Правописание НЕ с именами существительными
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Чиркова Светлана Михайловна

Конспект урока к 5 классе Правописание НЕ с именами существительными

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ne_s_sushchestvitelnymi.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема: «Правописание НЕ с именами существительными»

 

                                                                                                      Чиркова Светлана Михайловна,

                                                                                                    учитель русского языка и литературы

Урок русского языка в 5 классе.

Тема: «Правописание НЕ с существительными»

Вид урока - открытие новых знаний.

Цели урока:

            предметные:

  • помочь освоить содержание орфографического правила “Слитное и раздельное написание не с именами существительными” и алгоритма его использования;
  • развивать речемыслительные способности учащихся;
  • через освоение содержания орфографического правила формировать метапредметные учебные умения:

коммуникативные:

  • умение адекватно воспринимать устную и письменную речь (на этапе словарного диктанта, взаимопроверки);
  • умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем (на этапе взаимопроверки, итогового обобщения);

познавательные:

  • умение формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения (на этапе анализа языкового материала словарного диктанта, заполнения лингвистической таблицы);
  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников (на этапе работы с толковым и этимологическим словарями);

регулятивные:

  • способность к преобразованию информации (на этапе работы с лингвистической таблицей);
  • умение осуществлять самоконтроль, самооценку (на этапе обобщения).

Этапы урока.

  1. Организационно-мотивационный.
  2. Актуализация знаний.
  3. Анализ языкового материала, первые выводы.
  4. Анализ теоретического материала учебника, преобразование в таблицу (переработка материала).
  5. Рефлексия.
  6. Домашнее задание.

Ход урока.

1. Оргмомент 

Приветствие, запись в тетради числа, «Классная работа». Свободную строчку оставляем для записи темы урока, которую мы сформулируем чуть позже, выполнив следующее задание. 

2. Актуализация.

Правописание  не с глаголами, ребята уже знают. (На дом  было задано повторить это правило).

Предлагаю написать небольшой словарный диктант на данное орфографическое правило, включив  при этом  в диктант не только глаголы, но и имена существительные.

Один из учеников пишет диктант на доске, остальные – в тетрадях. В ходе написания диктанта возникает вопрос: “Как писать неряха, ненастье? Почему?”.

На данном этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь. (“Правописание не с именами существительными”).

3. Работа с языковым материалом.

Чертим  таблицу на доске и в тетрадях, формулируем названия столбцов.  В ходе урока заполняем таблицу «Условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными».

Учитель. Ребята, давайте познакомимся с шуточным стихотворением Б. Заходера. (На столах у учащихся стихотворение.) Учитель читает стихотворение.

Побывал я однажды в стране,

Где исчезла частица НЕ.

Посмотрел я вокруг с доумением,

Что за лепое положение?

Но кругом было тихо-тихо,

И во всём была разбериха

И на взрачной клумбе у будки,

Голубые цвели забудки,

И погода стояла настная

И гуляла собачка счастная

И, виляя хвостом уклюже,

Пробегала пролазную лужу.

Мне навстречу без всякого страха

Шёл умытый, причёсанный ряха,

А за ряхой по травке свежей

Шли суразный дотёпа и вежа,

А из школы, взявшись под ручки,

Чинным шагом вышли доучки.

И навстречу всем утром рано

Улыбалась царевна-смеяна,

Очень жаль, что только во сне

Есть страна без частицы НЕ.

Учитель. Понятно ли содержание этого стихотворения?

Вызывает ли у вас что-нибудь удивление?

Есть ли в стихотворении незнакомые слова?

Выпишем существительные, которые не существуют в русском языке:

доумение

разбериха

забудки

ряха

дотёпа

вежа

доучки

смеяна

А теперь попробуем присоединить к ним исчезнувшую частицу НЕ:

недоумение

неразбериха

незабудки

неуклюже

неряха

недотёпа

невежа

недоучки

несмеяна

Учитель: Знакомы ли вам эти слова? Употребляются ли они без НЕ?  Какой мы можем сделать вывод?

Вывод: если существительное не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно.

Ребята записывают вывод в таблицу.

Продолжаем заполнять таблицу опираясь на теоретический материал в учебнике.

– При каких условиях не с именами существительными пишется раздельно?

Заканчиваем заполнение таблицы.

Не пишется слитно

Не пишется раздельно

1. Если слово без не не употребляется:

ненависть, неразбериха, недоумение.

2. Если слово можно заменить синонимом без не:

неправда (ложь),
несчастье (горе).

1. При отрицании:

Это не дом.

2. При наличии противопоставления союзом а.

Это не правда, а ложь.

Делаем вывод: НЕ с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением (запись в таблицу).

А как же быть со словами: не собака, не дом, не брат?

Такие слова невозможно заменить синонимами без НЕ, новое слово не образуется. Делаем вывод: если существительное с НЕ нельзя заменить синонимом, значит слово с НЕ пишем раздельно (запись в таблицу).

Работа с предложением:

Сегодня со мной случилось не счастье, а горе.

Каковы смысловые отношения слов СЧАСТЬЕ –ГОРЕ?

Они друг другу противопоставлены.

Какое слово это противопоставление обозначает явно? Союз А

Делаем вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении содержится противопоставление (запись в таблицу).

4. Закрепление изученного материала.

Работа в парах (по карточкам): даны слова в 2 столбиках, нужно найти соответствия. 
(Не)зависимость -Робость 
(Не)былица- Грубость 
(Не)нависть -Свобода 
(Не)смелость -Возмущение 
(Не)вежливость -Выдумка 
(Не)годование -Вражда 
- Как одним словом можно назвать записанные пары слов? (Синонимы) 
-Что такое синонимы? Какова их роль в русском языке?

Запишите в тетрадь слова 1-го столбика, определите, чем является -НЕ в данных словах (один человек работает у доски). 
- К каким словам мы могли бы не подбирать синонимы, а объяснить их написание по-другому. Как именно? 

- Упр. 311. Выписать из предложений сочетания слов с НЕ-, объяснить правописание, опираясь на таблицу. 

5. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Тренинг “Понятно – непонятно”.

Каждый ученик получает карточку с примером на изученное правило. Он должен объяснить правописание данного слова, назвать условие слитного либо раздельного написания не с именем существительным.

Устная работа идет по цепочке. Справившийся с задачей ученик кладет свою карточку в коробку с надписью “Понятно”. Тот, кто не усвоил материал, молча кладет свою карточку в коробку с надписью “Непонятно”. С анализа примеров, сложенных в коробку “Непонятно”, начнется следующий урок русского языка.

6. Домашнее задание.

Составьте словарную диктовку из 10 слов на изученное правило.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».

Методическая цель урока:  показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

Урок по теме: "Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных первого склонения"

Урок был основан на экскурсии в городской парк. На данном уроке учащиеся закрепляли правописание падежных окончаний существительных первого склонения. Сравнивали падежные окончания родительного, дател...

Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими именами прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями

Таблица " Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями" предназначена для учащихся 5-7 классов. Этот материал может п...

Правописание не с именами существительными. 6 класс.

Предлагаемый конспект урока успешно апробирован. Учащиеся работали заинтересованно, чётко определяли цели, находили пути к их реализации. Задания развивают и закрепляют общеучебные навыки ( например, ...

Правописание Не с именами существительным

Конспект урока русского языка  в 6 классе по программе Тростенцовой,Баранова ,Ладыженской....

Разработка материала к уроку русского языка на тему "Правописание НЕ с именами существительными"

Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание НЕ  с именами существительными. К уроку прилагается авторская презентация....