Урок-путешествие на остров "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Боженко Юлия Ивановна

Цели:

  1. Углубить и расширить знания учащихся об использовании обращений в предложениях; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
  2. Активизировать индивидуальные, творческие способности учеников, развивать логическое и образное мышление учащихся.
  3. Воспитывать любовь у учащихся к родному языку; сплоченность коллектива.

Тип урока: Урок обобщения материала по данной теме.

Формы проведения: Урок-игра (учебно-ролевая игра), урок-путешествие.

Методы: Объяснительно-иллюстративнвй,частично-поисковый.

ТСО, оборудование: компьютер, проектор, экран, плакат, карточки, презентация, раздаточный материал.

Используемые на уроке современные технологии: игровые, компьютерные.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx34.71 КБ
Файл prezentatsiya.pptx2.86 МБ

Предварительный просмотр:

Урок-путешествие на остров «Обращение».

Тема урока: «Обращение».

Цели:

  1. Углубить и расширить знания учащихся об использовании обращений в предложениях; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки учащихся.
  2. Активизировать индивидуальные, творческие способности учеников, развивать логическое и образное мышление учащихся.
  3. Воспитывать любовь у учащихся к родному языку; сплоченность коллектива.

Тип урока: Урок обобщения материала по данной теме.

Формы проведения: Урок-игра (учебно-ролевая игра), урок-путешествие.

Методы: Объяснительно-иллюстративнвй,частично-поисковый.

ТСО, оборудование: компьютер, проектор, экран, плакат, карточки, презентация, раздаточный материал.

Используемые на уроке современные технологии: игровые, компьютерные.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Приветствие

(Учитель)

-Здравствуйте, дорогие друзья! Присаживайтесь на места. Поприветствуйте друг друга, используя в своем приветствии имена. Поприветствуйте наших дорогих гостей.

(Учащиеся в своих приветствиях используют обращения).

Проверьте свою готовность к уроку. На сегодняшнем уроке нам понадобятся знания прошлого урока, ваше внимание и сосредоточенность, чтобы закрепить уже имеющиеся приобретенные навыки. Итак, начнем.

(Учитель):

-Артем, ты любишь заниматься спортом?

-Саша, какой у тебя любимый предмет в школе?

-Настя, ты любишь рисовать?

-Сережа, есть ли у тебя дома кот или собака?

(Учащиеся отвечают)

(Учитель): Ребята, а почему вы отвечали на мои вопросы?

(Учащиеся): Потому что Вы обратились к нам по имени.

Так что же это за слово, называющего того, к кому обращаются с  речью?

(Учащиеся): Обращение.

(Учитель): Вот и сегодня мы будем продолжать работать над темой «Обращение».

                         Слайд 2:

Двадцать шестое февраля.

Классная работа.

Обращение.

Сделайте записи в тетради.

II.  Постановка целей и задач урока, установка на игру:

Слайд 3:

Мы знаем:

  • Что такое обращение.
  • Как оформляется (выделяется) на письме.
  • Каким членом предложения является.

(Учащиеся дают ответ)

Учитель (подводит учащихся к тому, чтобы они самостоятельно сформировали цели урока).

Слайд 4:

-Цели нашего урока:

1) повторить пройденный материал и закрепить его;

2) потренироваться в  распознавании обращений и в разграничении подлежащих и обращений в предложениях, например, в таких предложениях как:

Дима, выйди к доске.

Дима вышел к доске.

Учитель. Ребята! Посмотрите, какая погода за окном: холодно, пасмурно, дует ветер. Хочется уплыть по морю в какие-нибудь дальние края, туда где греет ласковое солныщко. Как вы уже заметили, сегодня у нас необычный урок. Мы отправляемся в далекое и трудное плавание. Конечно, море будет ненастоящим, но плыть от этого не станет легче. Это море знаний - самое бурное, штормовое из всех морей, существующих на Земле. Мы отправляемся в путешествие на двух кораблях. (В классе парты стоят в два ряда и соответственно первый корабль – первый ряд, второй корабль – второй ряд) Наше плавание    будет проходить не только в пространстве, но и во времени. Итак, в путь! Мы путешествуем по морю к острову под названием «Обращение».

