Статья "Использование технологии критического мышления в условиях современного урока русского языка."
статья по русскому языку на тему

Пиворова Юлия Зеноновна

Статья адресована учителям русского языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии критического мышления в условиях современного урока русского языка.


Если мир меняется, то и образование должно меняться вместе с ним. Многие педагоги осознают этот факт и стараются перестроить свою деятельность в соответствии с теми возможностями, которые дают новые технологии. В последнее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении активных и интерактивных приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это значит, что у современного ученика должны быть сформированы универсальные учебные действия, обеспечивающие способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Признанным подходом в обучении выступает системно-деятельностный , то есть учение, направленное на решение задач проектной формы организации обучения, в котором важным является
а). применение активных форм познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и др..;
б).создание условий для развития рефлексии — способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание и т.п.
Успешно решать задачи современного урока, на мой взгляд, помогает технология критического мышления.
Модель этой технологии включает следующие этапы: вызов- осмысление-размышление ( рефлексия).

                                           Технологические этапы:
                         I                                          II                                             III
                    Вызов             Осмысление содержания                     Рефлексия

Данная модель помогает формировать интеллектуальные умения и усиливать рефлексивные механизмы.
Первый этап – «Стадия вызова» помогает актуализировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по проблеме, вызвать интерес к изучаемой теме , побудить ученика к активной работе.
На данной стадии использую методические приѐмы: корзина идей, рассказ-предположение по ключевым словам, кластеры, перепутанные логические цепочки, верные и неверные утверждения.
Второй этап – «стадия осмысления содержания» - позволяет получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями. На данной стадии идѐт активная самостоятельная работа учащихся.
Здесь уместно использовать такие приѐмы, как чтение текста методом ИНСЕРТ( самоактивизирующаяся системная разметка для эффективного чтения и размышления), чтение с остановками, таблица вопросов, взаимоопрос.
Приѐмы, использованные на стадиях вызова и осмысления, логически переходят в этап «Рефлексия». Эта стадия позволяет осмыслить всю полученную информацию,
присвоить новое знание, сформировать у каждого ученика собственное отношение к изучаемому материалу. Парная мозговая атака, коллективная мозговая атака ,возвращение к ключевым терминам, кластерам, создание синквейна, эссе, сочинения-миниатюры – всѐ это даѐт возможность учащимся самореализоваться в рамках изученной темы.

Приёмы и методы, которые я часто использую на уроках русского языка и литературы:
Синквейн
– это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний.
Правила написания синквейна :
1.Одно ключевое слово – существительное
2. Два определения, характеризующих данное слово (прилагательные, причастия)
3. Три глагола, показывающие действие
4. Четыре слова – предложение, в котором содержится идея
5. Одно слово – метафора, слово – ассоциация.
Обычно рекомендуется использовать синквейн на стадии рефлексии. Этот прием можно использовать и на стадии Вызова, например, на уроке развития речи ( сочинение по картине, сочинение-описание). Учащиеся 5-6 классов с удовольствием сочиняют синквейны.
На стадии Осмысления также используется прием чтение с остановками, когда учащиеся вырабатывают умение формулировать вопросы к тексту.
Инсерт
I. Предлагается система маркировки текста, чтобы подразделить заключенную в ней информацию следующим образом:
V «галочкой» помечается то, что учащиеся уже знают;
- знаком «минус» помечается то, что противоречит их знаниям;
+ знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным, неожиданным;
? «вопросительный знак» ставится, если какие – то вопросы непонятны, возникло желание узнать больше.
II. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные фрагменты и предложения.
III . Учащимся предлагается систематизировать информацию, заполнив в соответствии со своими пометками таблицу:
IV. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы.
Мозговая атака
I. Учащимся предлагается подумать и записать все, что они знают или думают, что знают, по данной теме;
II. Обмен информацией.
Рекомендации к эффективному использованию:
1. Жесткий лимит времени на 1-м этапе : 5-7 минут;
2. При обсуждении идеи не критикуются, разногласия фиксируются;
3. Оперативная запись высказанных предложений.
Возможна индивидуальная, парная и групповая формы работы.
Кластер
Кластер- один из ведущих приемов данной технологии.
Порядок работы :
1. Посередине чистого листа (или на доске) написать ключевое слово или предложение, которое является главной идеей.
2. Вокруг «набросать» слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы.
3. По мере записи, появившиеся слова соединяются прямыми линиями с ключевым понятием. Рядом с этими словами появляются слова второго уровня, соединенные стрелками, таким образом, устанавливаются новые логические связи.
Создание кластера помогает развивать логическое мышление, отбирать главное, выстраивать ответы по данной схеме. Учащиеся с удовольствием выполняют эту работу, а после защиты у некоторых появляется желание переделать, дополнить свою схему.
Технология критического мышления – это способ обучения, при котором обучающийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует и контролирует свою деятельность.
Применение технологии развития критического мышления дает возможность учите-лю оценить когнитивные способности учащихся, провести рефлексию их деятельности и ценностно-смыслового усвоения содержания, а также собственной деятельности на уроке. Это позволяет учителю двигаться дальше как в планировании и ведении урока, так и в плане профессионального развития.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Приёмы и методы для развития критического мышления у учащихся на уроках английского языка"

Данная презентация содержит описание различных приёмов и методов , способствующих развитию критического мышления у школьников при обучении английскому языку:"Ромашка Блюма”,“Толстые” и “тонкие” вопрос...

Задания для развития критического мышления у учащихся на уроках русского языка

Этот документ я нашла на одном из учительских сайтов и активно пользовалась им на уроках русского языка. Данные задания разного уровня учат детей понимать прочитанное, выделять главное, производить ко...

Опыт использования приёмов технологии развития критического мышления на этапах современного урока в соответсвтии с требованиями ФГОС

Зачем использовать технологию критического мышления на современном уроке. Личный опыт использования приёмов технологии критического мышления на различных этапах урока технологии....

Стратегия обучения письму с целью развития критического мышления ( из опыта работы учителя русского языка и литературы)

В данной статье подробно описывается такой прием работы над материалом как конспектирование: рассматривается роль данного способа при усвоении учебного материала, типичные ошибки при составлении консп...

Статья "Современный урок русского языка : технология развития критического мышления "

Учебно-методический материал по русскому языку на тему " Современный урок русского языка: технология критического мышления"...

Технология критического мышления при проектировании современного урока в контексте ФГОС.

Инновационные методы и формы обучения с учетом требованийСтандартов второго поколения :1. ИКТ2. Проблемное обучение3. Технология сотрудничества4. Здоровье сберегающая технология5. Педагогика сотруднич...

Технология критического мышления в условиях реализации ФГОС

Главной задачей, стоящей перед образованием, на современном этапе является раскрытие способностей каждого ребенка, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В ходе...