Рабочая программа по внеурочной деятельности «Свойства хорошей речи» 6 класс, ФГОС
рабочая программа по русскому языку (6 класс) на тему
Нет ничего могущественнее слова. Научить школьников правильно использовать этот замечательный дар, данный им во владение, привить интерес к познавательной деятельности, развить любознательность и стремление к речевому самосовершенствованию – важная и необходимая задача, стоящая перед учителем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.77 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Фролово - Горетовская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» На заседании педагогического совета Протокол №________ от «____»__________2017 г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МКОУ «Фролово – Горетовская ОШ» ______________ Рябко Л.Ф «____» _______________2017 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Фролово – Горетовская ОШ» _______Горельченкова Л.В Приказ №___________ от «_____»_____2017 г. |
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
«Свойства хорошей речи»
6 класс, ФГОС
Макеева Людмила Викторовна,
учитель русского языка и литературы
1 квалификационной категории
2017 - 2018
Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку “Свойства хорошей речи” разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования, с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, в соответствии с целями и задачами образовательной программы ФГОС ООО МКОУ «Фролово-Горетовская основная общеобразовательная школа», примерной программы по внеурочной деятельности.
Нет ничего могущественнее слова. Научить школьников правильно использовать этот замечательный дар, данный им во владение, привить интерес к познавательной деятельности, развить любознательность и стремление к речевому самосовершенствованию – важная и необходимая задача, стоящая перед учителем. Задача не новая, но теперь она выходит далеко за рамки учебной, так как с введением образовательных стандартов нового поколения изменились требования к самим учащимся. Сегодня выпускник, оканчивающий учебное заведение, ориентирован на непрерывное образование и самообразование, мотивирован на творчество, социальную активность. И ему необходимо свободно владеть устной и письменной речью, чтобы организовать всю свою жизнь, чтобы через общение, грамотное письмо он мог сказать именно то, что хотел донести до другого часть своего “я”.
Обоснование актуальности и новизны программы
Актуальность выбора программы внеурочной деятельности “Свойства хорошей речи” диктуется потребностями практики, поскольку даёт возможность закреплять знания и навыки, полученные обучающими на уроках, и одновременно вовлекать учащихся в системную исследовательскую, проектную деятельность, ориентированную на творческую самореализацию и социализацию. И новизна программы касается практики, ведь интересно наблюдать, какие изменения происходят в учащихся в ходе творческой деятельности, как меняется их поведение, способности, что неожиданно открывается в них и что они сами в себе открывают.
Программа позволяет школьникам увидеть разнообразный, увлекательный, неисчерпаемый мир слова, что важно для формирования истинных познавательных интересов, является опорой при подготовке к олимпиадам по русскому языку и литературе. Помогает успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, развивать и самостоятельность, и творческие инициативы.
Общая характеристика программы
Программа развивает все виды речемыслительной деятельности:
коммуникативные (владение культурой устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения);
интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);
информационные (умение работать с текстом находить и извлекать информацию из различных источников);
организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать её, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Цель и задачи программы
Цель - создание необходимой речевой среды для творческой самореализации и социализации обучающихся.
Задачи:
Обучающие:
- развитие и формирование языковой личности;
- развитие интереса к родному слову, к содержанию внеурочной деятельности;
- формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации;
- создание ситуации достижения успеха в индивидуальной и групповой деятельности;
- расширение знаний, умений, навыков по разделам науки о языке (фонетике, лексике, фразеологии, словообразованию, морфологии, синтаксису);
- развитие творческих способностей школьников по созданию устных и письменных текстов разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресата и ситуации общения;
Воспитывающие:
- воспитание любви и уважения к родному языку;
- формирование умения слушать и понимать текст;
- воспитание потребности в речевом самосовершенствовании.
Развивающие:
- развивать умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой и поисковыми редакторами в интернете;
- развивать представления о прекрасном в языке и речи;
- приобщать учащихся к самостоятельной исследовательской работе.
Программа внеурочной деятельности позволяет реализовать личностно-ориентированный, системно-деятельностный подходы.