 III. Повторение изученного.

Слайд 5: В добрый путь, дорогие друзья!

Задание №1:

Дайте название своим кораблям

Учитель:  Сейчас  мы узнаем названия наших кораблей, кто быстрее? (Команда должна  из карточек, на которых написано по одной букве, сложить название   корабля: «Бесстрашный» и «Непобедимый».(Слайд 6)

За каждое правильно выполненное задание вы получите трофей (жетончик).

 (Команда, сложившая название корабля быстрее, получает жетон)

        

Задание №2. Местонахождение: Город Синтаксисград.

(Учитель): Как я вам уже сказала, наше путешествие происходит во времени. Таким образом, мы находимся от острова на приличном расстоянии, т.е. на несколько уроков назад в разделе «Синтаксис и пунктуация», т.е в городе Синтаксисграде. Итак, преодолеем первую трудность: нужно разгадать кроссворд (вызываются поочередно представители от каждой команды и вписывают фломастером правильный ответ в соответствующую графу кроссворда, распечатанного на ватмане и прикрепленного заранее около доски).

(Один правильный ответ – один жетон).

Слайд 7: Полный вперед! (Команду отдают капитаны).

Вопросы кроссворда на слайдах 8-12.

  1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически. (Словосочетание).
  2. Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом. (Обстоятельство)
  3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … (Второстепенные)
  4. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи. (Сказуемое)
  5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. (Подлежащее)
  6. Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение. (Дополнение)
  7. Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. (Однородные)
  8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится… (Тире)
  9. Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями. (Определение).

IV.  Актуализация знаний.

Учитель: Вы большие молодцы! В своем трудном пути не растеряли багаж знаний по синтаксису русского языка и с легкостью справились с заданием. Вы становитесь все ближе и ближе к цели на столько миль, сколько жетончиков вы принесли своей команде.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем находить обращения в тексте, учиться расставлять правильно знаки препинания, выразительно читать, все это мы будем выполнять, путешествуя на кораблях.

Учитель. Вот и первый риф. Его  преодолеет тот, кто выполнит задание.

 А что такое риф? Найдите определение данного понятие, посмотрите внимательно вокруг. (Толкование слова риф распечатано на половине листа и прикреплено к одному из стендов в кабинете).

(Учащиеся находят).

Учитель: Самый внимательный путешественник приносит своей команде жетончик.

Слайд 13.

Риф – это подводная или мало возвышающая над уровнем моря скала, препятствующая судоходству.

 

Учитель: Внимание! Внимание! Пираты захватили ваши судна и просят выполнить задания в командах. (Задание выдается на карточках каждой команде отдельное, выполняется учащимися в группе, а затем представитель от каждой команды озвучивает правильные ответы).

Слайд 14. Задание 3 (работаем в команде):

Расставьте знаки препинания и подчеркните выделенные слова как члены предложения «Бесстрашные»

Что растет там дочка в садике твоем?

Дочка носит воду и гремит ведром.

«Непобедимые»

Всех излечит исцелит добрый доктор Айболит.

Приезжайте доктор в Африку скорей.

Слайд 15. Проверяем:

«Бесстрашные»

Что растет там, дочка, в садике твоем?

Дочка носит воду и гремит ведром.

«Непобедимые»

Всех излечит, исцелит добрый доктор Айболит.

Приезжайте, доктор, в Африку скорей.

Учитель (поощряет команду, выполнившую задание без ошибок). Ребята! А ведь пираты взяли в плен нескольких наших путешественников! Чтобы вызволить их из плена вам нужно выполнить задание № 4: расставить «пленных» в правильном порядке, отражая пунктуацию при обращениях. (Правила игры: один пленный держит в руках табличку «ОБРАЩЕНИЕ», двое пленных «ЗАПЯТАЯ», еще двое – это «ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Путешественники должны расставить «пленных» тремя способами.

