Правописание НЕ с именами существительными
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока к 5 классе Правописание НЕ с именами существительными
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 5 классе
Тема: «Правописание НЕ с именами существительными»
Чиркова Светлана Михайловна,
учитель русского языка и литературы
Урок русского языка в 5 классе.
Тема: «Правописание НЕ с существительными»
Вид урока - открытие новых знаний.
Цели урока:
предметные:
- помочь освоить содержание орфографического правила “Слитное и раздельное написание не с именами существительными” и алгоритма его использования;
- развивать речемыслительные способности учащихся;
- через освоение содержания орфографического правила формировать метапредметные учебные умения:
коммуникативные:
- умение адекватно воспринимать устную и письменную речь (на этапе словарного диктанта, взаимопроверки);
- умение строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем (на этапе взаимопроверки, итогового обобщения);
познавательные:
- умение формулировать проблему, строить логическую цепь рассуждения (на этапе анализа языкового материала словарного диктанта, заполнения лингвистической таблицы);
- умение извлекать необходимую информацию из различных источников (на этапе работы с толковым и этимологическим словарями);
регулятивные:
- способность к преобразованию информации (на этапе работы с лингвистической таблицей);
- умение осуществлять самоконтроль, самооценку (на этапе обобщения).
Этапы урока.
- Организационно-мотивационный.
- Актуализация знаний.
- Анализ языкового материала, первые выводы.
- Анализ теоретического материала учебника, преобразование в таблицу (переработка материала).
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Ход урока.
1. Оргмомент
Приветствие, запись в тетради числа, «Классная работа». Свободную строчку оставляем для записи темы урока, которую мы сформулируем чуть позже, выполнив следующее задание.
2. Актуализация.
Правописание не с глаголами, ребята уже знают. (На дом было задано повторить это правило).
Предлагаю написать небольшой словарный диктант на данное орфографическое правило, включив при этом в диктант не только глаголы, но и имена существительные.
Один из учеников пишет диктант на доске, остальные – в тетрадях. В ходе написания диктанта возникает вопрос: “Как писать неряха, ненастье? Почему?”.
На данном этапе формулируем тему урока и записываем ее в тетрадь. (“Правописание не с именами существительными”).
3. Работа с языковым материалом.
Чертим таблицу на доске и в тетрадях, формулируем названия столбцов. В ходе урока заполняем таблицу «Условия слитного и раздельного написания НЕ с существительными».
Учитель. Ребята, давайте познакомимся с шуточным стихотворением Б. Заходера. (На столах у учащихся стихотворение.) Учитель читает стихотворение.
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица НЕ.
Посмотрел я вокруг с доумением,
Что за лепое положение?
Но кругом было тихо-тихо,
И во всём была разбериха
И на взрачной клумбе у будки,
Голубые цвели забудки,
И погода стояла настная
И гуляла собачка счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазную лужу.
Мне навстречу без всякого страха
Шёл умытый, причёсанный ряха,
А за ряхой по травке свежей
Шли суразный дотёпа и вежа,
А из школы, взявшись под ручки,
Чинным шагом вышли доучки.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась царевна-смеяна,
Очень жаль, что только во сне
Есть страна без частицы НЕ.
Учитель. Понятно ли содержание этого стихотворения?
Вызывает ли у вас что-нибудь удивление?
Есть ли в стихотворении незнакомые слова?
Выпишем существительные, которые не существуют в русском языке:
доумение
разбериха
забудки
ряха
дотёпа
вежа
доучки
смеяна
А теперь попробуем присоединить к ним исчезнувшую частицу НЕ:
недоумение
неразбериха
незабудки
неуклюже
неряха
недотёпа
невежа
недоучки
несмеяна
Учитель: Знакомы ли вам эти слова? Употребляются ли они без НЕ? Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: если существительное не употребляется без НЕ, оно пишется с НЕ слитно.
Ребята записывают вывод в таблицу.
Продолжаем заполнять таблицу опираясь на теоретический материал в учебнике.
– При каких условиях не с именами существительными пишется раздельно?
Заканчиваем заполнение таблицы.
Не пишется слитно | Не пишется раздельно |
1. Если слово без не не употребляется: ненависть, неразбериха, недоумение. 2. Если слово можно заменить синонимом без не: неправда (ложь), | 1. При отрицании: Это не дом. 2. При наличии противопоставления союзом а. Это не правда, а ложь. |
Делаем вывод: НЕ с существительным пишется слитно, если существительное с не может быть заменено синонимом без не или близким по значению выражением (запись в таблицу).
А как же быть со словами: не собака, не дом, не брат?
Такие слова невозможно заменить синонимами без НЕ, новое слово не образуется. Делаем вывод: если существительное с НЕ нельзя заменить синонимом, значит слово с НЕ пишем раздельно (запись в таблицу).
Работа с предложением:
Сегодня со мной случилось не счастье, а горе.
Каковы смысловые отношения слов СЧАСТЬЕ –ГОРЕ?
Они друг другу противопоставлены.
Какое слово это противопоставление обозначает явно? Союз А
Делаем вывод: НЕ с существительными пишется раздельно, если в предложении содержится противопоставление (запись в таблицу).
4. Закрепление изученного материала.
Работа в парах (по карточкам): даны слова в 2 столбиках, нужно найти соответствия.
(Не)зависимость -Робость
(Не)былица- Грубость
(Не)нависть -Свобода
(Не)смелость -Возмущение
(Не)вежливость -Выдумка
(Не)годование -Вражда
- Как одним словом можно назвать записанные пары слов? (Синонимы)
-Что такое синонимы? Какова их роль в русском языке?
Запишите в тетрадь слова 1-го столбика, определите, чем является -НЕ в данных словах (один человек работает у доски).
- К каким словам мы могли бы не подбирать синонимы, а объяснить их написание по-другому. Как именно?
- Упр. 311. Выписать из предложений сочетания слов с НЕ-, объяснить правописание, опираясь на таблицу.
5. Подведение итогов урока. Рефлексия.
Тренинг “Понятно – непонятно”.
Каждый ученик получает карточку с примером на изученное правило. Он должен объяснить правописание данного слова, назвать условие слитного либо раздельного написания не с именем существительным.
Устная работа идет по цепочке. Справившийся с задачей ученик кладет свою карточку в коробку с надписью “Понятно”. Тот, кто не усвоил материал, молча кладет свою карточку в коробку с надписью “Непонятно”. С анализа примеров, сложенных в коробку “Непонятно”, начнется следующий урок русского языка.
6. Домашнее задание.
Составьте словарную диктовку из 10 слов на изученное правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