Особенности программы
В программе выделяются три смысловых блока:
1) “Путь к слову”;
2) “От слова к тексту”;
3) “От готового текста – к собственному тексту”.
Блок “Путь к слову” подводит учащихся к осмыслению своего словарного запаса и обогащению его новыми словами, способствует повышению языковой культуры, формированию внимательного отношения, уважения и любви к родному слову. В занимательной форме задания знакомят со словом одновременно в пяти аспектах: орфографическом, лексикосемантическом, орфоэпическом, синтаксическом и этимологическом. Слова интересны для детей, в них они находят новый, неизвестный им ранее смысл.
Изучаются слова по тематическим направлениям, например, “Слово о Родине” (“...о космосе”, “...о детстве”, “о мире...”, “...о жизни”, “...о человеке”, “...о памяти”, “...о совести”). Рассматриваются они в структуре словосочетаний, предложений, небольших текстов.
Подбор синонимов, антонимов, выбор для выражения своей мысли более точных слов, соответствующих стилю высказывания, творческие задания – и это работа со словом. Через слово, мастерство владения словом школьники открывают для себя всё прекрасное, что даёт нам жизнь.
Блок “От слова к тексту” даёт представление о тексте, о таких нетрадиционных жанрах школьных сочинений, как письмо, отзыв, эссе, аннотация, рецензия. Обучающиеся вникают и в содержание, и в смысл, и в логику высказывания, ищут связи, то есть осознают всё то, чем утверждается единство текста. Несомненно, в процессе работы с текстом формируется коммуникативная компетенция учащихся, развивается дар слова. На этом этапе ведётся работа с текстами, способствующими духовно-нравственному развитию учащихся, соответствующими возрастным особенностям школьников, вместе с тем содержащими что-то новое в интеллектуальном и эмоциональном плане и при возможности актуальными на момент использования. Это могут быть тексты об известных людях, науке, слове, словарях. Работа над текстом начинается не с его разбора, а с анализа восприятия ребят. Они говорят о себе: о своих чувствах, переживаниях, ощущениях; они пытаются понять, почему чувствуют и думают так, а не иначе. Без выражения собственного состояния, настроения невозможно научить детей по-настоящему чувствовать слово и хорошо владеть им. Ведь для каждого человека самое интересное, в конечном счёте, - это он сам. Текст для разбора должен быть связан с пережитым интересом и живым впечатлением. Текст позволяет развивать как речь учащихся, так и их логическое мышление, самостоятельность, учит думать, стремиться к творчеству. Творчество – норма детского развития.
Следующий блок программы “От готового текста – к собственному тексту” способствует повышению творческого потенциала школьников, обогащению их активного словарного запаса. Учит логически связно излагать мысли и письменно их выражать, что является большой проблемой для учащихся. Им предлагается создавать тексты, выявляющие собственную жизненную позицию, определённые отношения, например, к каким-либо явлениям действительности или качествам человека. В творческих работах отражается внутренний мир школьника, по ним можно проследить развитие ученика, формирование его мировоззрения, отношения к жизни.
Результат всей проводимой работы – коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся “Мастерская слова”.
Программа внеурочной деятельности позволяет выявить индивидуальные особенности каждого школьника, проводить работу с максимальной заинтересованностью обучающихся, добиваться у каждого ученика творческого удовлетворения и стремления к дальнейшему саморазвитию.
Поиск личностных изменений, личностных динамик - ценность разработанной программы.
Организация деятельности учащихся основывается на дидактических принципах:
- принцип психологической комфортности;
- принцип непрерывности образования и воспитания личностных качеств учащегося;
- принцип вариативности;
- принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы;
- принцип связи теории с практикой;
- принцип творчества.
Данный курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому ученику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы организации занятий
- лекции, беседы, тренинги;
- экскурсии в библиотеку;
- игры-конкурсы, викторины, КВН;
- практические занятия с использованием игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, кроссвордов, головоломок, сказок;
- анализ текстов;
- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая.) Интерес учащихся поддерживается удачно подобранными текстами (например, “Притча о талантах), внесением творческого элемента в занятия (объясни поговорку “Зарыл талант в землю”), лингвистическими играми, самостоятельным составлением кроссвордов, головоломок, шарад, ребусов.