  1. «ОБРАЩЕНИЕ» - «ЗАПЯТАЯ»- «ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
  2. «ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» - «ЗАПЯТАЯ»- «ОБРАЩЕНИЕ»- «ЗАПЯТАЯ» - «ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
  3. «ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» - «ЗАПЯТАЯ»- «ОБРАЩЕНИЕ».

Учитель: Молодцы! Вы освободили своих товарищей из пиратского плена. Вы умеете работать в команде, но для того, чтобы пройти по морю много миль, вам нужно поработать индивидуально. (Карточки)

V.  Обобщение изученного.

3.1 Индивидуальное задание по карточкам (Слайд 16,17).

Задание 5.

Какой член предложения, как и обращение,

может быть выражен существительным в

именительном падеже? Спишите предложения в тетрадь, расставьте знаки

препинания, объясните свой выбор.

Мой куманёк пришёл ко мне на ужин.

Тебя мой куманёк век слушать я готова.

Задание 6. Составьте предложения так, чтобы в одном

случае данные слова были подлежащими, а в

других – обращениями:

друг             мамочка        Николай Иванович

Взаимопроверка в парах.

Слайд 18. Ребята, вы уже почти у цели!

Задание 7. Цифровой диктант (слайд 19).

УКАЖИТЕ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ОБРАЩЕНИЕ.

1. Ребята давайте жить дружно.

2. Ребята собрались в поход.

3.Что ты рано осень в гости к нам пришла?

4.Подкралась осень незаметно.

5. Не трещите морозы в заповедном бору.

6. К утру мороз крепчал.

7. Вылезайте муравьи после зимней стужи.

8. Муравьи санитары леса.

9. Догорай костер дотла.

10. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей.

11. Песню эту пронесем друзья по свету.

12. Друзья познаются в беде.

13. Прощай любимый город.

3.2.        Самопроверка (слайд 20).

3.3 Задание 8. (Карточка). Спишите текст, выделите обращения и подчеркните их как члены предложения (Задание резервное, дается для учащих, выполнивших предыдущее задание раньше остальных. Приносит команде дополнительные баллы).

«Как милый Петушок поешь ты громко, важно!»-

«А ты Кукушечка мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всем лесу у нас такой певицы нет!»-

«Тебя мой куманёк век слушать я готова».-

«А ты красавица божусь,

Лишь только замолчишь, то я жду, не дождусь,

Чтоб начала ты снова…»

Проверка(слайд)

3.5  Итог путешествия.

Учитель: Наше плавание подходит к концу. Мы благополучно обошли все подводные и надводные препятствия и, наконец, попадаем на наш остров.

Смотрите! Смотрите! Справа по борту какой-то предмет! Это закупоренная бутылка. Выловим и откроем ее. На листке что-то написано.

   

«Дорогие ребята! Вы достойны победы. Ваше путешествие, к сожалению, заканчивается. И вот перед вами остров «ОБРАЩЕНИЕ». До встречи, друзья, на острове «Вводные слова».

VI. Итог урока. (Слайд  25).

Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того,…

    В устной речи обращение выделяется…

    а в письменной……

    Обращение может состоять …………. Обращение не является….

Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится…

Домашнее задание (Слайд 26).

Рефлексия (Слайд 27). Выберите нужную цифру.

  1. Урок полезен, всё понятно.
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
  3. Ещё придётся потрудиться.
  4. Да, трудно всё-таки учиться!

Обоснование выбора используемых технологий.

При подготовке и проведении урока мною были выбраны игровые и компьютерные технологии. Применение передовых технологий в своей работе  я считаю необходимым для развития творческой активности учащихся и развития интереса к изучаемому предмету.

