветствие.

У всех ли в классе хорошее самочувствие? Все ли подготовились к уроку? Все ли присутствуют?

Запись на правой стороне доски:

На парте: ручка, учебник, лист с заданием

Подготовка к уроку. Приветствие.

Запись в тетрадях: дата, классная работа.

2 мин

Актуализация знаний и мотивация

Работа над предложением:

С удовольствием я прочитал занимательную книгу о животных.

Учитель: Выполните синтаксический разбор. Определите виды определения и дополнения.

Ответы учащихся.

Учитель: Обращаю ваше внимание на сложность случая с определением члена предложения «о животных» (несогласованное определение или косвенное дополнение). Это нам сегодня еще пригодится.

Синтаксический анализ предложения. Встречаются с затруднением.

4 мин

Определение темы урока

Учитель: Определите тему урока: с каким членом предложения вы знакомы, но детально еще не изучали?

Ответы учащихся. Запись темы на доске.

Учитель: Действительно, сегодня на занятии речь пойдет об обстоятельстве (СЛАЙД 1). Предлагаю,  работая с текстом, заполнить приведенную ниже таблицу, которая предназначена для систематизации знаний по нашей теме.

Запись темы урока в тетради

1 мин

Работа с текстом

Учитель: Вы не первый раз работаете с текстом. Как вы думаете, какие задания, работая с текстом, необходимо выполнить?  

Ответы:

Прочитать, указать тип речи, озаглавить, стиль. Устно объяснить правописание орфограмм и пунктуацию.

Если учащиеся затрудняются в своих ответах, учитель помогает сформулировать необходимые задания. (СЛАЙД 2)

Устное выполнение заданий.

Учитель: Работая с таблицей,  заполните ее  примерами из текста. Давайте составим алгоритм вашей работы, что вы будете делать?

(СЛАЙД 3)

Обращаю ваше внимание на то, что в тексте есть 12 обстоятельств, а в таблице всего 9 строк. Сделайте вывод, почему?  

Проверка заполнения:

Учитель: (СЛАЙД 4) Все ли примеры обстоятельств вы нашли? Сверьтесь с подчеркнутыми на слайде примерами. Будем дополнять ваши таблицы.

(СЛАЙДЫ  5-13) Заполнение  таблицы.

Составляют алгоритм работы с текстом:

- чтение;

- определение типа речи, стиля текста;

- заглавие придумывают.

Устно комментируют орфограммы, пунктограммы.

Составляют алгоритм работы над таблицей:

- синтаксический анализ (нахождение ГО);

- задать вопрос к обстоятельству от сказуемого и других членов предложения.

- выписать пример обстоятельства.

- сформулировать вопрос.

- определить смысловое значение обстоятельства.

- определить способ выражения обстоятельства.

Сталкиваются с трудностью: количество заявленных обстоятельств больше, чем строк в таблице. Анализируя примеры, группируют по общему смысловому значению некоторые из них.

Самопроверка.

3 мин

7 мин

5 мин

Целеполагание

Перед вами таблица, систематизирующая знания по теме урока. Давайте сформулируем цели нашего занятия. (СЛАЙДЫ 14-19)

Узнать:

  • какие виды обстоятельств есть в русском языке.

Научиться:

  • находить примеры обстоятельств в предложении;
  • научиться правильно задавать вопрос к обстоятельству от сказуемого и других ЧП;
  • определять смысловое значение или вид обстоятельства;
  • определять способ выражения обстоятельства;
  • находить второстепенные ЧП, в которых совмещаются несколько значений, и определять эти значения.

Если учащиеся затрудняются в своих ответах, учитель помогает сформулировать цели занятия. 

Формулируют цели урока

4 мин

Выявление места затруднения

Учитель: Чем интересен случай со словом «на лавочку» из предложения №3 с точки зрения синтаксиса? Выпишите словосочетание с этой словоформой.