Виды деятельности
- поисково-исследовательская;
- игровая;
- познавательная;
- проблемно-ценностное общение.
Основные методы и технологии
- проектное обучение;
- саморазвитие личности;
- развивающее обучение;
- технология обучения в сотрудничестве;
- игровые технологии;
- информационно-коммуникативные технологии.
Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных качеств школьника.
Программа “Свойства хорошей речи” для учащихся 6 классов рассчитана на 1 год (35 часов), реализуется через план внеурочной деятельности. Занятия проходят 1 раз в неделю во второй половине дня.
Требования к планируемым результатам изучения программы
Будущее самоопределение учащегося, его успешная творческая самореализация во многом зависят от стремления к приобретению новых знаний и умений. При этом важны коммуникативные навыки, самоконтроль и самооценивание, развитие творческих способностей. Программа внеурочной деятельности “Развиваем дар слова” направлена на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов обучающихся.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностные результаты
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному слову;
- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремление к совершенствованию собственной речи;
- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
- интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
- интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
- осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и цели урока;
- составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
- перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
- пользоваться словарями, справочниками;
- осуществлять анализ и синтез;
- устанавливать причинно-следственные связи;
- строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
- адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
- высказывать и обосновывать свою точку зрения;
- слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- задавать вопросы.
Предметные результаты:
- представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, средстве межнационального общения, консолидации и единения народов России;
- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования, а также роли русского языка в процессе самообразования;
- формирование навыков создания собственного текста в различных жанрах публицистики и художественной литературы;
- проведение различных видов анализа слова, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным стилям;
- извлечение необходимой информации из словарей, использование её в различных видах деятельности
Учебно-тематический план
№ | Тема | Общее время | Дата по плану | Дата факт |
1. | Вводное занятие. «Слово о нас» | 1ч | ||
| ||||
2. | Слово о слове | 2 | ||
3. | Слово о словарях | 1 | ||
4. | К истокам слова | 1 | ||
5. | Культура слова | 1 | ||
6. | Слово и «слова-родственники». «Чужие» слова | 2 | ||
7 | Слова-омонимы и многозначные слова | 1 | ||
8. | Слово и его синонимы, антонимы, паронимы | 1 | ||
9. | Слово во фразеологических оборотах | 2 | ||
10. | Роль слова в тексте 1)Слово в устном народном творчестве 2)Слово в названиях произведений классической и современной литературы 3)Слово в текстах художественной литературы | 2 | ||
| ||||
11. | Вглубь текста | 2 | ||
12. | Типология текстов | 1 | ||
13. | Стили текста. Основные черты | 2 | ||
14. | Языковые особенности разных стилей речи | 1 | ||
15. | Жанр текста 1)Жанры художественного и публицистического стиля 2)Жанры официально-делового и научного стиля | 1 | ||
| ||||
16. | Модель создания речевого высказывания | 2 | ||
17. | Творческое изложение | 1 | ||
18. | Обучение написанию сочинения-миниатюры | 1 | ||
19. | Сочинение-анализ поэтического текста | 1 | ||
20. | Сочинение-анализ эпизода | 1 | ||
21. | Нетрадиционные жанры сочинений. 1)Письмо 2)Дневниковые записи 3)Отзыв 4)Аннотация 5)Эссе как жанр сочинения. Особенности построения, языка, стиля | 6 | ||
22. | Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…» | 2 | 2 | |
Итого: | 35 часов |
Содержание программы
Вводное занятие. Слово о нас (1ч.)
О задачах курса и планах работы на учебный год.
Практическая часть: проведение диагностики словарного запаса учащихся.
- Путь к слову (13 часов)
Тема 1. Слово о слове (2ч.)
Что есть слово? («Солнце языковой системы»). Уточнение понятия о лексическом значении слов. Обогащение словарного запаса учащихся. Писатели, поэты и учёные о богатстве и выразительности русского слова.