Урок-путешествие, который я дала в 5 классе, предполагает изучение темы «Обращение», являющейся обязательной темой в 5 классе.  На изучение данной темы программой предусмотрено два часа. Из них первый урок – это урок изучения нового материала, а второй – урок закрепления навыков выделения обращений в тексте и пунктуационное их оформление, а также обобщения знаний по данной теме. В этом мне помогло применение игровых технологий. 

 Игровые технологии способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, а также:

1)правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

        При подготовке и выборе формы проведения открытого урока я учитывала игровые компоненты, определяющие структуру игры, вырабатывала правила игры и определила форму проведения урока как ролевую игру (учащиеся 5 класса получают роли мореплавателей, капитанов корабля), урок-путешествие. Как известно, психологическую основу учебно-ролевых уроков составляет механизм воображения: ребята представляют себя в определенных ролях, оказываются в заданной ситуации, совместно решают поставленную задачу. Приняв за основу соответствующий механизм, можно оживить даже самый сложный материал. Успех такого урока заключается в его необычности (использование сказочного, фантастического сюжета, приглашение любимых героев) и в доступности изложения материала, а также в  использовании яркой наглядности. Ведь ребятам надоедает «зубрить» из урока в урок материал учебника. Но если, например, представить, что ты попал на необитаемый остров или на другую планету и тебе надо помочь соплеменникам, что ради этого не сделаешь?!

Наглядность на уроке была представлена с использованием компьютерных технологий (презентация)

Цель применения ИКТ на уроке:

          активизация познавательной деятельности учащихся;

          формирование коммуникативной компетенции.

          помощь воображению (учащимся легко представить себя плывущими по морям, если презентация оснащена красочными слайдами с фотографиями островов, моря, кораблей);

          формирование информационной культуры.

         Методика  данного урока позволила проявить учащимся  познавательную активность и интерес к изучаемой теме. Учащиеся отвечали на вопросы, делали верные выводы, делились полученной информацией и мнениями.

         Я думаю, что на данном уроке  цели были достигнуты, учащиеся справились с поставленной перед ними задачей, а использование ИКТ  на уроке ориентировало учеников на результативность и успех. 

 Все эти приёмы я использовала, так как они соответствуют моему подходу в преподавании русского я зыка в 5 классе. И этот урок вписывается в мою концепцию преподавания данного предмета, занимая своё нужное место.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок-путешествие на остров «Обращение». Автор урока: Боженко Юлия Ивановна, учитель русского языка и литературы.

Слайд 2

Двадцать шестое февраля. Классная работа. Обращение.

Слайд 3

Что такое обращение. Как оформляется (выделяется) на письме. Каким членом предложения является . Мы знаем:

Слайд 4

Цели урока: 1) Повторить пройденный материал и закрепить его. 2) Потренироваться в распознавании обращений и в разграничении подлежащих и обращений в предложениях, например в предложениях: Дима, выйди к доске. Дима вышел к доске.

Слайд 5

В добрый путь, дорогие друзья! Задание №1: Дайте название своим кораблям

Слайд 6

«БЕССТРАШНЫЙ» «НЕПОБЕДИМЫЙ»

Слайд 7

ПОЛНЫЙ ВПЕРЕД!

Слайд 8

Конкурс №2. Кроссворд. 1. Это сочетание двух слов, связанных по смыслу и грамматически . 2. Второстепенный член предложения, обозначает признак по месту, времени, причине, цели, выражен наречием или существительным с предлогом.

Слайд 9

3. Подлежащее и сказуемое – это главные члены предложения. А определение, дополнение, обстоятельство – это … 4. Главный член предложения, который обозначает то, что говорится о предмете речи.

Слайд 10

5. Главный член предложения, который обозначает предмет речи. 6. Второстепенный член предложения, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей и выражается обычно существительным и местоимение.