Запись на доске:

Уселась (на что?) на лавочку (дополнение); уселась (куда?) на лавочку (обстоятельство места)

Учитель: Что о подобных случаях говорят авторы нашего учебника? Прочитайте теоретические сведения на странице 92.

Ответы: совмещает два члена предложения (косвенное дополнение и обстоятельство места). 

Выявляют место затруднения. Анализируя пример, знакомясь с материалами учебника, приходят к новому знанию о совмещении синтаксических ролей.

5 мин

Первичное закрепление

Запишите  в тетради и разберите  пример, определите какая словоформа совмещает в себе роли разных членов предложения?

Редкая птица долетит до середины Днепра.

(косвенное дополнение и обстоятельство места).

Кто знает, из какого произведения взято это предложение?

Ответы: Гоголь Н.В. «Страшная месть»

Тренируют умение находить примеры словоформ, совмещающих разные синтаксические роли.

Задавание ДЗ

Умение определять подобные случаи совмещения членов предложения вы сможете отработать при выполнении ДЗ:  Упр 157. Умение определять виды обстоятельства продолжите совершенствовать в упр 154.

Запись ДЗ: упр 157, 154

2 мин

Рефлексия содержания

Используя материалы таблицы, расскажите, что новое теперь вы знаете о таком члене предложения как обстоятельство.

От каких членов предложения вы задавали вопросы к обстоятельству?

Какой способ выражения обстоятельства для вас оказался непривычным?

Обращаю ваше внимание на то, что данная таблица будет вам хорошим помощником в 9 классе при изучении темы «Виды придаточных предложений».

Используя материалы таблицы, рефлексируют по содержанию нового / прежнего знания.

3 мин

Самостоятельная работа с самопроверкой

(СЛАЙД 20)

Учитель: Определите, какая лексическая единица представлена на слайде?

Ответ: фразеологизмы.

(СЛАЙД 21)

Учитель: Выполните задание в тетрадях.

Проверка:  (СЛАЙДЫ 22-28)

Учитель: для проверки правильного определения видов обстоятельства обменяйтесь тетрадями с соседом. Ставьте + на полях, если учащийся определил все верно. Сдайте листы с заданием  на проверку учителю.

Актуализация знаний по лексике.

Письменное выполнение задания.

Взаимопроверка  (сверка правильного подбора фразеологизмов, правильного определения видов обстоятельств).

7 мин

Рефлексия личностная

Лично вам, каждому из вас, удобно ли воспринимать или изучать новую тему при помощи составления таблиц?

Спасибо за внимание.

Оценивают продуктивность своего занятия и прием «использование таблиц при изучении новой темы»

3 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Однородные члены предложения" для 8 класса.

Интегрированный урок русского языка и литературы. Данный урок целесообразно проводить после изучения темы «Однородные члены предложения», урок обобщения и закрепления материала, индивидуальная и...

Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.

Урок   "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая  цель - закрепление  умения опознавать  уточняющие члены предлож...

Урок русского языка по теме: «Обособленные члены предложения». 8-й класс (учебник М.М.Разумовской).

Урок - открытие в  изучении данной темы. Главная задача его – вызвать интерес, желание самостоятельно, творчески подойти к освоению новой ступеньки на пути к знаниям. Тематическое содержани...

Презентация к уроку русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" 5 класс

Тестовая презентация поможет изучить новый материал по теме "Главные и второстепенные члены предложения" в 5 классе, повторитьего, провести контроль знаний учащихся....

Конспект урока русского языка "Главные и второстепенные члены предложения" (5 класс)

Цели урока:Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельнос...

Урок русского языка. Тема: "Обстоятельство как член предложения". 8 класс. Лист с заданием для учащихся

Лист с заданием для учащихся к уроку на тему "Обстоятельство как член предложения". 8 класс...

Урок русского языка. Тема: "Обстоятельство как член предложения". 8 класс. Презентация к уроку

Презентация к уроку "Обстоятельство как член предложения". 8 класс...