Практическая часть: тренинг «Слово – это…» (продолжи предложение), конкурс чтецов. Индивидуальный проект «Путешествие в мир слова».
Тема 2. Слово о словарях(1ч.)
Виды словарей. Работа с лингвистическими словарями русского языка. Роль энциклопедических и лингвистических словарей. Орфографический словарь – наш помощник.
Практическая часть: экскурсия в школьную библиотеку «Знакомство со словарями». Орфографические задачи, тесты, кроссворды, ребусы. Нахождение слова в разных словарях.
Тема 3. К истокам слова (1ч.)
Рассказ о науке этимологии. Строение словарной статьи этимологического словаря. Работа с различными этимологическими и историческими словарями.
Практическая часть: лингвистическая игра «Происхождение слов».
Тема 4. Культура слова (1ч.)
Знакомство с современными нормами русского литературного произношения. Орфоэпический словарь, его основные свойства и функции.
Практическая часть: викторина «Давайте говорить правильно» (по выявлению уровня орфоэпической культуры учащихся).
Тема 5. Слово…и «слова-родственники». «Чужие слова» (2ч.)
Однокоренные слова. Формы одного и того же слова. Способы образования родственных слов. Омонимичные корни.
Знакомство с особенностями строения словарной статьи словаря иностранных слов. Введение понятия «устойчивые обороты». Исследовательская работа со словарем иностранных слов и определением значения этих слов.
Практическая часть: групповой проект «Секреты родственных слов» (работа со словами, например, родник, родина, родня. Что общего?) Индивидуальный проект «Определи значение иностранных слов». Игра «Третий лишний».
Тема 6. Слова-омонимы и многозначные слова (1ч.)
Рассказ о свойстве «многозначность слова», о строении словарной статьи толкового словаря. Выделение отличительных признаков многозначности и омонимии. Работа с толковыми словарями.
Практическая часть: индивидуальный проект «Слова-близнецы». Игра «Прямое и переносное значение слов».
Тема 7. Слово и его синонимы, антонимы, паронимы (1ч.)
Изучение особенностей синонимического ряда слов. Работа со словами-синонимами и правильным употреблением их в речи. Работа со «Словарем антонимов русского языка». Знакомство с понятием «паронимы». Виды паронимов и способы их образования. Беседа о правильном употреблении паронимов в устной и письменной речи.
Практическая часть: игра «На карнавале слов». Групповой проект «Слова-друзья»
Тема 8. Слово во фразеологических оборотах (2ч.)
Изучение особенностей фразеологических сочетаний. Беседа о правильном употреблении фразеологизмов в речи. Понятия «крылатые выражения», «афоризмы».
Практическая часть: фразеологический КВН.
Тема 9. Роль слова в тексте (2ч.)
Понимание роли слова в устном народном творчестве (пословицах и поговорках, загадках, скороговорках, притчах, легендах, приметах, в русских народных песнях, сказках). Знакомство со сказителями сказок. Слово в названиях произведений классической и современной литературы (поэзия, проза). Слово в текстах художественной литературы. Понятия: живая народная речь, литературный язык, анализ литературных образцов.
Практическая часть: нахождение строк народной речи в произведениях А.С. Пушкина, Н.В.Гоголя. Конкурс на сказывание сказок. Индивидуальный проект «Русские сказочники».
- От слова к тексту (7ч.)
Тема 10. Вглубь текста (2ч.)
Тема, основная мысль, авторская позиция. Смысловые части текста, микротема, абзац. План текста: простой, сложный, тезисный. Способы связи предложений в тексте. Средства связи предложений в тексте. Лексические средства связи (контекстуальные синонимы). Морфологические средства создания выразительности текста (существительные, прилагательные). Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.
Практическая часть: определение темы, идеи, смысла заглавия, с помощью учителя - смысла целого или крупных частей прочитанного произведения. Определение микротем, установление последовательности событий, описываемых явлений в тексте, понимание смыслового содержания при объединении самостоятельно прочитанных частей произведения, выбор из текста произведения наиболее интересных и значимых отрывков для последующего анализа и объяснения. Коллективное и парное составление плана произведения. Ответы на вопросы обобщающего характера. Подбор иллюстраций к отдельным частям произведения. Игра «Пазлы».