Слайд 11

7. Эти члены предложения относятся к одному и тому же слову, отвечают на один и тот же вопрос и произносятся с интонацией перечисления или противопоставления. 8. Если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в форме именительного падежа, то между ними ставится…

Слайд 12

9. Второстепенный член предложения обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? чей? и выражается обычно именами прилагательными и некоторыми местоимениями.

Слайд 13

Риф – это подводная или мало возвышающая над уровнем моря скала, препятствующая судоходству.

Слайд 14

Задание 3 (работаем в команде): Расставьте знаки препинания и подчеркните выделенные слова как члены предложения «Бесстрашные» Что растет там дочка в садике твоем? Дочка носит воду и гремит ведром. «Непобедимые» Всех излечит исцелит добрый доктор Айболит. Приезжайте доктор в Африку скорей .

Слайд 15

Проверяем: «Бесстрашные» Что растет там , дочка, в садике твоем? Дочка носит воду и гремит ведром. «Непобедимые» Всех излечит , исцелит добрый доктор Айболит. Приезжайте , доктор, в Африку скорей .

Слайд 16

Задание 5. Какой член предложения, как и обращение, может быть выражен существительным в именительном падеже? Расставьте знаки препинания, объясните свой выбор. Мой куманёк пришёл ко мне на ужин. Тебя мой куманёк век слушать я готова.

Слайд 17

Задание 6. Составьте предложения так, чтобы в одном случае данные слова были подлежащими, а в других – обращениями: друг мамочка Николай Иванович

Слайд 18

Ребята! Вы уже почти у цели!

Слайд 19

У КАЖИТЕ НОМЕРА ПРЕДЛОЖЕНИЙ, В КОТОРЫХ ЕСТЬ ОБРАЩЕНИЕ. 1 . Ребята давайте жить дружно. 2. Ребята собрались в поход. 3.Что ты рано осень в гости к нам пришла? 4.Подкралась осень незаметно. 5 . Не трещите морозы в заповедном бору. 6. К утру мороз крепчал. 7. Вылезайте муравьи после зимней стужи. 8. Муравьи санитары леса. 9 . Догорай костер дотла. 10. Люблю тебя моя Россия за ясный свет твоих очей. 11. Песню эту пронесем друзья по свету. 12. Друзья познаются в беде. 13. Прощай любимый город.

Слайд 20

1,3,5,7,9,10,11,13 ПРОВЕРЯЕМ СЕБЯ :

Слайд 21

« Как , милый Петушок, поешь ты громко, важно!»- «А ты , Кукушечка , мой свет, Как тянешь плавно и протяжно: Во всем лесу у нас такой певицы нет!»- «Тебя , мой куманёк, век слушать я готова».- «А ты , красавица, божусь, Лишь только замолчишь, то я жду, не дождусь, Чтоб начала ты снова…» ПРОВЕРЯЕМ! Иван Андреевич Крылов. Басня «Кукушка и Петух»

Слайд 22

Задание: 1. Составьте предложения с обращениями, называя того, к кому, вы обращаетесь, именем собственным. Используйте следующие речевые ситуации: попросите своего товарища дать вам книгу, спросите у учителя разрешения войти в класс. позовите свою собаку гулять; спросите у сестры, когда она придет. посоветуйте другу не есть мороженое. 2 . Запишите составленные предложения, выделяя обращения запятыми.

Слайд 23

ДРУЗЬЯ! ВАШ КОРАБЛЬ ДОСТИГ ЦЕЛИ!!

Слайд 25

Выводы: Обращение – это слово (или словосочетание), называющее того ,… В устной речи обращение выделяется… а в письменной…… Обращение может состоять …………. Обращение не является…. Если обращение произносится с особым чувством, то после него на письме ставится…

Слайд 26

Домашнее задание: Упражнение 502. Придумайте и запишите с несколькими этикетными словами предложения, используя обращения.

Слайд 27

Подведем итоги: Урок полезен, всё понятно. Лишь кое-что чуть-чуть неясно. Ещё придётся потрудиться. Да, трудно всё-таки учиться!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...