ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Чепилке)
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Чепилке)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12.docx | 24.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Чепилке)
Цель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:
- правописание приставок;
- умение определять грамматические основы предложений;
- чередующиеся гласные в корне слова;
- умение определять в предложениях обособленные определения и обстоятельства;
- умение определять вид сложных предложений.
Прочитайте текст и выполните задания 1-10.
(1)Саша и Женя дружат с раннего детства, или, как говорят, с пелёнок. (2)Ведь дружат не только они, но и их папы и мамы. (3)Мальчики вместе ходят в школу в один класс, вместе учат уроки и вместе играют. (4)Они настоящие друзья, и всё у них ладится. (5)Стоит только одному заболеть, другой тут как тут: книжку почитает, историю расскажет, уроки разъяснит, а если одного из них родители накажут, кто как не друг поймёт и утешит? (6)Это большое счастье – иметь настоящих друзей.
(7)Однажды Сашин папа купил ему велосипед, как раз такой, о каком он мечтал, – синий, блестящий, со слегка скрипучим мягким сиденьем и голосистым звонком.
– (8)Женя, тебе нравится мой велосипед? – спросил Саша друга. – (9)Хочешь, дам тебе покататься? (10)Вот, держи. (11)Будем ездить по очереди. (12)Давай, ты первый, а я пока на лавочке посижу.
(13)Женя радостно вскочил на Сашин велосипед, весело нажал на звонок и поехал. (14)Вокруг дома он объехал сразу несколько раз.
(15)И вдруг – бабах!
(16)Как это случилось, трудно понять, но Женя угодил на всей скорости в клумбу. (17)Врезался в посаженное посредине дерево и упал.
(18)С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь, ныло и щипало плечо, опухал нос. (19)Но всё это было бы не так страшно, если бы не то, что там, возле дерева, лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём…
(20)А к клумбе уже спешил встревоженный Саша. (21)Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват. (22)Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и молча пошёл к дому. (23)Такого между друзьями ещё не бывало.
(24)Всю ночь Женя плохо спал, а утром заглянул в комнату отца, ведь только с ним можно поделиться своим горем.
(25)Отец внимательно выслушал своего старшего сына и, конечно же, нашёл выход.
– (26)Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе.
(27)После уроков Женя летел домой как на крыльях. (28)Новый, блестящий, уже собранный папой велосипед стоял в прихожей и был ещё лучше прежнего. (29)Женя поставил на пол портфель, схватил велосипед и покатил его в квартиру Саши. (30)Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
(31)Дверь открыла тётя Клара, Сашина мама. (32)Женя быстро поздоровался, как можно короче всё объяснил, хотя ему показалось, что у тёти Клары было удивлённое лицо и она ничего не поняла.
– (33)А кто разбил велосипед? (34)Ты? (35)Разве не Саша? (36)Странно.
(37)Это всё, что она успела сказать, пока Женя вкатывал в узкий коридор новую Сашину технику и взамен уже забирал разбитый им велосипед. (38)Как всё удачно! (39)Ну, подумать только, какой же у него хороший друг Саша. (40)Не выдал его родителям. (41)Наверно, они поверили, что Саша сам разбил велосипед. (42)Досталось же бедняге, наверное.
(43)Не успел Женя обо всё хорошенько подумать, как в дверь позвонили. (44)У двери стоял Саша. (45)Молчит. (46)И Женя молчит. (47)Сейчас они только смотрят друг на друга. (48)Да и зачем им слова?
(49)И так всё ясно.
(50)Великая вещь – дружба.
(По Е. Чепилке)*
* Чепилка Елена – современная российская писательница, автор многих детских рассказов.
Ответами к заданиям 1–10 являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
1. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Пойдём в магазин и купим Саше новый велосипед, а поломанный забери себе.
2) Жене изо всех сил хотелось убедить друга, что он не виноват.
3) Надо ведь успеть, пока друг не вернулся из школы.
4) Печально подобрал Саша с земли разбитый велосипед и молча пошёл к дому.
2. Из предложений 10-12 выпишите слово, правописание приставки которого зависит от звонкости/глухости следующего согласного. _________________________________
3. Из предложений 27-29 выпишите слово(а), правописание приставки(ок) которого(ых) зависит от её значения. _____________________________________
4. Из предложений 24-26 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом «в суффиксах полных страдательных причастий пишется НН» _________________________________________
5. Из предложений 27-29 выпишите слово с чередующимся гласным в корне. _______________________________________________________
6. Замените словосочетание «квартиру Саши» в предложении 29, построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.
_______________________________________
7. Укажите количество грамматических основ в предложении 37. Ответ запишите цифрой. ________
8. Из предложения 13 выпишите грамматическую основу.
____________________________________________________________________
9. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую(ые) при вводной конструкции.
(1)Саша и Женя дружат с раннего детства,1 или,2 как говорят,3 с пелёнок. (2)Ведь дружат не только они,4 но и их папы и мамы. (3)Мальчики вместе ходят в школу в один класс,5 вместе учат уроки и вместе играют. (4)Они настоящие друзья,6 и всё у них ладится.
10. Замените разговорное слово «вскочил» в предложении 13 стилистически нейтральным синонимом. ___________________________________________
11. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.
(18)С разбитых коленок тонкими струйками стекала кровь,1 ныло и щипало плечо,2 опухал нос. (19)Но всё это было бы не так страшно,3 если бы не то,4 что там,5 возле дерева,6 лежал Сашин новый велосипед с восьмёркой на переднем колесе и уродливо изогнутым рулём…
12. Среди предложений 3–6 найдите сложное предложение с бессоюзной, союзной подчинительной и сочинительной связью между частями. Напишите номер этого предложения.
13. Среди предложений 18–21 найдите сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
Ключ к заданиям
№ | ответ |
1 | 2 |
2 | Расскажет |
3 | Прихожей |
4 | Поломанный |
5 | Блестящий |
6 | Сашину квартиру |
7 | 3 |
8 | Вскочил, нажал и поехал |
9 | 23 |
10 | Сел |
11 | 34 |
12 | 5 |
13 | 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Промежуточная контрольная работа по русскому языку для обучающихся 9-го класса
Цель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:· правописание приставок;·...
Промежуточная контрольная работа по русскому языку для обучающихся 6-го класса "Правописание приставок"
Цель промежуточной контрольной работы: осуществить контроль овладения ЗУН по следующим разделам учебной дисциплины:· правописание приставок ПРЕ и ПРИ;·...
Контрольная работа по русскому языку для обучающихся 9- х классов по теме "Словообразование"
Итогом изучения и закрепления любой темы является контрольная работа. В данном материале представлены задания, построенные на четком разграничении понятий "морфемный разб...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-ГО КЛАССА (по Ю. Яковлеву)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8-ГО КЛАССА (по Ю. Яковлеву)...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Э. Шиму)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Э. Шиму)...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Улицкой)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Е. Улицкой)...
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Г. Паустовскому)
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9-ГО КЛАССА (по Г. Паустовскому)...