Тема 11. Типология текстов (1ч.)
Типы речи.
Определение типа текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.
Практическая часть: типологический анализ предложенных текстов, «сжимание» текста, редактирование текста с целью предупреждения логико-композиционных ошибок в сочинении.
Тема 12. Стили текста. Основные черты(2ч.)
Стилистика как наука, позволяющая выразить мысль по-разному, различными языковыми средствами. Определение стилей (разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный) и их особенности. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, творческие задания, развивающие оригинальность мышления.
Тема 13. Языковые особенности разных стилей речи (1ч.)
Характеристика каждого функционального стиля: а) сфера применения; б) основные функции; в) ведущие стилевые черты; г) языковые особенности; д) специфические формы (жанры).
Практическая часть: определение стилевой принадлежности текстов, «перевод» русских народных сказок («Курочка Ряба», «Колобок», «Репка») в различные стилевые пласты.
Тема 14. Жанр текста (1ч.)
Жанры: 1) художественного стиля - рассказ, повесть, роман, стих, сонет, драма, сказка, трагедия, комедия, гимн, ода и др.; 2) публицистического стиля - статья, репортаж, очерк; 3) научного стиля - статья, лекция, монография, учебник; 4) официально-делового - приказ, заявление, служебная записка.
Практическая часть: творческие задания
- От готового текста – к собственному тексту (12ч.)
Тема 15. Модель создания речевого высказывания(2ч.)
Постижение основ риторики, умение отбирать материал, выделяя главное, опуская детали, избирая наиболее желательную форму языкового выражения. Знакомство с мастерами ораторского искусства, составление плана выступления.
Практическая часть: создание текста-послания для конкурса юных ораторов о том, что волнует, особенно интересует. Конкурс юных ораторов
Тема 16.Творческое изложение (1ч.)
Сжатое изложение текстов публицистического характера.
Практическая часть: изложения с заданием ввести в текст описание местности, дать оценку поступков героев, высказать свое мнение о герое.
Тема 17. Обучение написанию сочинения-миниатюры (1ч.)
Сбор материала к сочинению, его систематизация
Практическая часть: написание сочинения – миниатюры
на предложенные темы (например, «Моё отношение к слову», или «Моя дорога в школу», или «В гостях у Ивана Грозного).
Тема 18.Сочинение-анализ поэтического текста (1ч.)
Практическая часть: комплексный анализ поэтического текста. Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева, А.А. Фета (по выбору).
Тема 19. Сочинение-анализ эпизода (1ч.)
Комплексный анализ прозаического текста.
Практическая часть: анализ рассказа (по выбору).
Тема 20. Нетрадиционные жанры сочинений(6ч.)
Письмо. Обобщение знаний о структуре писем. Языковые особенности построения письма. Общественная значимость письма в современном обществе.
Практическая часть: письмо реальному адресату.
Дневниковые записи. Основные правила ведения, три разновидности использования дневника (собственно дневник, дневник писателя, литературные произведения в форме дневника).
Практическая часть: составление дневника литературного персонажа.
Отзыв как жанр. Смысловые и структурные особенности жанра отзыва.
Практическая часть: отзыв на прочитанное произведение.
Аннотация. Формирование представления о структуре аннотации. Осознание учащимися её актуальности и ценности в общественной жизни.
Практическая часть: составление аннотации к художественному произведению (например, по повести В. Железникова «Чучело» или по повести Г. Троепольского «Белый Бим Чёрное ухо»).
Эссе как жанр сочинений. Формирование у учащихся представления об эссе как публицистическом жанре, его особенностях.
Практическая часть: эссе «О времени и о себе» Что значит быть патриотом? Составление памятки об особенностях жанра эссе: «Что такое эссе?»
Тема 21. Итоговое занятие «Как наше слово отзовётся…»(2ч.)
Выступления учащихся – защита проектов.
Практическая часть: коллективный проект: создание сборника творческих работ учащихся «Мастерская слова».
