Урок русского языка в 5 классе. Суффиксы
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Ильичева Анастасия Юрьевна
Тема урока. Суффиксы
Форма урока: урок введения нового знания . 
Цель урока:  ввести понятие суффикса, как значимой части слова.
Задачи: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

Тема урока: Суффиксы.

Тип и форма урока: урок введения нового знания . 

Цель урока:  Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.

Задачи.

Обучающие: познакомить учащихся с новой значимой частью слова – суффиксом, учить находить его в слове.

Развивающие: способствовать овладению навыками работы с учебной информацией, умение самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений, развивать навыки учебного сотрудничества через работу в парах, группах, самоконтроля и самооценки.

Воспитательные: развитие мотивов учебной деятельности, навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем.

УУД:

Личностные УУД: 

- ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

- самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель урока,

- проговаривать последовательность действий на уроке,

- учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Коммуникативные УУД - правильное построение речевых высказываний.

Познавательные УУД:

- общеучебные умения, навыки (слушать, отвечать);

- находить ответы на вопросы, делать выводы в результате совместной работы группы, класса.

Технологии:

проблемный диалог;

здоровьесберегающие;

ИКТ.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, дифференцированная, фронтальная.

Методы обучения: проблемно-поисковые; практические; словесные.

Оборудование:

компьютер; карточки для групповой работы; карточки для самооценки и рефлексии; классная доска с оформлением; учебник для пятого класса


Ход урока

I  Оргмомент 

Вступительное слово учителя (3 мин.)

Начать наш сегодняшний урок я хотела бы со стихотворения С. Острового "Первородство".

К словам привыкаешь день ото дня, 
А они первородного смысла полны... 
И когда я слышу: 
- Извини меня! - 
Это значит: 
- Исключи меня из вины! 
У слова цвет своего огня. 
Свое пространство. Свои рубежи. 
И когда я слышу: 
- Береги меня! 
Это значит: 
- Берегами меня окружи! 
У слова есть корни. И есть родня. 
Оно не подкидыш под сирым кустом. 
И когда я слышу: 
- Защити меня! - 
Это значит: 
- Спрячь меня под своим щитом! 
Вслушайся. Вникни. Не позабудь. 
У слова свой норов. Свое нутро. 
И если ты в эту проникнешь суть - 
Слово тебе сотворит добро.

- Ребята, а что значит проникнуть в суть слова?

- Какие разделы науки о языке изучают слово?

- Что о слове мы узнаем в морфемике?

Сегодня мы продолжаем путешествие по удивительной стране под названием “Морфемика”. Мы побывали в гостях у корня и окончания. Куда же мы отправимся сегодня? Давайте получим разрешение на дальнейшее путешествие по этой стране. А для этого надо потренировать свою орфографическую зоркость.

II. Актуализация знаний.

Включиться в работу нам поможет «мозговая разминка», отвечаем хором, быстро.

  • Общая часть родственных слов называется…(корнем)
  • Сколько букв в алфавите? (33)
  • Часть слова, которая служит для связи слов в предложении, называется…(окончанием)
  • Как называется первый месяц зимы…(декабрь)
  • Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов…(приставка)
  • Какой сегодня день недели? (пятница)
  • Назовите слово, противоположное слову враг…(друг)
  • Сколько звуков в слове «яма»? (4)
  • Какой частью речи является слово «быстро»?
  • Назовите антоним к этому слову

       2. Развитие орфографической зоркости (3 мин.)

Задание: исправить слова, указать в каких морфемах допущены ошибки, устно объяснить их написание.

.Сонце садилось, и косыми лучями освещало вирхушку высокой бирёзы.

Запишите предложение, исправив ошибки. Синтаксический разбор предложения.

III. Формулирование темы и учебных целей урока

а) Наблюдение над ролью суффиксов.

- Вспомните, как называют ребяток-зверяток у животных.

Ёж (ежонок, ежата),

волк (волчонок, волчата),

медведь (медвежонок, медвежата)

-Как называются эти слова? (однокоренные)

- Назовите корень в словах.

- Чем различаются эти слова? (частью слова, стоящей после корня)

- Может кто-то знает, как называется эта часть?

б) Формулирование учащимися темы урока

-Кто попробует сформулировать тему урока?

-Часть слова – суффикс.

За корнем суффиксу

Нашлось местечко,

Обозначаю уголком

Называю … (суффиксом)

в) Целеполагание.

- Какие цели поставим перед собой на уроке?

- Какие задания хотели бы вы выполнить?

IV. Изучение новых знаний, необходимых для формирования умений.

1. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов.

- Суффиксов в русском языке огромное количество.

-Давайте познакомимся с некоторыми из них ( на слайде )

-Перед вами два слова: цвет и лес. Подберем однокоренные слова.

-Запишите в два столбика. Выделите корень. (слайд)

-А теперь выделите суффикс в этих словах.

-Объясните лексическое значение новых слов.

Цвет- цветник, цветок, цветные,

Лес- лесник, лесок, лесные,

-Что можем сказать о суффиксе? (образует новые слова, стоит после корня)

- Так что же такое суффикс?

- (Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, стоит после корня)

2. Чтение правила. Учебник с.50

Проверим себя (слайд)

- Сверимся с учебником.