10 класс. Урок систематизации и обобщения знаний, умений и навыков. Тема урока: «Правописание падежных окончаний имен существительных».
Методическая цель урока: показ приемов работы по совершенствованию навыков правописания падежных окончаний имен существительных с использованием информационно-коммуникационных технологий. Работ...

Урок по теме: "Упражнения в правописании падежных окончаний имен существительных первого склонения"
Урок был основан на экскурсии в городской парк. На данном уроке учащиеся закрепляли правописание падежных окончаний существительных первого склонения. Сравнивали падежные окончания родительного, дател...

Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими именами прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями
Таблица " Правописание НЕ с именами существительными, качественными полными и краткими прилагательными, наречиями на -О и -Е, причастиями" предназначена для учащихся 5-7 классов. Этот материал может п...

Правописание не с именами существительными. 6 класс.
Предлагаемый конспект урока успешно апробирован. Учащиеся работали заинтересованно, чётко определяли цели, находили пути к их реализации. Задания развивают и закрепляют общеучебные навыки ( например, ...

Правописание Не с именами существительным
Конспект урока русского языка в 6 классе по программе Тростенцовой,Баранова ,Ладыженской....

Разработка материала к уроку русского языка на тему "Правописание НЕ с именами существительными"
Разработка урока русского языка в 6 классе на тему "Правописание НЕ с именами существительными. К уроку прилагается авторская презентация....