Список литературы:
- Антонова Е.С. Тайна текста. Методические рекомендации. 2-е издание М: ООО «Кейс», 2012 – 208 с.
- Арсирий А.Т., Дмитриева Г.М. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть первая. Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР Москва-1963
- Асмолов А.Г. Системно-деятельностный подход к разработке стандартов нового поколения. М.: Педагогика, 2009.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2001 (CD).
- Григорян Л.Т., Язык мой – друг мой: Материалы для внеклас. работы по рус. Яз.: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.
- Иванова С.Ф. Введение во храм Слова: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М: издательство «Отчий дом», 2006 г. – 336 с., ил.
- Концепция Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования/ Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. М.: Просвещение, 2008.
- Люстрова З.Н., Скворцов Л.И., Дерягин В.Я. Беседы о русском слове. М., «Знание», 1978. – 304 с.
- Машевская Л.В., Данбицкая Л.В. Творческие задачи по русскому языку (Из опыта работы со словом). – СПб.: КАРО, 2003. – 124 с.
- Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку. 5-6 классы/ Сост. Т.Н.Трунцева. – М.:ВАКО, 2014. – 32 с.
- Развивайте дар слова: Факультатив. Курс «Теория и практика сочинений разных жанров»/ Ю.И.Равенский, П.Ф. Ивченков, Г.А. Богданова, С.А. Никольская; Сост. Т.А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 4-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1990. – 176 с., ил.
- Турниры знатоков русского языка: Дидактические материалы / Авт.-сост. Н.М. Лебедев. – М.: Вербум-М, 2006. – 141 с. – (Словесник; Профильная школа)
- Успенский Л. Слово о словах. М: Мир энциклопедий Аванта +, 2008 г. - 544 с., ил.
- Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015гг.: [Электронный документ]. Режим доступа: http://mon.gov.ru/press/new/8286
- Фелицына В.Н., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения. Лингвостановедческий словарь. / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под ред. Верещагина Е.М., Костомарова В.Г. – М.: «русский язык», 1979. – 240 с.
Словари русского языка:
- Агеенко Ф.А., Зарва М.В.Словарь ударений для работников радио и телевидения. – М., 1960г. – 216 с.
- Александрова З.Е.Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А. Четко. - М.: Сов. Энциклопедия, 1969. - 600 с.
- Алекторова Л.П. и др.Учебный словарь синонимов русского языка / Л.П. Алекторова, В.И. Зимин, ОМ. Ким, Н.П. Колесников, В.Н. Шанский. - М.: Школа-Пресс, 1994. - 209 с.
- Ахманова О.С.Словарь омонимов русского языка. - М.: Сов. Энциклопедия, 1974. - 448 с.
- Баранов М.Т.Школьный орфографический словарь русского языка. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1996. - 240 с.
- Бельчиков Н.А., Панюшева М.С. Трудные случаи употребления однокоренных слов русского языка. – М., 1968.-216 с.
- Борунова С.Н. и др.Орфоэпический словарь русского языка / С.Н. Борунова, В.Л. Воронцова, Н.А. Еськова; Под ред. Р.И. Аванесова. – М., 1983. – 426с.
- Быстрова Е.А., Окунева А.П., Шанский Н.М.Краткий фразеологический словарь русского языка. - СПб.: Просвещение, 1994. - 268 с.
- Введенская Л.А.Словарь антонимов русского языка. – М., 1971. - 679 с.
- Введенская Л.А., Колесников Н.П.Новый орфографический словарь. - Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1994. -275 с.
- Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М., 1984. – 395с.
- Горбачевич К.С.Трудности словоупотребления и варианты норм русского литературного языка. – М., 1973. – 216с.
- Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 томах / В.И. Даль. М. : Русский язык - Медиа, 2006.
- Евгеньева А.П. Словарь синонимов. - Л., 1975. - 463 с.
- Жуков В.П.Школьный фразеологический словарь русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 447 с.
- Жуков В.П., Сидоренко М.И., Шкляров В.Т.Словарь фразеологических синонимов русского языка /Под ред. В.П. Жукова. - М.: Рус. яз., 1987. - 448с.