- Совпали ли наши выводы с выводами учебника?

- Давайте оценим свою работу в оценочных листах. (оценивание )

О чем мы не сказали? (значимая часть)

-Как понимаете? (несет значение)

3. Формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях по аналогии.

Работа по выделению суффиксов и выяснению их значений. Работа в парах (оценивают работу друг друга в оценочных листах).

V. Физминутка.

Ребята, давайте отдохнем. Встаньте, слушайте внимательно. Если я назову слово без суффикса, то вы должны сесть. Если же в слове есть суффикс, вы должны встать и руками сделать над головой крышу. Готовы?

Дом, снежок, ветер, сильный, столик, класс, язык, водяной, лесник, снег, бабушка, трава, баянист, друг, тихо

VI. Работа в группах по изучению значений суффиксов с последующим отчетом о работе. (оценочные листы - оценивают работу каждого в группе, устно дают оценку работе всей группы)

Задания группе 1.

1) -Представьте себе, что у вас есть двусторонняя лупа и теперь вы с одной стороны видите: не дом, а домище; не хвост, а …; не нос, а …; не лес, а …; не мост, а … . Запишите новые слова.

- Выделите суффиксы. Какое значение они имеют?( увеличительное)

- А с другой стороны….(10)

2) Образуйте новые слова при помощи суффиксов: -оньк, -к, -ушк, -ек, -ок, -юшк. Запишите их. Выделите суффиксы.

Трава, береза, ухо, тополь, мед, хозяйка.(диктует учит.)

- Какое значение придали словам суффиксы?

( уменьшительно - ласкательное).

Задания группе 2 .

1) –Образуйте от данных слов при помощи суффиксов -н, -ист, -лив, -ск слова по образцу : север -северный …

запад, ветвь, дождь, , октябрь(слайд 11)

К какой части речи относятся полученные слова? Сделайте вывод.

(эти суффиксы образуют имена прилагательные, обозначают признаки, принадлежность)

2)- Найдите в словах храбрость , мудрость, хитрость, ловкость суффикс.(словарн. диктант)

- Каково значение суффикса -ость? (слова с этим суффиксом называют черты характера человека)

-С какими суффиксами вы работали? Прикрепите их на дерево.

Задания группе 3.

1)Допиши слова по образцу: водить - водитель, учить - …, скрипка -…, электричество -…, шахта -…, футбол -…, трактор - … .

- Найдите суффиксы. Какое значение они придали словам?

( получились слова, обозначающие профессии)

2) Сам. работа упр. 107 «Как их зовут?»

Подведение итогов работы групп

-Какие значения могут иметь суффиксы?

VII. Рефлексия учебной деятельности.

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…

VIII. Творческое домашнее задание.

Написать рассказ на тему “ Зима”, используя суффиксы –ик, -ник.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 5 класс Суффикс – значимая часть слова

Слайд 2

« Не стыдно не знать, стыдно не учиться»

Слайд 3

Синтаксическая пятиминутка Сонце садилось, и косыми лучями освещало вирхушку высокой бирёзы .

Слайд 4

На какие две группы можно разделить слова? Лес, лесник, леса, лесу, лесной, лесистый, лесом, о лесе

Слайд 5

Закончите фразу Суффикс - … часть слова, которая находится ... … и служит … … .

Слайд 6

Уменьшительно – ласкательное и увеличительное значения Исходные слова Суффиксы Примеры Гвоздь - ик - Цветок - ек - Снег - ок - Рука - ищ - Дом -ин-

Слайд 7

Профессии, род занятий Исходные слова Суффиксы Примеры Гитара - ист - Учение -ник- Летать -чик- Камень - щик - Водить - тель - Труба - ач -

Слайд 8

Названия жителей населенных мест Исходные слова Суффиксы Примеры Петербург - ец - Москва - ич - Пермь -як- Одесса - ит - Сочи Ставрополь

Слайд 9

Запомни!

Слайд 10

Найдите лишнее 1. Учитель , целитель , двигатель. 2. Хитрость, гость, злость 3. Мостик, винтик, крик 4. Заботливый, счастливый, правдивый

Слайд 11

Работа с учебником Стр. 19, упр. 411

Слайд 12

Домашнее задание Написать рассказ(5 – 8 предложений) на тему “ Зима”, используя слова с суффиксами – ик , -ник.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Урок русского языка 6 класс "Правописание суффиксов -ЧИК- - -ЩИК-"

Конспект урока русского языка по теме " Суффиксы -чик- - щик-",6 класс...

Урок русского языка 3 класс "Части слова. Суффикс".

Урок русского языка "Части слова. Суффикс и его значение", 3 класс, разработан по УМК "Школа 2100", авторы Р.Н.Бунеев, Е.В. Бунеева....

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Конспект урока русского языка 7 класс " Н и НН в суффиксах страдательных причастий"

Конспект урока русского языка 7 класс "Н и НН в суффиксах причастий", технологическая карта...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...

Урок русского языка 5 класс "Правописание суффиксов -ЧИК, - ЩИК "

Открытый урок русского языка в 5 классе ФГОС по теме  "Правописание суффиксов ЧИК, - ЩИК" по УМК  Т.А.Ладыженской...