- Колесников Н.П.Словарь омонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М, 1976. - 467с.
- Колесников Н.П.Словарь паронимов русского языка. –М., 1971.-416 с.
- Колесников Н.Т.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Н.М. Шанского. - М., 1972. - 670 с.
- Кузнецова А.И., Ефремова Т.Ф.Словарь морфем русского языка. – М., 1986. – 469с.
- Львов М.Р.Словарь антонимов русского языка / Под ред. Л.А. Новикова. - М.: Просвещение, 1978. - 437 с.
- Львов М.Р.Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1980. - 272 с.
- Максимов С.Крылатые слова. - М.: Худ. лит-ра, 1969. - 528 с.
- Никонов В.А. Словарь русских фамилий. – М.: Школа-пресс, 1993.
- Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов; Под ред. проф. Л.И. Скворцова. – 28-е изд., перераб. – М.: ООО «Издательство «Мир и образование»: ООО «Издательство «ОНИКС-ЛИТ», 2012. – 1376 с.
- Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. - 288с.
- Потиха З.А.Школьный словарь строения слов русского языка: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1987. – 319с.
- Розенталь Д.Э., Толенкова М.А.Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1976. – 680с.
- Рохманова Л.И.Трудности русского языка. – М., 1974. – 438с.
- Словарь иностранных выражений и слов / АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.М. Бабкина, В.В. Шендецова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Ленинград: Наука, 1981. – 696 с.
- Словарь лингвистических терминов2012. http://linguistic-dictionary.info/word/jA/Jazk-179.html
- Словарь современного русского литературного языка: В 17 т. /АН
СССР. М., 1950-1965. - Тихонов А.Н.Словообразовательный словарь русского языка: В 2 т. – М., 1985.
- Тихонов А.Н.Школьный словообразовательный словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1978. – 365с.
- Ушаков Д.Н.Орфографический словарь: 10.000 слов. – М., 1938. - 250с.
- Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь: Для учащихся средней школы. - 38-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1984. - 224 с.
- Ушакова О.Д. Этимологический словарик школьника. – СПб.: Издательский дом «Литература», 2005.
- Фразеологический словарь русского языка / Л.А. Воинова, В.П. Жуков, А.И. Федоров; Под ред. А.И. Молоткова.-М.:Сов.Энциклопедия, 1968.-543 с.
- Школьный словарь иностранных слов / В.В. Одинцов, Г.П. Смолицкая, Е.И. Голанова, И.А. Василевская; Под ред. В.В. Иванова. – М., 1983. – 319с.
- Электронный словарь сокращений, на конец 2011 года виртуальное издание содержит более 130 000 сокращений и аббревиатур. http://sokr.ru.
- Этимологический словарь славянских языков, вып. 1-А. Под ред. Трубачева О.Н. - М., 1974. - 316 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/10/picture-200917-1360519752.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»
Рабочая программа по внеурочной деятельности в 2-3 классе «Английский с удовольствием»...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/16/picture-346039-1384600378.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Удивительная физика". 5 класс
Кружок «Удивительная физика» предназначен для ознакомления учащихся 5 классов средней школы с широким кругом явлений физики, с которыми учащиеся непосредственно сталкиваются в повседневной жизни...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/09/picture-212232-1433842483.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности по химии 7 класс
Рабочая программа пропедевтического курса 7 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по химии и Программы курса химии для 7 класса общеобразовательных учреждений а...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/17/picture-644961-1437158315.jpg)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Музыкальная палитра" в рамках ФГОС.
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом министерства образования и науки РФ от 6 октя...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/30/picture-475775-1477815899.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Развивайте дар речи»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности«Развивайте дар речи»...
Рабочая программа по внеурочной деятельности Баскетбол 3-4 классы ФГОС
Программа по внеурочной деятельности, баскетбол.Календарно тематическое планирование...
![](/sites/default/files/pictures/2021/06/30/picture-1339175-1625081175.jpg)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для учащихся 10 классов «Основы проектной деятельности»
Содержание программы учебной дисциплины «Основы проектной деятельности» направлено на достижение цели: развитие исследовательской компетентности учащихся посредством освоен...